ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ,ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ.
Борщ Елена Александровна,учитель географии
МБОУ СШ № 73 г. Ульяновска
Проект в рамках реализации программы внеурочной деятельности.
Актуальность проекта.
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки». В “Федеральном государственном стандарте общего образования” подчёркивается, что краеведение как часть национально-регионального компонента основывается на принципах, общих для системы образования в целом, и направлено “на реализацию качественно новой личностно-ориентированной модели массовой начальной школы. Кроме того, важнейшими условиями эффективного освоения краеведческого материала является вовлечение школьников в активную познавательную деятельность.
Цель проекта: духовно-нравственное воспитание молодёжи через восстановление забытых страниц истории, сохранение памяти о действующих храмах, о музеях, памятниках культуры и природы, охранных зон родного края.
Участники проекта: учащиеся 5 – 11 классов МБОУ СШ № 73 г. Ульяновска
Этапы работы над проектом.
Выбор темы работы.
(Основопологающий вопрос, проблемные вопросы)
Выдвижение первоначальных идей.
Выбор лучшей идеи.
Постановка цели и задач проекта.
Планирование деятельности.
Распределение обязанностей.
Оформление "визитки" команды.
Изучение материалов по теме, размещённых в сети Интернет.
Изучение печатных материалов.
Обработка всех собранных материалов.
Создание Блога
Подведение итогов.
Методы работы над проектом:
Анализ.
Классификация.
«Мозговой штурм».
Работа с литературой.
Работа с фото- и видеоматериалами.
Работа с Интернет-ресурсами.
Работа в Web 2.0 сервисах.
Синтез.
Заполнение таблиц ЗИУ.
Сбор источников интересной информации.
Направления деятельности по проекту:
Патриотическое направление.
Деятельность школьников и молодых людей по самореализации в деле сохранения памятников культуры и исторического наследия прошлых поколений.
Проект «WebQuest по памятникам великим людям г. Ульяновска»
Блог проекта https://marinaandreeva.blogspot.com/
Актуальность проекта.
Мы живем в большом областном городе и так мало знаем о его достопримечательностях, о великих людях, которые жили в нашем городе (и области)о памятниках ,которые поставлены этим людям..
Задачи проекта:
-формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности;
-формирование культуры и развитие кругозора подрастающего поколения;
-формирование готовности и культуры работы в социальных сетях, использовании сервисов web 2.0;
-с помощью блога "WebQuest по культурно-историческим памятникам г. Ульяновска" пропагандировать среди сверстников уважение и чувство гордости за своих земляков.
Проект «WebQuest по музеям Ульяновска 90х годов»
Блог проекта https://73pamyatnik.blogspot.com/
Актуальность проекта:
привлечение внимания к недавней истории нашей Родины, восстановление и исследование исторических событий, рассказ о музеях, которые, не смотря на сложное время перестройки, возникли в этот период.
Задачи проекта:
-формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности;
-формирование готовности и способности к самостоятельной творческой деятельности;
-развитие навыков сотрудничества в создании продукта проекта;
с помощью блога «WebQuest по музеям Ульяновска 90х годов»
пропагандировать среди сверстников культурные традиции и устои,которые
были созданы в 90 е годы.
Проект «Православные храмы земли Симбирской»
Блог проекта https://73hram.blogspot.com/
Актуальность проекта.
Проект направлен на возрождение духовной культуры русского народа, приобщение молодежи к православным традициям. Современная российская молодежь, зачастую будучи «формально православными» (принявшими крещение) людьми, к сожалению, не знают элементарных основ Христианства, не осознают истинного значения православной Веры. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. «Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»
Задачи проекта:
-изучение информации о храмах родного края;
-возрождение духовной культуры русского народа,
-приобщение молодежи к православным традициям,
-развитие навыков сотрудничества;
-формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности;
-формирование готовности и способности к самостоятельной творческой деятельности;
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
-формирование готовности и культуры работы в социальных сетях.
-развитие творческой исследовательской деятельности ;
-овладение коммуникативными навыками обмена информацией.-с помощью данного блога пропагандировать среди сверстников нравственно-духовные традиции нашего народа.
Краеведческое направление.
Формирование у детей интереса к истории своей малой родины, к людям, живущим рядом и являющим для других пример гражданственности, любви к родине.
Проект «WebQuest по "литературным" улицам Ульяновска»
Блог проекта https://school739a.blogspot.com/
Актуальность проекта.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, культурных традиций, устоев народа было и будет важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.
Задачи проекта:
-формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности;
-формирование готовности и способности к самостоятельной творческой деятельности;
-развитие навыков сотрудничества;
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-формирование готовности и культуры работы в социальных сетях, использовании сервисов web 2.0;
-с помощью блога "WebQuest по "литературным "улицам города Ульяновска" пропагандировать среди сверстников уважение и чувство гордости за своих земляков.
