СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнегреческая вазопись

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вазопись – необычайно развитое искусство росписи керамических сосудов (ваз), изощренное по разнообразию художественных средств и выдающееся по уровню достигаемых образно-пластических результатов – это специфическое явление художественной культуры греческой античности. Древне-греческая цивилизация подарила нам богатое историческое наследие в области культуры и искусства. Годы, когда греческое государство процветало, были и расцветом живописи.

Просмотр содержимого документа
«Древнегреческая вазопись»

древнегреческая вазопись

древнегреческая вазопись

Содержание Истоки древнегреческой вазописи Разновидности древнегреческой росписи Типы древнегреческих ваз Виды греческих орнаментов Сюжеты рисунков Особенности нанесения изображений Основные центры греческой вазописи

Содержание

  • Истоки древнегреческой вазописи
  • Разновидности древнегреческой росписи
  • Типы древнегреческих ваз
  • Виды греческих орнаментов
  • Сюжеты рисунков
  • Особенности нанесения изображений
  • Основные центры греческой вазописи
Истоки древнегреческой вазописи Основные особенности, характерные для греческой вазописи, прослеживаются еще в догреческом минойском искусстве. Впервые подобная роспись начала использоваться в 2500 г. до н. э. (Бутмирская культура). Особое распространение в это время получили керамические изделия критской школы. Их характерной особенностью являлись геометрические орнаменты, нанесенные белой краской по темному фону. Позднее начали применяться растительные мотивы, изображения людей и животных. Еще одной отличительной чертой критских ваз было то, что узорами и рисунками их поверхность была заполнена практически полностью.   Поскольку самый первый образец такой посуды был найден в пещере Камарес, стиль древних критских мастеров был назван «камарским». Минойская культура привнесла в декор ваз этой школы морские мотивы, которые также считаются отличительным признаком камарских сосудов. Современными археологами достаточно хорошо изучена и керамическая посуда позднеэлладского периода. Для орнаментов этого времени характерны растительные и животные мотивы.

Истоки древнегреческой вазописи

Основные особенности, характерные для греческой вазописи, прослеживаются еще в догреческом минойском искусстве. Впервые подобная роспись начала использоваться в 2500 г. до н. э. (Бутмирская культура). Особое распространение в это время получили керамические изделия критской школы. Их характерной особенностью являлись геометрические орнаменты, нанесенные белой краской по темному фону. Позднее начали применяться растительные мотивы, изображения людей и животных. Еще одной отличительной чертой критских ваз было то, что узорами и рисунками их поверхность была заполнена практически полностью. Поскольку самый первый образец такой посуды был найден в пещере Камарес, стиль древних критских мастеров был назван «камарским». Минойская культура привнесла в декор ваз этой школы морские мотивы, которые также считаются отличительным признаком камарских сосудов. Современными археологами достаточно хорошо изучена и керамическая посуда позднеэлладского периода. Для орнаментов этого времени характерны растительные и животные мотивы.

Разновидности древнегреческой росписи   Археологами найдены древнегреческие сосуды, декорированные в разных техниках. В основном можно выделить следующие:  1. Геометрический стиль Самым древним стилем вазописи является геометрический  стиль IX - VIII вв. до н.э.), получивший свое название от  геометрических орнаментов,  которые украшали изделия керамики. Лучшие образцы греческой вазописи геометрического стиля — это афинские амфоры VIII века до н.э. Их росписи отличаются высоким художественным совершенством, строго продуманной композицией и удачно сочетаются с формой сосуда.

Разновидности древнегреческой росписи

Археологами найдены древнегреческие сосуды, декорированные в разных техниках. В основном можно выделить следующие:

1. Геометрический стиль

Самым древним стилем вазописи является геометрический стиль IX - VIII вв. до н.э.), получивший свое название от геометрических орнаментов, которые украшали изделия керамики.

