СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дорогою войны наших односельчан-фронтовиков

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Очень важной задачей современной школы является патриотическое воспитание детей, так как именно в этом возрасте, легче всего начать прививать детям чувство патриотизма. Целенаправленная деятельность в интересах учащихся, подразумевающая постепенное формирование любви к своей Родине, называется патриотическим воспитанием. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, а помогает в этом учителю различные внеклассные мероприятия, формирующие чувства патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Дорогою войны наших односельчан-фронтовиков»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тарбальджейская основная общеобразовательная школа»





VIII краевой военно-патриотический конкурс

«Мы помним, мы гордимся»,

посвящённый Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Номинация: «Достойные наследники Победы»











Форма: устный журнал

Методическая разработка

Внеклассное мероприятие, посвящённое 77-летию со Дня Победы над фашисткой Германией.


«Дорогою войны наших односельчан-фронтовиков»

Участники мероприятия: 5 -9 классы





Составитель: учитель истории и обществознания

Шестакова Светлана Шагдаровна











С. Тарбальджей, 2022 г.















Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы:

Очень важной задачей современной школы является патриотическое воспитание детей, так как именно в этом возрасте, легче всего начать прививать детям чувство патриотизма. Целенаправленная деятельность в интересах учащихся, подразумевающая постепенное формирование любви к своей Родине, называется патриотическим воспитанием. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, а помогает в этом учителю различные внеклассные мероприятия, формирующие чувства патриотизма.

Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше остается в живых тех, кто может рассказать о годах войны, о событиях героического прошлого той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться - это бесценный дар для последующих поколений. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами войны, ветеранами труда, детьми войны. И такие мероприятия помогают осуществить поставленные цели и задачи.

Цели:

- формирование гражданственности и патриотизма, любви к Родине, своему народу;

- формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни;

- способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге;

- воспитание у детей патриотических чувств, основанных на понимании духовных ценностей, чувства гордости за своих земляков, времён ВОВ, одолевших немецко-фашистских захватчиков

Задачи:

-познакомить учащихся с односельчанами, сражавшимися в годы Великой Отечественной войны;

- способствовать воспитанию чувства патриотизма у учащихся, гордости за наш край, выработать стремление к готовности защищать его в трудное время;

- воспитывать у учащихся на примерах мужества и героизма советских солдат, чувство долга и глубокого уважения к своей земле;

- содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине;

- учить детей ценить мир на Земле;

- развивать интерес к изучению истории.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор презентация, письмо с фронта Андупова Л., флэшка с записями военных песен, стенд из школьного музея «Фронтовики, наденьте ордена»




Ход мероприятия


Перед началом звучат песни времен Великой Отечественной войны.

Сидят приглашенные гости, обучающиеся.

Учитель: 2020 год для всех нас был годом особым. Это год 75-летия Великой Победы в Великой отечественной войне. И сегодня, в день 77-летия Победы, мы собрались в этом праздничном зале вспомнить 1418 дней и ночей той Великой войны, где солдаты и матросы нашей Родины доказали всему миру, что наша Армия - армия-спасительница. армия-освободительница.

1 Ученик: Война……От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого – 2600 километров.

2 Ученик: Это если считать по прямой.

Так мало правда? 2600 километров – это поездом если, то менее четверо суток, самолётом примерно 4 часа….

Перебежками и по-пластунски – 4 года.

Учитель: Мы хотим сегодня вместе с вами попытаться пройти дорогой наших прадедов, день за днём, километр за километром, пройти и вспомнить всё, что было…

Пусть невымышленная правда вновь вернёт на эту сцену героев минувшей войны!

Кто они?

Какими они были?

3 Ученик: Мы хотим воочию увидеть некоторых из тех, кто дошёл, и тех, кто пал смертью храбрых в какой–то из дней, на одном из километров.

1 Ученик: Мы хотим сегодня вместе с вами попытаться восстановить для себя атмосферу тех дней, постараться представить, как это было.

(Звучит запись "Священная война»)

2 Ученик: Четыре года! 1418 дней! 34 000 часов. И 41 миллионов погибших советских людей. Согласно рассекреченным данным Госплана СССР, потери Советского Союза во Второй мировой войне составляют 41 миллион 979 тысяч, а не 27 миллионов, как считалось ранее.

