С. А. Дубелевич, ГУО «Гимназия № 75 г. Минска»
Урок
Тема. Дружба в лирике А. С. Пушкина. Стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный...»
Обучающая цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся ознакомятся с фактами из истории Царскосельского лицея, жизни и творчества А. С. Пушкина, стихотворениями «Мой первый друг, мой друг бесценный...», «19 октября»; будут уметь анализировать стихотворное произведение: определять его тему и основную мысль, строфику, рифмовку, размер, выделять изобразительно-выразительные средства; успешно выполнят творческое задание.
Задачи личностного развития:
на основе восприятия нового учебного материала и актуализации известного материала, выполнения учебных задач способствовать развитию умения анализировать информацию, делать выводы;
содействовать развитию патриотических чувств учащихся, чувства причастности к единому коллективу;
создавать условия для творческой самореализации учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: путешествие в прошлое.
Используемые технологические подходы и приёмы обучения: интерактивное обучение; обучение с применением ИКТ; инсценировка «Допиши за автора»; литературное творчество.
Оборудование: тексты стихотворения «Мой первый друг, мой друг бесценный...»; раздаточный материал для игры буриме; компьютер, воспроизводящий аудио- и видеофайлы; мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный этап (5 мин).
Цель этапа: организация внимания учащихся; постановка целей и задач урока.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе; стимулировать учащихся к самостоятельному определению темы, постановке целей и задач урока.
— Добрый день! Прошу садиться!
Начинаем мы урок.
Я хочу, чтоб отличиться
Каждый шестиклассник смог.
Пусть всем будет интересно,
Пусть пройдёт урок для всех
Плодотворно и полезно,
Пусть в конце нас ждёт успех!
Ребята, от собственных стихов я хочу вместе с вами перейти к словам великого русского поэта, которого сам Александр Сергеевич Пушкин назвал своим учителем, — Василия Андреевича Жуковского.
Демонстрируется четверостишие, которое является эпиграфом к уроку:
Скатившись с горной высоты,
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый.
О Дружба, это ты!
В. А. Жуковский
— Все ли слова вам понятны в этом фрагменте? Скажите, какой смысл заключён в этом четверостишии. Почему слово дружба написано с большой буквы? (Настоящий друг не бросит в беде, будет рядом в сложной, даже в безвыходной ситуации.)
Исходя из эпиграфа, можно ли догадаться, о чём будет идти разговор на уроке? (О дружбе.)
Какой род литературы лучше всего помогает выразить человеку свои чувства? (Лирика.)
Итак, наш урок будет посвящён прекрасному чувству — дружбе и великому искусству поэзии. Тема нашего урока — «Дружба в лирике А. С. Пушкина».
Исходя из темы скажите, что мы можем узнать сегодня на уроке. (Какие стихи о дружбе писал А. С. Пушкин, с кем он дружил, кому посвящал стихи.)
Ребята, чтобы нам было легче погрузиться в пушкинскую эпоху, я хочу познакомить вас с картиной Николая Николаевича Ге.
Демонстрируется картина Н. Н. Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском».
Давайте внимательно рассмотрим эту картину. Скажите, пожалуйста, узнаёте ли вы кого-нибудь. (А. С. Пушкина, пожилая женщина на заднем плане — это Арина Родионовна.)
Совершенно верно! А кто же третий человек на картине? (Возможно, это друг Пушкина.)
Давайте проверим вашу догадку!
Этап подготовки к восприятию произведения (8 мин).
Цель этапа (планируемый результат): готовность учащихся к чтению и восприятию произведения, получение необходимой фактической информации, погружение в историческую эпоху.
Педагогическая задача: сформировать познавательную активность, подготовить учащихся к эмоциональному восприятию произведения.
Инсценировка.
Звучит песня «Буря мглою небо кроет» в исполнении И. С. Козловского. В комнате А. С. Пушкин читает стихотворение.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?
Историческая справка.
Летом 1824 года А. С. Пушкина отстранили от службы и направили в ссылку в имение под названием Михайловское, принадлежавшее его матери.
Стук в дверь. Входит Пущин.
Пушкин. Жанно! Иван Пущин! Не верю своим глазам!
Пущин. Саша! А ты совсем не изменился — только бакенбардами оброс!
Крепко обнимают друг друга.
Пущин. Друг Пушкин, а скажи мне, за что тебя сослали в Михайловское?
Пушкин. Да я, признаться, и сам не знаю. Но я не хотел бы об этом говорить — это мне в тягость. Скажи лучше, что обо мне говорят в Петербурге, Москве?
