« Средняя общеобразовательная школа№153» Кировского района г. Казани
К. Симонов
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, цели и задачи образования.
Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать, анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели, контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Меняются функции учителя и ученика. Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.
Поэтому самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.
создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
- продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания русского языка и литературы;
- внедрять в практику образовательной деятельности новых форм урочной и внеурочной работы с учащимися, в том числе дистанционного обучения;
- обеспечить развитие различных индивидуальных траекторий учащихся для получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
- стимулировать участие учащихся в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;
Исходя из основной цели самообразования, я наметила основные разделы работы по самообразованию.
Направление и содержание деятельности | Запланировано | Выполнено |
Раздел 1. Повышение квалификации и педагогического мастерства |
Изучение и анализ научно-методической литературы по предмету, подписка на журнал « Магариф», на газету «Первое сентября» (электронный вариант) | Изучение новых видов ресурсов для повышения предметных, психологических и методических знаний по предмету. Планирую: 1. Продолжить работу в проекте «Учитель цифрового века». 2.Подписаться на журнал «Магариф», газету «Первое сентября». 3.Изучить научно- методическую литературу по отработке УУД на уроках русского языка и литературы. | Участвую в Общероссийском проекте «Учитель цифрового века» в 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 учебном году. |
Самообразовательная деятельность. | Работа над индивидуальной методической темой. С 2019 года планирую: 1. Работать над темой: «Формирование языковой компетентности учащихся на уроках и в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации»». | 2014-2018 гг.: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся как условие их успешной самореализации ». |
Совершенствование работы с современными педагогическими технологиями (технология развития критического мышления, информационно-коммунитикативные технологии, технология коллективного способа обучения (КСО)) | 2. Изучить теоретические аспекты новых образовательных технологий, применение новых знаний на практике. 3. Посещать городские проблемные группы, методические семинары, принимать участие в вебинарах, виртуальные факультативы для учителей. 4. Продолжить работу по изучению и применению на практике следующих современных педагогических технологий: - технология развития критического мышления -информационно-коммуникативная технология -технология коллективного способа обучения - технология объяснительно- иллюстративного обучения - технология развивающего обучения -технология проектной и исследовательской деятельности. | Изучаю современные образовательные технологии, разрабатываю планы уроков, используя различные методики, провожу открытые уроки по изученным технологиям; посещаю открытые уроки, мастер- классы коллег. |
Прохождение курсовой подготовки. | Курсовая подготовка по предмету. Планирую: Пройти курсовую подготовку по теме: «Формирование языковой компетентности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности» | Прохождение курсовой подготовки: 2017год. -ГАОУ ДПО «Институт развития и образования Республики Татарстан» «Проектирование современного урока русского языка и литературы в аспекте требований ФГОС: цели, содержание, критерии оценки» Удостоверение №180001529083 от 8 декабря 2017 2018 год. -«Высшая школа делового администрирования» «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Удостоверение № 662407542742 от 2 мая 2018 года |
Деятельность методического объединения. | Планирую: Продолжить работу в методическом объединении учителей гуманитарного цикла, принять участие в семинарах по обучению школьников по темам: 1.Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования. 2. Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе. | Ежегодно принимаю участие в предметных неделях, семинарах, стажерских площадках для учителей и заместителей директоров по учебной работе, провожу открытые уроки и мастер- классы; посещаю открытые уроки коллег, принимаю активное участие в работе по созданию различных методик преподавания, изучаю инновационные методы работы. |
Раздел 2. Работа над повышением качества образования через предметное обучение |
Организация дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности. | Ведение внеаудиторных часов для работы со слабоуспевающими учащимися, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ учащихся 11-х и 9-ых классов, использование дифференцированных и индивидуальных заданий в учебной и внеучебной деятельности. Планирую усилить подготовку учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, используя современные технологии и инновации на уроках русского языка и литературы. | Планомерная индивидуальная работа в урочное и внеурочное время, работа в малых группах Результат: 100% успеваемость и постоянный рост качества обученности учащихся. Все учащиеся успешно сдают выпускные экзамены в формате ОГЭ и ЕГЭ. 2016-2017-уч.год- лучший результат 96 –баллов по русскому языку |
Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. | Планирую принять участие в следующих мероприятиях: 2019-2020уч.г. 1. Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку и литературе (школьный и районный этапы) 2. Всероссийская олимпиада для школьников по русскому языку и литературе «Олимпус» 2020-2021уч.г. 1.Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку и литературе (школьный и районный этапы) 2. Лингвистическая игра «Русский медвежонок» 2021-2022уч.г. 1.Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку и литературе (школьный и районный этапы) 2.Всероссийская олимпиада для школьников по русскому языку и литературе «Глобус» | Участие обучающихся в школьном и городском этапе Всероссийской олимпиады школьников: 2014-2015уч.г. 20 учеников приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников «Олимпус» по русскому языку. 2016-2017 Олимпиада по русскому языку «Инфоурок (победитель) 2017-2018 Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку и литературе (школьный и городской этапы) |
Участие в научно-практических конференциях.