Лучшие образцы греческой вазописи геометрического стиля — это афинские амфоры VIII века до н.э. Их росписи отличаются высоким художественным совершенством, строго продуманной композицией и удачно сочетаются с формой сосуда.

Рисунки на вазах исполнены блестящей темно-коричневой краской, которую условно называют «лаком». Они расположены горизонтальными фризами, четко отделенными один от другого. В каждой полосе многократно повторяется определенный геометрический узор. Часто горизонтальные полосы включали квадратные поля, и художник заполнял их фигурками зверей и птиц, стилизованными листьями, а также изображением креста с загнутыми под прямым углом концами, который считался солнечным знаком у многих народов древности. Центром геометрического стиля являлись Афины.

Рисунки на вазах исполнены блестящей темно-коричневой краской, которую условно называют «лаком». Они расположены горизонтальными фризами, четко отделенными один от другого. В каждой полосе многократно повторяется определенный геометрический узор.

Часто горизонтальные полосы включали квадратные поля, и художник заполнял их фигурками зверей и птиц, стилизованными листьями, а также изображением креста с загнутыми под прямым углом концами, который считался солнечным знаком у многих народов древности. Центром геометрического стиля являлись Афины.

2. Ковровый стиль В VII - VI вв. до н.э. преобладал ковровый стиль вазописи или ориентализирующий, то есть подражающий искусству Востока. Под воздействием образов древневосточной мифологии в ковровой вазописи все чаще встречаются изображения богов и сцены сражений, фигуры различных животных. Подражание декоративным мотивам египетского и переднеазиатского искусства также ощущается в выборе орнаментальных узоров. Художники охотно использовали для украшения ваз стилизованные пальмовые листья, цветы и бутоны лотоса. Но по сравнению с геометрической керамикой VIII века до н.э. в росписях коврового стиля орнаменту уделяется меньше места, чем сюжетно-повествовательным изображениям. Центрами коврового стиля вазописи являлись Родос и Коринф.

2. Ковровый стиль

В VII - VI вв. до н.э. преобладал ковровый стиль вазописи или ориентализирующий, то есть подражающий искусству Востока.

Под воздействием образов древневосточной мифологии в ковровой вазописи все чаще встречаются изображения богов и сцены сражений, фигуры различных животных. Подражание декоративным мотивам египетского и переднеазиатского искусства также ощущается в выборе орнаментальных узоров. Художники охотно использовали для украшения ваз стилизованные пальмовые листья, цветы и бутоны лотоса. Но по сравнению с геометрической керамикой VIII века до н.э. в росписях коврового стиля орнаменту уделяется меньше места, чем сюжетно-повествовательным изображениям. Центрами коврового стиля вазописи являлись Родос и Коринф.

3. Чернофигурный стиль Этот способ оформления посуды появился в VII в. до н.э. Характерной его особенностью является использование человеческих фигур, изображение сцен битв, пиршеств, разумеется, мифологические сюжеты. Рисунок наносился на поверхность шпикером (глянцевой глиной). После обжига материал сосуда становился красным, шпикер менял свой цвет на черный. Свою популярность этот метод начал терять, начиная с 530 г. до н. э. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет. Центры чернофигурной вазописи - Афины и Коринф.

3. Чернофигурный стиль

Этот способ оформления посуды появился в VII в. до н.э. Характерной его особенностью является использование человеческих фигур, изображение сцен битв, пиршеств, разумеется, мифологические сюжеты. Рисунок наносился на поверхность шпикером (глянцевой глиной). После обжига материал сосуда становился красным, шпикер менял свой цвет на черный. Свою популярность этот метод начал терять, начиная с 530 г. до н. э.

Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет.

Центры чернофигурной вазописи - Афины и Коринф.

4. Краснофигурный стиль Техника этого типа очень похожа на чернофигурную. Отличие лишь в том, что фон в этом случае после обжига получался черным, а сам рисунок имел естественный «глиняный» цвет. Основными мотивами краснофигурного декора были мифологические сюжеты, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Краснофигурный стиль в свою очередь принято делить на строгий, свободный, роскошный и беглый стили.

