СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дорога чести Петра Гринёва. (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проследить по тексту повести путь духовного становления Петра Гринёва;

в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием исторических событий, изображённых в повести, под влиянием встреч с Пугачёвым

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дорога чести Петра Гринёва. (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)»

Тема урока: Дорога чести Петра Гринева.

(По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели:

1.Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина; воспитывать интерес к истории России; закрепить умения делать сравнительную характеристику героев; продолжить обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов

2.Проследить по тексту повести путь духовного становления Петра Гринёва;

в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием исторических событий, изображённых в повести, под влиянием встреч с Пугачёвым;

3.Формирование умения отстаивать свою позицию, видеть честь и бесчестие

4.Помочь учащимся увидеть мир души героев Пушкина; найти нравственные ориентиры, нравственную точку опоры в борьбе со злом; развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь; навыки работы с текстом; воспитывать творческого читателя.

Задачи: наблюдать, как формируется характер Петра Гринева; как автор решает проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе.

Тип урока: урок-исследование

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемный

Оборудование: презентация, карта Российской империи 18 века, иллюстративный материал

Эпиграф.

Совесть – это как раз та сила, которая помогает сдирать с человека эгоизм, затхлость. И без неё не будет обновления, перемен

( Ф.Абрамов)

Береги платье снову, а честь смолоду.




Ход урока.

Оргмомент.Постановка целей и задач урока

1.Вступительное слово учителя.

Итак, роман прочитан. Это было последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день приходилась очередная, притом особенно торжественная, двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея, последняя, на которой присутствовал Пушкин. Поэтому мы с особым вниманием всматриваемся в его последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Это и исторический роман, и семейная хроника, и любовно-авантюрные приключения молодого офицера. Именно его глазами мы увидим и бунт, и самозванца Пугачёва. Вместе с Гриневым пройдём через духовно-нравственные потрясения.

Книга показалась сложной? Простой? Все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

- Вспомните эпиграф к повести. Береги честь смолоду. В этом эпиграфе заложена основная идея произведения. В первую очередь речь пойдет о Гриневе, . и о Пугачёве.

2.Проблемный вопрос: что такое честь?

Честь - моральные качества человека, его

  1. принципы. Долг чести.

  2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя.

  3. Целомудрие

  4. Почётное уважение (Ожегов)


Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

В. Даль (Толковый словарь великорусского языка)


Инсценировка «Напутствие отца в армию»

- Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Бельскому.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

Что за вздор! — отвечал батюшка нахмурясь. — К какой стати стану я писать к князю Бельскому.?

Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?

Ну, а там что?

Да ведь начальник Петрушин — князь Бельский. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье.

Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

Теперь проследим, как А.С.Пушкин в «Капитанской дочке» раскрывает понятия чести и долга?

-Что, по-вашему, означает слово честь в этом отцовском напутствии? (хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи).

-Что в человеке издавна принято было почитать, уважать? (честность, правдивость, доблесть, скромность, твердость духа, верность в дружбе и любви всегда почитались)

-Изменилось ли за века представление людей о чести?

-Учитель: Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть.

Учитель: обратите внимание: береги платье снову…Не мундир, а любое платье, следовательно, и честь имеется в виду не только офицерская или дворянская, а общечеловеческая, как достоинство каждого человека

Сегодня на уроке мы проследим по тексту этапы формирования характера Петра Гринёва, путь его духовного становления.

Проблема выбора: Выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни.(слайд)


Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

Шоссе, что лежит на равнине,

Маршрут каравана в пустыне,

Путь воина к славе Отчизны,

И путь человека по жизни.

( В. Остен «Дорога»).


Итак, жизненная дорога. Давайте рассмотрим на примере жизненной дороги Петра Гринёва. Очень часто рядом с ним мы видим Пугачева.

Беседа по тексту. Формирование характера Гринёва начинается в родительском доме.

- Расскажите о жизни Гринёва в родительском доме.

- Кто оказал большое влияние на формирование личности Гринёва?

- Какие уроки получает Гринёв от отца? Давайте проследим по тексту.

Наставления отца сыну

  1. Служи верно, кому присягнёшь.

  2. Береги платье снову, а честь смолоду.

Эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы. Немало предстоит пережить ему трудностей и нравственных испытаний, предначертанных судьбой. В разрешении возникших проблем большую роль играет воспитание человека, его моральные устои, которые закладываются в нем с детства его родителями.


