_____________Меджидова С.Г.
Содержание дорожной карты «Основы этики и эстетики» представлено в виде совокупности разделов. Знание этических и эстетических принципов способствует формированию целостного мировоззрения, помогает в определении целей жизни и нравственных ориентиров. Понимание значимости «морального закона» и приобщение к миру, живущему «по законам красоты», обеспечивает выработку навыков этического и художественного восприятия реальности, произведений искусства, а также повышает уровень общей и профессиональной культуры. Указанные моменты призваны содействовать формированию положительных качеств детей как будущего специалиста, эрудированного человека. Практическая направленность проекта заключается, с одной стороны, в использовании сведений из области этикета в конкретных жизненных ситуациях, а с другой – в объективной оценке классических и новаторских произведений искусства. Обучение проводится в форме лекционных, групповых и индивидуальных занятий, дополнительных занятий, консультаций, организации самостоятельной работы, элективных курсов, уроков «Мировая художественная культура» в том числе с привлечением к научной работе путем выполнения докладов (эссе) и рефератов. Цель – дать целостное представление об этике и эстетике, как о самостоятельных областях знания. Задачи:
| Доброта и человечность — одна из конечных целей самовоспитания. Тема: Нравственная культура общения Общение — основной вид взаимодействия в социуме. Терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость — элементы нравственной культуры общения. | |
3 | «Чтобы душа была здорова». (декабрь) Тема: Спеши делать добро. На что способен добрый человек. Добрые поступки — здоровая потребность нравственной личности. Тема: Доброе слово, что ясный день. Виды общения. Вербальное общение. Взаимосвязь лексического значения и энергетики слова. Неисчерпаемые возможности доброго слова в создании гармоничных межличностных отношений. Тема: Чем сердиться, лучше помириться. Многогранность человеческих взаимоотношений. Понятие конфликта. Способы избегания или ликвидации конфликтов. Тема: Навыки самонаблюдения. Самонаблюдение. Самооценка. Самокритика. Как распознать собственные ошибки. Субъективная и объективная оценка собственного поведения и состояния. Аналитическая работа над собой. | Образовательные учреждения района |
4 | «Гармония мира и души». (январь) Тема: Красота природы и души. Понятие красоты. Красота природная и душевная. Отражение внутреннего мира во внешних поступках. Тема: Беречь природу, чтобы быть здоровым. Природа, ее значение и ценность для жизни каждого человека и планеты в целом. Прямая связь между состоянием природы и здоровьем людей. Охрана природы — дело каждого. Тема: Мое настроение. Понятие настроения, эмоционального фона. Настроение и качество жизни. Способы управления настроением. Самоконтроль. Тема: О заботливом отношении к людям. Мы и наше окружение. Понятие заботы и ответственности. Способы заботливого отношения к людям. | Образовательные учреждения района |
5 | «Этика общения». (февраль) Тема: Доброта, что солнце. Доброта — душевное качество высоконравственного человека. Истоки доброты, способы ее проявления и значение в нашей жизни. Тема: Вежливость на каждый день Вежливое поведение. Развитие нравственной личности через каждодневное самовоспитание. Выбор правильной линии поведения в любой ситуации. Тема: Когда идёшь по улице. Мы вне дома и вне школы. Многообразие ситуаций, оценок, реакций. Ситуативное поведение воспитанного человека. Тема: Скромность украшает человека. Скромность — категория нравственности. Почему скромность украшает. | Образовательные учреждения района |
| Как научиться быть скромным. Тема: Достоинства и недостатки человека. «Расскажи мне обо мне». Неоднозначность человеческой природы. Понятие достоинств и недостатков. Умение взглянуть на себя со стороны. Ценность достоинств. Признание недостатков — первый шаг на пути к избавлению от них. | |
6 | «Этика отношений к окружающему». (март) Тема: Маленькое дело лучше большого безделья. Дело или безделье — однозначный выбор. О маленьких вкладах в большое дело. Деятельность - путь к самосовершенствованию. Пагубность безделья. Тема: Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои. Родина большая и малая. Кого мы считаем героем. Герои России — представители разных народов. Тема: Люби всё живое. Любая жизнь бесценна. Незаменимость каждой биологической единицы. Баланс и гармония сосуществования видов на планете. Любовь ко всему живому как способ сохранения жизни на Земле. Тема: Я люблю маму милую свою. Мама в семейной иерархии. Кто заменит маму? Как выразить любовь к маме? Наш долг перед самым важным человеком. | Образовательные учреждения района |
