СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственная жизнь людей. Тенденции развития духовной культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 

Продолжить знакомство учащихся с понятием культура; создание условий для формирования у учащихся целостного представления о взаимосвязи искусства и духовной жизни человека.

- Нравственное, культурное, гражданско-патриотическое самоопределение. Научить давать собственную оценку. Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям, к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственная жизнь людей. Тенденции развития духовной культуры.»

10 класс Обществознание Урок 46

Тема: Духовно-нравственная жизнь людей. Тенденции развития духовной культуры.

Цель урока:

Продолжить знакомство учащихся с понятием культура; создание условий для формирования у учащихся целостного представления о взаимосвязи искусства и духовной жизни человека.

- Нравственное, культурное, гражданско-патриотическое самоопределение. Научить давать собственную оценку. Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям, к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы обучения: индивидуальная.

Литература: Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.] ; под. ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Термины: природа, общество, общественные отношения, культура, материальная культура, духовная культура, культурные универсалии, деятельность, обществоведческие науки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Я предлагаю вам посмотреть презентацию с последующим обсуждением. Попробуйте найти факты, подтверждающие или опровергающие важность изучения вопросов искусства и духовной жизни для современного человека.

1. В чем важность изучения вопросов культуры для современного человека?

2. Какие возможности открывает перед современником существующий демократический режим, мобильность современного человека.

2. Изучение нового материала.

Культура общества связана с его развитием: социальным, политическим, экономическим.

Я предлагаю вам поработать с двумя высказываниями. Найдите противоречие, которое они содержат.

«Современную эпоху по-настоящему можно оценить в свете тысячелетий».

«Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Фридрих Вильгельм Ницше

(Ребята отмечают, что первое высказывание доказывает связь культурных традиций, великую роль культуры, а второе – отрицает роль культуры, ссылаясь на то, что суть бытия не меняется)

Скажите, кем вы мечтаете быть, и как знания о культуре могут помочь вам?

Давайте попробуем проверить: правы ли мы? Я предлагаю вам принять участие в небольшой игре.

Ситуация.

В городском музее экскурсовод уезжает отдыхать на две недели. Требуется человек на замещение ее в этой должности.

Давайте разделимся на три группы.

1 – используя материал параграфа, придумает небольшой тест из 5-6 вопросов, который позволит понять общие знания о культуре.

2 – выяснит знания конкурсанта о функциях культуры, подготовив мини-интервью

3 – проверит личностные качества конкурсанта. Сформулируйте, какими качествами он должен обладать? (Конечно же, учащиеся называют:

- уважительно относится к культурным, духовным, нравственным ценностям прошлого и настоящего;

- любовь и умение ценить прекрасное.

- интеллигентность

- толерантность)

Кто хочет попробовать себя в качестве конкурсанта на вакантную должность? Давайте попросим трех представителей по одному от каждой группы.

3. Закрепление изученного материала. Тест:

А 1. Духовной культурой называется

1) культура чтения

2) религиозный культ

3) процесс и результат духовного производства

4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными

А 2. Многообразие культур служит в современном мире проявлением

1) национальной изолированности

2) национальной дифференциации

3) культурного застоя

4) культурной глобализации

А 3. Искусство от других форм духовной деятельности отличает

1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил

2) решение фундаментальных проблем бытия

3) обеспечения развития отдельных отраслей производства

4) образное восприятие  окружающего мира

А 4. Духовная сфера связана с:

1) производством

2) художественным творчеством

3) управлением государством  

4) национальными отношениями.

А 5. Найдите лишний термин в логическом ряду:

1) писатель

2) художник

3) архитектор

4) композитор

5) слесарь

А 6. Соотнесите понятия и их определения:

Культура                  а. Процесс социализации личности.

Образование            б. Основа мифологического мышления.

Наука                        в. Мышление в художественных образах.

Религия                    г. Мышление в законах и понятиях.

Искусство                д. Материальные и духовные ценности  общества.


Культура

Образование    

Наука

Религия    

Искусство






Высказывания Д. С. Лихачева

- «Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой»

- «Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным»

- «О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания»

Биографическая справка. Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в Петербурге в 1906 г. В 1923-1928 г.г. Лихачев учился на факультете общественных наук Ленинградского университета. Занимался одновременно древнерусской и английской литературой, написал две дипломные работы: одну – о повестях, посвященных патриарху Никону, другую – о восприятии творчества Шекспира в России конца 18 – начала 19 веков.

3 февраля 1928 г. на заседании «Космической Академии наук» (куда входили студенты нескольких институтов) Лихачев сделал доклад, в котором полушутливо доказывал преимущества старой орфографии. Текст выступления был написан по отмененным правилам и представлял собой пародийное подражание ученым сочинениям средневекового книжника. В частности, говорилось, что реформу правописания внушил дьявол. Но в докладе он открыто сказал о притеснении советской властью Русской Православной Церкви. Спустя несколько дней Лихачева арестовали. Как и некоторых других «академиков», его отправили в Соловецкий лагерь. В 1931 г. перевели на строительство Беломорско-Балтийского канала, а спустя год освободили досрочно. В 1936 г. с него сняли судимость.

Несколько лет после возвращения из заключения он работал редактором и корректором. Устроиться на другое место было невозможно. В 1938 г. был принят на работу в Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский Дом). Вскоре в 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории новгородского летописания. В 1947 г. за диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания 11 -16 веков» Лихачеву было присвоена степень доктора наук. С 1970 г. Д.С. Лихачев академик Академии наук СССР. Он является автором десятков книг и сотен научных статей.


4. Домашнее задание.




3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!