- Как начинается самостоятельная жизнь Петруши?

(Пересказ эпизода из 1 главы – «Встреча с Зуриным»).

- Какой вывод из этого мы можем сделать?

Вывод. Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.

- Скажите, а были в вашей жизни такие моменты, когда вам становилось стыдно? Когда вы волновались, что подумает мама, что скажет папа?

(Дорожи не жизнью, а честью)


Учитель. Следующий этап становления Гринёва. Встреча с Пугачёвым. Вожатый. Расскажите об этом.


Подготовленный ученик.

Семья играет огромную роль в жизни человека. В первую очередь ребенок смотрит, что делается в семье, как строятся взаимоотношения. Смотря на все это, он понимает, как нужно вести себя, берет пример. 

Также в семье происходит становление ценностей, характера и мышления. Во многом это заслуга родителей, бабушек и дедушек, а также сестер и братьев. Все они взаимосвязаны морально. Это первые, с кем ребенок начинает контактировать, общаться, взаимодействовать. 

Семья является домом, в который хочется возвращаться, а он в свою очередь примет тебя. «Семья – опора в жизни каждого человека, тихая гавань в бурном море жизни». В более взрослом возрасте человек уже сам создает свою семью, начиная все с начала. 

Важно, чтобы всегда была любовь, верность, понимание и помощь. Все заслуживают понимания и помощи, так как семья это то, что мы ставим на первое место.

Учитель.

Продолжаем исследовать путь духовного становления Петра Гринёва. Дорога его лежит в Белогорскую крепость, где он знакомится с простой и доброй семьёй капитана Миронова, с их дочерью Машей и со Швабриным, сосланным туда за «смертоубийство».

Старинные люди Инсценировка.


Комендантский дом. Сидят Василиса Егоровна и Швабрин. Входит Гринев, кланяется. Швабрин встает, кланяется. Все усаживаются.

Василиса Егоровна.

Что это мой Иван Кузмич сегодня так заучился! Палашка, позови барина обедать. Да где же Маша?

Входит Маша, капитанская дочка. Светло-русые волосы гладко

зачесаны за уши. В руках пяльцы с вышиванием. Маша села в

уголок и стала вышивать. Входит капитан Миронов. Гринев и

Швабрин встают и кланяются. Капитан Миронов кланяется,

садится. Садятся Гринев и Швабрин.

Василиса Егоровна.

Что это, мой батюшка? Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовешься.

Капитан Миронов.

А слышь ты, Василиса Егоровна, я был занят службой: солдатушек учил.

Василиса Егоровна (возражая).

И, полно! Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да Богу молился, так было бы лучше.

Василиса Егоровна (обращаясь к Гриневу).

У нас, Петр Андреич, всего-то душ одна девка Палашка; да слава Богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестой.

Маша смутилась, опустила глаза, вытерла слезы.

Петр Гринев.

Я слышал, что на вашу крепость собираются напасть башкирцы.

Капитан Миронов.

От кого, батюшка, ты изволил это слышать?

Петр Гринев.

Мне так сказывали в Оренбурге.

Капитан Миронов.

Пустяки! У нас давно ничего не слыхать. Башкирцы – народ напуганный, да и киргизцы проучены. Небось на нас не сунутся; а сунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню.

Петр Гринев (обратившись к Василисе Егоровне).

И вам не страшно, Василиса Егоровна, оставаться в крепости, подверженной таким опасностям?

Василиса Егоровна.

Привычка, мой батюшка. Тому лет двадцать как нас из полка перевели сюда, и не приведи Господи, как я боялась проклятых этих нехристей! Как завижу, бывало, рысьи шапки, да как заслышу визг, веришь, отец мой, сердце так и замрет! А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут.

Швабрин.

Василиса Егоровна прехрабрая дама. Иван Кузмич может это засвидетельствовать.

Петр Гринев.

А Марья Ивановна? Так же ли смела, как и вы?

Василиса Егоровна.

Смела ли Маша? Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страху на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

Все встали. Капитан Миронов с Василисой Егоровной уходят, за ними Маша. Гринев и Швабрин отошли к окну.