Учитель: 41 миллион за 1418 дней—это значит, каждый седьмой житель нашей страны погиб на войне. Мы хотим увидеть, услышать, понять их – наших сверстников, бросавших своё мальчишеское тело под разрывы снарядов и на кинжальный пулемётный огонь, месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь опухшими ногами осеннюю грязь и зимний снег, жгучий песок и чавкающую глину, прошедших за 1418 дней эти самые 2600 километров и всё же дошедших до Берлина, чтобы на ступенях рейхстага наконец-то устало присесть, отложить автомат, разуться, закурить и сказать с облегчением: «Всё, ребята…конец!».

Обучающийся в военной форме 1:

Слушайте нас, молодые 2022 года!

Слушайте нас те, кто родился после войны.

Из далёкого 1941 года с вами говорит история!

Обучающийся в военной форме 2: (Чтение письма Андупова Лупсана)

«Дорогие мои зять, сестра и Маруся! Вам шлю горячий и красноармейский привет. Я пока жив и здоров. Конца войны не видать, но силы противника ослабли сильно, самолёты стали меньше бомбить, артиллерия врага мало стреляет. А у нас, стреляем на их сторону днём и ночью. Всё же перед нами стоит трудная задача — это выгнать гитлеровцев из своей земли и разбить гитлеризм.

Для разгрома требуется много работы на фронте и в тылу. Для того, чтобы взять малой потерей в людях и в технике, нужна напряжённая работа тыла. Это касается вас, как моих родных.

Ваш брат Лупсан.

25.06.43.»



Учитель: Так писал своим родным один из тех молодых ребят, которые не

вернулись домой после Победы. Так кто же он?

1 Ученик: Андупов Лупсан Барадиевич родился в 1914 году в местечке Талача. До службы в армии работал в колхозе. В 1934 году ушёл на действительную службу, служил в Иркутской области, на Дальнем Востоке. В 1940 году вернулся домой и работал в поселке Хапчеранга, жил вместе с женой Хайдуповой Бадма-Ханда. 27 июня 1941 года, то есть через 5 дней после начала войны мобилизован на фронт, не знал, что у него будет сын. Воевал в кавалеристской части на Северокавказском фронте. Последнее письмо, с которым вы познакомились, было в июне, а в августе 44 пришла чёрная весть в казённом конверте – извещение о гибели старшины Андупова Лупсана Барадиевича. Погиб 08.08.1943 в Смоленской области, Ярцевский район, деревня Ковшики.

2 Ученик: А дорога войны отсчитывала километры. По шоссе и просёлкам, по нескошенному лугу и невспаханному полю, по лесным тропам и снежной

целине. Вдоль обочины всё больше братских могил, фанерных пирамидок со звёздочкой и просто безымянных холмиков с памятной зарубкой на соседней сосне.

20 наши односельчан не вернулись с той страшной войны. Представьте себе –это 20 не сложившихся семей, а сколько детей могло быть!

Ученица 7 класса Сультимова Анастасия читает Реквием Роберта Рождественского «Помните» (Музыкальное сопровождение фонограмма «Журавли»)

Помните! Через века, через года, —
помните! О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно
достойны!

Хлебом и песней, Мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, —
помните! Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, —
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, —
о погибших
помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!

(Звучит отрывок, запись песни Марка Бернеса «Журавли»)



1 Ученик: Пали целые поколения героев.

Полюбите хотя бы одного из них,

Как сыновья и дочери гордитесь ими,

Как Великим человеком, который жил будущим.

2 Ученик: Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня.

3 Ученик: Победа! Как она досталась?

Каким путём мы к ней пришли?

И раны были и усталость,

И шрамы на груди Земли.

(Звучит отрывок, запись песни Эдуард Хиль «На безымянной высоте)



Учитель: Вот они бессмертные герои, помнить о которых мы должны.

(Демонстрация презентации)

1.Агбанов Лупсан Дамбаевич родился 1915 году. В 1935 году призван в армию. Участник финской войны, участвовал в присоединении к СССР Эстонии и Латвии. Демобилизовался в 1940 году. Не прошло и года, как началась Великая Отечественная война. В июле 1941 призван в Армию, служил в Забайкальском военном округе до 1944 года. В январе 1944 года на первом Белорусском фронте в качестве водителя самоходки СУ-57.

Варшава-Берлин — вот вехи на воинском пути Лупсана Дамбаевича. Прошёл две войны, многое перенёс, был он и санинструктором, и механиком-водителем. Видел всё: и смерть, и радость, и горе, и геройство. Рядом умирали тысячи молодых ребят.

