СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Духовно-нравственное развитие младших школьников в рамках внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из самых актуальных в современном образовании, и не только в наше время, ведь от воспитания ребенка зависит дальнейшая его жизнь.

Просмотр содержимого документа
«"Духовно-нравственное развитие младших школьников в рамках внеурочной деятельности"»

Муниципальная педагогическая конференция

«Педагогическое мастерство - 2023»







Секция: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»






«Духовно-нравственное развитие младших школьников в рамках  внеурочной деятельности»





Работу подготовила:

Евстифеева Лариса Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ п.Белоярский

Новобурасского района

Саратовской области

имени Бабушкина А.М.»







2023г.

Содержание



Введение……………………………………………………………………3 -4стр.

  1. Одна из важнейших задач системы образования – воспитание гармоничной, социально ответственной личности на основе исторических, культурных традиций, духовно-нравственных ценностей народов России в ФГОС третьего поколения»………4 -5стр.

  2. «Духовно-нравственное воспитание на уроках и в рамках внеурочной деятельности» ……………………………………………………5-7 стр.

а) Формирование нравственности в школе на уроках ………………5-6 стр.

б) Формирование нравственности в рамках внеурочной деятельности………………………………………………………………6-9стр. 


Заключение………………………………………………………………….10 стр.

Литература…………………………………………………………………11 стр.

































Введение


Ребенка воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым он соприкасается.
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Все мы знаем, что семья занимает главное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, чувств, нравственных норм поведения, социально-нравственного облика и позиции ребенка. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.

По признанию многих педагогов и психологов период от рождения до школы имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. Именно в этом возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, то есть начинается процесс как осознать себя в мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают любовью и вниманием людей, защищавших Родину.

Воспитать личность – непростая задача для педагога. Процесс этот начинается с дошкольного возраста и продолжается всю жизнь. Поэтому очень важно в этот период заложить такую базу, на основе которой и будет складываться Личность с большой буквы. Ежедневная образовательная, игровая, изобразительная и другие виды деятельности детей, а также участие в творческих конкурсах и проектах и есть основа формирования культурной, высоконравственной, творчески активной и социально-зрелой личности. Стать Личностью – значит осознать себя человеком, частью общества, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом. Вовлечь эти ценности, как созидательную силу, в трудовую, социально значимую деятельность, в общественную жизнь, в человеческие отношения, в повседневный быт – эти цели стоят перед современным образованием.

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из самых актуальных в современном образовании, и не только в наше время, ведь от воспитания ребенка зависит дальнейшая его жизнь, и, возможно, судьбы других людей.

Цель моей работы: определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования и изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Рассказать об определенных путях решения одной из важнейших задач системы образования – воспитание гармоничной, социально ответственной личности на основе исторических, культурных традиций, духовно-нравственных ценностей народов России с введением ФГОС третьего поколения;

2.Познакомить с курсом внерочной деятельности по развитию основ функциональной грамотности «Читаем. Считаем. Наблюдаем.», цели которого направлены на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России.



I. «Одна из важнейших задач системы образования – воспитание гармоничной, социально ответственной личности на основе исторических, культурных традиций, духовно-нравственных ценностей народов России» в ФГОС третьего поколения.


В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Еще в начале 2023 года Министр просвещения России Сергей Кравцов рассказал, что работа с детьми сегодня обретает поистине стратегическое значение, становится приоритетом государственной политики.

«Считаем важным, чтобы именно в школе дети получали целостное представление о своей культуре, о том, в какой уникальной стране они живут, кем были их предшественники. В интересных, доступных форматах узнавали о памятных датах, трудовых и ратных свершениях своих соотечественников. Поэтому изучение истории России, родного края сегодня уже ведется в рамках всей школьной программы и начинается с младших классов», – сказал Сергей Кравцов.

Он отметил, что ключевая роль в духовно-нравственном воспитании отводится таким предметам, как «Основы религиозных культур и светской этики» (5–9-е классы) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (4-й класс).

Чтобы подготовить детей к их изучению, предложил интегрировать темы духовных традиционных ценностей и в другие дисциплины, уже начиная с предметов «Окружающий мир», «Русский язык», «Чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство».

По словам Министра просвещения, одна из важнейших задач системы образования – воспитание гармоничной, социально ответственной личности на основе исторических, культурных традиций, духовно-нравственных ценностей народов России. В этом направлении уже сделаны определенные шаги: созданы единые школьные программы, единые учебники, в школе дети тщательно изучают историю государственных символов, вместе с родителями посещают просветительские мероприятия, развивается институт советников директоров по воспитанию.

Он также обратил внимание, что в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах обозначены четкие ориентиры для духовного, патриотического, личностного развития детей. Сергей Кравцов добавил, что духовно-нравственному воспитанию уделяется внимание не только на уроках, но и в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования, в том числе этому посвящены введенные во всех школах внеурочные занятия «Разговоры о важном». И в этом мы сейчас с вами убедились, когда сами изучили стандарт третьего поколения, единые программы.

II «Духовно-нравственное воспитание на уроках и в рамках внеурочной деятельности»

а) Формирование нравственности в школе на уроках.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. На этих уроках дети читают и обсуждают статьи, в которых ставились в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. После прочитанных рассказов дети подбирают к произведениям пословицы и поговорки, пишут сочинения, маленькие рассказы, продолжают незавершённые рассказы, беседуют, анализируют поступки.

На уроках русского языка используются отрывки из прочитанных произведений, изложения, диктанты и проводятся этические беседы о добром отношении к птицам, к животным, к природе, к товарищам; разбираются пословицы и поговорки, которые учат оценивать поступки человека, события и явления, дают совет.

Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учитель должен обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.

Окружающий мир, даже темы полностью посвящены духовно-нравственному воспитанию.

