СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Здоровячок» Срок реализации: 1 год Возраст:8-10 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

  Дополнительная общеразвивающая               общеобразовательная программа

«Здоровячок» 

Срок реализации: 1 год

Возраст:8-10 лет

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Здоровячок» Срок реализации: 1 год Возраст:8-10 лет»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа №5»







Принята Утверждена на педагогическом совете приказом директора

Протокол №1 МБОУ «Сергачская СОШ №5»

от 30.08.2017г. от 01.09.2017 №391-0




Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

«Здоровячок»

Срок реализации: 1 год

Возраст:8-10 лет







Светличная Наталья Федоровна, учитель











«Движение – это жизнь, а

Здоровье – высшая награда

Оно не рядом, не вблизи,

К нему шаг в день, но делать надо,

Иди, карабкайся, ползи!» Н. М. Амосов



Пояснительная записка

Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни. Своевременная забота о здоровье гарантирует правильное развитие организма, хорошую осанку и координацию движений. Нарушения опорно-двигательного аппарата в настоящее время широко распространены в среде школьников младшего возраста, а особенно у детей с ОВЗ. Нарушения осанки оказывают неблагоприятное воздействие на все органы и ткани и, что очень важно, отрицательно влияют на кору головного мозга, т.к. нарушается питание клеток.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

На основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, быстрота реакции, скорость движения, ориентировка в пространстве, слабое физическое здоровье. Занятия физкультурой улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц, развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Поэтому и была создана программа «Здоровячок» для детей с ОВЗ, предназначенная на предупреждение и исправление различных нарушений опорно-двигательного аппарата, а также научить ребенка не только правильно двигаться, но и вести здоровый образ жизни.

Цель программа направлена на формирование у ребенка с ОВЗ интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и коррекцию опорно-двигательного аппарата. Программа внеурочной деятельности “Здоровячок” направлена на спортивно-оздоровительное развитие личности ребенка.

Особенности программы:

• Рассматривается под оздоровительным аспектом.

• Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.

Занятия построены с учетом психофизических и возрастных критериев. •Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников

Задачи:

• сохранение и укрепление здоровья детей; •формирование привычки к здоровому образу жизни; •формирование двигательных навыков и умений; • развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость); • развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений); • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний; • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности; •развитие внимания, сосредоточенности, организованности; •воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

Результаты:

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— представлять занятия в кружке, как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях

Формы и режим работы занятий


Срок реализации программы – года:

- 1раз в неделю время проведения – 45 минут

Формы и методы обучения:

• Словесные – объяснение; •Наглядные – показ; •Практические- игры, гимнастика, упражнения на формирование правильной осанки, ритмические упражнения, дыхательные упражнения, корригирующие упражнения  • Поисковые – поиск новых идей, материалов; •Креативные – творческий подход.

Принципы построения занятий

1.  Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.
2.  Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.
3.  Подбирать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
4.  Выполнение упражнений с различной амплитудой.
5.  Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).
6.  Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки (физические упражнения чередуют с отдыхом).



Структура занятия программы «Здоровячок»

Занятие состоит из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей. 

 Вводная часть (разминка, направлена на то, чтобы размять и разогреть мышцы спины и конечностей), составляет 15-20% времени (10 минут: построение у стены, проверка осанки, дыхательные упражнения, ходьба с различными упражнениями для рук и ног, ходьба по дорожкам здоровья)

 Основная часть (физические упражнения по корригирующей гимнастике, упражнения на формирование правильной осанки, ритмические упражнения, подвижные игры) по времени занимает 65-70% времени (30 минут) 

Заключительная часть (восстановление, постепенное снижение физической и психологической нагрузки), занимает 10-20% времени (5 минут: п/и, ходьба с дыхательными упражнениями, проверка осанки у зеркала (самоконтроль).

