СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дошкольное и начальное образование во франции

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное и начальное образование во Франции

 

Аннотация. Уже долгое время Франция занимает высокие позиции по качеству образования, которое имеет немало преимуществ. Дети -  “цветы жизни”, и для них мы всегда хотим самого лучшего. В этой статье мы расскажем, что может предложить самая романтичная страна мира маленьким “бриллиантам” каждой семьи.

Классическая система образования во Франции состоит из четырех ступеней:

  • дошкольное образование – до 6 лет;
  • школьное – с 6 до 11 лет;
  • среднее – с 11 до 18 лет;
  • высшее – с 18 лет.

В статье поговорим о дошкольном и начальном (школьном) уровнях образования.

Ключевые слова.  Дошкольное образование, начальное образование, детские сады, школы, ребенок.

 

Просмотр содержимого документа
«Дошкольное и начальное образование во франции»


Дошкольное и начальное образование во Франции


Аннотация. Уже долгое время Франция занимает высокие позиции по качеству образования, которое имеет немало преимуществ. Дети -  “цветы жизни”, и для них мы всегда хотим самого лучшего. В этой статье мы расскажем, что может предложить самая романтичная страна мира маленьким “бриллиантам” каждой семьи.

Классическая система образования во Франции состоит из четырех ступеней:

  • дошкольное образование – до 6 лет;

  • школьное – с 6 до 11 лет;

  • среднее – с 11 до 18 лет;

  • высшее – с 18 лет.

В статье поговорим о дошкольном и начальном (школьном) уровнях образования.

Ключевые слова. Дошкольное образование, начальное образование, детские сады, школы, ребенок.

Изложение основного материала статьи.

Дошкольное образование

Во Франции после рождения ребенка не принято долго сидеть в декретном отпуске. Родителей, которые посвящают все свое свободное время воспитанию малыша, здесь встретишь не часто. Поэтому французские ясли принимают детей в возрасте от 2–3 месяцев. А начиная с трех лет они идут в детский сад, который во Франции называется “материнская школа”. Малышей можно привести сюда на несколько часов или на полный рабочий день. Отдавая ребенка в детский сад, родители подписывают индивидуальный контракт, в котором прописываются графики работы каждого из родителей. Это обязательное требование указывается в правилах приема ребенка, чтобы учреждение также планировало время посещения групп.

Запись в детский сад проходит в самом учреждении, мэрии или Центре защиты материнства и детства (PMI). Где-то стоит записываться сразу после получения первой справки о беременности, где-то - на седьмом месяце, что встречается крайне редко. Но в любом случае, как только ребенок родится, запись необходимо подтвердить, иначе она аннулируется. Ясли и “материнские школы” принимают как коренных жителей Франции, так и иностранных малышей.

Абсолютно все детские сады начинают свой рабочий день в 7:30 и заканчивают в 18:30. Персонал ничем не отличается от привычного нам штата – воспитательницы, их помощницы, нянечки, медицинские работники и преподаватели, которые учат дошколят петь, рисовать и танцевать.

В ясельной группе находятся от 10 до 18 детей, с которыми работают 4 воспитателя. С ними играют в развивающие игры, читают сказки, разучивают песенки и занимаются лепкой и рисованием. Кормят малышей столько раз в день, сколько полагается для их возраста, а спят они тогда, когда привыкли.

В “материнских школах” в группах обычно по 25–30 человек. Здесь проходят занятия, как в настоящей школе: 4 раза в неделю (среда – общий выходной) по два блока в день (утренний и вечерний), между которыми есть двухчасовой перерыв, когда воспитанники обедают и гуляют. При необходимости для иностранных детей проводятся дополнительные занятия по французскому языку.

Стоимость посещения детского сада рассчитывается для каждой семьи индивидуально специальной комиссией. Во внимание принимаются такие факторы как количество посещаемых дней в году, общее количество детей в семье, заработок каждого из родителей. Считается, что если один из них не работает и не учится, он должен сидеть с ребенком. То есть в ясли принимают только тех малышей, мама и папа которых работают или учатся, что необходимо, конечно же, подтвердить документально. В случае, если один из родителей ищет работу, сад может принять ребенка всего на три месяца, после чего ситуация должна быть пересмотрена.

Если малыш еще грудничок, то каждый день для него надо приносить специальное молоко или смесь, а дети постарше получают другое питание, которым обеспечивает само учреждение. Помимо этого, родители должны приносить необходимое количество подгузников на день, но есть ясли, где их выдают.

