СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драматургия А.П.Чехова -новый этап развития театрального искусства.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Драматургия А.П.Чехова -новый этап развития театрального искусства.»

Драматургия А.Чехова стала логическим продолже­нием традиций А.Островского и И.Тургенева на новом этапе исторического и литературного раз­вития. В то же время Чехов выступил подлин­ным новатором. Его пьесы называют пьесами настроения, в отличие от пьес действия Островского. Динамичность действия, сменяющие друг друга поступки персонажей, интрига произведений Островского уступают место неспешным раз говорам, преобладающим над действиями героев. Ведущее место Чехов отводит внутренним монологам героев, их диалогам-спорам, объектом которых становятся вечные ценности, искусство, любовь, неудовлетворенность собой и окружающим миром. Островский создавал пьесы, конфликт в которых был основан на семейно-бытовых отношениях, спровоцированных имущественными притязаниями. Для Чехова материальная, финансовая, экономическая стороны жизни играют вспомогательную, второстепенную роль. Для него гораздо важнее передать общую атмосферу неблагополучия жизни рубежа 19-20 веков, создающую настроение растерянности, ощущение героями зыбкости, непрочности, отношений, твердости убеждений. Персонажи чеховских пьес вовлечены драматургом не во внешний конфликт, определяемый объективными факторами общественно-политической, исторической, экономической жизни государства, а, во внутренний, свидетельствующий не только о кризисе общества, но и о духовном кризисе личности, ее дисгармонии, внутренних противоречиях.

Чехов развил и усилил тургеневское "подводное течение", подтекст, позволяющий эмоционально ярко, насыщеннее по впечатлениям передать общее настроение пьесы и каждого персонажа в отдельности. Чехов, как и Тур­генев, сумел показать, что незначительные на первый взгляд реплики, разговоры на отвлеченные темы позволяют героям скрыть глубину переживаний, то сокровенное, главное, что по-настоящему их беспокоит. Психологию героев помогают раскрыть жесты, ремарки, выражающие внезапный душевный порыв, паузы, прерывающие диало­ги, внутренние монологи персонажей, еще больше усугубляющие возрастающее напряжение в драматургическом действии, беспокойство героев, их недовольство собой и окружающими. Экспрессивность речи персонажей, психологический подтекст передают настроение тревоги, ощущение непрочности отношений, ожидание приближающейся катастрофы. Судьбы чеховских героев "включены" в общую атмосферу неблагополучия мира, раздираемого противоречиями, ломкой устоявшихся отношений и переосмыслением ценностей на рубеже веков. Российская действительность конца XIX — начала XX веков диктует свои законы жизни, разрушая цельность и гармонию личности, доказывая превосходство сильных, прагматичных, жестких над рефлектирующими, неделовыми, живущими эмоциями, иллюзиями, разочарованиями.

Особенности драматургии Чехова заключались в том, что все его пьесы, написанные после «Чайки», еще глубже погружали зрителей в мир человеческих чувств и переживаний. Причем от пьесы к пьесе эти переживания становились все более трагическими.

Такова пьеса «Дядя Ваня» (1897), которая рассказывает о судьбе провинциального дворянина, создавшего себе кумира из своего родственника – профессора Серебрякова. Дядя Ваня, воспитывая дочь профессора – свою племянницу Соню и помогая своему родственнику морально и материально, всегда считал, что жизнь его наполнена высоким смыслом. Когда же профессор приехал к нему погостить со своей второй женой, главному герою стало понятно, как глубоко он заблуждался. Войницкий («дядя Ваня») не смог перенести постигшего его разочарования.

Авторское же понимание смысла человеческой жизни выражено в словах доктора Астрова, человека, в которого Соня безнадежно влюблена: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Главные героини другой пьесы – «Три сестры» также ищут свой смысл жизни. Однако они не находят его в мире мещанских интересов и потребительства. Девушки верят в светлые и чистые мечты, однако с годами этой веры в них остается все меньше. Однако сам Чехов замечал по поводу этой пьесы: «Когда опускается занавес, у зрителей остается чувство, что действие на этом не заканчивается, угадывается перспектива более чистой, содержательной жизни».



"Вишневый сад" называют пьесой о закате поместно-дворянской жизни. Но здесь лишь часть правды, и если ограничиться ею, о пьесе может сложиться одностороннее представление. Сама по себе тема дворянско­го оскудения не только не волнует сегодняшних читателей Чехова — она была малоактуальной и в канун революции 1005 года, когда Чехов писал "Вишневый сад" (1903). Неиз­бежность победы капиталистического хищника над помещи­ком, цепляющимся за обломки крепостного уклада, была очевидна и раньше.