Планирую принять участие в мероприятиях: 2019-2020уч.г. 1. Городской конкурс чтецов на русском языке «Живая классика» 2.НПК им. Д. С. Лихачева 2020-2021уч.г. 1.Конкурс чтецов на русском языке «Живая классика» 2. РНПК им. Л. Н. Толстого 2021-2022уч.г. 1. НПК «Шаги в профессию» 2. НПК им. Д. С. Лихачева | .2014-2015уч.г. 1. Образы праведников в произведениях писателей 19 и 20 веков». Научно-исследовательская конференция им. Д.С. Лихачева , Грамота 2. «Как прекрасен этот мир!» Всероссийский конкурс «Формула мира», АНО «Сибирский институт непрерывного образования» Диплом 2 степени 2016-2017 уч.г. «Годонимы поселка Юдино» II Городская Научно-исследовательская конференция «Язык. Культура. XXI век» , Диплом 1 степени
2017-2018 уч.г. «История поселка в названии улиц» Всероссийский конкурс исследовательских работ, Диплом 1 степени 2014-2015 уч. г. 1. Республиканский конкурс сочинений «Билет в будущее», 1 место 2. Всероссийский конкурс творческих работ «Формула мира», «Мультимедийная презентация» - 2 место 3. Международный конкурс «Мириады открытий», Диплом победителя 4. Международный конкурс «Мириады открытий», Диплом победителя 5. Всероссийский литературный конкурс «Моя маленькая история» - грамота 2015-2016 уч.г. 1.Всероссийский проект «Со словарями жизни» Общероссийский словарный диктант- викторина, посвященный 200-летию М. Ю. Лермонтова (грамота за лучший фотоотчет) 2. Всероссийский конкурс сочинений «Дорога в космос- мечта человечества», диплом 2 степени 3. Международный конкурс творческих работ «Евроконкурс». Ценности образования», диплом 1 степени 2016-2017 уч.г. 1. Республиканский этап II Всероссийского конкурса авторского творчества «Человек доброй воли», диплом 1 степени 2. Всероссийский проект центра развития телевидения и визуальных искусств РТ, диплом 1 степени г. 1. Муниципальный конкурс сочинений «Если бы я был президентом…», 1 место 2. Муниципальный конкурс чтецов «Поэзия живет во мне», 1 место 3. Муниципальный конкурс «Ученик года», 3 место 4. Городской конкурс «Звездный билет», диплом 2 степени |
Организация внеклассной работы по предмету | Организация и проведение тематических внеклассных мероприятий. Планирую: 2019-2020уч.г.: Городская акция «Литературный дворик» Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Лингвистический поезд» 2020-2021уч.г.: Литературная игра для 5х классов «Что за прелесть эти сказки!» Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе «Фразеологизмы в нашей жизни» 2022-2023уч.г.: Внеклассное мероприятие в 8 классе «Язык мой-друг мой» | 2014-2015уч.г. Литературное мероприятие, проведенное в рамках предметной недели по русскому языку и литературе «Литературная викторина», 9 классы; Литературно-музыкальный фестиваль «Вдохновение», посвященный творчеству С. Есенина «Поющее сердце России» 2015-2016 уч. г. Литературно-музыкальное мероприятие, проведенное в рамках предметной недели по русскому языку и литературе «Русские женщины», посвященное творчеству Н. А. Некрасова, 10 класс) 2016-2017 уч. г. Городская акция «Литературный дворик», посвященный творчеству Л. Ошанина «Пусть всегда буду Я» Литературно-музыкальный фестиваль «Вдохновение» «Тукай в наших сердцах», 2017-2018 уч.г. Литературный фестиваль, посвященный дню Победы «Поклонимся великим тем годам» Городская акция «Литературный дворик», посвященный творчеству В. Высоцкого « Памяти В.С. Высоцкого» |
Раздел 3. Научно-методическая работа |
