СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная культура. Урок-презентация-практикум по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация "Духовная культура" ориентирована на 10 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знания, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала. Обществознание, 10. УМК Л.Н. Боголюбова. Академический учебник.

Просмотр содержимого документа
«Духовная культура. Урок-презентация-практикум по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)»

Обществознание, 10 Урок № 25 Духовная  культура Д.З.: повторить § 8-10, понятия  © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, 10

Урок № 25

Духовная культура

Д.З.: повторить § 8-10, понятия

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока Цель :   закрепить знания учащихся о культуре, её видах и духовной жизни общества. Задачи : Обобщение учащимися знаний о духовной культуре, о духовной сфере, её роли в развитии общества, во взаимодействии личности с социальной средой. Развитие умений и навыков учащихся, по определению сущностных характеристик различных типов культуры, сравнение и классификация их по указанным критериям. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Умение пользоваться компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, написания творческих работ и тестов. Воспитание толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.

Цели урока

  • Цель закрепить знания учащихся о культуре, её видах
  • и духовной жизни общества.
  • Задачи :
  • Обобщение учащимися знаний о духовной культуре, о духовной сфере, её роли в развитии общества, во взаимодействии личности с социальной средой.
  • Развитие умений и навыков учащихся, по определению сущностных характеристик различных типов культуры, сравнение и классификация их по указанным критериям.
  • Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
  • Умение пользоваться компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, написания творческих работ и тестов.
  • Воспитание толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.
Понятия, термины культура; культура народная; культура массовая; культура элитарная; традиции и новаторство  наука (фундаментальная, прикладная);  НТП;  образование ;  самообразование;  этика науки;  непрерывное образование мораль; нравственность; религия; тотемизм; фетишизм; анимизм;  мировые религии (христианство, буддизм, ислам); национальные религии искусство; эстетика; духовная жизнь; художественный образ; авторское произведение; виды искусства (литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино); эстетическая культура См. уроки № 17-24

Понятия, термины

  • культура;
  • культура народная;
  • культура массовая;
  • культура элитарная;
  • традиции и новаторство
  • наука (фундаментальная, прикладная);
  • НТП;
  • образование ;
  • самообразование;
  • этика науки;
  • непрерывное образование
  • мораль;
  • нравственность;
  • религия;
  • тотемизм;
  • фетишизм;
  • анимизм;
  • мировые религии (христианство, буддизм, ислам);
  • национальные религии
  • искусство;
  • эстетика;
  • духовная жизнь;
  • художественный образ;
  • авторское произведение;
  • виды искусства (литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино);
  • эстетическая культура

См. уроки № 17-24

Знать и уметь Знать  все термины по изучаемой теме. Уметь  применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Знать и уметь

  • Знать все термины по изучаемой теме.
  • Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.
Изучение нового материала Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Изучение нового материала

  • Искусство и духовная жизнь.
  • Искусство, его формы, основные направления.
  • Эстетическая культура.
  • Тенденции духовной жизни современной России.
«Мозговой штурм» Известно, что существует более 250 определений понятия «культура». Что мы понимаем под культурой? Исходя из определения, назовите основные виды культуры.

«Мозговой штурм»

  • Известно, что существует более 250 определений понятия «культура». Что мы понимаем под культурой?
  • Исходя из определения, назовите основные виды культуры.
«Мозговой штурм» Какие черты характеризуют данные виды культуры? По основным признакам определите, о каких видах духовной культуры идёт речь? (массовая, элитарная).

«Мозговой штурм»

Какие черты характеризуют данные виды культуры?

По основным признакам определите, о каких видах духовной культуры идёт речь? (массовая, элитарная).

«Мозговой штурм» Существует ли взаимосвязь духовной и материальной культуры? Можно ли провести чёткую границу между материальной и духовной культурой? Какими путями человек приобщается к культуре? Что такое культурные ценности? Говоря о духовной культуре, мы выделили несколько её видов. Назовите основные.

«Мозговой штурм»

  • Существует ли взаимосвязь духовной и материальной культуры? Можно ли провести чёткую границу между материальной и духовной культурой?
  • Какими путями человек приобщается к культуре?
  • Что такое культурные ценности?
  • Говоря о духовной культуре, мы выделили несколько её видов. Назовите основные.
«Мозговой штурм» Существует ли взаимосвязь духовной и материальной культуры? Можно ли провести чёткую границу между материальной и духовной культурой? Какими путями человек приобщается к культуре? Что такое культурные ценности? Говоря о духовной культуре, мы выделили несколько её видов. Назовите основные.

