СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Досуговое мероприятие "Медовый рай"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие к программе "Агроэкология ". Знакомство детей с представителями насекомых - пчелы. Изучение видов мёда и его свойств

Просмотр содержимого документа
«Досуговое мероприятие "Медовый рай"»

Досуговое занятие по теме: Медовый рай»

Педагога дополнительного образования Емелиной Ольги Владимировны


Цели:

обогащение знаний учащихся о пользе мёда;

знакомство с полезными и целительными особенностями меда.

Задачи:

Познакомить детей с пчелиным мёдом и его свойствами, видами, способом получения;

Развивать умения анализировать, обобщать и выделять главное в информации.

Развивать творческую и познавательную активность.

Формировать навыки работы в коллективе: взаимовыручку, сплоченность.


Целевая аудитория: обучающиеся начальных классов .

Форма проведения: досуговое мероприятие.

Педагог: Богата наша земля, и хлебом, и урожаем овощей, фруктов, но еще она богата чем?

- Вы можете ответить, если отгадаете загадку:

- Кто в каждый встречный цветок

Свой опускает хоботок,

А после – в улей,

Мчится пулей

И что - то прячет в уголок (Пчела)

А что дает пчела людям (Мёд)

-Так чем же славится наша земля (Медом)


Педагог : Ребята, вы уже поняли, сегодня мы поговорим о пчёлах, их труде и продукте, который они делают. Сегодня мы поговорим о мёде и продуктах пчеловодства. Пчеловодством  люди занимались с далёких времён. В пирамидах Древнего Египта были найдены запечатанные кувшины с этим замечательным продуктом. О его целебных свойствах складывают легенды.

Педагог: Начнём мы наш разговор сегодня с самого начала.

Исследования  археологов показали, что пчелы существовали  примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии  

( Испания ), он относится к каменному веку. Мёд уникален как медикамент, успешно выдерживавший тысячелетние испытания на безвредность. Египетские папирусы, написанные более 3 тысяч лет назад, свидетельствуют, что уже тогда он широко применялся для лечения и профилактики самых различных заболеваний. На страницах древних китайских и индийских манускриптов также можно найти немало изречений, свидетельствующих о чудодейственных свойствах мёда. Великий древнегреческий математик Пифагор полагал, что достиг преклонного возраста благодаря вегетарианской пище и мёду.  На Руси, первое упоминание мёда, датируется 945 годом, в Лаврентьевской летописи. Правда, не как о продукте питания, а как о напитке.

 С незапамятных времён народы Земли  почитали мёд небесной пищей, даром неба. По преданию, медоносные пчёлы – любимцы Богов, стали благодетельницами человека. В течении многих тысячелетий мёд был единственным концентрированным источником сахаров. Богатый состав углеводов и ферментов, набор органических кислот и ценные биологические стимуляторы ставят его на первое место среди основных пищевых продуктов. Как же пчёлы его делают?

 Пчелы живут не по одиночке, а семьями. Один рой насчитывает около 100.000 пчёл. В семье есть:

матка- царица, самцы –трутни, и рабочие пчелы.

Рабочие пчелы лепят из воска соты в виде шестигранных ячеек.

(Демонстрация рамки с сотами.)

Вот в них-то пчёлы и собирают цветочный сок и пыльцу цветов .

Пчелы перекладывают цветочный сок и пыльцу цветов с ячейки на ячейку, проветривают улья, из цветочного сока испаряется вода и постепенно превращается в мёд. Дальше мёд согревается в сотах.

Пасечники вынимают вот такие рамки с медом.

(Демонстрация мёда в сотах.)

Они ухаживают за пчёлами и качают мёд в специальной одежде.

Знакомьтесь Пчеловод: 

Это белый халат, т. к. белый цвет успокаивает пчёл.

На голову надевают маску, чтобы защитить лицо и шею от укусов пчел. А в руках дымарь, для того, чтобы разогнать пчел.

Одна пчелиная семья может дать до 150 кг меда.

Пчелы относятся и «жалящим» насекомым. Обычно они не нападают на человека, а жалят для самозащиты. - Послушайте, как защитить себя от укусов пчелы.

1) Не приближайтесь, особенно в жаркие дни к пчелиным домикам. Вблизи не делайте резких движений.

2) Если насекомое залетела в комнату, не гоняйтесь за ней. Открой пошире окно и подожди, когда насекомое улетит.

3) Пчелы частенько забираются в мёд, варенье, ползают по фруктам. Будьте осторожны, когда едите или пьете, чтобы пчела не ужалила вас.

4) Что же делать, если вас все-таки укусило насекомое?

При укусе насекомого надо в первую очередь, удалить жало (так же, как занозу, рану надо промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Чтобы уменьшить боль, на место укуса следует положить что-нибудь холодное, например, платок, смоченный водой.

Пчеловод – ученик:

— Пчелок разводить полезно,

И не в смысле лишь болезней.

С ними связаны приметы.

Вы не знаете об этом?

Пчеловод задает вопросы о приметах, связанных с пчелами.

Пчеловод - ученик:

— Тучки навстречу друг другу летят,

Дождиком сильным пролиться хотят.

Но пчелок они не пугают —

Летают себе и летают...

А почему? Кто-то знает?

(Дождя не будет.)

Пчелы будто бы взбесились,

Роем к домикам летят.

От чего так быстро скрыться

Насекомые хотят?

