Просмотр содержимого документа
«Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации.»
Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации
Учитель: Тимофеева Ольга Викторовна
Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
К «группе риска» стоит отнести категории тех учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности, отклонения от норм поведения, социально опасную ситуацию дома.
Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на учащихся из внешней среды школы.
Цели, которые должна реализовать школа в ходе выполнения образовательной программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта; сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.
Задачи:
Выявить группу учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год.
Создать банк данных учащихся, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию к обучению.
Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с учащимися «группы риска».
Организовать работу, направив её на обеспечение усвоения базового уровня образования учащимися «группы риска».
Ожидаемые результаты:
Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.
Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.
Получение каждым ребенком базового уровня образования.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе |
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. |
| Предложения учащемуся примерного плана ответа. |
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. |
| Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. |
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. |
| Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку. |
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. |
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. |
| Напоминание приема и способа выполнения задания. |
Указание на необходимость актуализировать то или правило. |
| Ссылка на правила и свойства, которые необходимы упражнений. |
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. |
| Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. |
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. |
При организации самостоятельной работы | Выбор для групп, успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. |
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. |
| Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
1. В процессе контроля за подготовленностью учащегося | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения |
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. |
| Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. |
По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания |
2. При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала |
Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала |
| Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний |
| Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал |
3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь больше го эффекта. |
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе. |
Умело оказывать помощь ученикам в работе, развивать их самостоятельность. |
| Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль |
4. При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения. |
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. |
| Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. |
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
Список слабоуспевающих и неуспевающих
учащихся по математике
МБОУ СОШ № 71
№ | Фамилия, имя ученика | Класс | По каким предметам не успевает | Причины, которые привели к плохой успеваемости | Какие средства используют в работе с учеником |
1 | Бондаренко Полина | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение уч. материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
2 | Васютина Дарья | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение уч. материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
3 | Васютина Ирина | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение уч. материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
4 | Гребенникова Владислава | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение уч. материала, нежелание учиться | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
5 | Еськов Богдан | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение уч. материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
6 | Иванова Дарья | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение уч. материала. | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
7 | Качалов Виталий | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение учебного материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
8 | Киреев Сергей | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение учебного материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
9 | Козлов Никита | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение уч. материала, нежелание учиться | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
10 | Оглы Червоня | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение учебного материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
11 | Сергеенко Дмитрий | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение учебного материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
12 | Цырулёва Анжелика | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение учебного материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
13 | Филиппов Владислав | 9-Б | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение уч. материала, нежелание учиться | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. |
План работы
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
по алгебре и геометрии
на 2022–2023 учебный год
№ п\п | Мероприятия | Срок | Ответственный |
1 | Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь | Тимофеева О.В. |
2 | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь | Тимофеева О.В. |
3 | Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, обновлять по мере необходимости. | Сентябрь | Тимофеева О.В. |
4 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. | В течение учебного года. | Тимофеева О.В. |
5 | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года. | Тимофеева О.В. |
6 | Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. | Тимофеева О.В. |