Характеристика семьи капитана Миронова

- рассказывает подготовленный ученик


Отца зовут Миронов Иван Кузьмич. Он служил комендантом в крепости, простой, но добрый и честный человек, из-за чего и не является превосходным руководителем. До конца был верен своей родине и присяге, из-за чего был казнен Пугачевым. Но даже на смертном одре высказал все, что думает о злодее. 

Мать зовут Миронова Василиса Егоровна. Добрая и хозяйственная женщина, которая следит не только за своим хозяйством, но и за крепостью. Между родителями сразу видна любовь и взаимопонимание. Они очень дорожат друг другом, и конечно, своей дочерью. 

  Учитель.

Здесь, в Белгородской крепости Гринёв встречает не только людей, которые приняли его как родного в свою семью, делили с ним обеды, искренне рассказывали о своих проблемах, но и с лживыми, неискренними, двуличными.

Послушайте стихотворение Р.Гамзатова

В Индии считается, что змеи

Первыми на землю приползли.

Горцы верят, что орлы древнее

Прочих обитателей земли.

Я же склонен думать, что вначале

Появились люди, и поздней

Многие из них орлами стали

А иные превратились в змей.


Вопрос : -Кто орел, а кто змея, которые встретились на пути Гринёва?

Учитель. Новое испытание ждёт Петрушу в Белгородской крепости. Гринёв заступается за честь женщины. Дуэль со Швабриным.

- Чем хороша Марья Ивановна?

 

Ответ подготовленного ученика

Сама Маша является прототипом Борисовой Марии Васильевны, она обладает не только внешней красотой, но и внутренней. Добра, умна, воспитана. Все, кто с ней встречался, говорили, что она «Божий ангел». Руководствуется моральными принципами, поэтому во всем советуется с родителями, даже в том, чтобы выйти замуж за человека, которого благословят родители.



Учитель.

Жизненный путь героя продолжается, и судьба вновь сводит его с Пугачёвым. Отрывок из фильма. Сцена казни Гринёва.

Обратимся теперь к истории отношений Гринёва с Пугачёвым, т.к. в них скрываются важные черты характера героя, потому что и здесь Гринёву приходится делать выбор, рискуя жизнью.

- Как же поступает Гринёв в той или иной ситуации?

- Проследим за поведением Гринёва, как он ведёт себя в этой сцене?

( Образцовый дворянин и офицер. Сохраняет верность присяге императрице ЕукатеринеII.


«Разговор Гринёва с Пугачёвым» (глава8).

Калмыцкая сказка. Рассказывает подготовленный ученик.

- Как Пугачёв обозначает свои жизненные позиции?


13.Проблемный вопрос

-Что ожидало Гринева, если бы его любовь завершилась счастливой женитьбой?

(Очевидно, серое, тусклое существование в «Богоспасаемой крепости», подобно прозябанию капитана Миронова или его отца, так бы и читал «Придворный календарь» и на диване высказывал недовольство.)

Сцена суда.

И последнее испытание на жизненном пути. Высшее проявление чести. Гринёв ничего не говорит о Маше Мироновой на суде, ничем себя не оправдывает. Почему?


Вывод: Пережив благие потрясения ГРИНЁВ выстоял, сохранил душу и честь.

Пугачев и все встреченные на жизненном пути люди, заставляют Петра Гринёва задуматься о смысле жизни. При встрече с Пугачевым проверяется его характер, его честь.

Понятие чести, достоинства для Гринёва превыше всего, потому что он помнит наказ отца: «береги честь смолоду».

Заключение.

Мы проследили путь духовного становления Петра Андреевича Гринёва. Что же можно сказать о дороге, которую прошёл главный герой?


Вывод. Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви, живущего по совести. Эти качества являются основными, они и делают его таким привлекательным.

Учитель.

И в заключение мне бы хотелось обратиться к эпиграфу урока, к словам Ф. Абрамова.

- Можно ли эти слова отнести к образу Гринёва?

(Ответы детей, комментарий).

Учитель: Да, в отличие от Швабрина, Гринев не уронил чести ни офицерской, ни человеческой, ни разу не нарушил отцовский наказ «Береги платье снову, а честь смолоду».

16. Рефлексия.

Назовите 10 причин, по которым надо обязательно прочитать «Капитанскую дочку»

( позволяет узнать о жизни реальных исторических личностей, гениальное произведение гениального автора, учит отстаивать свою честь даже под страхом смерти и.т.д.)


17 Домашняя работа.

Подведение итогов урока

Выставление оценок

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!