За мужество в боях награждён медалями: - «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», орденом Отечественной войны II степени. Вернулся, вернулся домой!

(Звучит запись песни «Бравые солдаты»)







2. В военном билете Базарова Бадархи в разделе «воинское звание» написано «рядовой». Да, ездовой 572 миномётного полка Базаров Бадарха (1913 г.р.) – ефрейтор-рядовой. Но посмотрите какой славный путь он прошёл: _ снятие блокады Ленинграда, Одер, Буг, Висла. О том, как воевал рядовой говорят две медали «За отвагу» за №77 от 10.05.1944 г. Вдумайтесь - за отвагу! Вторая медаль за №1.789. 359 от 28. 10. 1944 году и орден Отечественной войны II степени. (Музыкальная заставка)



3. Базаров Лупсан Базарович (1916 г.р.) начал свою службу в Советской армии в 1940 году в Наро-Фоминске под Москвой. Здесь младший лейтенант Базаров Лупсан Базарович вместе с товарищами защищал нашу

столицу – Москву, а затем гнал врага по старой «смоленской дороге». Лупсан Базарович участвовал в освобождении Вильнюса, Каунаса, Восточной Пруссии. В 1944 году перед боем его принимают в члены КПСС. Это высокое звание, он с честью отправился вместе со своими товарищами форсировать Вислу, освобождал Данциг, форсировал Одер. Лупсан Базарович - участник исторической встречи на Эльбе, участник Магденбурга. Награжден медалями: «За взятие Кёнигсберга», «За отвагу», «За победу над Германией». Особенно дорога ему благодарность от Верховного главнокомандующего И.В.Сталина, в которой говорится: « За отличные боевые действия, за взятие города Данцига, Шведта». Войну закончил в Кенигсберге, вернулся домой 1946 году.

Чтец: Память, солдатская память,

Строгая доля мужчин...

К ней ничего не прибавить,

Кроме седин и морщин.

Трудная радость Победы

В сердце солдата жива,

Только в рассказах об этом

Память скупа на слова.

4. Балданов Бадма Доржи из поколения 22 – 23-ого года рождения, из того поколения, которое потеряло на войне 97 из 100 человек! До призыва в армию в 1943году Бадма Доржи работал, как и все молодые ребята, старики в колхозе.

И вот первый бой! Это произошло16 июня 1943 года. Бадма Доржи служил в роте связистов. Вы сами понимаете, что значит быть связистом в бою. Связь! Связь! Связь – это одно из решающих звеньев в бою. Бадма Доржи дважды ранен. После выздоровления служит в отдельном 521 батальоне КВ





НКВД до августа 1946 года. Награждён медалями: «За победу над Германией», «За боевые заслуги», юбилейными знаками Вооружённых сил СССР.

(Звучит запись песни группы Любэ «Последний бой»)

5. Балданова Чимит Доржи война застала на Дальнем Востоке, оттуда ушёл на фронт. Чимит Доржи участник боёв ан нашу столицу. Из воспоминаний Чимит Доржи: «Стрелять первый раз в человека было страшно, но при мысли, что фашисты ходят по нашей земле, грабят, убивают, жгут сёла и города, весь страх улетал и появлялась ненависть.» Эта ненависть водила наших солдат в атаки, она придавала им силы. Балданов Чимит Доржи был трижды ранен, контужен, но после возвращения домой в 1944 году он работал в колхозе. Чимит Доржи награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны I степени.

(Звучит запись песни В.Высоцкого «Сыновья уходят в бой»)

6. Дашиев Дымбрыл Дымбрылович молодым парнем ушёл на фронт. Как и всем молодым солдатам, ему пришлось сразу вступить в бой, не пройдя хорошей подготовки. Опыт приходил в боях, в походах, ведь рядом были опытные боевые друзья.

Бой, смерть боевых друзей, горечь, отступление, радость побед – всё пришлось надолго. Дымбрыл Дымбрылович сражался в I и III Белорусском фронтах. Вместе со всеми участвовал в штурме Берлина-цитадели фашизма.

За мужество проявленное в боях за Родину награждён медалями: «За взятие Берлина», «За отвагу», «За победу над Германией».

