СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДУБЕЛЕВИЧ С. А. Урок "Дружба в лирике А. С. Пушкина. Стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный...», РЯиЛ 2019-5

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планн-конспект урока ДУБЕЛЕВИЧ С. А. "Дружба в лирике А. С. Пушкина. Стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный...»

Просмотр содержимого документа
«ДУБЕЛЕВИЧ С. А. Урок "Дружба в лирике А. С. Пушкина. Стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный...», РЯиЛ 2019-5»

С. А. Дубелевич, ГУО «Гимназия № 75 г. Минска»

Урок

Тема. Дружба в лирике А. С. Пушкина. Стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный...»

Обучающая цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся ознакомятся с факта­ми из истории Царскосельского лицея, жизни и творчества А. С. Пушкина, стихотворения­ми «Мой первый друг, мой друг бесценный...», «19 октября»; будут уметь анализировать сти­хотворное произведение: определять его тему и основную мысль, строфику, рифмовку, размер, выделять изобразительно-выразительные сред­ства; успешно выполнят творческое задание.

Задачи личностного развития:

  • на основе восприятия нового учебного материала и актуализации известного мате­риала, выполнения учебных задач способ­ствовать развитию умения анализировать ин­формацию, делать выводы;

  • содействовать развитию патриотических чувств учащихся, чувства причастности к единому коллективу;

  • создавать условия для творческой само­реализации учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: путешествие в прошлое.

Используемые технологические подходы и приёмы обучения: интерактивное обуче­ние; обучение с применением ИКТ; инсце­нировка «Допиши за автора»; литературное творчество.

Оборудование: тексты стихотворения «Мой первый друг, мой друг бесценный...»; разда­точный материал для игры буриме; компью­тер, воспроизводящий аудио- и видеофайлы; мультимедийный проектор.


Ход урока

  1. Организационный этап (5 мин).

Цель этапа: организация внимания уча­щихся; постановка целей и задач урока.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе; стимулиро­вать учащихся к самостоятельному определе­нию темы, постановке целей и задач урока.

— Добрый день! Прошу садиться!

Начинаем мы урок.

Я хочу, чтоб отличиться

Каждый шестиклассник смог.

Пусть всем будет интересно,

Пусть пройдёт урок для всех

Плодотворно и полезно,

Пусть в конце нас ждёт успех!

Ребята, от собственных стихов я хочу вместе с вами перейти к словам великого русского поэта, которого сам Александр Сер­геевич Пушкин назвал своим учителем, — Василия Андреевича Жуковского.

Демонстрируется четверостишие, кото­рое является эпиграфом к уроку:

Скатившись с горной высоты,

Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;

А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый.

О Дружба, это ты!

В. А. Жуковский

— Все ли слова вам понятны в этом фраг­менте? Скажите, какой смысл заключён в этом четверостишии. Почему слово дружба написано с большой буквы? (Настоящий друг не бросит в беде, будет рядом в слож­ной, даже в безвыходной ситуации.)

Исходя из эпиграфа, можно ли догадать­ся, о чём будет идти разговор на уроке? (О дружбе.)

  • Какой род литературы лучше всего по­могает выразить человеку свои чувства? (Ли­рика.)

  • Итак, наш урок будет посвящён пре­красному чувству — дружбе и великому искусству поэзии. Тема нашего урока — «Дружба в лирике А. С. Пушкина».

  • Исходя из темы скажите, что мы мо­жем узнать сегодня на уроке. (Какие стихи о дружбе писал А. С. Пушкин, с кем он дру­жил, кому посвящал стихи.)

  • Ребята, чтобы нам было легче погрузить­ся в пушкинскую эпоху, я хочу познакомить вас с картиной Николая Николаевича Ге.

Демонстрируется картина Н. Н. Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском».

  • Давайте внимательно рассмотрим эту картину. Скажите, пожалуйста, узнаёте ли вы кого-нибудь. (А. С. Пушкина, пожилая женщина на заднем планеэто Арина Ро­дионовна.)

  • Совершенно верно! А кто же третий человек на картине? (Возможно, это друг Пушкина.)

  • Давайте проверим вашу догадку!


  1. Этап подготовки к восприятию произ­ведения (8 мин).

Цель этапа (планируемый результат): готовность учащихся к чтению и восприятию произведения, получение необходимой фак­тической информации, погружение в истори­ческую эпоху.

Педагогическая задача: сформировать по­знавательную активность, подготовить уча­щихся к эмоциональному восприятию про­изведения.

  1. Инсценировка.

Звучит песня «Буря мглою небо кроет» в исполнении И. С. Козловского. В комнате А. С. Пушкин читает стихотворение.

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего веретена?

Историческая справка.

Летом 1824 года А. С. Пушкина отстра­нили от службы и направили в ссылку в имение под названием Михайловское, при­надлежавшее его матери.


Стук в дверь. Входит Пущин.

Пушкин. Жанно! Иван Пущин! Не верю своим глазам!

Пущин. Саша! А ты совсем не изменился — только бакенбардами оброс!

Крепко обнимают друг друга.

