СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дубровский - офицер, учитель и разбойник. 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дубровский - офицер, учитель и разбойник. 6 класс (Меркин)»

Владимир Дубровский –офицер, учитель и благородный разбойник

Владимир Дубровский –офицер, учитель и благородный разбойник

ЦЕЛИ выявление причин неспособности героя, наделенного лучшими личностными качествами, изменить несправедливые законы, признанные обществом

ЦЕЛИ

  • выявление причин неспособности героя, наделенного лучшими личностными качествами, изменить несправедливые законы, признанные обществом
Конкурс на лучшее название глав V-XI и их анализ  Владимиру Дубровскому судьбой было уготовано сыграть несколько ролей: доблестного гвардейского офицера, необыкновенного учителя и благородного разбойника.  Меняется ли характер героя на протяжении романа? Назовите моральные качества, присущие Владимиру Дубровскому.  Благородство, мужество, выдержка, чуткость.

Конкурс на лучшее название глав V-XI и их анализ

Владимиру Дубровскому судьбой было уготовано сыграть несколько ролей: доблестного гвардейского офицера, необыкновенного учителя и благородного разбойника.

Меняется ли характер героя на протяжении романа? Назовите моральные качества, присущие Владимиру Дубровскому.

Благородство, мужество, выдержка, чуткость.

Мотивы поступков героя Чем чаще всего руководствуется в своих поступках Дубровский – чувствами или трезвым расчётом? Почему Дубровский не подал апелляцию и окончательно потерял права на владение имением?  Владимир тяжело переживает болезнь отца. Поглощённый своими чувствами, он бездействует. Это и приводит к катастрофе – потере имения .

Мотивы поступков героя

  • Чем чаще всего руководствуется в своих поступках Дубровский – чувствами или трезвым расчётом? Почему Дубровский не подал апелляцию и окончательно потерял права на владение имением?

Владимир тяжело переживает болезнь отца. Поглощённый своими чувствами, он бездействует. Это и приводит к катастрофе – потере имения .

Почему во время похорон отца Владимир не плакал и не молился, первый подошёл проститься с телом и «поспешно удалился, всех опередил и скрылся в Кистенёвскую рощу»?  Горе Владимир переживает глубоко. Он опасается, что не сможет дольше сохранять самообладание и обнаружит свои чувства при всех . Чтение отрывка из V главы от слов «Между тем Владимир углублялся…» до слов «…прямо к воротам его дома».
  • Почему во время похорон отца Владимир не плакал и не молился, первый подошёл проститься с телом и «поспешно удалился, всех опередил и скрылся в Кистенёвскую рощу»?

Горе Владимир переживает глубоко. Он опасается, что не сможет дольше сохранять самообладание и обнаружит свои чувства при всех .

  • Чтение отрывка из V главы от слов «Между тем Владимир углублялся…» до слов «…прямо к воротам его дома».
Пытается ли герой найти выход из сложившейся ситуации?  Герой полностью предаётся своему горю. Он не в силах думать о поисках выхода, проявляет неспособность трезво оценивать обстоятельства.  В своих поступках герой руководствуется чувствами, приводящими его к катастрофе : он не сумел спасти имение, помочь отцу.
  • Пытается ли герой найти выход из сложившейся ситуации?

Герой полностью предаётся своему горю. Он не в силах думать о поисках выхода, проявляет неспособность трезво оценивать обстоятельства.

В своих поступках герой руководствуется чувствами, приводящими его к катастрофе : он не сумел спасти имение, помочь отцу.

Чтение от слов «Ах, батюшка Владимир Андреевич» до конца V главы. Какие «странные» чувства волновали героя, когда он увидел крестьян. Готовых к бунту? Почему дворовые решились на бунт? Чем объясняется приказ Дубровского разойтись по домам?

Чтение от слов «Ах, батюшка Владимир Андреевич» до конца V главы.

  • Какие «странные» чувства волновали героя, когда он увидел крестьян. Готовых к бунту?
  • Почему дворовые решились на бунт?
  • Чем объясняется приказ Дубровского разойтись по домам?
Проверка цитатного плана главы VI В какой момент Дубровский твёрдо решил не покоряться обстоятельствам? Что подтолкнуло его к решительным действиям?  После бунта Владимир уже не может освободиться от чувства протеста. Герой не может допустить, чтобы дорогие его сердцу воспоминания о матери и отце были осквернены прикосновением чужих равнодушных рук . Что укрепило Владимира в решении сжечь дом?  Разговор с Архипом подсказал, как можно действовать. Мысли Архипа вполне созвучны настроению молодого Дубровского.

