СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы и на внеклассных мероприятияхв 5- 9 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы и на внеклассных мероприятияхв 5- 9 классах»

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы и на внеклассных мероприятиях  в 5- 9 классах Выполнила Яковлева Ольга Петровна учитель русского языка и литературы 2021 год

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы и на внеклассных мероприятиях в 5- 9 классах

Выполнила Яковлева Ольга Петровна

учитель русского языка и литературы

2021 год

Цель:  создание системы духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее. Задачи : - работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу, самовоспитанию на основе литературных произведений, прививать нравственные ориентиры в жизни; - добиваться сознательной дисциплины в классе, уважения к закону; - воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми; - воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.

Цель:  создание системы духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Задачи :

- работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу, самовоспитанию на основе литературных произведений, прививать нравственные ориентиры в жизни;

- добиваться сознательной дисциплины в классе, уважения к закону;

- воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми;

- воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.

Труд и творчество Любовь к Родине Семейные традиции Милосердие Тематические блоки Дружба Дар слова Бережное отношение к природе

Труд и творчество

Любовь к Родине

Семейные традиции

Милосердие

Тематические блоки

Дружба

Дар слова

Бережное отношение к природе

Дар слова: Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)  «Язык – бесценный дар Бога» (Беседа в 5 кл.) «Берегись такого слова, которое разъединяет людей» (Сочинение 5 кл.) Беседа «Слово – дело великое» (6 кл.) Анализ стихотворения «Ищу слова» (6 кл.) Беседа «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь» С. Маршак (7 кл.) Анализ стихотворения Я. Козловского «Русской речи государь по прозванию Словарь» (7 кл.) Беседа «Русский язык в семье славянских языков» (8 кл.) Беседа «Русский язык – национальный язык русского народа» (9кл.) Письмо по памяти И.С. Тургенев «Русский язык» (9кл.) Беседа «Нуждается ли современный русский язык в защите» (9кл.)

Дар слова:

Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)

  • «Язык – бесценный дар Бога» (Беседа в 5 кл.)
  • «Берегись такого слова, которое разъединяет людей» (Сочинение 5 кл.)
  • Беседа «Слово – дело великое» (6 кл.)
  • Анализ стихотворения «Ищу слова» (6 кл.)
  • Беседа «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь» С. Маршак (7 кл.)
  • Анализ стихотворения Я. Козловского «Русской речи государь по прозванию Словарь» (7 кл.)
  • Беседа «Русский язык в семье славянских языков» (8 кл.)
  • Беседа «Русский язык – национальный язык русского народа» (9кл.)
  • Письмо по памяти И.С. Тургенев «Русский язык» (9кл.)
  • Беседа «Нуждается ли современный русский язык в защите» (9кл.)

Бережное отношение к природе: Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)  Анализ текста «Воробей» (5 кл.) Сочинение «Краски золотой осени» (5 кл.) Сочинение –описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща» (5 кл.) Изложение «Прогулка по лесу» (5 кл.) Анализ текста «Скворец – полезная птица» (6 кл.) Диктанты «Отдых в деревне», «Зимой», «Светлячки», «Белка» (5 кл.) Изложение «Лёнка, любимец ребят» (7 кл.) Диктанты «Любите природу», «Лес осенью», «Гроза» (8 кл.) Анализ текста А.И. Куприна «Раннее весеннее утро» (9 кл.) Сочинение – описание по картине А.А. Пластова «Первый снег» (9кл.)

Бережное отношение к природе:

Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)

  • Анализ текста «Воробей» (5 кл.)
  • Сочинение «Краски золотой осени» (5 кл.)
  • Сочинение –описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща» (5 кл.)
  • Изложение «Прогулка по лесу» (5 кл.)
  • Анализ текста «Скворец – полезная птица» (6 кл.)
  • Диктанты «Отдых в деревне», «Зимой», «Светлячки», «Белка» (5 кл.)
  • Изложение «Лёнка, любимец ребят» (7 кл.)
  • Диктанты «Любите природу», «Лес осенью», «Гроза» (8 кл.)
  • Анализ текста А.И. Куприна «Раннее весеннее утро» (9 кл.)
  • Сочинение – описание по картине А.А. Пластова «Первый снег» (9кл.)

Труд и творчество: Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)  Беседа о ремёслах «Орлик – ремесленская слобода» (5 кл.) Сочинение «Как сварить щи» (6 кл.) Сочинение-описание по картинке А. А. Пластова «Ужин трактористов» (6 кл.) Сжатое изложение «Искусство» (8 кл.) Диктант «Славный мастер» (9 кл.) Анализ текста «Дом Эдварда Грига» К. Паустовский (8 кл.) «Школьная Пушкиниана в Каратове» (8 кл.) Сочинение-описание портрета Ф. И. Шаляпина худ. Б. М. Кустодиева (8 кл.) Анализ очерка В. Липатова о Шаляпине и художнике (8 кл.) Анализ стихотворения М. Цветаевой «Моим стихам…» (9 кл.)