Пущин. Друг Пушкин, а скажи мне, за что тебя сослали в Михайловское?

Пушкин. Да я, признаться, и сам не знаю. Но я не хотел бы об этом говорить — это мне в тягость. Скажи лучше, что обо мне говорят в Петербурге, Москве?

Пущин. Читающая публика благодарит тебя за всякий литературный подарок! Твои стихи известны по всей России. А друзья и близкие тебя помнят и любят, искренне же­лают, чтобы скорее кончилось изгнание. До скорой встречи!

Пущин и Пушкин уходит.


  1. Видеоэкскурсия.

Оставим наших героев наедине — им есть о чём поговорить! А я предлагаю вам совершить путешествие в пространстве и во времени — туда, где в 1811 году зародилась дружба наших героев! Будьте внимательны, постарайтесь за­помнить, что было характерно для той эпохи.

Демонстрируется видеоэкскурсия по лицею.

  • Для кого был открыт Царскосельский лицей?

  • Чем он был не похож на другие учеб­ные заведения того времени?

  • В каких условиях жили лицеисты, чему учились?

  • Какие отношения сложились между лицеистами?

  • Ребята, у лицеистов сложились свои традиции. Первый выпуск Царскосельского лицея ежегодно собирался 19 октября — в день основания лицея. В 1825 году Пушкин не смог присутствовать на празднике, так как находился в ссылке в селе Михайлов­ском. Но он прислал одноклассникам сочи­нённое по этому поводу стихотворение, кото­рое так и называется: «19 октября».

Учитель читает отрывок.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

Ребята, каким остался лицей в памяти Пушкина? (Колыбель свободолюбия, «лицей­ская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».)

  • Неслучайно все лучшие друзья Пуш­кина — это лицеисты, и большинство произ­ведений, в которых отражена тема дружбы, Пушкин написал именно о них.


  1. Анализ литературного произведения (15 мин).

Цель этапа (планируемый результат): осознанное и правильное восприятие содер­жания текста, его художественных особенно­стей; познавательная активность учащихся.

Педагогические задачи: организовать це­ленаправленную познавательную деятель­ность учащихся, создать ситуацию взаимо­действия.


«Допиши за автора».

В 1826 году, через год после того, как уже Иван Пущин был сослан в Сибирь, Пушкин пишет стихотворение в память о той самой встрече в Михайловском с лучшим другом.

У каждого из вас на парте лежит экзем­пляр этого стихотворения.

Текст стихотворения (с пропущенными словами)

Мой (какой?) друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

(каким?) снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом (каких?) ясных дней!

  • Обратите внимание: мы пока не мо­жем прочитать текст полностью. В ваших экземплярах пропущено несколько слов. Все эти слова — имена прилагательные, которые выполняют в предложении функцию опре­деления и употребляются для того, чтобы придать поэтическим строкам образность и эмоциональность. Давайте вспомним, каким термином называются такие определения. (Эпитеты.)

  • Совершенно верно, это эпитеты. Пре­жде чем мы узнаем, какие эпитеты исполь­зовал Александр Сергеевич Пушкин, давайте попробуем найти их самостоятельно! Ваша задача — в течение одной минуты подобрать на место пропусков подходящие опреде­ления.

Учащиеся выполняют работу, затем афишируют результаты. (Предполагаемые варианты ответов: мой лучший/верный/ми­лый друг, холодным/глубоким/белым снегом, весенних/тёплых/счастливых дней и т. д.)

  • Обратите внимание: все предложенные вами варианты оказались разными, непохо­жими друг на друга. А теперь давайте узна­ем, какие эпитеты на самом деле использова­ны в этом стихотворении.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

  • Давайте подумаем, почему Александр Сергеевич Пушкин использовал именно эти слова.

  • «Первый друг». Скажите, какие значе­ния есть у прилагательного первый? Напри­мер, в словосочетании первый ученик? (Пер­выйэто не только «первый по счёту», «начальный», но и «лучший». Пущинэто лучший друг Пушкина.)

  • «Печальным снегом». Разве снег может быть печальным? (В ссылке Пушкиночень общительный человекскучает по друзьям, по собеседникам. Состояние при­роды в его описаниях соответствует его настроению.)

  • «Лицейских дней». Да, здесь можно было подобрать другие варианты — весёлых, счастливых и т. д. Почему Александр Сер­геевич выбирает именно этот вариант? (Он хочет, чтобы Пущин, находясь в ссылке, вспомнил самые счастливые дни своей жиз­нидни, проведённые в лицее.)

  • Как видите, подбор эпитетов совсем не случайный. Постарайтесь сформулировать, почему поэт, создавая произведение, должен уделять внимание каждому слову. (Чтобы максимально точно донести до читателей свой замысел, отразить свои чувства.)


  1. Работа над выразительным чтением стихотворения «И. И. Пущину».

  • Стихотворение начинается восклица­тельным предложением. Ребята, как надо произнести эту строку — торжественно или задушевно, грустно или радостно? (Навер­ное, задушевно, грустно.)

  • Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михай­ловском? (Благодарностью и нежностью.)