Реализация компетентностного подхода в предметном обучении в рамках внедрения федеральных образовательных стандартов нового поколения. | Изучение специализированной литературы, посещение городских проблемных групп, внедрение в педагогическую деятельность. Планирую: 1.Изучить научно- методическую литературу по формированию языковой компетентности учащихся на уроках и в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации 2. Изучать передовой опыт коллег, посещать семинары, уроки коллег. | Посещала семинары учителей русского языка и литературы города Казани. «Инновационная деятельность по реализации принципа системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы», школа №78; 2015г. «Подготовка к ОГЭ», гимназия №3; 2016г. «Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы в условиях ФГОС», гимназия 90, 2017г. Посещение уроков коллег школы. |
Проведение открытых уроков в рамках работы по повышению методического мастерства. | С целью повышения педагогического мастерства даны открытые уроки. Планирую: Активно участвовать в творческих отчетах и стажерских площадках. С целью повышения педагогического мастерства дать открытые уроки 2019-2020уч.г.: Русский язык в 5 классе. «Словари – наши друзья и помощники» 2020-2021 уч. г.: Литература в 6 классе. «Уроки доброты» (по рассказу В. Распутина «Уроки французского») 2022-2023 уч. г.: Русский язык в 7 классе. «Чередование гласных в корне слова» Русский язык в 8 классе «Второстепенные члены предложения» | 1. В рамках стажерской площадки заместителей директоров образовательных организации РТ по теме «Управленческие аспекты внедрения ФГОС НОО и ООО» мастер - класс, русский язык , 7 класс «Секреты создания портрета». 2. В рамках творческого отчета педагогического коллектива образовательной организации по теме «Компетентностный подход в обучении и воспитании» урок русского языка в 10 классе «Комплексный анализ текста», 2015 год 3. Открытый урок русского языка в 11 классе в рамках проверки Департамента образования «Анализ текста Ю. Бондарева «Красавица»», 2017. 4. Открытый урок «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ» в рамках районного семинара учителей русского, английского языков «Формирование базовых компетенций учителя и ученика в условиях реализации ФГОС ОО и внедрения профессионального стандарта педагога», 2017 |
Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения предметов гуманитарного цикла. | Изучить различные формы дистанционного обучения школьников. Планирую: Продолжить работу по изучению различных форм дистанционного обучения школьников, связанных с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме виртуального факультатива, электронной почты, , телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. | -Участие учащихся 11-х классов в дистанционных вебинарах по подготовке к выпускным экзаменам. -Участие учащихся 9-х классов в дистанционном обучении в проекте «Веб-тренажер» для подготовки к выпускным экзаменам, 2016-2017 -Виртуальный факультатив «Готовимся к экзамену», 2011-2018 |
Раздел 4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности |
Участие в семинарах, мастер-классах, выступлениях | Активно участвовать в методической деятельности школы. Планирую: Активно участвовать в методической работе школы и принять участие в творческих отчетах, выступлениях, мастер-классах. Выступления по темам: 2019-2020уч.г. Подготовка к ЕГЭ в малых группах 2020-2021уч.г. Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.