Для примера, если в семье двое детей и годовой доход составляет около 30 тысяч евро, то один час пребывания ребенка в группе будет стоить 1,25 евро, или 150–190 евро в месяц. Это стоимость услуг муниципальных садов. В частных учреждениях, которые есть везде, месяц пребывания обойдется в 500 евро.

Начальное образование

Начальное образование является преимущественно интуитивным и практическим. «Интуитивным в том смысле, что оно базируется, прежде всего, на естественном здравом смысле, на силе очевидности, на врожденной способности человеческого разума схватывать если не все истины, то, во всяком случае, наиболее простые и существенные из них».

Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой) и делится на курсы: подготовительный (СР), начальный 1-й год (СЕ1), начальный 2-й год (СЕ 2), средний 1-й год (СМ 1), средний 2-й год (СМ 2). Начальное образование французы получают совершенно бесплатно и в обязательном порядке. Большинство детей уже с 2-3 лет посещают так называемые «материнские школы» (scoles maternelles, т.е. детские сады), в которых педагоги и психологи 3-4 года готовят их к начальной школе. «Обучение в начальной школе является практическим: никогда нельзя упускать из вида, что учащиеся начальной школы не могут терять время на праздничные пения, на ученые теории и на схоластические диковины».

Дети занимаются 27 часов в неделю (с 9-12 часов и с 14 по 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают. Школы обучают смешанные классы – девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что все еще можно увидеть на старых зданиях надписи «Школа для мальчиков» и «Школа для девочек».

Самым важным предметом в школе является французский язык. На подготовительном курсе усилия учителя направлены на то, чтобы научить ребенка читать. На элементарном курсе (начальном) закрепляется и совершенствуется техника чтения и расширяется словарный запас. Но главная цель обучения французскому языку в начальной школе – научить учащегося писать грамотное и ясное сочинение. Это вершины, к достижению которых, стремятся по этапам. Вначале учащиеся составляют отдельные предложения, затем пытаются связать их. На втором году среднего курса (т.е. на пятом году обучения) учащиеся составляют небольшие письменные сочинения; для этого проводят специальные уроки. Затем сочинения проверяются учителем, и несколько работ представляется на обсуждение класса. Дети должны обнаружить грамматические и стилистические ошибки, а также предложить свои варианты улучшения фраз и речевых оборотов.

Следующее место по количеству часов после французского языка занимает арифметика, но это не точное название дисциплины. Соответствующие сведения дает предмет, именующийся в учебном плане «счет». Это более точное название, ибо элементы теории здесь сведены к минимуму: учащийся должен овладеть техникой выполнения четырех арифметических действий, опираясь на чисто эмпирические сведения о десятичной системе счисления.

На начальном и среднем курсе даются некоторые сведения по истории и географии Франции. Занятия по истории представлены короткими рассказами (2 раза в неделю по 10 минут) о наиболее известных французских государственных деятелях и полководцах, о войнах и отдельных эпизодах эпохи революции конца XVIII века. На географии дети, в ходе беседы, знакомятся с простейшей интерпретацией таких понятий, как «почва», «климат», «материк» и т.д., рассказывают о природных условиях, населении и административном делении Франции. Огромное внимание учителя уделяют краеведческому материалу (исторические события, происходившие в данной местности, памятники старины, хозяйственная жизнь коммуны, города, департамента).

На начальном курсе значится дисциплина упражнения в наблюдении. Эти занятия по традиции часто называют «предметными уроками» (lecons de choses), представляют собой основную форму знакомства школьников с материалом естественнонаучных дисциплин. «Эти занятия, - указывает министерская инструкция,- должны поставить детей перед фактами действительности, с тем, чтобы учащиеся научились внимательно наблюдать их и точно описывать. Первым и единственно доступным ребенку способом изучения внешнего мира является наблюдение». По этой дисциплине нет единообразной и строго обязательной программы. Содержание уроков может меняться, проводятся ли они в городской или деревенской школе. Программа содержит определенный перечень тем, которые учитель непременно должен пройти.

На начальном курсе объектами наблюдения выступают явления и факты, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Учащиеся должны с помощью учителя дать морфологическое описание того, что они видят, и попытаться установить простейшие связи между наблюдаемыми объектами. На среднем курсе содержания занятий усложняются, так как вводят темы, связанные с начальными сведениями по физике, химии, биологии.

В ходе занятий надо постоянно обращаться к практике, и поэтому дети проводят простейшие опыты. Результаты занятий фиксируются; учащийся записывает ход наблюдения и основные выводы.

С первого же года обучения в начальной школе на уроках «ручного труда» предусматриваются различные виды работ для мальчиков и девочек. Мальчики на подготовительном и на начальном курсах клеят конверты, плетут коврики, учатся обращению со столярными предметами, а на средних курсах – подклеивают и переплетают книги, выпиливают по дереву, изготавливают геометрические фигуры. Девочек обучают простейшим элементам шитья, вязанию, вышиванию, выведению пятен на одежде.