Проверка цитатного плана главы VI

  • В какой момент Дубровский твёрдо решил не покоряться обстоятельствам? Что подтолкнуло его к решительным действиям?

После бунта Владимир уже не может освободиться от чувства протеста. Герой не может допустить, чтобы дорогие его сердцу воспоминания о матери и отце были осквернены прикосновением чужих равнодушных рук .

  • Что укрепило Владимира в решении сжечь дом?

Разговор с Архипом подсказал, как можно действовать. Мысли Архипа вполне созвучны настроению молодого Дубровского.

Разделяет ли он намерение кузнеца «всех бы разом, так и концы в воду»?  Дубровский хорошо понимает, что «не приказные виноваты» и убивать их – бессмысленная жестокость. Какой приказ отдаёт Дубровский и как исполняет его Архип? Каково значение эпизода спасения кошки?  Архип не понимает, что причина бедствий не беззаконные действия подневольных приказных. А несправедливый социальный закон . Его поступками движет злость и отчаяние. Однако злоба не единственное выражение его натуры. Он жалеет беспомощную «тварь Божию», и в этом поступке проявляется многоплановость народного характера. Представляющего собой сплетение покорности и мятежности, доброты и суровости.
  • Разделяет ли он намерение кузнеца «всех бы разом, так и концы в воду»?

Дубровский хорошо понимает, что «не приказные виноваты» и убивать их – бессмысленная жестокость.

  • Какой приказ отдаёт Дубровский и как исполняет его Архип?
  • Каково значение эпизода спасения кошки?

Архип не понимает, что причина бедствий не беззаконные действия подневольных приказных. А несправедливый социальный закон . Его поступками движет злость и отчаяние. Однако злоба не единственное выражение его натуры. Он жалеет беспомощную «тварь Божию», и в этом поступке проявляется многоплановость народного характера. Представляющего собой сплетение покорности и мятежности, доброты и суровости.

Эпизоды с Дубровским в роли разбойника Почему Дубровский решил стать разбойником?  Решение стать разбойником для Дубровского – форма самозащиты , самоутверждения, проявление нежелания стать одним из многочисленных приспешников Троекурова . Мир внутренний оказывается для героя более властным, чем законы общества. Герой чаще руководствуется чувствами, чем соображениями пользы. Какие черты характера Дубровского остались неизменными?  Дубровский остаётся верен идеи чести. Защиты прав человеческой личности . Даже сделавшись разбойником, он остаётся служителем справедливости: «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Внутренний склад героя не меняется.

Эпизоды с Дубровским в роли разбойника

  • Почему Дубровский решил стать разбойником?

Решение стать разбойником для Дубровского – форма самозащиты , самоутверждения, проявление нежелания стать одним из многочисленных приспешников Троекурова . Мир внутренний оказывается для героя более властным, чем законы общества. Герой чаще руководствуется чувствами, чем соображениями пользы.

  • Какие черты характера Дубровского остались неизменными?

Дубровский остаётся верен идеи чести. Защиты прав человеческой личности . Даже сделавшись разбойником, он остаётся служителем справедливости: «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Внутренний склад героя не меняется.

Каким Дубровский предстаёт в рассказе Анны Савины Глобовой (приятельница Троекурова) и Антона Пафнутьича Спицына (приятель Троекурова)? Перескажите (IX глава).  Рассказ Глобовой свидетельствует о благородстве, смелости, чувстве собственного достоинства, самообладании героя. Спицын признаёт, что Дубровский «малый не промах» и не рассчитывает на пощаду. Почему по-разному характеризует героя Анна Савишна Глобова и Антона Пафнутьич Спицын?  Анна Савишна Глобова , «всеми любимая за добрый и весёлый нрав», благодарна герою за то, что тот помог восстановить справедливость . Она не боится, что рассказ о благородном разбойнике может вызвать недовольство окружающих, искренна в проявлении своих чувств. Спицын знает, что его совесть нечиста и боится Дубровского.
  • Каким Дубровский предстаёт в рассказе Анны Савины Глобовой (приятельница Троекурова) и Антона Пафнутьича Спицына (приятель Троекурова)? Перескажите (IX глава).