Пущин. Читающая публика благодарит тебя за всякий литературный подарок! Твои стихи известны по всей России. А друзья и близкие тебя помнят и любят, искренне желают, чтобы скорее кончилось изгнание. До скорой встречи!
Пущин и Пушкин уходит.
Видеоэкскурсия.
Оставим наших героев наедине — им есть о чём поговорить! А я предлагаю вам совершить путешествие в пространстве и во времени — туда, где в 1811 году зародилась дружба наших героев! Будьте внимательны, постарайтесь запомнить, что было характерно для той эпохи.
Демонстрируется видеоэкскурсия по лицею.
Для кого был открыт Царскосельский лицей?
Чем он был не похож на другие учебные заведения того времени?
В каких условиях жили лицеисты, чему учились?
Какие отношения сложились между лицеистами?
Ребята, у лицеистов сложились свои традиции. Первый выпуск Царскосельского лицея ежегодно собирался 19 октября — в день основания лицея. В 1825 году Пушкин не смог присутствовать на празднике, так как находился в ссылке в селе Михайловском. Но он прислал одноклассникам сочинённое по этому поводу стихотворение, которое так и называется: «19 октября».
Учитель читает отрывок.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
Ребята, каким остался лицей в памяти Пушкина? (Колыбель свободолюбия, «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».)
Неслучайно все лучшие друзья Пушкина — это лицеисты, и большинство произведений, в которых отражена тема дружбы, Пушкин написал именно о них.
Анализ литературного произведения (15 мин).
Цель этапа (планируемый результат): осознанное и правильное восприятие содержания текста, его художественных особенностей; познавательная активность учащихся.
Педагогические задачи: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию взаимодействия.
«Допиши за автора».
В 1826 году, через год после того, как уже Иван Пущин был сослан в Сибирь, Пушкин пишет стихотворение в память о той самой встрече в Михайловском с лучшим другом.
У каждого из вас на парте лежит экземпляр этого стихотворения.
Текст стихотворения (с пропущенными словами)
Мой (какой?) друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
(каким?) снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом (каких?) ясных дней!
Обратите внимание: мы пока не можем прочитать текст полностью. В ваших экземплярах пропущено несколько слов. Все эти слова — имена прилагательные, которые выполняют в предложении функцию определения и употребляются для того, чтобы придать поэтическим строкам образность и эмоциональность. Давайте вспомним, каким термином называются такие определения. (Эпитеты.)
Совершенно верно, это эпитеты. Прежде чем мы узнаем, какие эпитеты использовал Александр Сергеевич Пушкин, давайте попробуем найти их самостоятельно! Ваша задача — в течение одной минуты подобрать на место пропусков подходящие определения.
Учащиеся выполняют работу, затем афишируют результаты. (Предполагаемые варианты ответов: мой лучший/верный/милый друг, холодным/глубоким/белым снегом, весенних/тёплых/счастливых дней и т. д.)
Обратите внимание: все предложенные вами варианты оказались разными, непохожими друг на друга. А теперь давайте узнаем, какие эпитеты на самом деле использованы в этом стихотворении.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Давайте подумаем, почему Александр Сергеевич Пушкин использовал именно эти слова.
«Первый друг». Скажите, какие значения есть у прилагательного первый? Например, в словосочетании первый ученик? (Первый — это не только «первый по счёту», «начальный», но и «лучший». Пущин — это лучший друг Пушкина.)
«Печальным снегом». Разве снег может быть печальным? (В ссылке Пушкин — очень общительный человек — скучает по друзьям, по собеседникам. Состояние природы в его описаниях соответствует его настроению.)
«Лицейских дней». Да, здесь можно было подобрать другие варианты — весёлых, счастливых и т. д. Почему Александр Сергеевич выбирает именно этот вариант? (Он хочет, чтобы Пущин, находясь в ссылке, вспомнил самые счастливые дни своей жизни — дни, проведённые в лицее.)
Как видите, подбор эпитетов совсем не случайный. Постарайтесь сформулировать, почему поэт, создавая произведение, должен уделять внимание каждому слову. (Чтобы максимально точно донести до читателей свой замысел, отразить свои чувства.)
Работа над выразительным чтением стихотворения «И. И. Пущину».
Стихотворение начинается восклицательным предложением. Ребята, как надо произнести эту строку — торжественно или задушевно, грустно или радостно? (Наверное, задушевно, грустно.)
Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском? (Благодарностью и нежностью.)
—- Что соединяет вторую половину стихотворения с первой? (Слова «то же утешенье» — ответ на давние события; невозможно увидеться друзьям, но есть другой способ — «голос» и «душа», для них расстояние — не преграда.)
