Обществознание, 10
Урок № 25
Духовная культура
Д.З.: повторить § 8-10, понятия
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- Цель : закрепить знания учащихся о культуре, её видах
- и духовной жизни общества.
- Задачи :
- Обобщение учащимися знаний о духовной культуре, о духовной сфере, её роли в развитии общества, во взаимодействии личности с социальной средой.
- Развитие умений и навыков учащихся, по определению сущностных характеристик различных типов культуры, сравнение и классификация их по указанным критериям.
- Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
- Умение пользоваться компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, написания творческих работ и тестов.
- Воспитание толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.
Понятия, термины
- культура;
- культура народная;
- культура массовая;
- культура элитарная;
- традиции и новаторство
- наука (фундаментальная, прикладная);
- НТП;
- образование ;
- самообразование;
- этика науки;
- непрерывное образование
- мораль;
- нравственность;
- религия;
- тотемизм;
- фетишизм;
- анимизм;
- мировые религии (христианство, буддизм, ислам);
- национальные религии
- искусство;
- эстетика;
- духовная жизнь;
- художественный образ;
- авторское произведение;
- виды искусства (литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино);
- эстетическая культура
См. уроки № 17-24
Знать и уметь
- Знать все термины по изучаемой теме.
- Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.
Изучение нового материала
- Искусство и духовная жизнь.
- Искусство, его формы, основные направления.
- Эстетическая культура.
- Тенденции духовной жизни современной России.
«Мозговой штурм»
- Известно, что существует более 250 определений понятия «культура». Что мы понимаем под культурой?
- Исходя из определения, назовите основные виды культуры.
«Мозговой штурм»
Какие черты характеризуют данные виды культуры?
По основным признакам определите, о каких видах духовной культуры идёт речь? (массовая, элитарная).
«Мозговой штурм»
- Существует ли взаимосвязь духовной и материальной культуры? Можно ли провести чёткую границу между материальной и духовной культурой?
- Какими путями человек приобщается к культуре?
- Что такое культурные ценности?
- Говоря о духовной культуре, мы выделили несколько её видов. Назовите основные.
«Мозговой штурм»
- Существует ли взаимосвязь духовной и материальной культуры? Можно ли провести чёткую границу между материальной и духовной культурой?
- Какими путями человек приобщается к культуре?
- Что такое культурные ценности?
- Говоря о духовной культуре, мы выделили несколько её видов. Назовите основные.
«Мозговой штурм»
- Говоря о культуре, мы должны помнить, что главное в культуре это человек, он творец, преобразователь.
- Что значит быть культурным человеком?
- Нарисуйте словесный портрет культурного человека.
«Мозговой штурм»
Область духовной культуры включает в себя понятия морали, религии, искусства, науки, образования.
- Какова цель науки в обществе?
- Для чего нужно образование человеку?
- Как вы понимаете высказывание Цицерона «Дом без книг подобен телу без души»?
- Какую роль в жизни человека играет религия?
- Назовите основные элементы религии.
- Какие виды религий можно выделить?
- Назовите ранние формы религий. Какие религии относят к национальным?
«Мозговой штурм»
- Что вы можете сказать о принципах политики в нашем государстве по отношению к религии?
- Существует ли какая-либо главная религия?
- Есть ли запрет на вероисповедания?
- Разрешена ли деятельность сект, которые пропагандируют насилие, разрушение семьи, государства, культуры? Как соотносятся церковь и государство?
«Мозговой штурм»
искусство
- Какие виды искусства вам известны?
- Человек, занимающийся творчеством, что пытается донести до зрителя?
- Что зритель ищет в искусстве?
- Для чего люди посещают театры, музеи, слушают музыку?
- Что даёт людям искусство?
Подводя итог нашему разговору, вам предстоит выполнить творческое задание, написать синквэйн ( стихотворение, пять строк).
Для участия в написании синквэйна разбиваемся на 5 групп. 7-8 минут работа, 1 мин. – представление своей версии. Оценка
Культура,
Искусство,
Религия,
Мораль,
Образование
Экспресс-тест
А 1. Духовной культурой называется
1) культура чтения
2) религиозный культ
3) процесс и результат духовного производства
4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными
Часть 1. Задания уровня А.
А 2. Многообразие культур служит в современном мире проявлением
1) национальной изолированности
2) национальной дифференциации
3) культурного застоя
4) культурной глобализации
Экспресс-тест
А 3. Искусство от других форм духовной деятельности отличает
1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил
2) решение фундаментальных проблем бытия
3) обеспечения развития отдельных отраслей производства
4) образное восприятие окружающего мира
А 4. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования
1) дошкольное общее образование
2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование
3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование
4) основное, профессиональное образование
Экспресс-тест
А 5. Произведения массового искусства, в отличие от элитарного
1) имеют авторство
2) предусматривают широкое тиражирование
3) обладают жанровым разнообразием
4) используют систему художественных образов
А 6. Искусство, наука, образование охватываются понятием
1) духовная культура
2) общественный прогресс
3) индустриальное общество
4) социальная стратификация
Экспресс-тест
А 7. К основным функциям школы как социального института относится
1) развитие научных знаний
2) социализация личности
3) создание новых рабочих мест
4) углубление социальной дифференциации
А 8. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре
1) массовой
2) элитарной
3) национальной
4) обыденной
Экспресс-тест
- А 9. Алексей Б. учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает
- 1) основное образование
- 2) полное (среднее) образование
- 3) среднее профессиональное образование
- 4) высшее профессиональное образование
А 10. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к
1) элитарной культуре
2) экранной культуре
3) индуизм
4) конфуцианство
Экспресс-тест
А 11. К мировым религиям относится
1) христианство
2) синтоизм
3) индуизм
4) конфуцианство
А 12. К национальным религиям относится
1) буддизм
2) христианство
3) конфуцианство
4) ислам
Экспресс-тест
А 13. Наука отражает мир в
1) понятиях и терминах
2) художественных образах
3) символах веры
4) обыденных представлениях
А 14. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?
1) психологии
2) этики
3) эстетики
4) социологии
Экспресс-тест
В 1. Завершите фразу
Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, - это _________
Часть 2. Задания уровня В.
В 2. Завершите фразу
Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, - это _______________
написать эссе по одной из предложенных тем:
1. «Стыжусь – значит существую». (Вл. Соловьёв).
2. «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф.Ницше).
3. «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». (Вольтер).
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…