Духовно-нравственное и гражданское
воспитание в школе
Сегодня в воспитании школьников все больше уделяется внимания духовно-нравственному аспекту. Разрабатываются различные программы духовно-нравственного воспитания, пособия; в регионах и муниципальных образованиях создаются профильные научные центры. В новый учебный план в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального и основного общего образования включена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», правда, пока в минимальном объеме учебной нагрузки и только в IV и V классах. Проводятся общероссийские и региональные конкурсы по номинации духовно-нравственного воспитания, организации и обеспечению духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях, школах. При всем этом сущность духовно-нравственного воспитания, его роль в учебно-воспитательном процессе неоднозначно понимаются учеными и практиками.
Общее понимание духовно-нравственного воспитания учащихся в общеобразовательной школе в педагогическом сообществе еще не сложилось. Различно определяется его соотношение с нравственным воспитанием. Иногда оно ассоциируется с гуманистическим воспитанием. В других случаях, напротив, оказывается тесно связано с религиозным воспитанием. Некоторые ученые, педагоги вообще считают это понятие дублирующим понятие нравственного воспитания или используемым фактически как «мягкий» синоним религиозного. Рост значимости воспитания, воспитательного компонента в ФГОС общего образования следует оценить, безусловно, положительно. Однако принятые материалы стандарта пока не позволяют говорить о непротиворечивости теоретической базы духовно-нравственного воспитания в средней школе.
Прежде всего, следует отметить, что расширение использования термина «духовно-нравственное воспитание» не случайно, и вызвано происходящими с начала 1990-х годов социальными изменениями. Это отказ от монополии коммунистической идеологии, конституционные гарантии идеологического многообразия в обществе, отсутствие одной обязательной или государственной идеологии или религии признание свободы мировоззренческого выбора. Это и возрождение традиционных религиозных объединений после долгого периода государственного атеизма, рост их влияния в обществе, формирование социального заказа на религиозное духовно-нравственное просвещение и воспитание детей и молодежи.
Духовно-нравственное воспитание должно быть основано на определенном мировоззрении и соответствующей системе морали, социокультурной традиции, формировать ценностно-смысловую сферу личности и определенный образ (уклад) жизни. С учетом этих характеристик духовно-нравственное воспитание может быть определено как деятельность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, поведенческой и бытовой культуры. Результатами духовно-нравственного воспитания являются принятые человеком мировоззрение, система морали и образ (уклад) жизни, когда уже сам он может стать хранителем, транслятором, творцом и воспитателем других людей в области духовно-нравственной культуры данного конкретного типа.
Духовно-нравственное воспитание может основываться на различных мировоззрениях и системах морали: религиозных или нерелигиозных. В Российской Федерации, как и других странах, значительное место занимает религиозное духовно-нравственное воспитание на основе мировоззрений, нравственных и культурных ценностей традиционных религий, которые сохраняют и транслируют исторически сложившиеся образы жизни, типы мировоззрения и морали. Эта их роль отражена в законодательстве. Выражается уважение христианству, исламу, буддизму, иудаизму, религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия народов России», признается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». В соответствии с этим для российской школы, прежде всего, актуально духовно-нравственное воспитание на основе культуры вышеназванных религий. Реализация духовно-нравственного воспитания в системе образования позволяет сделать этот процесс педагогически организованным. Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательных учреждениях требует соблюдения следующих условий: добровольности, вариативности, непротиворечивости общему для всех школьников гражданскому воспитанию, общим гражданским ценностям и нормам, законодательству и общепринятой морали. Это необходимо для соблюдения свободы мировоззренческого самоопределения личности, семьи, социокультурной группы, учета образовательного запроса таких групп в обществе, а также сохранения ценностно-содержательного единства учебно-воспитательного процесса.
Это необходимо для соблюдения свободы мировоззренческого самоопределения личности, семьи, социокультурной группы, учета образовательного запроса таких групп в обществе, а также сохранения ценностно-содержательного единства учебно-воспитательного процесса.
