СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе»

Духовно-нравственное и гражданское

воспитание в школе



Сегодня в воспитании школьников все больше уделяется внимания духовно-нравственному аспекту. Разрабатываются различные программы духовно-нравственного воспитания, пособия; в регионах и муниципальных образованиях создаются профильные научные центры. В новый учебный план в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального и основного общего образования включена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», правда, пока в минимальном объеме учебной нагрузки и только в IV и V классах. Проводятся общероссийские и региональные конкурсы по номинации духовно-нравственного воспитания, организации и обеспечению духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях, школах. При всем этом сущность духовно-нравственного воспитания, его роль в учебно-воспитательном процессе неоднозначно понимаются учеными и практиками.

Общее понимание духовно-нравственного воспитания учащихся в общеобразовательной школе в педагогическом сообществе еще не сложилось. Различно определяется его соотношение с нравственным воспитанием. Иногда оно ассоциируется с гуманистическим воспитанием. В других случаях, напротив, оказывается тесно связано с рели­гиозным воспитанием. Некоторые ученые, педагоги вообще считают это понятие дублирующим понятие нравственного воспитания или используемым фактически как «мягкий» синоним религиозного. Рост значимости воспитания, воспитательного компонента в ФГОС общего образования следует оценить, безусловно, положительно. Однако принятые материалы стандарта пока не позволяют говорить о непротиворечивости теоретической базы духовно-нравственного воспитания в средней школе.

Прежде всего, следует отметить, что расширение использования термина «духовно-нравственное воспитание» не случайно, и вызвано происходящими с начала 1990-х годов социальными изменениями. Это отказ от монополии коммунистической идеологии, конституционные гарантии идеологического многообразия в обществе, отсутствие одной обязательной или государствен­ной идеологии или религии признание свободы мировоззренческого выбора. Это и возрождение традиционных религиозных объединений после долгого пе­риода государственного атеизма, рост их влияния в обществе, формирование социального заказа на религиозное духовно-нравственное просвещение и воспитание детей и молодежи.

Духовно-нравственное вос­питание должно быть основано на определенном мировоззрении и соответствующей системе морали, социокультурной традиции, формировать ценностно-смысловую сферу личности и определенный образ (уклад) жизни. С учетом этих характеристик духовно-нравственное воспитание может быть определено как деятельность, направленная на формирование цен­ностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, поведенческой и бытовой культуры. Результатами духовно-нравствен­ного воспитания являются принятые человеком мировоззрение, система морали и образ (уклад) жизни, когда уже сам он может стать хранителем, транслятором, творцом и воспитате­лем других людей в области духовно-нравственной культуры данного конкретного типа.

Духовно-нравственное воспитание может основываться на различных мировоззрениях и системах морали: религиозных или нерелигиозных. В Российской Федерации, как и других странах, значительное место занимает религиозное духовно-нравственное воспитание на основе мировоззрений, нравственных и культурных ценностей традиционных религий, которые сохраняют и транслируют исторически сложившиеся образы жизни, типы мировоззрения и морали. Эта их роль отражена в законодательстве. Выражается уважение христианству, исламу, буддизму, иудаизму, религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия народов России», признается «особая роль православия в истории России, в ста­новлении и развитии ее духовности и культуры». В соответствии с этим для российской школы, прежде всего, актуально духовно-нравственное воспитание на основе культуры вышеназ­ванных религий. Реализация духовно-нравственно­го воспитания в системе образования позволяет сделать этот процесс педагогически организованным. Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательных учреждениях требует соблюдения следующих усло­вий: добровольности, вариативности, непротиворечивости общему для всех школьников гражданскому воспитанию, общим гражданским ценностям и нормам, законодательству и общепринятой морали. Это необходимо для соблюдения свободы мировоззренческого самоопределения лично­сти, семьи, социокультурной группы, учета образовательного запроса таких групп в обществе, а также сохранения ценностно-содержательного единства учебно-воспитательного процесса.

Это необходимо для соблюдения свободы мировоз­зренческого самоопределения лично­сти, семьи, социокультурной группы, учета образовательного запроса таких групп в обществе, а также сохранения ценностно-содержательного единства учебно-воспитательного процесса.

