1) обучающая: формировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи;
2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Организационный момент. | Здравствуйте ребята! Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия |
Актуализация знаний. | Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Орфоэпическая минутка. Сколько слов здесь написано? Почему? Прочитайте их правильно. Мука, замок, сорок, хлопок, пропасть. -Объясните, чем они отличаются? 2. Фронтальный опрос. - Какое слово из записанных, обозначает количество? -Какие разряды числительных вы знаете? — Как изменяется числительное один? — Как склоняются числительные от пяти до тридцати? — Какие окончания у числительных от 11 до 19 в родительном, дательном и предложном падежах? — Какова особенность склонения числительных 40, 90, 100? — Как склоняются составные количественные числительные? Орфографический диктант. — Запишите словами числительные: 3, 2/5, 7/15, 31527, 11/40. | Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты). Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Целеполагание и планирование
| 3. Постановка учебной задачи. -Мы с вами на протяжение нескольких уроков изучали имя числительное. Ребята, как вы думаете, о чем нам предстоит поговорить на этом уроке, узнать и обобщить? - Какие цели мы можем перед собой поставить? Действительно, сегодня урок посвящен дробным числительным. | Совместное определение целей. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
| Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность. |
Работа с эпиграфом | Без грамматики не выучишь математики. | Рассуждают над эпиграфом | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Работа с толковым словарём С.И.Ожегова | - Найдем значение этого слова дробные в толковом словаре. (и, мн. дроби, -ей, ж. Число, представленное как состоящее из частей единицы. Правильная д. (меньше единицы). Неправильная д. (больше единицы). II прил. дробный, -ая, -ое. Дробная часть. Дробное число.) | Работа с толковым словарем, находят толкование слова | Познавательные: извлекают необходимую информацию из Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
Физминутка. | А вы, я вижу, немного устали. Без физ. минутки не обойтись. Давайте встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. Спасибо, садитесь! | Выполняют элементарные физические упражнения | Личностные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока |
|
|
Работа по теме урока. | - Скажите, ребята, математическая дробь состоит из скольких частей? (Числитель и знаменатель). - Приведите примеры дробных числительных. - Скажите, числитель-в каком числе и падеже мы произносим? - Скажите, знаменатель-в каком числе и падеже мы произносим? -Попробуйте самостоятельно дать определение дробных числительных. (Дробные числительные обозначают дробные величины и представляют сочетание им. падежа количественного числительного (количество частей - числитель дроби) с род. падежом множественного числа или именительным падежом единственного числа порядкового числительного женского рода (название частей - знаменатель дроби), например, три пятых, двадцать одна сотая. - Просклоняйте дробное числительное две пятых. Как изменяются его части? (Склонение дробных числительных выражается в изменении всех составляющих дробные числительные слов: пятьюдесятью пятью сотыми. Числитель склоняется как целое, а знаменатель как порядковое). Задание. Запишите словосочетания, укажите синтаксическую роль в предложении. Одна пятая апельсина; три седьмых пирога, три четвертых комнаты, одна шестая суток, десять и две третьих гектара. Вывод делают ребята: в синтаксическом отношении дробные числительные выступают в роли определения, сочетаются с именами существительными всегда по способу управления. Работа с учебником. Упражнение 418. Задание № 1. Полтораста-дробное числительное. Просклоняйте его. В чем особенность? Задание 2. На какие две группы можно поделить дробные числительные. Начертите схему. (Дробные: простые, составные). Задание 3. «Третий лишний». Пятнадцать, двадцать три, четыре пятых. Пятнадцать, полтораста, тридцать два. Одна третья, двадцать первый, двадцать шестидесятых. Задание 4. Составьте кластер «Дробные числительные». | Отвечают на вопросы. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Выполняют упражнения | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли |
Работа с текстом. | Перепишите текст, вставите пропущенные буквы. Укажите падеж числительных. Самый маленький зверёк – карликовая белозубка. Она не превышает в длину 4, 5 сантиметров и весит около 1,2 грамма. Карликовая белозубка уничтожает вредных насекомых. Она за сутки съедает пищи в 3 – 4 раза больше, чем весит сама. Зверёк принимается за еду до 120 раз в сутки и более 70 раз в сутки засыпает. | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов
| Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в учебниках, рабочих тетрадях. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
IX.Тестовая работа «Проверь себя». | 1. Какого признака нет у числительного: А) рода; Б) числа; В) падежа; Г) времени. 2. Имя числительное изменяется по: А) родам; Б) числам; В) падежам; Г) спряжениям. 3. Найдите составные числительные: А) двенадцать; Б) двадцать три; В) триста пять; Г) восемьсот. 4. Укажите порядковые числительные: А) одна пятая; Б) сорок первый; В) тридцать четыре; Г) полтораста. 5. Укажите дробные числительные: А) двадцать две; Б) три шестых; В) полтораста; Г) сорок первый. 6. Какими членами предложения являются числительные в предложении. Один плюс один будет два. А) подлежащим; Б) дополнением; В) обстоятельством; Г) сказуемым; Д) определением. | Принимают участие в работе, выполняют упражнения. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
X.Рефлексия | Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что числительные.…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… | - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Домашнее задание. | Выполнить упр. 419 (письм.) | | |
Заключительно слово учителя | А закончить наш сегодняшний разговор о мне хотелось бы словами эпиграфа: «Без грамматики нет математики». | | |