Труд и творчество:

Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)

  • Беседа о ремёслах «Орлик – ремесленская слобода» (5 кл.)
  • Сочинение «Как сварить щи» (6 кл.)
  • Сочинение-описание по картинке А. А. Пластова «Ужин трактористов» (6 кл.)
  • Сжатое изложение «Искусство» (8 кл.)
  • Диктант «Славный мастер» (9 кл.)
  • Анализ текста «Дом Эдварда Грига» К. Паустовский (8 кл.)
  • «Школьная Пушкиниана в Каратове» (8 кл.)
  • Сочинение-описание портрета Ф. И. Шаляпина худ. Б. М. Кустодиева (8 кл.)
  • Анализ очерка В. Липатова о Шаляпине и художнике (8 кл.)
  • Анализ стихотворения М. Цветаевой «Моим стихам…» (9 кл.)

Семейные традиции: Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)  Беседа «Деревенская изба» (5 кл.) Анализ текста В. Сухомлинского «Семь дочек» (5 кл.) Сочинение-повествование «Как мы с мамой пекли пироги» (5 кл.) Сочинение-описание по картине З. Е. Серебряковой «За завтраком» (6 кл.) Сжатое изложение «Воспитание» (7 кл.) Анализ текста «Бабушка» (отрывок из повести М. Горького «Детство») (8 кл.)

Семейные традиции:

Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)

  • Беседа «Деревенская изба» (5 кл.)
  • Анализ текста В. Сухомлинского «Семь дочек» (5 кл.)
  • Сочинение-повествование «Как мы с мамой пекли пироги» (5 кл.)
  • Сочинение-описание по картине З. Е. Серебряковой «За завтраком» (6 кл.)
  • Сжатое изложение «Воспитание» (7 кл.)
  • Анализ текста «Бабушка» (отрывок из повести М. Горького «Детство») (8 кл.)

Любовь к Родине: Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)  Сочинение «Моя Родина» (5 кл.) Беседа «Москва – сердце нашей Родины» (5 кл.) Беседа «Родная земля и в горсти мила» (5 кл.) Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» (6 кл.) «Репортаж из родного города» (8 кл.) Статья «Что значит быть полезным Родине» (8 кл.) Анализ текста «Мамаев курган» (из воспоминаний писателя В. П. Некрасова» (9 кл.) Анализ текста В. Линова «Гражданская позиция» (9 кл.)

Любовь к Родине:

Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)

  • Сочинение «Моя Родина» (5 кл.)
  • Беседа «Москва – сердце нашей Родины» (5 кл.)
  • Беседа «Родная земля и в горсти мила» (5 кл.)
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» (6 кл.)
  • «Репортаж из родного города» (8 кл.)
  • Статья «Что значит быть полезным Родине» (8 кл.)
  • Анализ текста «Мамаев курган» (из воспоминаний писателя В. П. Некрасова» (9 кл.)
  • Анализ текста В. Линова «Гражданская позиция» (9 кл.)

Дружба: Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)  Сочинение «Крепкую дружбу топором не разрубишь» (5 кл.) Письмо к другу (6 кл.) Репортаж «Футбол с друзьями» (8 кл.) Диалог с другом (8 кл.) Диктант «Умные и верные друзья» (9 кл.) Сжатое изложение «Дружба» (7 кл.) Рецензия на кинофильм «Чучело» (9 кл.)

Дружба:

Русский язык (под редак. М. М. Разумовской)

  • Сочинение «Крепкую дружбу топором не разрубишь» (5 кл.)
  • Письмо к другу (6 кл.)
  • Репортаж «Футбол с друзьями» (8 кл.)
  • Диалог с другом (8 кл.)
  • Диктант «Умные и верные друзья» (9 кл.)
  • Сжатое изложение «Дружба» (7 кл.)
  • Рецензия на кинофильм «Чучело» (9 кл.)

Бережное отношение к природе: Русская литература (под редак. В. Я. Коровина) Анализ стихотворений А. А. Фета «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая» (5 кл.) Конкурс стихов русских поэтов 20 века о родной природе (5 кл.) К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» (5 кл.) А. С. Пушкин «Зимнее утро» (6 кл.) М. Ю. Лермонтов «Тучи», «Листок», «Утёс» (6 кл.) Поэзия о природе Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (6 кл.) В. А. Жуковский «Приход весны» (7 кл.) Л. Н. Андреев «Кусака» (7 кл.) В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (7 кл.) Н. Заболоцкий «Уступи мне, скворец, «уголок»» (8 кл.) Б. Л. Пастернак «Весна в лесу» (9 кл.)