4. Краснофигурный стиль

Техника этого типа очень похожа на чернофигурную. Отличие лишь в том, что фон в этом случае после обжига получался черным, а сам рисунок имел естественный «глиняный» цвет. Основными мотивами краснофигурного декора были мифологические сюжеты, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Краснофигурный стиль в свою очередь принято делить на строгий, свободный, роскошный и беглый стили.

5. Вазопись по белому фону Такие сосуды предварительно окрашивались белым, а затем на них наносились красные, черные либо разноцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

5. Вазопись по белому фону

Такие сосуды предварительно окрашивались белым, а затем на них наносились красные, черные либо разноцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

Типы древнегреческих ваз   1. канфар – чаша для вина. 2. ойнохоя – кувшин для воды или вина. 3. кратер – сосуд для смешивания вина с водой. 4. гидрия – сосуд для воды. 5. лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд. 6. скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски». 7. киаф –черпак для разбавленного вина. 8. килик – самая распространённая чаша для вина 9. пелика – сосуд для хранения.

Типы древнегреческих ваз

1. канфар – чаша для вина. 2. ойнохоя – кувшин для воды или вина. 3. кратер – сосуд для смешивания вина с водой. 4. гидрия – сосуд для воды. 5. лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд. 6. скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски». 7. киаф –черпак для разбавленного вина. 8. килик – самая распространённая чаша для вина 9. пелика – сосуд для хранения.

Виды греческих орнаментов Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, греческий орнамент напоминающих пальмовые. Самым распространенным греческим узором является меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Существует предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так и возник этот знаменитый греческий орнамент. Любили греки так же изображать волну и бутон лотоса. Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

Виды греческих орнаментов

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, греческий орнамент напоминающих пальмовые. Самым распространенным греческим узором является меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Существует предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так и возник этот знаменитый греческий орнамент. Любили греки так же изображать волну и бутон лотоса.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

Сюжеты рисунков • Ограниченность цветовых средств заставляла мастеров прибегать к «говорящим» деталям. Афину узнавём по её щиту, Геракла – по шкуре зверя, Гермеса – по крылышкам на сандалиях. • Темами росписи были в основном мифологические сюжеты, спортивные состязания, сцены праздников .

Сюжеты рисунков

• Ограниченность цветовых средств заставляла мастеров прибегать к «говорящим» деталям. Афину узнавём по её щиту, Геракла – по шкуре зверя, Гермеса – по крылышкам на сандалиях.

• Темами росписи были в основном мифологические сюжеты, спортивные состязания, сцены праздников .

Особенности нанесения изображений

Расписывалась посуда еще до обжига. Готовый сосуд предварительно протирали влажной тряпкой. Далее наносился рисунок. Скорее всего, при этом использовалась кисть. Нанесение рисунка на сосуды по краснофигурной технологии выполнялось, видимо, по заранее подготовленным эскизам. Первоначальные наброски наносились на сосуд линиями толщиной примерно в 4 мм. Иногда этот контур проступает и сквозь конечное изображение готовых ваз. На многих древнегреческих чернофигурных и краснофигурных сосудах можно видеть различные надписи. Чаще всего это подписи художников и гончаров, а также надписи-посвящения. На дне некоторых сосудов также имеется клеймо изготовителя.

Основные центры греческой вазописи

Самыми крупными центрами древнегреческого гончарного искусства считаются Афины и Коринф. Широко известны вазы, изготовленные в Лаконии и Беотии. Достаточно распространенным древнегреческий декор были и в Италии, поскольку тут находились греческие колонии. Имитировать греческую роспись итальянские мастера начали приблизительно в VIII в. до н. э. Угасать искусство вазописи в Древней Греции начинает примерно с III века до н. э. Размеры керамических сосудов значительно уменьшаются, роспись становится более примитивной и выполняется уже не так тщательно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!