1класс

Тема: «Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках». «Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ»

4 класс

Тема: «Труд и быт людей в разные исторические времена». «Всемирное культурное наследие России». «Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение».


б) Формирование нравственности в рамках внеурочной деятельности.


Другим важным источником формирования нравственного опыта является разнообразная внеклассная, внеурочная деятельность.

Именно внеурочная деятельность позволяет учителю, воспитателю с наибольшей полнотой выполнять свои воспитательные функции. Именно здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам.

На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.  Наиболее важной, на наш взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания 

школьников  является  девальвация  семейных  ценностей. Недаром существует  высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение  и кризис семьи, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и  воспитания ребенка, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства  современных родителей приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей. Есть  родители, у которых отсутствует  такое 

понятие,  как  «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г. Белинского «Как много  вокруг родителей, и  мало 

отцов  и  матерей!».  Как следствие этой проблемы необходимость 

массового  просвещения  родителей  и  педагогического  сопровождения 

семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Помимо программ по внеурочной деятельности «Разговоры о важном», «Орлята России», я провожу внерочную деятельность по развитию основ функциональной грамотности «ЧИТАЕМ. СЧИТАЕМ. НАБЛЮДАЕМ.»

Целью и задачами этого курса являются

Цель – Осознание и проявление положительного отношения к самому себе, к другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне,  воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

 – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Все цели направлены на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей.

Весь курс состоит из 4 модулей:

  • «Основы читательской грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах);

  • «Основы математической грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах);

  • «Основы финансовой грамотности» (1 класс-7 часов; по 8 часов во 2-4 классах);

  • «Основы естественнонаучной грамотности» (по 10 часов в 1-4 классах).

Работая над первым модулем, я использовала различные формы работы: это беседы, игры, чтение и обсуждение сказок, произведений художественной литературы, инсценировки.

Необходимо постоянно менять форму деятельности, даже если занятие проходит 20-30 минут. Причем следует иметь в виду, что при ведущей роли педагога учащиеся не должны быть пассивными слушателями, необходимо максимально включить их в совместную работу, стимулировать их творческую активность, создать условия, для того чтобы каждый мог высказать мнение по обсуждаемому вопросу. Только самостоятельное участие ребенка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать серьезный воспитательный эффект, которого невозможно добиться никакими поучениями и наставлениями.

Работу по формированию духовно-нравственного воспитания я начинаю с наблюдений за детьми, за семьей с помощью различных методов: анкетирование, беседы, опросы, и.т.д. С помощью анкет я выясняю уровень образованности родителей, их материальное благосостояние, социальную устойчивость (работающие, материально-обеспеченны и социально благонадежные семьи), а так же воспитательный потенциал семей. На основании проведенных мною различных методов изучения семьи я выясняю, насколько высоким является уровень духовно-нравственного воспитания и развития у самих родителей. Как бы много ни говорили сегодня о влиянии и негативном воздействии на ребёнка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других фактов.

Совместно с родителями, я стараюсь возобновить некоторые семейные традиции, потому что проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Это, например, чтение в кругу семьи.

Дети пришли в 1 класс, в результате работы на уроках по литературному чтению, бесед с обучающимися, выяснилось, что дети не знают не только фамилию хоть одного писателя, но и сказки, русские народные сказки! Поэтому я и предложила такую традицию. Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу родительские лектории, на которых даю рекомендации по духовно - нравственному воспитанию ребёнка в семье. Совместные праздники, чтения в кругу семьи сближают детский и родительский коллектив, помогают организовать семейный досуг, повышают уважение детей к родителям.

В каждом модуле есть темы, затрагивающие вопросы о формировании основ духовно-нравственного воспитания:

а) рабочая программа модуля «Основы математической грамотности», цель которой: -развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики

-воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

С интересом учащиеся решают задачи, в которых говорится об учении и полезных делах сверстников, например задачи об оказании помощи ветеранам войны и труда; о сборе лекарственных трав, металлолома и макулатуры. Во время решения задач проводится беседа. (Задача. Пятачок, Винни Пух и Сова прийти на обед к Кролику. Кролик, как очень экономный хозяин, знал, сколько кусочков хлеба может съесть каждый гость. Поэтому он отрезал для себя и Пятачка по одному кусочку, Сове — 2 кусочка, а Винни Пуху на 2 кусочка больше, чем Сове. Сколько всего кусочков хлеба приготовил Кролик для гостей?

Беседа. — Экономным ли хозяином оказался Кролик? …)

б) рабочая программа модуля «Основы финансовой грамотности», цель: формирование у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи, развивать культуру экономического мышления, воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье.

в) рабочая программа модуля «Основы естественнонаучной грамотности», где обучающиеся научатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей, формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества.





































Заключение


Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не сейчас и не здесь, в школьном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

А. С. Макаренко писал: «Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание именно в семье - это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более.

Для успешного формирования активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к духовным, нравственным ценностям наших предков, возрождением традиций нашей необходимо создать условия для развития духовно- нравственных ценностей у младших школьников.

Я считаю, что моя работа способствует формированию и развитию личности, дает положительную динамику сформированности нравственных категорий и гражданственности учащихся, а это тот фундамент, на котором дальше будет воспитываться, взрослеть будущее поколение творческих, активных граждан нашей страны.















Литература, ресурсы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2.https://videouroki.net/razrabotki/stat-ia-iz-opyta-raboty-na-tiemu-vospitaniie-gharmonichno-razvitoi-i-sotsial-no-.html

3.https://edu.gov.ru/press/6464/tematika-duhovno-nravstvennyh-cennostey-mozhet-byt-integrirovana-v-ryad-predmetov-nachalnoy-shkoly/

4. https://urok.1sept.ru/articles/684044







9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!