Рассказ Глобовой свидетельствует о благородстве, смелости, чувстве собственного достоинства, самообладании героя. Спицын признаёт, что Дубровский «малый не промах» и не рассчитывает на пощаду.

  • Почему по-разному характеризует героя Анна Савишна Глобова и Антона Пафнутьич Спицын?

Анна Савишна Глобова , «всеми любимая за добрый и весёлый нрав», благодарна герою за то, что тот помог восстановить справедливость . Она не боится, что рассказ о благородном разбойнике может вызвать недовольство окружающих, искренна в проявлении своих чувств. Спицын знает, что его совесть нечиста и боится Дубровского.

Какое качество характера Дубровского особо подчёркивает Пушкин в VIII главе и почему?  «Спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего». Двукратным повторением слова спокойно автор подчёркивает благородство Дубровского, отсутствие самовлюблённости или коварства. Почему Дубровский разоблачил себя перед Спицыным? Можно ли сразу догадаться, кто на самом деле Дефорж?  Чувство вновь одерживает верх. Теперь оно лишает героя безопасности. Владимир не может простить подлость и стремится наказать Спицына за ложь и предательство .
  • Какое качество характера Дубровского особо подчёркивает Пушкин в VIII главе и почему?

«Спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего». Двукратным повторением слова спокойно автор подчёркивает благородство Дубровского, отсутствие самовлюблённости или коварства.

  • Почему Дубровский разоблачил себя перед Спицыным? Можно ли сразу догадаться, кто на самом деле Дефорж?

Чувство вновь одерживает верх. Теперь оно лишает героя безопасности. Владимир не может простить подлость и стремится наказать Спицына за ложь и предательство .

Почему в романе нарушена хронологическая последовательность событий?  Дубровский играет разные роли, протестуя против беззакония. Герой пытается найти выход, и в какой-то момент ему кажется, что цель близка. Нарушая естественный порядок событий, Пушкин создаёт иллюзию найденного героем выхода. Можно ли считать, что герой нашёл выход?  Роль Дефоржа не может ничего изменить. Прежний порядок жизни нее нарушен . Любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Владимир Дубровский и Маша Троекурова не могут быть вместе, несмотря на то, что любят друг друга. Пушкин, напоминая реальный ход событий, возвращает героя к действительности. Роль Дефоржа – это лишь попытка найти выход.
  • Почему в романе нарушена хронологическая последовательность событий?

Дубровский играет разные роли, протестуя против беззакония. Герой пытается найти выход, и в какой-то момент ему кажется, что цель близка. Нарушая естественный порядок событий, Пушкин создаёт иллюзию найденного героем выхода.

  • Можно ли считать, что герой нашёл выход?

Роль Дефоржа не может ничего изменить. Прежний порядок жизни нее нарушен . Любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Владимир Дубровский и Маша Троекурова не могут быть вместе, несмотря на то, что любят друг друга. Пушкин, напоминая реальный ход событий, возвращает героя к действительности. Роль Дефоржа – это лишь попытка найти выход.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Способен ли герой, наделённый лучшими личностными качествами, изменить законы, признанные обществом?  Владимир Дубровский наделён благородством, самообладанием, мужеством, способностью к перевоплощению. Однако в каждой своей роли он остаётся прежним – сыном бедного, но гордого дворянина (благородный разбойник, гордый слуга). Человечность в Дубровском побеждает враждебность. Он так же, как и его отец, не в силах изменить законы, признанные обществом.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • Способен ли герой, наделённый лучшими личностными качествами, изменить законы, признанные обществом?

Владимир Дубровский наделён благородством, самообладанием, мужеством, способностью к перевоплощению. Однако в каждой своей роли он остаётся прежним – сыном бедного, но гордого дворянина (благородный разбойник, гордый слуга). Человечность в Дубровском побеждает враждебность. Он так же, как и его отец, не в силах изменить законы, признанные обществом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Перечитать главы XII – XIX и дать им названия. 2. Обратить внимание на сравнение образов князя Верейского и Владимира Дубровского (портрет, поведение в доме Троекуровых, ключевые эпизоды, отношение к Маше).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Перечитать главы XII – XIX и дать им названия.

2. Обратить внимание на сравнение образов князя Верейского и Владимира Дубровского (портрет, поведение в доме Троекуровых, ключевые эпизоды, отношение к Маше).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!