СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная жизнь общества. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация "Духовная жизнь общества" ориентирована на 10 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знания, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала. Обществознание, 10. УМК Л.Н. Боголюбова. Академический учебник.

Просмотр содержимого документа
«Духовная жизнь общества. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)»

Урок №17-18 Обществознание, 10 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Д.З.: § 8, ?? (с.89), задания (с.89-90) ©  ред. А.И. Колмаков

Урок №17-18

Обществознание, 10

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Д.З.: § 8, ?? (с.89), задания (с.89-90)

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока 1.Продолжить работу с понятием «культура», добиться понимания видов культуры, ее форм и функций, сформировать знания о традициях и новаторстве в культуре. 2.Продолжить развивать у учащихся умения и навыки анализа текста. 3.Продолжить формирование умения работы в группе. 4.Продолжить учить высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать. 5.Развивать навыки исследовательской работы. 6.Воспитывать общую культуру, ответственность, активность.

Цели урока

1.Продолжить работу с понятием «культура», добиться понимания видов культуры, ее форм и функций, сформировать знания о традициях и новаторстве в культуре.

2.Продолжить развивать у учащихся умения и навыки анализа текста.

3.Продолжить формирование умения работы в группе.

4.Продолжить учить высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать.

5.Развивать навыки исследовательской работы.

6.Воспитывать общую культуру, ответственность, активность.

Понятия, термины культура; культура народная; культура массовая; культура элитарная; традиции и новаторство

Понятия, термины

  • культура;
  • культура народная;
  • культура массовая;
  • культура элитарная;
  • традиции и новаторство
Знать и уметь Анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия. Знать понятия темы. Знать что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться. Уметь разъяснять сущность понимания культуры.

Знать и уметь

  • Анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
  • Знать понятия темы.
  • Знать что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.
  • Уметь разъяснять сущность понимания культуры.
Изучение нового материала  Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Изучение нового материала

  • Духовная жизнь общества.
  • Культура и духовная жизнь.
  • Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная.
  • Диалог культур.
  • Средства массовой информации.
Актуализация проблемы ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МНОЖЕСТВОМ ВЕЩЕЙ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ… В ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ КУЛЬТУРНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ… К. Маркс

Актуализация проблемы

  • ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МНОЖЕСТВОМ ВЕЩЕЙ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ… В ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ КУЛЬТУРНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ…
  • К. Маркс
1. Духовная жизнь общества Духовная жизнь  – сфера деятельности человека, которая охватывает человеческие чувства, накопление духовных ценностей и творческое созидание, различные сферы жизни. К духовной жизни личности относят: знания, веру, потребности, способности и стремление людей Культура (возделывание, обработка почвы) – преобразовательная деятельность человека и общества, а также все её результаты

1. Духовная жизнь общества

  • Духовная жизнь сфера деятельности человека, которая охватывает человеческие чувства, накопление духовных ценностей и творческое созидание, различные сферы жизни.

К духовной жизни личности относят: знания, веру, потребности, способности и стремление людей

Культура (возделывание, обработка почвы) – преобразовательная деятельность человека и общества, а также все её результаты

2. Культура и духовная жизнь общества НАУКА НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РЕЛИГИЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ИСКУССТВО НРАВСТВЕН НОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

2. Культура и духовная жизнь общества

НАУКА

НАУЧНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЛИГИЯ

ДУХОВНАЯ

ЖИЗНЬ

ИСКУССТВО

НРАВСТВЕН

НОСТЬ

УЧРЕЖДЕНИЯ

КУЛЬТУРЫ

Традиции – элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности Софийский собор

Традиции – элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности

Софийский собор

3. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная Форма, признак народная автор анонимно массовая Коммерческая направленность есть нет элитарная Количество поклонников есть Электорат =народ Содержательный план существует Ориентация на вкусы и запросы массового потребителя Многоплановая, доступна Нет, но произведения элитарного искусства нередко становятся популярными и приносят авторам существенный доход Элита-это наиболее способная, одаренная творческими задатками часть общества Развлекательна я и стандартизирована, проста и доступна Сложно для понимания

3. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная

Форма, признак

народная

автор

анонимно

массовая

Коммерческая направленность

есть

нет

элитарная

Количество поклонников

есть

Электорат =народ

Содержательный план

существует

Ориентация на вкусы и запросы массового потребителя

Многоплановая, доступна

Нет, но произведения элитарного искусства нередко становятся популярными и приносят авторам существенный доход

Элита-это наиболее способная, одаренная творческими задатками часть общества

Развлекательна я и стандартизирована,

проста и доступна

Сложно для понимания

Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность Название Сущность Духовно-теоретическая деятельность Конечный продукт Производство духовных благ и ценностей Духовно - практическая деятельность Мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей Изменение сознания людей

Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность

Название

Сущность

Духовно-теоретическая деятельность

Конечный продукт

Производство духовных благ и ценностей

Духовно - практическая деятельность

Мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений

Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей

Изменение сознания людей

Театр  музыка архитектура ВИДЫ ИСКУССТВА скульптура литература живопись Танцы

Театр

музыка

архитектура

ВИДЫ

ИСКУССТВА

скульптура

литература

живопись

Танцы

4. Диалог культур Приспособление к окружающей среде Функции культуры Целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека Накопления, хранения и передачи культурных ценностей Социализации Коммуникативная Функций культуры связаны и выглядят как процесс культурного творчества человеческого разума Диалог   культур  является формой существования  культуры . Как известно,  культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих  культур , объединенных в основном национальными традициями.

