СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дуальное обучение в системе среднего профессионального образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дуальное обучение-актуально для системы СПО в настоящее время.

Просмотр содержимого документа
«Дуальное обучение в системе среднего профессионального образования»

Дуальное обучение в системе

среднего профессионального образования


Ениватова О.В., преподаватель

ОГБПОУ «Рязанский многопрофильный колледж»


Известная проблема отечественного профессионального образования – пропасть между теорией, которую дают в образовательных учреждениях, и практикой, с которой сталкивается выпускник после обучения.

Экономика нашей страны все еще остается уязвимой к колебаниям ситуации на мировых сырьевых и финансовых рынках. Среди ограничивающих факторов — острая нехватка высококвалифицированных кадров на рынке труда.

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами — первостепенная задача. Каждая организация решает этот вопрос по-своему: к новичкам либо прикрепляют наставников, либо разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через 2-3 года получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Но не слишком ли это накладно — сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Существуют ли более эффективные методы? Конечно, существуют!

Одним из путей повышения эффективности профессиональной подготовки кадров в настоящее время выступает дуальное обучение. Внедрение системы дуальной подготовки специалистов открывает новые дополнительные перспективы в повышении эффективности профессионального образования.

Дуальное обучение — это вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — в организации работодателя. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. В дуальной системе обучения усиливается роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов. Важнейший компонент при этом - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников [1].

Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не«для галочки» [2].

Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.

В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы организации профессионального обучения. Дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии, в дальнейшем получила широкую известность и признание в мировой практике профессионального образования.

В то же время для отечественного профессионального образования пример Германии не нов: дуальное обучение уходит корнями в фабрично-заводское ученичество (ФЗУ) и ремесленные училища. Школы ФЗУ были созданы в 1920 г. и действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих [3].

В 1940 году школы ФЗУ были преобразованы в школы ФЗО (фабрично- заводского обучения) в рамках Трудовых резервов СССР. Это была система организованной, плановой подготовки квалифицированной рабочей силы для ведущих отраслей народного хозяйства путем обучения городской и сельской молодежи в специальных учебных заведениях, действовавшая до конца 50-х годов. В 1954 году появились первые профессионально-технические училища (ПТУ), и к 1963 году уже все школы ФЗО приняли этот статус. По профилю профессионально-технические училища делились на технические (ТУ), средние (СПТУ), городские (ГПТУ), сельские (СПТУ). Характерной особенностью профессионально-технических училищ была тесная связь с производством, прохождение обучающимися практик на рабочих местах. Основная часть учебных заведений была закреплена за промышленными предприятиями и агрообъединениями. Ежегодно (вплоть до развала СССР) десятки тысяч выпускников училищ и техникумов пополняли рабочий класс [4]. Система подготовки кадров была поточной и предприятия трудоустраивали целые выпуски профтехучилищ. В 90-ые годы связь между образовательными учреждениями и работодателями была потеряна. Сегодня приходится «наводить новые мосты».

Наиболее популярная в настоящее время немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практико-ориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат [1]. Такая форма образования - прекрасная возможность для работодателей обучить специалистов, нужных предприятию, а для студентов – получить не только теоретические, но и практические знания. Так, по данным Федерального министерства образования и науки Германии, в последние годы показатель безработицы среди закончивших обучение по дуальной системе составляет лишь 4%, то есть 96% выпускников успешно трудоустраиваются. Таких показателей не имеет ни одна образовательная модель в Европе [5].

А что у нас? В конце 2013 года Агентство стратегических инициатив (АСИ) провело конкурсный отбор регионов-участников программы по развитию дуального образования. В настоящее время в пилотных регионах дуальное обучение достаточно успешно реализуется. Однако в России этот опыт пока нельзя назвать общепринятой практикой.

Взаимодействие складывается в тех регионах, где существуют сильные, хорошо развитые предприятия, поддержка региональных правительств и министерств, современные энергичные и эффективные руководители образовательных учреждений, понимающие смысл словосочетания «образовательная услуга» [6].

В то же время, хочется отметить, что результат взаимодействия образовательных организаций и работодателей находит свое отражение в результатах участия в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства в формате Абилимпикс и Молодые профессионалы.

Построение дуальной системы образования на региональном уровне требует соблюдения ряда условий, которые зачастую могут выполняться только с участием работодателей, администрации, структур, которые становятся координаторами взаимодействия разных сторон, а также структур, отвечающих за профориентацию и независимую оценку качества подготовки обучающихся.

В настоящее время можно говорить о том, что дуальное обучение является альтернативой базовому профессиональному образованию «внутри» образовательной организации СПО, так как она требует передачи полномочий в обучении организациям работодателей. Понятие «государственно-частное партнерство» приходит на смену понятию «социального партнерства» при подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. Смысл этого изменения в построении экономически взаимовыгодных отношений между профессиональными образовательными организациями и организациями работодателей на условиях равного партнерства, а не социальной помощи и «шефства». Работодатели становятся активными участниками в формировании заказа на подготовку кадров, в процессах профориентации и профессионального самоопределения молодежи и граждан и в построении независимой оценки качества образования и квалификаций [6].

Несомненно, использование отечественного и зарубежного опыта, позволит в дальнейшем создать успешную систему подготовки кадров для экономики России.

Список литературы и интернет – источников:

Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.up- pro.ru/library/personnel_management/training/dyalnoe_obychen.html (дата обращения 9.04.2018)

Иванов В.Г., Демина Е.А. Проблемы реализации дуального обучения для специальностей экономики и управления // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. - №8. – с.14

Анализ отечественного и международного опыта дуального образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://krirpo.ru/activity-2/method-support-dual/ (дата обращения 6.04.2018)

Дуальная модель обучения как основа механизма взаимодействия образовательных учреждений и предприятий [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2014/09/3687.pdf (дата обращения 11.04.2018)

Кресс Ханнелоре, Есенина Е.Ю. «Старая дама в очень современном интернациональном платье» (немецкая дуальная система профессионального образования и обучения в Германии и в мире) // Образование и наука. – 2015. - №8 (127) – с.34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!