СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дошколенок" (дополнительная общеобразовательная программа). Модуль "Умелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Дошколенок" (дополнительная общеобразовательная программа). Модуль "Умелые ручки" для детей 5-6лет

Просмотр содержимого документа
«"Дошколенок" (дополнительная общеобразовательная программа). Модуль "Умелые ручки"»

Пояснительная записка


Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Разви­тие творческого потенциала должно осуществляться уже в дошкольном детстве, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладе­вать различными видами деятельности, в том числе и изобразительной.

Анализ педагогической литературы и изучение детских изобразитель­ных работ свидетельствуют о том, что формированию знаний и технических умений и навыков в дошкольных учреждениях уделяется, к сожалению, еще мало внимания. Движения ребенка могут быть «неуверенными, неточными, скованными» оттого, что он не умеет правильно держать и использовать изобразительные инструменты и материалы, «не владеют рациональными способами движения руки». Это приводит к «чрезмерному мышечному на­пряжению руки», к ее быстрому утомлению и, в конечном счете, — к потере интереса к изобразительной деятельности (Комарова Т. С).

Поэтому, на наш взгляд, овладение знаниями, техническими уме­ниями и навыками является важным условием, обеспечивающим раз­витие творческого потенциала детей пятого года жизни на настоящем этапе и в последующие годы.

Цель программы — формирование знаний, технических умений и навыков в лепке, аппликации и конструировании.

Задачи программы:

• удовлетворять потребность ребенка в продуктивной творческой деятельности;

• способствовать развитию творческих способностей ребенка;

• создавать условия развития основных психических процессов;

• развивать эмоциональную отзывчивость.

При разработке программы «Умелые ручки» была использована теория и методика развития детского изобразительного творчества С.А. Погодиной и программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор Лыкова И.А.).

Программа является частью ком­плексной образовательной программы «Дошколенок». Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность заня­тия составляет 25 минут.

Педагогический контроль осуществляется с учетом актуального уровня развития ребенка. Параметрами педагогического контроля выступают: сформированность знаний, технических умений и навыков, уровень развития творчества, уровень развития эмоциональной сферы.

Планируемый результат реализации программы(сформированные компетенции).

К концу обучения основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию окружающего мира, развития у них стойкого внимания, речи, мыслительных операций, практических навыков выполнения различных ручных работ. При этом у них должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

• умение правильно держать и использовать карандаш, клей, ножницы;

• умение правильно выполнять формообразующие движения; обводить шаблоны;

• умение резать по прямой линии; срезать утлы у прямоугольника; вырезать округлую форму по контуру, из квадрата и прямоугольника; умеют работать в технике обрывания; могут' складывать прямоугольник пополам по длине и ширине, совмещая стороны и углы, отглаживать сгибы;

• умение работать в разных техниках лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, вытягивание деталей из целого куска, примазывание; выполняют украшение с помощью стеки и дополнительных материалов; могут лепить конструктивным и пластическим способом;

• знание значений терминов: стека, набивка, длина, ширина, вертикально, горизонтально;

• способность эмоционально отозваться на предложенную тему, используя средства выразительности.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является организация выставки в конце учебного года.



























Учебно - тематический план



Перечень разделов, тем

В том числе

Общее кол-во часов

Теоретические (час)

Практические (час)


1 модуль: оригами

9

2

7

1.

Веселые зверюшки

2

0,5

1,5

2.

Праздничные украшения

2

0,5

1,5

3.

Волшебные гармошки

1


1

4.

Букет для мамы

1


1

5.

Игрушки

3

1

2


2 модуль: аппликация

9

1,5

6,5

6.

Осенняя сказка

2

0,5

2

7.

Аквариум

1


1

8.

Открытки

2

0,5

1,5

9.

Зима

2

0,5

1,5

10.

Весна

2


2


3 модуль: лепка

5

1,5

3,5

11.

Волшебное тесто

1

0,5

0,5

12.

Игрушки из теста

2

0,5

1,5

13

Зверюшки из теста

2

0,5

1,5


4 модуль: объемные работы

4

1

6

14.

Сувениры - подарки

2

0,5

1,5

15.

Народная кукла

2

0,5

1,5

Итого:


27

6

21





Содержание программы

1 модуль: оригами

Теория: свойства бумаги, простейшие приёмы складывания бумаги.

Практика: изготовление лягушки и сказочной птицы; изготовление праздничных украшений - гирлянды и валентинки; изготовление волшебной гармошки; букет для мамы из цветной бумаги; изготовление игрушек -бабочка и гномик.