"Вишневый сад" — прежде всего пьеса о родине, о мни­мых и подлинных хозяевах русской земли, о близком обнов­лении России. Это сатирическая комедия, очень тонко, но неотразимо обличающая паразитизм, порок необычайно цепкий и живу­чий. И вместе с тем это лирическая комедия: личность авто­ра, с его душевной болью за гибель лучшего в человеке, с его ясным предчувствием счастья и горячим призывом работать ради него, незримо присутствует в каждой сцене пьесы. Своеобр-е соч-е сатиры и лирики, комического и драматического в "Вишневом саде" со времени появл-я пьесы и до сих пор выз-т споры по поводу ее основной идеи и жанра. Впервые этот спор возник между Чеховым и его соратниками — руководителями Худож-го теат­ра, Станиславский и Немирович-Данченко увидели в пьесе Вишневый сад" (как и в "Трех сестрах") "тяжелую драму русской жизни". Станиславский вспоминает, как драматург с жаром отстаивал иное мнение. "Он был искренне убежден, что это была веселая комедия".



Проблематика пьесы: гибель дворянских гнезд, обреченность дворянского класса, приход нового поколения и конфликт поколений, будущего личности и России, тема красоты (вишневого сада, взаимоотношений между людьми), поиск места в жизни, тема любви, дружбы. В пьесе "Вишневый сад" все герои охвачены беспокойством и жаждой перемен. Хотя действие этой грустной комедии разворачивается вокруг вопроса, кому достанется вишневый сад, герои не вступают в ожесточенную борьбу. Здесь нет обычного конфликта хищника и жертвы или двух хищников (как, например, в пьесах А. Н. Островского), хотя в конце концов сад достается купцу Ермолаю Лопахину, ио он совершенно лишен хищнической хватки. Чехов создает ситуацию, в которой открытая вражда между героями, обладающими разными взглядами на жизнь, принадлежащими к разным сословиям, просто невозможна. Все они связаны между собой любовными, родственными отношениями, для них имение, где разворачиваются события, — почти родной дом. В пьесе три основные группы персонажей. Старшее поколение — зто Раневская и Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в лице купца Лопахина. И, наконец, самые молодые герои, судьба которых в будущем, — это Аня, дочь Раневской, и Петя Трофимов — разночинец, учитель сына Раневской. Все они совершенно по-разному относятся к проблеме, связанной с судьбой вишневого сада. Для Раневской и Гаева сад — вся их жизнь. Здесь прошли детство, юность, счастливые и трагические воспоминания привязывают их к этому месту. Кроме того — это их состояние, то есть все, что осталось от него. Ермолай Лопахин смотрит на вишневый сад совсем иными глазами. Для него это прежде всего источник дохода, но не только. Он мечтает приобрести сад, так как он — воплощение того образа жизни, который недоступен сыну и внуку крепостных крестьян, воплощение недосягаемой мечты об ином прекрасном мире. Однако именно Лопахин настойчиво предлагает Раневской спасти имение от разорения. Здесь и обнаруживается истинный конфликт: расхождения возникают не столько на экономической, сколько на идейной почве. Таким образом, мы видим, что не воспользовавшись предложением Лопахина, Раневская теряет свое состояние не только из-за своей неспособности что-то предпринять, из-за безволия, но потому, что сад для нее — символ красоты. "Милый мой, простите, вы ничего не понимаете... Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, то это только наш вишневый сад". Он представляет для нее и материальную, и, что важнее, духовную ценность.Сцена покупки сада Лопахиным — кульминационная в пьесе. Здесь высшая точка торжества героя; самые смелые мечты его сбылись. Мы слышим голос настоящего купчика, напоминающего отчасти героев Островского ("Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю!.. За все могу заплатить"), но и голос глубоко страдающего человека, не удовлетворенного жизнью ("Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь"). Лейтмотив пьесы — ожидание изменений. Но делают ли герои что-то для этого? Лопахин умеет лишь зарабатывать деньги. Но это не удовлетворяет его "тонкую, нежную душу", чувствующую красоту, жаждущую настоящей жизни. Не умеет он найти себя, свою настоящую дорогу. Трагический аккорд завершает драму — в заколоченном доме остается старый слуга Фирс, про которого забыли. Это упрек всем героям, символ равнодушия, разобщенности людей. Однако в пьесе звучат и оптимистические ноты надежды, хотя и неопределенной, но живущей в человеке всегда, т.к. жизнь устремлена в будущее, потому что на смену старому поколению всегда приходит молодость.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!