—- Что соединяет вторую половину сти­хотворения с первой? (Слова «то же уте­шенье»ответ на давние события; невоз­можно увидеться друзьям, но есть другой способ«голос» и «душа», для них рас­стояниене преграда.)

  • Как надо произнести эти строки? (Воз­вышенно, торжественно.)

  • По каким дням грустит поэт? (По бы­лым, «лицейским ясным дням».)


Физкультминутка (1 мин).

Хвалилки

Положите правую руку себе на голову, по­гладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!» А теперь положите руку соседу на голову, по­гладьте и скажите: «Ах, какой ты молодец!»


3. Литературный анализ текста.

  • Стихотворение «Мой первый друг...» совсем небольшое, но очень ёмкое. Из сколь­ких строк оно состоит? (Из 10.)

  • Разделено ли оно на части? (Нет.)

  • Действительно, в оригинале нет разделе­ния на части. Давайте попробуем это сделать. На сколько частей можно разделить стихо­творение? По какому признаку? (На двепо пять строк. Разделить можно и по формекаждая часть представляет собой отдель­ное предложение, занимающее ровно половину стихотворения, и по содержаниюв первой половине автор вспоминает, как Пущин уте­шал его в Михайловском, во второйсам утешает Пущина, сосланного в Сибирь.)

  • На предыдущих уроках мы научились определять двусложные размеры стиха. Да­вайте попробуем определить размер этого стихотворения.

На доске записаны первые две строки стихотворения. Ученик определяет стихо­творный размер у доски.

  • Совершенно верно, это четырёхстоп­ный ямб. Кстати, именно таким размером написано большинство произведений Пушки­на, в том числе знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин».

Мы обсудили ритм этого стихотворения. Скажите, а что, кроме ритма, обычно при­сутствует в поэтических произведениях? (Рифма.)

  • Давайте сравним это произведение с другими, более привычными нам пушкин­скими строками.

На проектор выводятся две строфы:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

к к к

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь,

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь.

  • Скажите, чем отличаются эти строфы. (В каждой строфе разное количество строк5 и 4. Соответственно, иначе располагают­ся рифмованные строки.)

  • Совершенно верно: в произведении «Мой первый друг,' мой друг бесценный...» используется необычная рифмовка. Давайте попробуем расшифровать эту запись:

АВЛАВ

  • Да, вы правы: одинаковые рифмы обо­значаются одинаковыми буквами алфавита. Скажите, а в каком стихотворении, изучен­ном нами в 5 классе, также присутствует необычная рифмовка? («Бородино» М. Лер­монтова, рифмовкаААВСССВ.)

  • Давайте обобщим всё сказанное и за­полним пропуски в следующей схеме:

На экране показывается схема:

«Мой первый друг, мой друг бесценный...»

Стихотворный размер: ямб.

Количество строф: одна (2 части).

Рифмовка: АВААВ.

  1. Создание литературного произведе­ния (10 мин).

Цель этапа (планируемый результат): создание учащимися собственных поэтиче­ских текстов о дружбе, анализ текстов.

Педагогическая задача: стимулировать учащихся к самостоятельному творчеству.

  • Мы познакомились со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина о дружбе, постарались разобраться, как создаются та­кие произведения. Давайте же теперь сами попробуем написать стихи и сыграем в лите­ратурную игру «Буриме». Кстати, вы знаете, что такое буриме?

Историческая справка.

Буриме (фр. bouts-rimes — «рифмованные концы») — литературная игра, заключаю­щаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на задан­ную тему.

Среди вашего раздаточного материала вы видите листы с парами рифм. Выбирайте любые две пары слов и напишите четверо­стишие с готовыми рифмами, которое посвя­щено теме нашего урока — дружбе.

Дружба — нужно; поэт — привет; друг — круг; творец — дворец; с тобой — любой; учить — лечить; умный — шумный; друг — вокруг; задача — удача; дружить — пере­жить; друзья — нельзя; точно — срочно.

Учащиеся в течение 5 минут сочиняют буриме, затем (по желанию) зачитывают свои стихотворения вслух. Результатом этой работы становится литературный сборник «Дружные стихи» (листы со сти­хотворениями собираются и скрепляются под одной обложкой).


V. Подведение итогов урока, выставление отметок (2 мин).


VI. Рефлексия (3 мин).

Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной и познава­тельной деятельности.

Педагогическая задача: создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.

Учащимся предлагается ответить на во­просы, продолжив две фразы:

Я не знал...Теперь я знаю...

Я не умел...Теперь я умею...


VII. Домашнее задание.

Задание 1. Из стихотворения А. С. Пуш­кина «Обвал» (распечатано для каждого уче­ника):

— выписать эпитеты;

— посчитать количество строф;

— определить стихотворный размер;

— определить тип рифмовки.

Задание 2 (по желанию). Написать моно­лог, обращённый к другу, на тему «Что мне сказали стихи Пушкина?».

Задание 3 (для любознательных). Посмо­треть видеофильм «Пушкин. Лицейские годы» https://www. youtube. com/watch?v = nr4SegjOm6Y.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!