7. Старейший учитель Илья Тимофеевич Комаров прошёл славный солдатский путь. Илья Тимофеевич участник Сталинградской битвы. Награждён медалью «За оборону Сталинграда». В 1943 году Илья Тимофеевич на Северо-западном фронте, мужественно сражался при штурме Кенигсберга, за что награждён медалью «За взятие Кенигсберга». Но вот пришла долгожданная Победа. Но на востоке ещё стояли у наших границ милитаристская Япония. И солдаты через всю страну едут снова на войну. После победы над Японией Илья Тимофеевич вернулся в нашу школу, работал учителем начальных классов до пенсии.

1 Ученик: Во многих странах, городах и столицах побывали наши земляки-освободители, тысячи километров, тысячи населённых пунктов.





Освобождение Европы от фашизма стоило немало жертв. Каждый километр по вражеской земле - с боями.

2 Ученик: Одним из участников освобождения Чехословакии был наш земляк Георгий Иванович Бронников. Георгий Иванович участник великой Курской битвы. Награждён медалями: - «За отвагу», «За ось Праги», «За победу над Германией». Этими медалями отмечен боевой путь Георгия Ивановича.

3 Ученик: Комаров Александр Павлович 1926 года рождения В 1943 году семнадцатилетний мальчишка был призван на действительную службу, после учёбы в качестве связиста воевал с мая 1944 года по 45-ый год. Затем был направлен на Восточный фронт. Александр Павлович награждён медалями: - «За победу над Германией», «За победу над Японией», юбилейными медалями.

Учитель: После того как отгремели бои на западе, наша советская армия стремительным ударом отбросила милитаристские силы Японии от границ нашей родины, освободила Монголию, Китай, Корею



Чтец: Стираются даты, стираются лица,

Но будет победно и вечно цвести

Девятого мая салют над столицей

Связавший узлом фронтовые пути.

(Выходят учащиеся с портретами Бессмертного полка, становятся в шеренгу. После перечисления учителем каждого фронтовика выходят с портретами вперед)

Учитель: Вспомним наших земляков, фронтовиков той далёкой и страшной войны. Вспомним их поимённо.

  1. Гомбоев Гындун Гындунович награждён за мужество в боях с Японией медалями: - «За победу над Германией», «За отвагу», «За победу над Японией».

  2. Балданов Николай Шагдарович награждён «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Японией

  3. Бамбаев Ширап Бамбаевич 1925 года рождения- участник войны с Японией, награждён медалью «За победу над Японией».

  4. Дулмаев Бато Очир 1925 года рождения, призван в армию 1943 голду, миномётчик, радиотелеграфист. Награждён медалью «За победу над Японией».

  5. Гындунов Даши Дава Жамсоевич 1925 года рождения, 1943 призван в ряды Советской армии-миномётчик, участник за освобождение Манчжурии, форсирования Большого Хингана. Награждён юбилейными медалями.

  6. Бронников Петр Савельевич был миномётчиком, заряжающим зенитной пушки, воевал на Халкин Голе. Награждён юбилейными медалями.

  7. Дулмаев Павел Аюшеевич служил на Дальнем Востоке, на военных кораблях участвовал в боевых действиях. Награждён юбилейными медалями.

Учитель: В боях с немецко-фашистскими захватчиками наши земляки-односельчане проявили мужество и героизм. В честь земляков-односельчан, отдавших жизнь за Родину, в парке села сооружён памятник Воину-солдату.

Прошу всех встать. Склоните головы перед величием подвига солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Минута молчания.


Чтец 1:

Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок памяти жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

Чтец 2: Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы

Это значит – нет войны.

(А. Усачев)

Звучит запись песни «День Победы»

Учитель: Каждый год, 9 Мая наша страна, прославляя героев, выражает им свою благодарность и преклонение. День Победы навсегда останется в наших сердцах на долгие, долгие годы единственным праздником, который встречают с радостным замиранием сердца и одновременно – со слезами на глазах!

Учитель: Наш долг теперь – не забыть.  Пока мы помним этот праздник, живы все солдаты, отдавшие жизнь за мир на нашей земле. Так давайте же помнить и гордиться! Спасибо вам, дорогие ребята за проведенное мероприятие, думаю, что вы узнали много нового сегодня, и будете помнить всегда о подвиге наших солдат. Желаю вам Мира!

Список используемой литературы:

  1. Стенды, фотографии, воспоминания фронтовиков из архива школьного музея.

Интернет ресурсы

  1. Сайт «Дорога Памяти»

  2. Сайт Мемориал: cdn.obd-memorial.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!