ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация: Статья посвящена проблеме обеспечения комплексного подхода в формировании духовно-нравственного воспитания умственно отсталых детей, включающего социально-психологическую адаптацию «особенных детей» и создание специальных условий для интенсивного развития нравственных качеств у них.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ФГОС, обучающиеся, умственная отсталость, комплексный подход, умственно отсталые дети.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Главная роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, хотя ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишен духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут». Для того чтобы ребенок с умственной отсталостью мог научиться общаться, ему было комфортно и безопасно среди сверстников и взрослых, в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Этому наиболее эффективно способствует комплексный подход через Программу духовно-нравственного развития, входящей в адаптированную общеобразовательную программу для обучающихся, перешедших на ФГОС О УО детей с 01.09.2016 года. При написании программы обязательно учитываются особенности развития первоклассников. При умственной отсталости «восприимчивость к новому» недоразвита. Нарушение центральной нервной системы не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания духовно-нравственных качеств, создает преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылки личностного развития младшего школьника. Первичным дефектом в психической структуре развития при умственной отсталости является инактивность (Л.С. Выготский, 1983; С.Я. Рубинштейн, 1986). Поэтому жизненный опыт этих детей отличается примитивностью, бедностью, недифференцированностью представлений и знаний даже по отношению к предметам и явлениям ближайшей повседневной действительности. Одновременно для умственно отсталых характерно недоразвитие умений самостоятельно оперировать имеющимися представлениями, знаниями, ранее сформированными умениями; недоразвита способность к переносу имеющегося опыта в сколько-нибудь новые для ребенка условия. Кроме того, у этих детей слабо развиты коммуникативные навыки, отсутствует или не развито понятие толерантности.
Нравственное воспитание предполагает многогранность направлений и механизмов воздействия на личностное развитие ребенка. Прежде всего, оценкой нравственной воспитанности является поведение учащегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действительности, к людям, самому себе. Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе нашей образовательной организации, семьи и других институтов общества. На уроках осмысление духовных ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по предметам: «Человек», «Окружающий социальный мир», «Речевая и альтернативная коммуникация» и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Учителя начальных классов разработали цикл бесед на основе статей «Детского мира» К.Д. Ушинского, способствующих формированию мировоззрения детей на принципах высокой нравственности и морали. Важной частью в этой работе является творческая деятельность: рисование, лепка, моделирование, сюжетно-ролевые игры. В ходе внеклассных занятий в ГПД учениками приобретаются ценностные нравственные знания и практический опыт. Совместно с педагогом-организатором, музыкальным руководителем становятся активными участниками в подготовке к школьным праздникам. Режим занятий построен таким образом, чтобы все обучающиеся могли посещать кружки и спортивные секции по интересам. Начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе участия в общественно значимых моделях (добровольное сознательное участие в трудовых акциях, помощь ветеранам труда и так далее) возможен при организации внешкольной деятельности.
Школьная программа духовно-нравственного развития включает в себя четыре основных направления деятельности:
«Гражданско-патриотическое воспитание».
Цель: воспитание чувства патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина Российской Федерации.
«Нравственное воспитание».
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
«Трудовое воспитание».
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни.
«Эстетическое воспитание».
Цель: формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
В программе духовно-нравственного развития внеурочная деятельность определена пятью направлениями:
1. Познавательная деятельность:
- День флага;
- День народного единства;
- 16 ноября – День толерантности (Уроки толерантности);
- День Героев России;
- «Символы президентской власти»;
- «Что значит быть культурным?»;
- «С чего начинается Родина?»;
- «Мой район, мой дом»;
- День города;
- День России;
2. Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:
- спортивная военно-патриотическая игра «Зарница»;
- конкурсы рисунков «Родина начинается с семьи», «Я люблю свой город ОМСК ».
3. Досугово - развлекательная деятельность:
- школьные праздники на военно-патриотическую тематику;
- проведение уроков воинской славы России под девизом «Этих дней не смолкнет слава».
4. Игровая деятельность:
- тренинги «Учитесь быть терпеливыми»;
- игра «Семейный очаг»;
- познавательные игры «Знаешь ли ты свою школу», «Путешествие по столице РОССИИ», «Путешествие по родному городу», «Памятные места родного города»;
- ролевая игра «Мой мир».
5. Социально-творческая деятельность (акции):
- акция «Родной край»;
- акция «Письмо в прошлое»;
- акция «Подари экспонат музею»;
- историко-патриотическая акция «Военная фотография»;
- акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла);
- акция «Вспомним всех поименно» (изготовление флажков с именами родственников – участников Великой Отечественной войны).
В педагогической практике при воспитании обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста целесообразно применять наиболее знакомые и традиционные формы мероприятий: беседы «Омск – родной город», «Россия – Родина моя», «Узнаю Россию по символу»; викторины: «Я знаю символы России», «Символика России»; экскурсии в городской краеведческий музей, по городу и виртуально; театрализация русских народных сказок; спортивные соревнования; коллективные творческие работы.
Уклад школьной жизни как система устоявшихся, привычных форм жизнедеятельности является носителем важных компонентов формируемой системы духовно-нравственного развития. Поэтому традицией стали «семейные встречи» и «семейные праздники» обучающихся и родителей, на которых ребята инсценируют, участвуют в конкурсах.
В план мероприятий основных направлений данной программы включены социальные и творческие проекты, которые можно считать инновационным подходом в организации обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью. В рамках учебной деятельности на следующий учебный год запланированы проекты:
1. Исследовательский проект «История появления Гимна России».
2. Творческий проект-конкурс «Герб нашего города».
3. Уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвященные Дню вывода Советских войск из Афганистана, «Ты же выжил, солдат!».
При реализации данной программы формируются базовые национальные ценности, которые заложены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599).
3. Агишова Е.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения классов, изучающих Православную культуру России: взаимодействие с родителями: Материалы III международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека», Новосибирск, НГПУ, 2008 г.
4. Процко Т.А. Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 107 с
5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – Белгород, 1994.
6. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. – Владимир, 1993.