Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы и на внеклассных мероприятиях в 5- 9 классах
Выполнила Яковлева Ольга Петровна
учитель русского языка и литературы
2021 год
Цель: создание системы духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
Задачи :
- работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу, самовоспитанию на основе литературных произведений, прививать нравственные ориентиры в жизни;
- добиваться сознательной дисциплины в классе, уважения к закону;
- воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми;
- воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.
Труд и творчество
Любовь к Родине
Семейные традиции
Милосердие
Тематические блоки
Дружба
Дар слова
Бережное отношение к природе
Дар слова:
Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)
- «Язык – бесценный дар Бога» (Беседа в 5 кл.)
- «Берегись такого слова, которое разъединяет людей» (Сочинение 5 кл.)
- Беседа «Слово – дело великое» (6 кл.)
- Анализ стихотворения «Ищу слова» (6 кл.)
- Беседа «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь» С. Маршак (7 кл.)
- Анализ стихотворения Я. Козловского «Русской речи государь по прозванию Словарь» (7 кл.)
- Беседа «Русский язык в семье славянских языков» (8 кл.)
- Беседа «Русский язык – национальный язык русского народа» (9кл.)
- Письмо по памяти И.С. Тургенев «Русский язык» (9кл.)
- Беседа «Нуждается ли современный русский язык в защите» (9кл.)
Бережное отношение к природе:
Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)
- Анализ текста «Воробей» (5 кл.)
- Сочинение «Краски золотой осени» (5 кл.)
- Сочинение –описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща» (5 кл.)
- Изложение «Прогулка по лесу» (5 кл.)
- Анализ текста «Скворец – полезная птица» (6 кл.)
- Диктанты «Отдых в деревне», «Зимой», «Светлячки», «Белка» (5 кл.)
- Изложение «Лёнка, любимец ребят» (7 кл.)
- Диктанты «Любите природу», «Лес осенью», «Гроза» (8 кл.)
- Анализ текста А.И. Куприна «Раннее весеннее утро» (9 кл.)
- Сочинение – описание по картине А.А. Пластова «Первый снег» (9кл.)
Труд и творчество:
Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)
- Беседа о ремёслах «Орлик – ремесленская слобода» (5 кл.)
- Сочинение «Как сварить щи» (6 кл.)
- Сочинение-описание по картинке А. А. Пластова «Ужин трактористов» (6 кл.)
- Сжатое изложение «Искусство» (8 кл.)
- Диктант «Славный мастер» (9 кл.)
- Анализ текста «Дом Эдварда Грига» К. Паустовский (8 кл.)
- «Школьная Пушкиниана в Каратове» (8 кл.)
- Сочинение-описание портрета Ф. И. Шаляпина худ. Б. М. Кустодиева (8 кл.)
- Анализ очерка В. Липатова о Шаляпине и художнике (8 кл.)
- Анализ стихотворения М. Цветаевой «Моим стихам…» (9 кл.)
Семейные традиции:
Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)
- Беседа «Деревенская изба» (5 кл.)
- Анализ текста В. Сухомлинского «Семь дочек» (5 кл.)
- Сочинение-повествование «Как мы с мамой пекли пироги» (5 кл.)
- Сочинение-описание по картине З. Е. Серебряковой «За завтраком» (6 кл.)
- Сжатое изложение «Воспитание» (7 кл.)
- Анализ текста «Бабушка» (отрывок из повести М. Горького «Детство») (8 кл.)
Любовь к Родине:
Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)
- Сочинение «Моя Родина» (5 кл.)
- Беседа «Москва – сердце нашей Родины» (5 кл.)
- Беседа «Родная земля и в горсти мила» (5 кл.)
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» (6 кл.)
- «Репортаж из родного города» (8 кл.)
- Статья «Что значит быть полезным Родине» (8 кл.)
- Анализ текста «Мамаев курган» (из воспоминаний писателя В. П. Некрасова» (9 кл.)
- Анализ текста В. Линова «Гражданская позиция» (9 кл.)
Дружба:
Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)
- Сочинение «Крепкую дружбу топором не разрубишь» (5 кл.)
- Письмо к другу (6 кл.)
- Репортаж «Футбол с друзьями» (8 кл.)
- Диалог с другом (8 кл.)
- Диктант «Умные и верные друзья» (9 кл.)
- Сжатое изложение «Дружба» (7 кл.)
- Рецензия на кинофильм «Чучело» (9 кл.)
Бережное отношение к природе:
Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)
- Анализ стихотворений А. А. Фета «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая» (5 кл.)
- Конкурс стихов русских поэтов 20 века о родной природе (5 кл.)
- К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» (5 кл.)
- А. С. Пушкин «Зимнее утро» (6 кл.)