«Мозговой штурм»

  • Существует ли взаимосвязь духовной и материальной культуры? Можно ли провести чёткую границу между материальной и духовной культурой?
  • Какими путями человек приобщается к культуре?
  • Что такое культурные ценности?
  • Говоря о духовной культуре, мы выделили несколько её видов. Назовите основные.
«Мозговой штурм» Говоря о культуре, мы должны помнить, что главное в культуре это человек, он творец, преобразователь. Что значит быть культурным человеком? Нарисуйте словесный портрет культурного человека.

«Мозговой штурм»

  • Говоря о культуре, мы должны помнить, что главное в культуре это человек, он творец, преобразователь.
  • Что значит быть культурным человеком?
  • Нарисуйте словесный портрет культурного человека.
«Мозговой штурм» Область духовной культуры включает в себя понятия морали, религии, искусства, науки, образования. Какова цель науки в обществе? Для чего нужно образование человеку? Как вы понимаете высказывание Цицерона «Дом без книг подобен телу без души»? Какую роль в жизни человека играет религия? Назовите основные элементы религии. Какие виды религий можно выделить? Назовите ранние формы религий. Какие религии относят к национальным?

«Мозговой штурм»

Область духовной культуры включает в себя понятия морали, религии, искусства, науки, образования.

  • Какова цель науки в обществе?
  • Для чего нужно образование человеку?
  • Как вы понимаете высказывание Цицерона «Дом без книг подобен телу без души»?
  • Какую роль в жизни человека играет религия?
  • Назовите основные элементы религии.
  • Какие виды религий можно выделить?
  • Назовите ранние формы религий. Какие религии относят к национальным?
«Мозговой штурм» Что вы можете сказать о принципах политики в нашем государстве по отношению к религии? Существует ли какая-либо главная религия? Есть ли запрет на вероисповедания? Разрешена ли деятельность сект, которые пропагандируют насилие, разрушение семьи, государства, культуры? Как соотносятся церковь и государство?

«Мозговой штурм»

  • Что вы можете сказать о принципах политики в нашем государстве по отношению к религии?
  • Существует ли какая-либо главная религия?
  • Есть ли запрет на вероисповедания?
  • Разрешена ли деятельность сект, которые пропагандируют насилие, разрушение семьи, государства, культуры? Как соотносятся церковь и государство?
«Мозговой штурм» искусство Какие виды искусства вам известны? Человек, занимающийся творчеством, что пытается донести до зрителя? Что зритель ищет в искусстве? Для чего люди посещают театры, музеи, слушают музыку? Что даёт людям искусство?

«Мозговой штурм»

искусство

  • Какие виды искусства вам известны?
  • Человек, занимающийся творчеством, что пытается донести до зрителя?
  • Что зритель ищет в искусстве?
  • Для чего люди посещают театры, музеи, слушают музыку?
  • Что даёт людям искусство?
Подводя итог нашему разговору, вам предстоит выполнить творческое задание, написать  синквэйн ( стихотворение, пять строк).  Для участия в написании синквэйна разбиваемся на 5 групп. 7-8 минут работа, 1 мин. – представление своей версии. Оценка Культура,  Искусство,  Религия,  Мораль,  Образование

Подводя итог нашему разговору, вам предстоит выполнить творческое задание, написать синквэйн ( стихотворение, пять строк).

Для участия в написании синквэйна разбиваемся на 5 групп. 7-8 минут работа, 1 мин. – представление своей версии. Оценка

Культура,

Искусство,

Религия,

Мораль,

Образование

Экспресс-тест А 1. Духовной культурой называется 1) культура чтения 2) религиозный культ 3) процесс и результат духовного производства 4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными Часть 1. Задания уровня А. А 2. Многообразие культур служит в современном мире проявлением 1) национальной изолированности 2) национальной дифференциации 3) культурного застоя 4) культурной глобализации

Экспресс-тест

А 1. Духовной культурой называется

1) культура чтения

2) религиозный культ

3) процесс и результат духовного производства

4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными

Часть 1. Задания уровня А.