Результативность программы:

  • Укрепление здоровья ребенка в целом, снижение общей заболеваемости

  • Приобретение навыков правильной осанки

  • Приобретение навыков правильного дыхания 

  • Приобретение навыков правильной постановки стопы

  • Развитие физических качеств (координация движений, ловкость, выносливость)

  • Повышение интереса к занятиям физической культурой.

  • Воспитывать привычку держать правильно корпус и голову.

  • Тонизировать растянутые мышцы, возвратить эластичность привычно укороченным мышечным группам, укрепить мышцы всего корпуса.

  • Знание и соблюдение правил игр.

  • Умение играть в подвижные игры.

  • Формирование установок здорового образа жизни.

Оценка результативности:

В конце года учащиеся выполняют контрольные тесты в форме комплекса упражнений на формирование правильной осанки для выявления уровня усвоения пройденных упражнений.

Критерии выставления уровня

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет упражнение.

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

Учебно-тематический план программы

Виды спортивной подготовки

Кол-во часов

практика

1

Основы знаний (теоретические сведения)


2

Упражнения на профилактику плоскостопия

3

3

Упражнения на профилактику правильной осанки.

7

4

Дыхательные упражнения.

3

5

Занятия на тренажерах

4

6

Корригирующие упражнения. 

4

7

Общеразвивающие упражнения

4

8

Гимнастические упражнения.

3

9

Ритмические упражнения.

2

10

Контрольные тесты

1

ИТОГО

35











Содержание разделов программы

Методическое обеспечение программы:

• Занятия по данной программе состоят теоретической и из практической деятельности детей.

• Проводятся под руководством учителя физической культуры.

Планирование

Теоретический блок

Инструктажи по правилам поведения. Беседа на тему «Осанка – это…»
Личная гигиена. Правила личной гигиены. Закаливание, его сущность, значение для здоровья.


Практический блок
I. Общие упражнения. Строевые упражнения применяются на занятиях. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности; формирования правильной и красивой осанки, походки; навыков коллективных действий через развитие чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их во времени и пространстве.
1) Стойки: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Напра-во!», «Нале-во!», «Кругом!».
2) Построение в одну шеренгу, колонну, в круг.
3) Передвижения: обычная ходьба, в обход по кругу.
4) Ходьба, ходьба на носках, ходьба в медленном темпе, в среднем темпе, 
П. Общеразвивающие упражнения для формирования осанки. Общеразвивающие упражнения составляют основное содержание занятий, т.к. повышают общую работоспособность и оказывают избирательное и всестороннее воздействие на организм. На занятиях их применяют для разминки и повышения уровня развития физических способностей занимающихся.
1)  Гимнастические упражнения оказывают действие на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позвоночник, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (сила, быстрота, координация и т.д.)
2) Упражнения с предметами. Под воздействием занятий с предметами улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и др.) Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка.
III.  Специальные корригирующие упражнения применяются для коррекции нарушений физического развития и опорно-двигательного аппарата (используются при различных нарушениях осанки раздельно).
IV.  Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из общеразвивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы и других несложных по технике исполнения упражнений. Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы занимающихся. Упражнения ритмической гимнастики являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах.
V.   Подвижные игры. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра - самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей. Правила подвижных игр диктуют быстрые и разнообразные физические действия занимающихся. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению хорошей координации движений. Подвижные игры развивают память, инициативу, волевые качества, восприятие пространственной и временной ориентировки, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат. Игры помогают формировать эмоционально-волевую сферу и нравственные качества.















































Календарно - тематическое планирование

«Здоровячок»



п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов
35 ч

Содержание деятельности


Результат

Теория


Подвижные игры (8 ч)



1/1


Русская народная игра «У медведя во бору»

1

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.


+

2/2


Русская народная игра «Филин и пташки»

1

Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.


+

3/3


Русская народная игра «Пчелки и ласточка»

1

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.


+

4/4


Русская народная игра «Кот и мышь»

1

Игровые правила. Разучивание игры. Проведение игры.


+

5/5


Русская народная игра «Блуждающий мяч»

1

Игровые правила. Разучивание игры. Проведение игры.