Основные формы реализации духовно-нравственного воспитания в российской системе общего образования: 1) учебные курсы, предметы, модули, занятия по выбору; 2) обучение в школе с ориентацией образовательной программы на духовно-нравственную культуру, традицию определенного типа (этнокультурные, этноконфессиональные и т. п. школы).
Духовно-нравственное воспитание детей на основе религиозных ценностей и традиций по выбору их семьи в российской светской (государственно-общественной) школе осуществляется, но пока не является общедоступным. Такая практика до сих пор развивается в основном в вариативной части общеобразовательной программы (региональный и школьный компоненты, дополнительное образование.) Целью гражданского воспитания в российской школе является формирование российской гражданской идентичности учащихся на основе общепринятых в Российской Федерации норм и ценностей. В настоящее время совокупность этих норм и ценностей представлена, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. Российская гражданская идентичность — исторически подвижный, изменчивый феномен. Она складывается на основе правовых, политических и культурных норм, принятых в данный исторический период большинством россиян, объединяющих их в одном государстве. Общее гражданское воспитание учащихся в российской школе осуществляется, прежде всего, в процессе преподавания основных социально-гуманитарных дисциплин, а также в дополнительном образовании и воспитательной работе школы.
Основную содержательную нагрузку несет учебный предмет «0бществознание» в основной и старшей школе (и соответствующие разделы в предмете «Окружающий мир» в I-IV классах), ориентированный на социализацию школьника в современном российском обществе. Изучение истории, литературы, искусства (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура) способствует формированию российской гражданской идентичности в социокультурном аспекте в соответствии с содержанием образования по этим учебным предметам и областям знания.
Если духовно-нравственное воспитание можно классифицировать по мировоззренческим типам (православное христианское, исламское, коммунистическое и др.), то гражданское воспитание структурируется по уровням в соответствии с государственным устройством: федеральный, общегосударственный или общенациональный уровень; уровень региона (субъекта Федерации); уровень муниципального образования; уровень общеобразовательного учреждения и местного социума. На каждом уровне общая конституционная основа гражданского воспитания реализуется на своем материале (история России, края, города, местного сообщества). Чем ближе к «земле», конкретной школе, тем ближе и живее это содержание, связь с реальной жизнью людей, общества в прошлом и настоящем.
Выше одним из условий реализации духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе была названа его непротиворечивость общему для всех школьников гражданскому воспитанию, общим гражданским ценностям и нормам. Развитие (возрождение) духовно-нравственного воспитания в российской школе ставит задачу согласования этой практики с обязательным гражданским воспитанием.
Принципиальной позицией является то, что общее гражданское и вариативное духовно-нравственное воспитание в школе не соотносятся по признаку более или менее важного, главного и второстепенного. Государство как социальный институт заинтересовано, прежде всего, в гражданском воспитании детей и молодежи. Для человека, семьи, народов, религиозных общин, ценящих свою идентичность, таковым является духовно-нравственное воспитание. Соблюсти необходимый баланс можно, если в системе образования, в школе как жизненном, педагогическом, воспитательном пространстве равноценны и равно важны обе эти практики, задачи воспитания.
При переходе на ФГОС общего образования, разработке образовательной программы школы, планировании воспитательной деятельности необходимо дифференцировать эти направления воспитания во всех составляющих учебно-воспитательной деятельности. Каждый педагог, воспитатель на своем месте должен ясно представлять, какие воспитательные цели он преследует, на основе какого содержания, на каком правовом основании, что он должен или может потребовать от школьника, а чего не может и не должен требовать. Возвращение в российскую школу духовно-нравственного компонента общего образования в полноценном объеме и качестве позволит в большей степени реализовать не только воспитательный потенциал школы как социального института, но и личностный потенциал наших учителей.
А в сфере общего гражданского воспитания — более тесно связать его с традиционной духовной культурой и моралью народов России, сделав более основательным и результативным.