История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить,
а то и уничтожить соперника. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П.А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».
Просмотр содержимого документа
«Дуэль как примета времени в произведениях А.С. Пушкина»
Блистательный XIX век будет интриговать и интересовать последующие поколения всегда, поскольку в нем слилось все: красота, шик, балы и рауты, расцвет дворянства.
История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить,
а то и уничтожить соперника. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П.А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».
Под дуэлью мы понимаем способ защиты личной чести, вооруженную борьбу двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу.
Дуэль пришла в Россию с Запада, но, как, впрочем, и все в нашей стране, претерпела изменения, приобрела русский колорит. Широко представлена галерея поединков
в произведениях А.С. Пушкина, в них можно проследить так называемый феномен
русской дуэли.
Для сравнительной характеристики мы взяли следующие произведения
А.С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел». В каждом из них прослеживается дуэль как неотъемлемый элемент дворянской культуры XIX века. Докажем это, сопоставив причины дуэлей, условий их проведения, а также коснемся вопроса душевного состояния героев перечисленных произведений перед поединком. Подробно изучив отрывки из художественных произведений А. Пушкина, мы выяснили причины дуэлей.
В повести «Капитанская дочка» причиной дуэли послужила личная обида, сопряженная с оскорблением чести юной дамы. В романе «Евгений Онегин» ссора между Ленским и Онегиным спровоцирована скукой, ревностью к ветреной женщине. В рассказе «Выстрел» конфликт разгорелся из чувства соперничества и оскорбленного самолюбия.