7 | «Этика отношений в коллективе». 5 часов (апрель) Тема: Если радость на всех одна. Радость персональная и коллективная. Общий успех — общая радость. Индивидуальный успех — радость одна на всех. Сплоченный коллектив — единый организм. Тема: Мой класс – мои друзья. Класс и дружба — единое целое. Ценность внутриколлективных дружеских взаимоотношений. Понятие взаимовыручки, поддержки, доверительности. Тема: Самолюб - никому не люб. Кто такой самолюб. Ориентация на самого себя или на окружающих. Как сделать правильный выбор. Принцип бумеранга. Тема: О дружбе мальчиков и девочек. Особенности дружбы мальчиков и девочек. Сильный и слабый пол. А если это любовь? Тема: Основы бесконфликтного существования. Конфликт. Можно ли его избежать. Стратегии поведения во взаимоотношениях: «я и одноклассник», «я и учитель», «я и родители». | Образовательные учреждения района |
8 | Звучание классической музыки во время перемен во всех ОУ района в течение года) Эстетическое оформление интерьера учебного заведения и его территории. (в течение года) | Руководители и учителя музыки ОУ района |
9 | Функционирование школьных хоров и инструментальных групп во всех ОУ района (в течение года) | Руководители и учителя музыки ОУ района |
10 | Функционирование театральных клубов во всех ОУ района (2, 3 постановки в год) Экскурсии и выезды в театры, музеи. | Творческие коллективы ОУ района |
Районные мероприятия |
1 | Интеллектуальный ринг для учащихся среднего звена образовательных учреждений «Значение нравственных принципов в жизни дагестанской семьи». Апрель | Управление образования Буйнакского района |
2 | Конференция для старшеклассников «Система моральных ценностей в традиционной дагестанской культуре» (пример поведения, формирование культуры организации, создание комитетов по этике, разработка и внедрение в организациях Этического кодекса) Февраль. | Управление образования Буйнакского района |
| Районные конкурсы |
1 | Районный конкурс исследовательских проектов «Эстетическая организация быта дагестанского народа» Сочетание красоты и практичности в одежде, мебели, убранстве жилища. Дагестанский национальный костюм. Эстетика Дагестанских праздников и обычаев. Сочетание и организация современного быта, национальных традиций и современных эстетических идеалов. | Управление образования Буйнакского района |
2 | Конкурс театральных постановок ОУ района (март) | БРЦРО |
4 | Конкурс школьных хоров, приуроченный ко Дню Победы (май) | Управление образования Буйнакского района |
5 | Конкурс по изобразительному искусству «Мир глазами детей, руками детей» (октябрь) | Управление образования Буйнакского района |
6 | Педагог на сцене. (март) | Управление образования Буйнакского района |
| Районные акции |
1 | Акция районного масштаба «Праздник вежливости» Функция акции- стандартизация моделей индивидуального и группового поведения. Акция для всех школ района с созданием полиции вежливости, контролирующей речь и выражение лиц всех, начиная с учащихся, заканчивая педагогами и руководством. 26 февраля- День вежливых людей. | Управление образования Буйнакского района |
| Районные семинары, конференции |
1 | Конференция с директорами образовательных учреждений на тему: «Управленческая этика» Стандарты поведения, которыми руководствуются управляющие в своей работе. В том числе отношения организации со своими работниками, работников с организацией, организации с другими организациями. (ноябрь) | Управление образования Буйнакского района |
2 | Совещание с заместителями руководителей образовательных учреждений «Кодекс делового поведения руководителя» Обсуждение общих норм профессиональных этики (трудолюбие, профессиональный долг, профессиональная совесть), а также виды профессиональной этики. | Управление образования Буйнакского района |
Требования к уровню усвоения программы В результате изучения курса «Этика и эстетика» ученик должен:
социальные свойства человека, основу его взаимодействия с другими людьми;
содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;
источники нравственных знаний;
нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества. Уметь:
описывать человека как морально-нравственное существо;
сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;
оценивать поведение людей сточки зрения моральных норм;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в процессе общения человека;
осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный теки и другие адаптированные источники);
самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;
осуществлять самоконтроль, использовать приемы саморегуляции эмоциональной сферы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осуществления постоянной работы по самовоспитанию;
реализации этических познаний в повседневной жизни,
претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении; нравственной оценки конкретных поступков людей;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.