+

6/6


Игра с мячом «Гонка мяча по улице»

1

Комплекс ОРУ с мячом, строевые упражнения


+

7/7


Игра на внимание «Почта»

1

Правила игры. Игра.


+

8/8


Игра «Зарница»

1

Правила игры. Проведение игры. Эстафета.


+

Наш организм (16 ч)



1/9


Тело человека.

Почему мы все устроены так?

1

Беседа по теме.

Оздоровительная минутка.

Практические упражнения.

+


2/10


Наши руки.


1

Беседа по теме.

Задания и практические упражнения. Игры.

+


3/11


Наши ноги.


1

Беседа по теме.

Оздоровительная минутка.

Игра – соревнование.

+


4/12


Органы чувств. Глаза.


1

Беседа по теме.

Оздоровительная минутка.

Составляем вместе « Правила хорошего зрения»

+


5/13


Органы чувств. Слух человека.


1

Беседа по теме.

Составление памятки.

Оздоровительная минутка.

+


6/14


Органы чувств. Нос.


1

Беседа по теме.

Практические упражнения.

Составление памятки « Правила здорового носа »

+


7/15


Наши зубы.


1

Беседа по теме.

Оздоровительная минутка.

Составляем вместе

« Правила здоровых зубов »

+


8/16


Наша кожа и здоровье.


1

Беседа по теме.

Оздоровительная минутка.

Задания и практические упражнения.

+


9/17


Скелет человека.



1

Беседа по теме.

Задания и практические упражнения.

Помоги себе сам.

+


10/18


Как работает наше сердце.


1

Беседа по теме.

Оздоровительная минутка.

Задания и практические упражнения.

+


11/19


Как следует питаться.


1

Беседа по теме.

Продолжи сказку.

Это интересно.

+


12/20


Сон – лучшее лекарство.

1

Беседа по теме.

Игра « Хорошо – плохо»

+


13/21


Сон – лучшее лекарство.

1

Беседа по теме.

Игра « Хорошо – плохо»

+


14/22


Твое настроение



1

Беседа по теме.

Оздоровительная минутка.

Азбука волшебных слов.

+


15/23


Почему мы болеем?

Зачем лечат нос?


1

Беседа по теме.

Оздоровительная минутка.

Беседа по теме.

Анализ ситуаций.

Тест « Твое здоровье»

+


16/24


Прививки от болезней.

Расти здоровым.

1

Беседа по теме.

Анализ ситуаций.

Игра « Полезно – вредно »

+


Подвижные игры (11 ч)



1/25


Игры с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»

1

Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики


+

2/26


Весёлые старты с мячом

1

Гимнастические упражнения. Эстафеты


+

3/27


Игра «Волк во рву»

1

Игры с мячом: ловля, бросок, передача


+

4/28


Игра с прыжками «Попрыгунчики – воробушки»

1

Правила игры. Проведение игры


+

5/29


Игра «Белки, волки, лисы»

1

Правила игры. Проведение игры


+

6/30


Игра «Удочка»

1

Игры со скакалкой, мячом


+

7/31


Игра «Перемена мест»

1

Построение. Строевые упражнения, перемещение


+

8/32


Игра «Салки с мячом»

1

Правила игры. Проведение игры


+

9/33


Игра «Прыгай через ров»

1

Совершенствование координации движений


+

10/34


Спортивный праздник

1

Игры, эстафеты, весёлые минутки


+

11/35


Спортивный праздник

1

Игры, эстафеты, весёлые минутки


+

















































Материально-техническое оборудование

Спортивное оборудование.

Спортивное оборудование

Кол - во

1.

Гимнастическая стенка

13 шт.

2.

Гимнастическая скамейка

3 шт.

3.

Гимнастические палки

30 шт.

4.

Обручи

25 шт.

5.

Гимнастические маты

4 шт.

6.

Канат

1 шт.

7.

Баскетбольные мячи

10 шт.