(От дождя.)

Уже утро наступило — пчелы в поле не летят.

Почему они трудиться над цветками не хотят?

(Ожидается дождь с утра.)

Педагог:

- Сразу ли пчёлы стали жить в пчелиных домиках - ульях?

- Что такое борть (Дупло)

- Чем отличается бортничество от пчеловодства?

(ответы уч-ся)

педагог:

- Природные условия для пчеловодства в нашем крае на редкость благоприятные. В наших лугах и лесах произрастает до 380 видов медоносных растений.

Растения - .это сокровища природы. Одни из них служат как строительный материал, другие дают съедобные плоды и ягоды, третьи – являются кормом для животных. Многие растения обладают целебными свойствами, одаривают пчёл нектаром и пыльцой, поэтому мёд считается продуктом растительного происхождения.

Липа – непревзойденный медонос. Во время цветения липы в воздухе стоит неповторимый запах, аромат. Ароматные, налитые нектаром цветы привлекают пчел. Пчелы охотно посещают цветы, собирая нектар и пыльцу.

В природе липу называют царицей медоносных растений. Липовый мед прозрачен, светло янтарного цвета .

К чему мне камни-самоцветы,

Ценю иную красоту.

Дороже мне, чем камни эти,

Шиповник розовый в цвету.

Шиповник тоже является медоносом. Пчелы активно посещают цветки. Мед с шиповника бесцветный, обладает приятным ароматом.

Хорошими медоносами являются гречиха, подсолнечник, клевер, люцерна, плодово-ягодные и овощные культуры.

Пчелы перелетают с цветка на цветок 100 раз.

- Жизнь пчелиной семьи тесно связала с окружающей средой, поэтому пчела очень нуждается в охране природы. Когда растения обрабатывают от вредителей химическими веществами, пчелы посещая их могут погибнуть. Поэтому обрабатывать нужно после цветения растений.

Учитель:

- Если пчелам предложить все цвета радуги, то они выберут свои любимые- голубой и желтый. При случае насекомое не обидят вниманием цветки с иной окраской, однако красный цвет они не видят, он кажется им серым.

Учитель: Оживим пасеку. С восходом солнца пчёлы вылетают из ульев и весь день собирают нектар и, набравшись, возвращаются в ульи. Песня про пчел (Н Ветлицкая), исполняют девочки и украшают пасеку цветами.

 

Педагог:

А теперь посмотрим, есть ли среди вас настоящие знатоки пчеловодства.

- Проведем викторину.

1. Как называется домик, где живут пчёлы (Ульи)

2. Место, где стоят много ульев (Пасека)

3. Дерево  – лучший медонос (Липа)

4. Как называется цветочный сок (Нектар)

5. Куда откладывают пчёлы мёд (Соты)

6. Как называется пчелиная семья (Рой)

7. Как называют людей, которые ухаживают за пасекой (Пчеловоды)

8. какой цвет пчёлы не воспринимают? (красный)

9. Как называют главную пчелу, отвечающую за продление рода? (матка)

10. Сколько граней в одной ячейке пчелиных сот? (6)

11. Как называют первый месяц после свадьбы? (медовый)

12. Как называется размножение пчелиной семьи?  (роение)

-Теперь ребята, вы знаете, что пчёлы трудолюбивы, быстрые, дружные. Ведь они живут большой семьей.

ИГРА «Заготовь медок» (Команды от класса по 5 человек. Первый бежит, берет маленькую баранку, окунает её в мед, съедает, берет конфетку «Пчелка» и возвращается в команду, передавая конфетку второму участнику и т.д.)

Дети:

-Всем калужский мёд известен,

Он и вкусен и полезен

Тот, кто ест наш вкусный  мёд,

Тот, здоровый круглый год.

Ох и вкусен этот мёд,

Кто не ел, тот не поймёт.

Все конфеты «Марс» и «Сникерс»

Поменял бы я на мёд.

Врач:

Мёд - переработанный нектар. Обладает противогрибковым эффектом, убивает кишечные инфекции. Мёдом лечат раны, простуды, заболевание горла, легких, болезни сердца, почек, глазные, кожные заболевания.

Если у вас заболело горло, надо прополоскать мёдом, разведенным водой или чаем.

Кондитер:

Мёд содержит свыше 80% сахара (глюкозу, фруктозу) белки, ферменты, ароматические вещества. Из меда мы готовим торты: «Медовый», «Пчелиный улей», «Муравейник», делаем щербет, конфеты, а еще кисель, морс.

Учитель:

В мире есть много памятников не только выдающимся людям, но и животным. Есть памятники собаке, лошади, верблюду, свинье, мамонту и даже зайцу. А в Японии и Польше поставили памятники медоносной пчеле.

Дети:

Поставьте памятник Пчеле,

На высоте, чтоб было зримо,

Чтоб всяк, живущий на Земле,

Не проходил беспечно мимо.

Чтоб он отвесил ей поклон,

Услышал звук ее жужжанья,

Вновь пережил роенья звон,

Облета юных ликованье.

Чтобы он вспомнил летний зной,

Пропахший мёдом вечер тихий,

И луг, разбуженный пчелой,

И поле белое гречихи.

Поставьте памятник Пчеле

За гимн в лесах, где было глухо,

За мёд на праздничном столе

И за хмельную медовуху,

Поставьте памятник Пчеле!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!