Как надо произнести эти строки? (Возвышенно, торжественно.)
По каким дням грустит поэт? (По былым, «лицейским ясным дням».)
Физкультминутка (1 мин).
Хвалилки
Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!» А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой ты молодец!»
3. Литературный анализ текста.
Стихотворение «Мой первый друг...» совсем небольшое, но очень ёмкое. Из скольких строк оно состоит? (Из 10.)
Разделено ли оно на части? (Нет.)
Действительно, в оригинале нет разделения на части. Давайте попробуем это сделать. На сколько частей можно разделить стихотворение? По какому признаку? (На две — по пять строк. Разделить можно и по форме — каждая часть представляет собой отдельное предложение, занимающее ровно половину стихотворения, и по содержанию — в первой половине автор вспоминает, как Пущин утешал его в Михайловском, во второй — сам утешает Пущина, сосланного в Сибирь.)
На предыдущих уроках мы научились определять двусложные размеры стиха. Давайте попробуем определить размер этого стихотворения.
На доске записаны первые две строки стихотворения. Ученик определяет стихотворный размер у доски.
Совершенно верно, это четырёхстопный ямб. Кстати, именно таким размером написано большинство произведений Пушкина, в том числе знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин».
Мы обсудили ритм этого стихотворения. Скажите, а что, кроме ритма, обычно присутствует в поэтических произведениях? (Рифма.)
Давайте сравним это произведение с другими, более привычными нам пушкинскими строками.
На проектор выводятся две строфы:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
•к к к
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь,
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь.
Скажите, чем отличаются эти строфы. (В каждой строфе разное количество строк — 5 и 4. Соответственно, иначе располагаются рифмованные строки.)
Совершенно верно: в произведении «Мой первый друг,' мой друг бесценный...» используется необычная рифмовка. Давайте попробуем расшифровать эту запись:
АВЛАВ
Да, вы правы: одинаковые рифмы обозначаются одинаковыми буквами алфавита. Скажите, а в каком стихотворении, изученном нами в 5 классе, также присутствует необычная рифмовка? («Бородино» М. Лермонтова, рифмовка — ААВСССВ.)
Давайте обобщим всё сказанное и заполним пропуски в следующей схеме:
На экране показывается схема:
«Мой первый друг, мой друг бесценный...»
Стихотворный размер: ямб.
Количество строф: одна (2 части).
Рифмовка: АВААВ.
Создание литературного произведения (10 мин).
Цель этапа (планируемый результат): создание учащимися собственных поэтических текстов о дружбе, анализ текстов.
Педагогическая задача: стимулировать учащихся к самостоятельному творчеству.
Мы познакомились со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина о дружбе, постарались разобраться, как создаются такие произведения. Давайте же теперь сами попробуем написать стихи и сыграем в литературную игру «Буриме». Кстати, вы знаете, что такое буриме?
Историческая справка.
Буриме (фр. bouts-rimes — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.
Среди вашего раздаточного материала вы видите листы с парами рифм. Выбирайте любые две пары слов и напишите четверостишие с готовыми рифмами, которое посвящено теме нашего урока — дружбе.
Дружба — нужно; поэт — привет; друг — круг; творец — дворец; с тобой — любой; учить — лечить; умный — шумный; друг — вокруг; задача — удача; дружить — пережить; друзья — нельзя; точно — срочно.
Учащиеся в течение 5 минут сочиняют буриме, затем (по желанию) зачитывают свои стихотворения вслух. Результатом этой работы становится литературный сборник «Дружные стихи» (листы со стихотворениями собираются и скрепляются под одной обложкой).
V. Подведение итогов урока, выставление отметок (2 мин).
VI. Рефлексия (3 мин).
Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной и познавательной деятельности.
Педагогическая задача: создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Учащимся предлагается ответить на вопросы, продолжив две фразы:
Я не знал... — Теперь я знаю...
Я не умел... — Теперь я умею...
VII. Домашнее задание.
Задание 1. Из стихотворения А. С. Пушкина «Обвал» (распечатано для каждого ученика):
— выписать эпитеты;
— посчитать количество строф;
— определить стихотворный размер;
— определить тип рифмовки.
Задание 2 (по желанию). Написать монолог, обращённый к другу, на тему «Что мне сказали стихи Пушкина?».
Задание 3 (для любознательных). Посмотреть видеофильм «Пушкин. Лицейские годы» https://www. youtube. com/watch?v = nr4SegjOm6Y.