Бережное отношение к природе:

Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)

  • Анализ стихотворений А. А. Фета «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая» (5 кл.)
  • Конкурс стихов русских поэтов 20 века о родной природе (5 кл.)
  • К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» (5 кл.)
  • А. С. Пушкин «Зимнее утро» (6 кл.)
  • М. Ю. Лермонтов «Тучи», «Листок», «Утёс» (6 кл.)
  • Поэзия о природе Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (6 кл.)
  • В. А. Жуковский «Приход весны» (7 кл.)
  • Л. Н. Андреев «Кусака» (7 кл.)
  • В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (7 кл.)
  • Н. Заболоцкий «Уступи мне, скворец, «уголок»» (8 кл.)
  • Б. Л. Пастернак «Весна в лесу» (9 кл.)

Семейные традиции: Русская литература (под редак. В. Я. Коровина) Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне» (5 кл.) Н. В. Гоголь «Заколдованное место» (5 кл.) В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» ( 6 кл.) В. М. Шукшин «Критики» (6 кл.) «Поучения Владимира Мономаха» (7 кл.) «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (7 кл.) А. С. Пушкин «Станционный смотритель» (7 кл.) М. Ю. Лермонтов «Песня про царя… и удалого купца Калашникова» (7 кл.) Максим Горький «Детство» (7 кл.) А. Н. Вертинский «Доченьки» (7 кл.) Д. И. Фонвизин «Недоросль» (8 кл.) Л. Н. Толстой «После бала» (8 кл.) А. И. Куприн «Куст сирени» (8 кл.)

Семейные традиции:

Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)

  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне» (5 кл.)
  • Н. В. Гоголь «Заколдованное место» (5 кл.)
  • В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» ( 6 кл.)
  • В. М. Шукшин «Критики» (6 кл.)
  • «Поучения Владимира Мономаха» (7 кл.)
  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (7 кл.)
  • А. С. Пушкин «Станционный смотритель» (7 кл.)
  • М. Ю. Лермонтов «Песня про царя… и удалого купца Калашникова» (7 кл.)
  • Максим Горький «Детство» (7 кл.)
  • А. Н. Вертинский «Доченьки» (7 кл.)
  • Д. И. Фонвизин «Недоросль» (8 кл.)
  • Л. Н. Толстой «После бала» (8 кл.)
  • А. И. Куприн «Куст сирени» (8 кл.)

Милосердие: Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)  Анатолий Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (5 кл.) А. И. Куприн «Чудесный доктор» (6 кл.) В. Г. Распутин «Уроки французкого» (6кл.) А. П. Платонов «Юшка» (7 кл.) А. П. Чехов «Тоска» (9 кл.)

Милосердие:

Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)

  • Анатолий Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (5 кл.)
  • А. И. Куприн «Чудесный доктор» (6 кл.)
  • В. Г. Распутин «Уроки французкого» (6кл.)
  • А. П. Платонов «Юшка» (7 кл.)
  • А. П. Чехов «Тоска» (9 кл.)

Любовь к Родине: Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)  Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Беседа об Отечественной войне 1812 г. (5 кл.) С. А. Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» (5 кл.) Г. Тукай «Родная деревня» (6 кл.) И.А. Бунин «Родина» (6 кл.) Д.С. Лихачёв «Земля родная» (7кл.) Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина» ( 7 кл.) Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского ( 8 кл.) Н.М. Рубцов «Привет, Россия» ( 8 кл.) М.И. Цветаева «Родина», «Москва! Какой огромный…» ( 9 кл.)

Любовь к Родине:

Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)

  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Беседа об Отечественной войне 1812 г. (5 кл.)
  • С. А. Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» (5 кл.)
  • Г. Тукай «Родная деревня» (6 кл.)
  • И.А. Бунин «Родина» (6 кл.)
  • Д.С. Лихачёв «Земля родная» (7кл.)
  • Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина» ( 7 кл.)
  • Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского ( 8 кл.)
  • Н.М. Рубцов «Привет, Россия» ( 8 кл.)
  • М.И. Цветаева «Родина», «Москва! Какой огромный…» ( 9 кл.)

Труд и творчество: Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)  Знакомство с жанрами «Устное народное творчество» (5 кл.) Беседа «Гоголь и театр» ( 5 кл.) А.П. Чехов «Хирургия» ( 5 кл.) И.А. Бунин « Косцы» ( 5 кл.) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» ( 5 кл.) И.А. Крылов «Осёл и Соловей» ( 6 кл.) Н.С. Лесков «Левша» (6 кл.) Былина «Садко» (7 кл.) И.С. Шмелёв «Как я стал писателем» ( 8 кл.) А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» ( 9 кл.) М.Ю. Лермонтов «Поэт» (9 кл.)