Ручной труд преподается в комплексе с рисованием и черчением. На начальном курсе дети рисуют черными и цветными карандашами, некоторые лепят с натуры по памяти фигуры. На среднем курсе учащиеся учатся пользоваться линейкой, транспортиром, вычерчивают геометрические фигуры и тела, а также простые элементы обстановки.

Таков общий объем знаний, которыми должны овладеть французские школьники в течение начального пятилетнего курса. Далее часть из них уходят в лицеи и общеобразовательные колледжи, а другие завершают обязательное обучение в старших классах начальной школы. Высшего курса во многих начальных школах нет, и поэтому учащиеся проводят шестой год обучения на среднем курсе и затем поступают в двухлетний выпускной класс. Это - конец общеобразовательной учебы, преддверие к вступлению в самостоятельную жизнь.

Что же из себя представляет выпускной класс? «Выпускной класс был создан в 1938 г., вслед за продлением обязательного срока обучения до четырнадцатилетнего возраста». Основное значение выпускного класса заключается в том, что: «Выпускной класс начальной школы должен служить переходом от учения к жизни. Желательно, чтобы здесь ребенок постепенно утрачивал облик школьника и приобщался к многообразным конкретным проблемам, которые в будущем поставят перед ним его профессиональная деятельность и долг гражданина. Учащемуся следует показать, что многие из этих вопросов он может решать с помощью знаний, полученных в школе». В соответствии с этим тезисом и строятся занятия: новый теоретический материал привлекается в очень небольшом объеме. Упор делается на приобретение эмпирических знаний и конкретных узкопрактических навыков. Задачи преподавания французского языка заключаются в том, что изучение должно носить практический характер, а теорию следует свести к возможному минимуму. В выпускном классе предмет «арифметика» называется «счет и его практическое применение». Учащиеся оперируют теми же правилами и понятиями, которые они усвоили ранее, но сфера приложения математического материала расширяется, задачи усложняются, а их содержание связывается с практикой. Учащихся знакомят с процедурой купли-продажи, коммерческой документации, проверкой денежной и товарной наличности. В выпускном классе преподают также такие предметы, как: «элементы прикладного естествознания», «история» и «география». Учебные программы по этим дисциплинам повторяют в более усложненном и расширенном виде, пройденные на среднем курсе.

За время пребывания в начальной школе учащиеся осваивают технику чтения, письма, счета, навсегда запоминают элементарные сведения по естествознанию, а также по истории и географии Франции. Преподаваемый материал тщательно обработан и поэтому его усвоение дает не только образовательный характер, но и воспитательный, так как он способствует развитию таких качеств, как трудолюбие и чувство ответственности. Но следует заметить, что подготовка к практической деятельности осуществляется за счет сужения объема общеобразовательных знаний. Некоторые элементы теоретических знаний даются в той мере, в которой они необходимы для формирования практических навыков. Но этот узкоутилитарный характер обучения в начальной школе рассматривается французскими педагогами как важнейшее достоинство. «Наши учащиеся 12-14 лет находятся в таком возрасте, когда им хочется, чтобы их принимали «всерьез», им кажется, что взрослая жизнь им уже по плечу. Они счастливы, когда с ними обращаются как с «большими» и когда они изучают то, что непосредственно связано с деятельностью взрослого из их окружения. Они тогда чувствуют себя уже не школьниками, а работниками».

Большинство курсов начальной школы – двухгодичные. И это не случайно. Дело в том, что на втором году обучения в каждом двухгодичном курсе учащиеся не получают, как правило, принципиально новых знаний, а получают в несколько расширенном объеме то, что они уже проходили в прошлом учебном году. Наиболее характерная черта методики обучения в начальной школе состоит в том, что делается упор на развитие памяти и на дословное запоминание. В заключение, нужно заметить то, что: «начальная школа становится центром жизни ребенка. И это самое главное и самое замечательное завоевание».


Список литературы

  1. Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс] Государство и образование. Режим доступа:http://sbiblio.com/biblio/archive/kusjanova_gosudarsnvo/, свободный.- (дата обращения: 10.11.2015).

  2. Википедия [Электронный ресурс] : свободная энцикл. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. – (дата обращения: 11.11.2015).

  3. Live. В мире интересного и познавательного [Электронный ресурс]/Система образования во Франции. Режим доступа: http://95live.ru/information/system-formation-in-france.html,свободный. (дата обращения 10.11.2015)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!