4. Диалог культур

Приспособление к окружающей среде

Функции культуры

Целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека

Накопления, хранения и передачи культурных ценностей

Социализации

Коммуникативная

Функций культуры связаны и выглядят как процесс культурного творчества человеческого разума

Диалог   культур  является формой существования  культуры . Как известно,  культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих  культур , объединенных в основном национальными традициями.

Средства массовой информации Средство массовой информации (сокращённо «СМИ», также - масс-медиа) - организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. 1. печать : газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени приобрела особое место в системе СМИ 2. телерадиовещание: радио, телевидение, кинопрограммы, видеопрограммы 3. цифровые издания: электронные версии газет, издания на компакт-диске; информационные агентства массовые (1000 и более конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки).

Средства массовой информации

  • Средство массовой информации (сокращённо «СМИ», также - масс-медиа) - организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

1. печать : газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени приобрела особое место в системе СМИ

2. телерадиовещание: радио, телевидение, кинопрограммы, видеопрограммы

3. цифровые издания: электронные версии газет, издания на компакт-диске;

информационные агентства

массовые (1000 и более конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки).

Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре указанных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию предневротических и невротических расстройств. Таким образом телевидение и другие СМИ становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств в форме разнообразных невротических, депрессивных, тревожных, соматоформных, психосоматических расстройств.

Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре указанных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию предневротических и невротических расстройств. Таким образом телевидение и другие СМИ становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств в форме разнообразных невротических, депрессивных, тревожных, соматоформных, психосоматических расстройств.

Практические выводы

Практические выводы

Проверь себя Задание 1.  Найдите и отметьте в приведённом списке учреждения, призванные сохранять и распространять духовные ценности. 1)  завод электронного оборудования 2)  государственная библиотека 3)  общеобразовательная школа 4)  музыкальный архив 5)  исторический музей 6)  гидроэлектростанция Задание 2.  Ниже названы продукты человеческой деятельности. Все из них, за исключением одного, созданы в результате духовного производства. Найдите и укажите продукт, «выпадающий» из этого ряда. Научные открытия. Моральные нормы. Образовательные услуги. Народные песни. Свадебные обряды. Образы, запечатленные в живописи художника.

Проверь себя

Задание 1.  Найдите и отметьте в приведённом списке учреждения, призванные сохранять и распространять духовные ценности.

1)  завод электронного оборудования

2)  государственная библиотека

3)  общеобразовательная школа

4)  музыкальный архив

5)  исторический музей

6)  гидроэлектростанция

Задание 2.  Ниже названы продукты человеческой деятельности. Все из них, за исключением одного, созданы в результате духовного производства. Найдите и укажите продукт, «выпадающий» из этого ряда.

  • Научные открытия.
  • Моральные нормы.
  • Образовательные услуги.
  • Народные песни.
  • Свадебные обряды.
  • Образы, запечатленные в живописи художника.
Проверь себя 4. Духовные ценности распространяют, но не сохраняют: а) архивы; б) СМИ; в) библиотеки; г) музеи Задание 3 . Какие из перечисленных ниже профессий связаны с сохранением и распространением духовных ценностей? 1)    сталевар 2)    актер 3)    шахтер 4)    художник 5)    журналист 6)    экскурсовод 7)    учитель

Проверь себя

4. Духовные ценности распространяют, но не сохраняют:

а) архивы;

б) СМИ;

в) библиотеки;

г) музеи

  • Задание 3 . Какие из перечисленных ниже профессий связаны с сохранением и распространением духовных ценностей?
  • 1)    сталевар
  • 2)    актер
  • 3)    шахтер
  • 4)    художник
  • 5)    журналист
  • 6)    экскурсовод
  • 7)    учитель
Проверь себя 6. Духовно-теоретическая деятельность – это: а) сохранение и освоение духовных ценностей; б) производство духовных ценностей благ; в) воспроизведение духовных ценностей; г) изменение сознания людей 5. Духовно-практическая деятельность – это: а) производство духовных благ; б) создание духовных ценностей; в) производство духовных благ; г) изменение сознания людей

Проверь себя

6. Духовно-теоретическая деятельность – это:

а) сохранение и освоение духовных ценностей;

б) производство духовных ценностей благ;

в) воспроизведение духовных ценностей;

г) изменение сознания людей

5. Духовно-практическая деятельность – это:

а) производство духовных благ;

б) создание духовных ценностей;

в) производство духовных благ;

г) изменение сознания людей

Проверь себя Академик В.И. Вернадский говорит, что некоторые части даже современного научного мировоззрения «вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства». Приведите примеры, подтверждающие утверждение автора. Академик В.И. Вернадский утверждает, что: «Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусстве невозможно». Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие утверждение автора.

Проверь себя

  • Академик В.И. Вернадский говорит, что некоторые части даже современного научного мировоззрения «вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства». Приведите примеры, подтверждающие утверждение автора.
  • Академик В.И. Вернадский утверждает, что: «Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусстве невозможно». Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие утверждение автора.
Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!