Труд и творчество:

Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)

  • Знакомство с жанрами «Устное народное творчество» (5 кл.)
  • Беседа «Гоголь и театр» ( 5 кл.)
  • А.П. Чехов «Хирургия» ( 5 кл.)
  • И.А. Бунин « Косцы» ( 5 кл.)
  • П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» ( 5 кл.)
  • И.А. Крылов «Осёл и Соловей» ( 6 кл.)
  • Н.С. Лесков «Левша» (6 кл.)
  • Былина «Садко» (7 кл.)
  • И.С. Шмелёв «Как я стал писателем» ( 8 кл.)
  • А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» ( 9 кл.)
  • М.Ю. Лермонтов «Поэт» (9 кл.)

Дружба: Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)  И. С. Тургенев «Муму» (5 кл.) В. Г. Короленко «В другом обществе» (5 кл.) А. П. Чехов «Толстый и тонкий» (6 кл.) А. С. Пушкин «К Чадаеву» (9 кл.) Ф. М. Достоевский «Белые ночи» (9 кл.)

Дружба:

Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)

  • И. С. Тургенев «Муму» (5 кл.)
  • В. Г. Короленко «В другом обществе» (5 кл.)
  • А. П. Чехов «Толстый и тонкий» (6 кл.)
  • А. С. Пушкин «К Чадаеву» (9 кл.)
  • Ф. М. Достоевский «Белые ночи» (9 кл.)

Дружба: Русская литература (под редак. В. Я. Коровина) И. С. Тургенев «Русский язык» (7 кл.) М. Ю. Лермонтов «Есть речи – значенье» (9 кл.) Словотворчесво В. В. Маяковского (9 кл.)

Дружба:

Русская литература (под редак. В. Я. Коровина)

  • И. С. Тургенев «Русский язык» (7 кл.)
  • М. Ю. Лермонтов «Есть речи – значенье» (9 кл.)
  • Словотворчесво В. В. Маяковского (9 кл.)

Бережное отношение к природе: Внеклассные мероприятия Акция «Посади дерево» Акция «Птичья столовая» Осенний субботник Праздник «Золотая осень»

Бережное отношение к природе:

Внеклассные мероприятия

Акция «Посади дерево»

Акция «Птичья столовая»

Осенний субботник

Праздник «Золотая осень»

Любовь к Родине:  Внеклассные мероприятия Цветы неизвестному солдату Встреча с воинами Афганистана Праздничный концерт «Живи и помни»

Любовь к Родине: Внеклассные мероприятия

Цветы неизвестному солдату

Встреча с воинами Афганистана

Праздничный концерт «Живи и помни»

Дар слова:  Внеклассные мероприятия Конкурс стихов «Золотая осень» Вечер любителей поэзии Конкурс «Живая классика» Мероприятие «Любовь – волшебная страна» Интеллектуальный конкурс «Знатоки»

Дар слова: Внеклассные мероприятия

Конкурс стихов «Золотая осень»

Вечер любителей поэзии

Конкурс «Живая классика»

Мероприятие «Любовь – волшебная страна»

Интеллектуальный конкурс «Знатоки»

Семейные традиции:  Внеклассные мероприятия Праздничный концерт для мам Мероприятие «Я и моя бабушка» Конкурс фотографий «Моя мама лучше всех» Конкурс поделок «Подарок маме»

Семейные традиции: Внеклассные мероприятия

Праздничный концерт для мам

Мероприятие «Я и моя бабушка»

Конкурс фотографий «Моя мама лучше всех»

Конкурс поделок «Подарок маме»

Ожидаемые результаты:  Наличие у учеников навыков культуры поведения;  Уважительное отношение к культурным ценностям;  Высокий уровень социальной комфортности учащихся в коллективе;  Наличие у учащихся навыков общения со сверстниками и взрослыми.   Бережное отношение учеников к природе.  Проявление трудолюбия, бережное отношение к школьным принадлежностям.  Содержание классного кабинета, школьного двора в чистоте и порядке.   Личностный рост ребенка; нравственное совершенствование, готовность  к социальному определению, поиску жизненных ценностей.  Проявление у учащихся чувства патриотизма .      

Ожидаемые результаты:

  • Наличие у учеников навыков культуры поведения;
  • Уважительное отношение к культурным ценностям;
  • Высокий уровень социальной комфортности учащихся в коллективе;
  • Наличие у учащихся навыков общения со сверстниками и взрослыми.
  •   Бережное отношение учеников к природе.
  • Проявление трудолюбия, бережное отношение к школьным принадлежностям.
  • Содержание классного кабинета, школьного двора в чистоте и порядке.
  •   Личностный рост ребенка; нравственное совершенствование, готовность

к социальному определению, поиску жизненных ценностей.

  • Проявление у учащихся чувства патриотизма .

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!