Основные формы реализации духовно-нравственного воспита­ния в российской системе обще­го образования: 1) учебные курсы, предметы, модули, занятия по вы­бору; 2) обучение в школе с ориента­цией образовательной программы на духовно-нравственную культуру, традицию определенного типа (этно­культурные, этноконфессиональные и т. п. школы).

Духовно-нравственное воспитание детей на основе религиозных ценно­стей и традиций по выбору их семьи в российской светской (государствен­но-общественной) школе осуществляется, но пока не является общедоступным. Такая практика до сих пор развивается в основном в вариатив­ной части общеобразовательной программы (региональный и школьный компоненты, дополнительное образование.) Целью гражданского воспитания в российской школе является формирование российской гражданской идентичности учащихся на основе общепринятых в Российской Феде­рации норм и ценностей. В настоящее время совокупность этих норм и цен­ностей представлена, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. Российская гражданская идентич­ность — исторически подвижный, изменчивый феномен. Она складывается на основе правовых, политических и культурных норм, принятых в данный исторический период большинством россиян, объединяющих их в одном государстве. Общее гражданское воспитание учащихся в российской школе осуществляется, прежде всего, в процессе преподавания основных социально-гуманитарных дисци­плин, а также в дополнительном об­разовании и воспитательной работе школы.

Основную содержательную нагрузку несет учебный предмет «0бществознание» в основной и старшей школе (и соответствующие разделы в предмете «Окружающий мир» в I-IV классах), ориентированный на социа­лизацию школьника в современном российском обществе. Изучение исто­рии, литературы, искусства (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура) способствует формированию российской гражданской идентичности в социокультурном аспекте в соответствии с содержанием образования по этим учебным предметам и областям знания.

Если духовно-нравственное воспитание можно классифицировать по ми­ровоззренческим типам (православное христианское, исламское, коммунистическое и др.), то гражданское вос­питание структурируется по уровням в соответствии с государственным устройством: федеральный, общегосударственный или общенациональный уровень; уровень региона (субъекта Федерации); уровень муниципального образования; уровень общеобразовательного учреждения и местного социума. На каждом уровне общая конституционная основа гражданского воспитания реализуется на своем материале (история России, края, города, местного сообщества). Чем ближе к «земле», конкретной школе, тем ближе и живее это содержание, связь с реальной жизнью людей, общества в прошлом и настоящем.

Выше одним из условий реализации духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе была названа его непротиворечивость общему для всех школьников гражданскому воспитанию, общим гражданским ценностям и нормам. Развитие (возрождение) духовно-нрав­ственного воспитания в российской школе ставит задачу согласования этой практики с обязательным граж­данским воспитанием.

Принципиальной позицией является то, что общее гражданское и ва­риативное духовно-нравственное воспитание в школе не соотносятся по признаку более или менее важногоглавного и второстепенного. Государство как социальный институт заинтересовано, прежде всего, в гражданском воспитании детей и молодежи. Для человека, семьи, народов, религиозных общин, ценящих свою идентичность, таковым является духовно-нравственное воспитание. Со­блюсти необходимый баланс можно, если в системе образования, в школе как жизненном, педагогическом, вос­питательном пространстве равноцен­ны и равно важны обе эти практики, задачи воспитания.

При переходе на ФГОС общего об­разования, разработке образовательной программы школы, планировании воспитательной деятельности необходимо дифференцировать эти направления воспитания во всех составляющих учебно-воспитательной деятельности. Каждый педагог, вос­питатель на своем месте должен ясно представлять, какие воспитательные цели он преследует, на основе како­го содержания, на каком правовом основании, что он должен или может потребовать от школьника, а чего не может и не должен требовать. Возвращение в российскую школу духовно-нравственного компонента общего образования в полноценном объеме и качестве позволит в боль­шей степени реализовать не только воспитательный потенциал школы как социального института, но и лич­ностный потенциал наших учителей.

А в сфере общего гражданского воспитания — более тесно связать его с традиционной духовной культурой и моралью народов России, сделав более основательным и результативным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!