10 класс Обществознание Урок 46
Тема: Духовно-нравственная жизнь людей. Тенденции развития духовной культуры.
Цель урока: | Продолжить знакомство учащихся с понятием культура; создание условий для формирования у учащихся целостного представления о взаимосвязи искусства и духовной жизни человека. - Нравственное, культурное, гражданско-патриотическое самоопределение. Научить давать собственную оценку. Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям, к культурным ценностям прошлого и настоящего. |
Тип урока: комбинированный урок.
Формы обучения: индивидуальная.
Литература: Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.] ; под. ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Термины: природа, общество, общественные отношения, культура, материальная культура, духовная культура, культурные универсалии, деятельность, обществоведческие науки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Я предлагаю вам посмотреть презентацию с последующим обсуждением. Попробуйте найти факты, подтверждающие или опровергающие важность изучения вопросов искусства и духовной жизни для современного человека.
1. В чем важность изучения вопросов культуры для современного человека?
2. Какие возможности открывает перед современником существующий демократический режим, мобильность современного человека.
2. Изучение нового материала.
Культура общества связана с его развитием: социальным, политическим, экономическим.
Я предлагаю вам поработать с двумя высказываниями. Найдите противоречие, которое они содержат.
«Современную эпоху по-настоящему можно оценить в свете тысячелетий».
«Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Фридрих Вильгельм Ницше
(Ребята отмечают, что первое высказывание доказывает связь культурных традиций, великую роль культуры, а второе – отрицает роль культуры, ссылаясь на то, что суть бытия не меняется)
Скажите, кем вы мечтаете быть, и как знания о культуре могут помочь вам?
Давайте попробуем проверить: правы ли мы? Я предлагаю вам принять участие в небольшой игре.
Ситуация.
В городском музее экскурсовод уезжает отдыхать на две недели. Требуется человек на замещение ее в этой должности.
Давайте разделимся на три группы.
1 – используя материал параграфа, придумает небольшой тест из 5-6 вопросов, который позволит понять общие знания о культуре.
2 – выяснит знания конкурсанта о функциях культуры, подготовив мини-интервью
3 – проверит личностные качества конкурсанта. Сформулируйте, какими качествами он должен обладать? (Конечно же, учащиеся называют:
- уважительно относится к культурным, духовным, нравственным ценностям прошлого и настоящего;
- любовь и умение ценить прекрасное.
- интеллигентность
- толерантность)
Кто хочет попробовать себя в качестве конкурсанта на вакантную должность? Давайте попросим трех представителей по одному от каждой группы.
3. Закрепление изученного материала. Тест:
А 1. Духовной культурой называется
1) культура чтения
2) религиозный культ
3) процесс и результат духовного производства
4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными
А 2. Многообразие культур служит в современном мире проявлением
1) национальной изолированности
2) национальной дифференциации
3) культурного застоя
4) культурной глобализации
А 3. Искусство от других форм духовной деятельности отличает
1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил
2) решение фундаментальных проблем бытия
3) обеспечения развития отдельных отраслей производства
4) образное восприятие окружающего мира
А 4. Духовная сфера связана с:
1) производством
2) художественным творчеством
3) управлением государством
4) национальными отношениями.
А 5. Найдите лишний термин в логическом ряду:
1) писатель
2) художник
3) архитектор
4) композитор
5) слесарь
А 6. Соотнесите понятия и их определения:
Культура а. Процесс социализации личности.
Образование б. Основа мифологического мышления.
Наука в. Мышление в художественных образах.
Религия г. Мышление в законах и понятиях.
Искусство д. Материальные и духовные ценности общества.
Культура | Образование | Наука | Религия | Искусство |
| | | | |
Высказывания Д. С. Лихачева
- «Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой»
- «Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным»
- «О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания»
Биографическая справка. Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в Петербурге в 1906 г. В 1923-1928 г.г. Лихачев учился на факультете общественных наук Ленинградского университета. Занимался одновременно древнерусской и английской литературой, написал две дипломные работы: одну – о повестях, посвященных патриарху Никону, другую – о восприятии творчества Шекспира в России конца 18 – начала 19 веков.
3 февраля 1928 г. на заседании «Космической Академии наук» (куда входили студенты нескольких институтов) Лихачев сделал доклад, в котором полушутливо доказывал преимущества старой орфографии. Текст выступления был написан по отмененным правилам и представлял собой пародийное подражание ученым сочинениям средневекового книжника. В частности, говорилось, что реформу правописания внушил дьявол. Но в докладе он открыто сказал о притеснении советской властью Русской Православной Церкви. Спустя несколько дней Лихачева арестовали. Как и некоторых других «академиков», его отправили в Соловецкий лагерь. В 1931 г. перевели на строительство Беломорско-Балтийского канала, а спустя год освободили досрочно. В 1936 г. с него сняли судимость.
Несколько лет после возвращения из заключения он работал редактором и корректором. Устроиться на другое место было невозможно. В 1938 г. был принят на работу в Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский Дом). Вскоре в 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории новгородского летописания. В 1947 г. за диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания 11 -16 веков» Лихачеву было присвоена степень доктора наук. С 1970 г. Д.С. Лихачев академик Академии наук СССР. Он является автором десятков книг и сотен научных статей.
4. Домашнее задание.
3