А 2. Многообразие культур служит в современном мире проявлением

1) национальной изолированности

2) национальной дифференциации

3) культурного застоя

4) культурной глобализации

Экспресс-тест А 3. Искусство от других форм духовной деятельности отличает 1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил 2) решение фундаментальных проблем бытия 3) обеспечения развития отдельных отраслей производства 4) образное восприятие окружающего мира А 4. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования 1) дошкольное общее образование 2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование 3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование 4) основное, профессиональное образование

Экспресс-тест

А 3. Искусство от других форм духовной деятельности отличает

1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил

2) решение фундаментальных проблем бытия

3) обеспечения развития отдельных отраслей производства

4) образное восприятие окружающего мира

А 4. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

1) дошкольное общее образование

2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

4) основное, профессиональное образование

Экспресс-тест А 5. Произведения массового искусства, в отличие от элитарного 1) имеют авторство 2) предусматривают широкое тиражирование 3) обладают жанровым разнообразием 4) используют систему художественных образов А 6. Искусство, наука, образование охватываются понятием 1) духовная культура 2) общественный прогресс 3) индустриальное общество 4) социальная стратификация

Экспресс-тест

А 5. Произведения массового искусства, в отличие от элитарного

1) имеют авторство

2) предусматривают широкое тиражирование

3) обладают жанровым разнообразием

4) используют систему художественных образов

А 6. Искусство, наука, образование охватываются понятием

1) духовная культура

2) общественный прогресс

3) индустриальное общество

4) социальная стратификация

Экспресс-тест А 7. К основным функциям школы как социального института относится 1) развитие научных знаний 2) социализация личности 3) создание новых рабочих мест 4) углубление социальной дифференциации А 8. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре 1) массовой 2) элитарной 3) национальной 4) обыденной

Экспресс-тест

А 7. К основным функциям школы как социального института относится

1) развитие научных знаний

2) социализация личности

3) создание новых рабочих мест

4) углубление социальной дифференциации

А 8. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре

1) массовой

2) элитарной

3) национальной

4) обыденной

Экспресс-тест А 9. Алексей Б. учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает 1) основное образование 2) полное (среднее) образование 3) среднее профессиональное образование 4) высшее профессиональное образование А 10. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к 1) элитарной культуре 2) экранной культуре 3) индуизм 4) конфуцианство

Экспресс-тест

  • А 9. Алексей Б. учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает
  • 1) основное образование
  • 2) полное (среднее) образование
  • 3) среднее профессиональное образование
  • 4) высшее профессиональное образование

А 10. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к

1) элитарной культуре

2) экранной культуре

3) индуизм

4) конфуцианство

Экспресс-тест А 11. К мировым религиям относится 1) христианство 2) синтоизм 3) индуизм 4) конфуцианство А 12. К национальным религиям относится 1) буддизм 2) христианство 3) конфуцианство 4) ислам

Экспресс-тест

А 11. К мировым религиям относится

1) христианство

2) синтоизм

3) индуизм

4) конфуцианство

А 12. К национальным религиям относится

1) буддизм

2) христианство

3) конфуцианство

4) ислам

Экспресс-тест А 13. Наука отражает мир в 1) понятиях и терминах 2) художественных образах 3) символах веры 4) обыденных представлениях А 14. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1) психологии 2) этики 3) эстетики 4) социологии

Экспресс-тест

А 13. Наука отражает мир в

1) понятиях и терминах

2) художественных образах

3) символах веры

4) обыденных представлениях

А 14. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?

1) психологии

2) этики

3) эстетики

4) социологии

Экспресс-тест В 1. Завершите фразу Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, - это _________ Часть 2. Задания уровня В. В 2.  Завершите фразу Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, - это _______________

Экспресс-тест

В 1. Завершите фразу

Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, - это _________

Часть 2. Задания уровня В.

В 2. Завершите фразу

Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, - это _______________

написать эссе по одной из предложенных тем:    1. «Стыжусь – значит существую». (Вл. Соловьёв).         2. «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф.Ницше).         3. «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». (Вольтер).

написать эссе по одной из предложенных тем:

  1. «Стыжусь – значит существую». (Вл. Соловьёв).

        2. «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф.Ницше).

        3. «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». (Вольтер).

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!