- М. Ю. Лермонтов «Тучи», «Листок», «Утёс» (6 кл.)
- Поэзия о природе Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (6 кл.)
- В. А. Жуковский «Приход весны» (7 кл.)
- Л. Н. Андреев «Кусака» (7 кл.)
- В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (7 кл.)
- Н. Заболоцкий «Уступи мне, скворец, «уголок»» (8 кл.)
- Б. Л. Пастернак «Весна в лесу» (9 кл.)
Семейные традиции:
Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне» (5 кл.)
- Н. В. Гоголь «Заколдованное место» (5 кл.)
- В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» ( 6 кл.)
- В. М. Шукшин «Критики» (6 кл.)
- «Поучения Владимира Мономаха» (7 кл.)
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (7 кл.)
- А. С. Пушкин «Станционный смотритель» (7 кл.)
- М. Ю. Лермонтов «Песня про царя… и удалого купца Калашникова» (7 кл.)
- Максим Горький «Детство» (7 кл.)
- А. Н. Вертинский «Доченьки» (7 кл.)
- Д. И. Фонвизин «Недоросль» (8 кл.)
- Л. Н. Толстой «После бала» (8 кл.)
- А. И. Куприн «Куст сирени» (8 кл.)
Милосердие:
Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)
- Анатолий Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (5 кл.)
- А. И. Куприн «Чудесный доктор» (6 кл.)
- В. Г. Распутин «Уроки французкого» (6кл.)
- А. П. Платонов «Юшка» (7 кл.)
- А. П. Чехов «Тоска» (9 кл.)
Любовь к Родине:
Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Беседа об Отечественной войне 1812 г. (5 кл.)
- С. А. Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» (5 кл.)
- Г. Тукай «Родная деревня» (6 кл.)
- И.А. Бунин «Родина» (6 кл.)
- Д.С. Лихачёв «Земля родная» (7кл.)
- Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина» ( 7 кл.)
- Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского ( 8 кл.)
- Н.М. Рубцов «Привет, Россия» ( 8 кл.)
- М.И. Цветаева «Родина», «Москва! Какой огромный…» ( 9 кл.)
Труд и творчество:
Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)
- Знакомство с жанрами «Устное народное творчество» (5 кл.)
- Беседа «Гоголь и театр» ( 5 кл.)
- А.П. Чехов «Хирургия» ( 5 кл.)
- И.А. Бунин « Косцы» ( 5 кл.)
- П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» ( 5 кл.)
- И.А. Крылов «Осёл и Соловей» ( 6 кл.)
- Н.С. Лесков «Левша» (6 кл.)
- Былина «Садко» (7 кл.)
- И.С. Шмелёв «Как я стал писателем» ( 8 кл.)
- А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» ( 9 кл.)
- М.Ю. Лермонтов «Поэт» (9 кл.)
Дружба:
Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)
- И. С. Тургенев «Муму» (5 кл.)
- В. Г. Короленко «В другом обществе» (5 кл.)
- А. П. Чехов «Толстый и тонкий» (6 кл.)
- А. С. Пушкин «К Чадаеву» (9 кл.)
- Ф. М. Достоевский «Белые ночи» (9 кл.)
Дружба:
Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)
- И. С. Тургенев «Русский язык» (7 кл.)
- М. Ю. Лермонтов «Есть речи – значенье» (9 кл.)
- Словотворчесво В. В. Маяковского (9 кл.)
Бережное отношение к природе:
Внеклассные мероприятия
Акция «Посади дерево»
Акция «Птичья столовая»
Осенний субботник
Праздник «Золотая осень»
Любовь к Родине: Внеклассные мероприятия
Цветы неизвестному солдату
Встреча с воинами Афганистана
Праздничный концерт «Живи и помни»
Дар слова: Внеклассные мероприятия
Конкурс стихов «Золотая осень»
Вечер любителей поэзии
Конкурс «Живая классика»
Мероприятие «Любовь – волшебная страна»
Интеллектуальный конкурс «Знатоки»
Семейные традиции: Внеклассные мероприятия
Праздничный концерт для мам
Мероприятие «Я и моя бабушка»
Конкурс фотографий «Моя мама лучше всех»
Конкурс поделок «Подарок маме»
Ожидаемые результаты:
- Наличие у учеников навыков культуры поведения;
- Уважительное отношение к культурным ценностям;
- Высокий уровень социальной комфортности учащихся в коллективе;
- Наличие у учащихся навыков общения со сверстниками и взрослыми.
- Бережное отношение учеников к природе.
- Проявление трудолюбия, бережное отношение к школьным принадлежностям.
- Содержание классного кабинета, школьного двора в чистоте и порядке.
- Личностный рост ребенка; нравственное совершенствование, готовность
к социальному определению, поиску жизненных ценностей.
- Проявление у учащихся чувства патриотизма .