2022-2023уч.г. Творческие работы малой формы ( мини- изложения, мини- сочинения, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся.
| -Виртуальный факультатив «Готовимся к экзамену» (2012-2018уч.г.) - Интернет- портал Pro школу ( проект «Источник знаний»), 2015-2017г. -Всероссийский интернет- конкурс педагогического мастерства, 2014-2018г.. - Городской конкурс «ЭОР в учебно- воспитательном процессе». Номинация: «Лучшее использование ЭОР педагогом в предметной области», «Фестиваль педагогических идей),диплом 2 степени,2014г. - Всероссийский Инновационный конкурс «Современный учитель-2014», участие - Выступление на республиканской стажерской площадке «Управленческая деятельность ЗД по УВР в условиях реализации ФГОС НОО и ООО» по теме «Рейтинговая оценка урока», 2014г. Фестиваль работников образования «Инновации в образовании», диплом 1 степени; 2015 - Мастер-класс в рамках стажерской площадки заместителей директоров образовательных организации РТ по теме «Управленческие аспекты внедрения ФГОС НОО и ООО», организованной ГАОУ ДПО «ИРО РТ» для слушателей курсов повышения квалификации руководителей ОО РТ «Секреты создания портрета»(русский язык, 7 кл.) -Выступление в рамках районного семинара «Формирование базовых компетенций обучающихся средствами учебного предмета гуманитарного цикла «Проблемы преподавания русского языка учащимся, для которых он является неродным», 2017 -Выступление на курсах ГАОУ ДПО «Институт развития и образования Республики Татарстан» «Проектирование современного урока русского языка и литературы в аспекте требований ФГОС: цели, содержание, критерии оценки »,2017год. - Выступление на республиканской стажерской площадке «Современные управленческие и образовательные технологии», «Оценка метапредметных результатов средствами учебного предмета, 2017 |
Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, размещение на нем авторских методических материалов. | Создание своего персонального сайта-портфолио. Планирую: Регулярно размещать на персональном сайте- портфолио авторских методических материалов: разработок уроков, внеклассных мероприятий, литературных сценариев, выступлений на научно- методическую тему | Персональный сайт-портфолио: адрес: https://infourok.ru/user/alekseeva-marina-ivanovna1 |
Публикация статей в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе в сети Интернет. | Публиковать достижения и результаты педагогической деятельности. Планирую: Опубликовать на личном сайте и в журнале «Магариф» разработки следующих открытых уроков и мероприятий: 1.Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Язык мой - друг мой»». 2.Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе «Что за прелесть эти сказки!». 3.Урок литературы в 8 классе «Загадка русской души». | -публикации https://infourok.ru/user/alekseeva-marina-ivanovna1/material «Чужого горя не бывает», урок литературы по повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» https://infourok.ru/user/alekseeva-marina-ivanovna1/material «Сложное предложение», методическая разработка урока русского языка https://multiurok.ru/masterskaia/files «Боль Земли», внеклассное мероприятие. Электронно-методический журнал KAZANOBR № 17 «Пусть всегда буду Я..» Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Л.Ошанина. Сайт «Педолимп» «Пути повышения мотивации в изучении русского языка» https://multiurok.ru/masterskaia/files внеклассное мероприятие «Отговорила роща золотая», |
Раздел 5. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера |
Развитие креативности как творческого потенциала личности через участие в различных профессиональных конкурсах. | Активно участвовать в профессиональных конкурсах. Планирую: 2019-2020уч.г. Принять участие в проекте «Учитель цифрового века» 2020-2021уч.г. Принять участие в профессиональном конкурсе «Фестиваль педагогических идей» 2021-2022уч.г. Принять участие в инновационном Всероссийском конкурсе «Современный учитель-2021». | Конкурс «ЭОР в учебно- воспитательном процессе». Номинация: «Лучшее использование ЭОР педагогом в предметной области», ( победитель муниципального тура городского конкурса «Фестиваль педагогических идей), 2013-2014г. Инновационный Всероссийский конкурс «Современный учитель-2014» Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Современный урок по ФГОС», Диплом 1 степени; Всероссийская олимпиада для педагогов «ФГОС проверка. « Культура речи как фактор развития речевой коммуникации детей», Диплом 1 степени; Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Современный урок по ФГОС. Диплом 1 степени; Всероссийский конкурс «Лучший конспект урока», Диплом 1 степени |
Развитие педагогической рефлексии через самоанализ педагогической деятельности. | Овладеть навыками проблемно-ориентированного анализа своей педагогической деятельности. Планирую: Продолжить работу по самоанализу педагогической деятельности, изучать передовой опыт коллег, изучать и внедрять в практику ФГОС. | Подготовлен анализ в контексте проблемно-ориентированного поля. |