2 модуль: аппликация

Теория: способы и приёмы выполнения аппликаций из бумаги. Правила безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практика: Осень. Выполнение аппликаций на осеннюю тематику: осеннее дерево, осенний букет, семейка грибов. Аквариум с рыбками. Изготовление открыток в технике аппликации: Открытка любимой маме; новогодняя открытка; открытка папе; открытка «С Днем Победы!»; аппликации «Весна-красна».

3 модуль: лепка

Теория: солёное тесто и способы работы с ним - вытягивание, скатывание, формование.

Практика: изготовление небольших игрушек из солёного теста - зайчик, снеговик, Дед Мороз. Изготовление фигурок животных: кошка, мышка, морская черепашка.

4 модуль: объёмные работы

Теория: приёмы работы с мягкими материалами и бумагой при изготовлении объёмных изделий.

Практика: изготовление сувенирных изделий - лесной ёжик, рождественский ангелочек, подсвечник, объёмная открытка, пасхальный сувенир. Изготовление народной куклы.



















Методическое обеспечение

На занятиях по программе «Умелые ручки» организована деятельность, создающая условия для творческого развития каждого ребенка. Основные методические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному с учётом возврата к пройденному материалу уже на новом, более сложном, творческом уровне. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами художественного творчества, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Также важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения.

Для развития творческой деятельности детей программой предусмотрено:

- предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности и выборе способов работы, особенно при работе с природным материалом и конструировании «Лего»;

- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает постепенное овладение приёмами творческой работы всеми детьми;

- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;

- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

- значимость объектов творчества обучающихся для них самих и для их близких (мам, пап, бабушек, дедушек).

Теоретические знания по всем разделам программы даются на первых занятиях, затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, соревнования. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. На занятиях часто применяется методика детского «мастер-класса». Педагог вместе с детьми выполняет работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, находит у ребят ошибки и подсказывает пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, в том числе в декоративно-прикладном и дизайнерском творчестве.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:


- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;

- знакомство со свойствами материалов, инструментами;

- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности.

































Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу года дети могут

В лепке

Лепить предметы разной формы, используя изученные приемы и способы.

•Создавать небольшие работы, передавая пропорции, позы.

Создавать изображения по мотивам народных игрушек. В аппликации Изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание. •Правильно пользоваться ножницами. В ручном труде

• Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала. В оригами

Сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке.

Выполнять несложные поделки способом оригами.































Список литературы


1.Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1984.

2.Давыдова Г.Н., Пластилинография-2. М., «Скрипторий 2003», 2006.

З.Долженко Г.П., 100 оригами. Ярославль, Академия Холдинг, 2003. 4.Долженко Г.И., 100 поделок из бумаги. Ярославль, Академия Холдинг, 2004.

б.Козлина А.В., Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе. М., Мозаика-Синтез, 2005.

б.Комарова Т.С., Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1991.

7.Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду. М., «Карапуз-Дидактика», 2006.

8.Лыкова И.А., Мы лепили, мы играли. М., «Карапуз-Дидактика», 2005.

9.Лыкова И.А., Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М., «Карапуз-Дидактика», 2007.

Ю.Ю.Нагибина М.И., Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль, «Академия развития», 1998.

П..Нагибина М.И., Природные дары для поделок и игры. Ярославль, «Академия развития», 1997.

12.Перевертень Г.И., Мозаика из круп и семян. Донецк, Сталкер, 2007.

1 З.Петрова И.М., Волшебные полоски. СПб., «Детство-Пресс», 2005.

И.Н.Петрова И.М., Объемная аппликация. СПб., «Детство-Пресс», 2006.

15.ТарловскаяН.Ф., Топоркова Л.А., Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М., Просвещение, 1994.

16.Примернаяобщеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/под ред. Паромоновой Л.А. М., «Карапуз-Дидактика», 2004.

17.Цветы оригами для любимой мамы/авт.-сост. Л.В.Иванова, Донецк, Сталкер, 2007.

18. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М., 2011.

Для родителей:

1.Гоголева В.Г. «Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет» - М.: Издательство: Детство-Пресс, 2004.

  1. Лыкова И.А. Снесла курочка яичко. - М.: Изд.дом «Карапуз», 1999.

  2. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. -Яр-вль: Акад. развития, 1997

  3. Люцкевич Д.А. Новогодняя энциклопедия. Подарки и украшения своими руками. М.: Эксмо, 2007.

  4. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  5. Паятелева О.М. Ниточки, моточки. -М.: Изд.дом «Карапуз», 1999

  6. 4. Пластилиновые фигурки животных.-М.:Эксмо, 2009

  7. 5.Линд Хана. Бумажная мозаика. - М.: Айрис-Пресс, 2007.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!