Проект «WebQuest по заказникам Ульяновской области»
Блог проекта https://webquest-73.blogspot.com/
Актуальность проекта
В последнее время крайне мало уделяется внимания таким охраняемым природным территориям, как памятники природы и заказники, что ведет к деградации красивейших уголков природы родного края, нарушению экологического равновесия региона. Проект проводится в виде игры, которая размещена в интернете и предполагает вовлечение в неё большого количества учащихся 5-11 классов, которые изучают региональный компонент (географическое краеведение) не только нашей школы, но и всей Ульяновской области.
Цель:
-привить интерес и любовь молодежи к родной природе путем проведения
Веб-квеста о заказниках нашего края; развитие интереса к научно-исследовательской и практической природоохранной работе у молодежи.
Задачи проекта:
-формирование активной жизненной позиции у подростков по отношению к экологическим проблемам;
-развитие мотивации у учащихся для самостоятельной учебно-исследовательской деятельности;
-формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности;
-формирование готовности и культуры работы в социальных сетях, использовании сервисов web 2.0.
-привлечь внимание сверстников к проблеме охраны природы нашего края, через изучение заказников Ульяновской области.
Поисковое направление.
Встречи с интересными людьми, беседы, которые будут запечатлены на фото- и видеоплёнку, экскурсии, обработка собранного материала – огромный стимул для позитивного общения, сотрудничества как между самими юными краеведами, так и на уровне взрослых, опытных людей, прошедших школу жизни.
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто..»
Блог проекта https://73region73.blogspot.com/
Актуальность проекта.
Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту.
Задачи проекта :
-создать блог о нашем городе во время Великой Отечественной войны;
-с помощью блога выявить вклад ульяновцев в Победу над врагом во время Великой Отечественной войны;
-разместить на страницах блога информацию о героях Советского Союза-ульяновцах;
-отметить вклад города Ульяновска, как госпитального центра;
-выявить монументальное искусство, созданное в память о героях-воинах;
-отобразить топонимику улиц нашего города, связанную с героями Великой Отечественной войны;
-с помощью данного блога пропагандировать среди сверстников уважение к защитникам Отечества, чувство гордости за своих земляков.
Исследовательское направление.
Постижение основ музееведения, осознание непреходящей ценности памятников культуры и истории – важный залог в продвижении обучающихся к научной организации своего труда.
Проект «Великие люди Симбирско-Ульяновского края»
Блог проекта https://73regionschool73.blogspot.com/
Актуальность проекта.
Современные дети мало читают, а большую часть своего свободного времени проводят в интернете. Была поставлена задача: как заинтересовать детей изучением культуры родного края? Был создан блог с интересной информацией о художниках, писателях, поэтах, архитекторах,видных деятелях нашего края. Блог насыщен кроссвордами, викторинами, играми, презентациями по этой теме.
Задачи проекта
-формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности;
-формирование готовности и культуры работы в социальных сетях, использовании сервисов web 2.0.
-с помощью блога "Великие люди нашего края" пропагандировать среди сверстников уважение и чувство гордости за своих земляков.
Проект «Виртуальное путешествие по достопримечательностям Нового города»
(Geocaching по достопримечательностям Нового города г. Ульяновска)
Блог проекта https://geocaching73.blogspot.com/
Актуальность проекта. В наш электронный век, мы заняты планшетами, айпэдами, компьютерами, нет времени погулять по городу, полюбоваться его красотами. Мы плохо знаем соседей, улицы, окружающий нас мир города.
Гипотеза. С помощью геокешинга можно закрепить умения определять координаты при помощи навигатора и, путешествуя по улицам города, больше узнать о его достопримечательностях.
Цель исследования: создание блога и описание в нём с помощью игры «геокешинг» собственного маршрута по памятникам великих деятелей, расположенных в нашем микрорайоне.
Задачи:
-изучить и проанализировать информацию об игре «Геокэшинг»;
-собрать в интернете материал о памятниках Нового города;
-научиться работать с картой Google и отметить на ней свой маршрут;
-пройти этим маршрутом, проверить координаты;
-предложить ученикам школы поиграть в эту игру.
Объект исследования – памятники нашим землякам, установленные в Новом городе.
Предмет исследования-изучение родного края, через участие в игре «Геокэшинг».
Проект позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, привлекает к мотивированной проектно-исследовательской деятельности, активной самостоятельной познавательной деятельности. Краеведческая проектно-исследовательская деятельность доступна детям, позволяет использовать значительный арсенал методов исследования, получать новое знания, позволяет лучше понимать историю своего края, делает ее события личностно значимыми, что служит духовно-нравственному воспитанию учащихся. Таким образом, проектно-исследовательская работа по краеведению способствует духовно-нравственному формированию личности человека и гражданина своей Родины.
Можно с уверенностью утверждать, что приобщение детей к краеведению помогает воспитанию современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры, созидателя и гуманиста, а труд учителя делает еще более значимым и необходимым.
Литература
Абзалова С. С. Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 73-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2804/ (дата обращения: 19.10.2018).
Щербитова С. Л. Краеведческая проектно-исследовательская деятельность, как форма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 10. – С. 54–57. – URL: http://e-koncept.ru/2017/572013.htm.