8.

Волейбольные мячи

10 шт.

9.

Волейбольная сетка

1 шт.

10.

Флажки

10 шт.

11.

Эстафетная палочка

4 шт.

12.

Секундомер

1шт.

13.

Мячи для метания

3 шт.

14.

Гимнастические скакалки

30 шт.

15.

Лыжи

28 шт.

16.

Ботинки лыжные

28 пар.

17.

Палки лыжные

28 шт.

18.

Кегли в наборе

3 шт.

19.

Коврик туристический

25 шт.

19.

Конус для разметки полей

8 шт.

20.

Мяч ф/б ( резина)

25 шт.

21.

Набор бадминтона

5 шт.

22.

Скакалки

30 шт.

23.

Сетка для бадминтона

1 шт.

24.

Сетка теннисная

1 шт.

25.

Шарик н/т

140 шт.

26.

Шахматы

5 шт.

27.

Мяч футбольный

3 шт.

28.

Ракетки теннисные

3 шт.

29.

Сетка волейбольная без троса

1 шт.

30.

Форма баскетбольная

10 шт.

31.

Форма футбольная

10 шт.

32.

Кольцо б/б №7

2 шт.

33.

Кольцо б/б

2 шт.

34.

Мишень для метания

1 шт.

35.

Стойки для прыжков в высоту

2 шт.

36.

Планка металлическая

1 шт.



Наименование товара

количество

1

  1. LEM-KЕВ-001 Велотренажер механич. детский Baby Gym арт.LEM-KЕВ-001

1

2

FE-01 Тренажер "Разгибание ног" детский Baby Gym арт.FE-01

1

3

LEM-KTB 001 Мини степпер Baby Gym детский арт.LEM-KTB 001

1

4

LEM-KAW-001 Тренажер "Бегущий по волнам" детский Baby Gym арт.LEM-KAW-001

1

5.

  1. LEM-KTD-001 Тренажер детский Baby Gym "Мини Твист" арт.LEM-KTD-001

1

6.

Бревно гимн. напольное 3м

1

7.

Сенсорная дорожка 180х40см (песок,горох,пуговицы, канат)

1

8.

AMD-03 Диск здоровья Atemi арт.AMD-03 с эспандерами

2

9.

AMD-02 Диск здоровья Atemi арт.AMD-02 магнитный

2

10.

142-5 Напульсник Larsen арт.142-5

5

11.

Ролик гимнастический двойной

4

12.

Медицинбол 1-5кг. (цветной)

2

13.

Коврик массажный

3

14.

APU-01 Упоры для отжимания Atemi арт.APU-01

2

15.

4005 Эспандер грудь Sprinter арт.4005 (пружин.) детский

2

16.

Эспандер для ног Динамик-2

2

17.

Эспандер кистевой 15кг

5

18.

AHG-01 Эспандер кистевой Atemi арт.AHG-01 (с пласт.ручкой)

2

19.

AL1008 Эспандер спина Torres арт.AL1008

2

20.

LEM-KTM-002 Беговая дорож. механич. детская Baby Gym арт.LEM-KTM-002

1

21.

  1. LEM-KRM-001 Гребной тренажер детский Baby Gym арт.LEM-KRM-001

1

22.

BL1006 Массажер Torres арт.BL1006 роликовый неопр. ручки

2

23.

  1. 4113 Массажер арт.4113 для ступней рифленый

2

24.

4118 Массажер арт.4118 для ступней средний

2

25.

  1. 4212 Массажер арт.4212 для ступней рефленый

2

26.

  1. 4301 Массажер арт.4301 "Счёты" для спины

2

27.

3211 Массажер арт.3211 роликовый гладкий

2

28.

  1. 7022, 8022 Мяч гимнастический арт.7022, 8022 70см. (28") с рожками в коробке

2

29.

  1. 7023, 8023 Мяч гимнастический арт.7023, 8023 65см. (26") с ручкой в коробке

3

30.

  1. AGB-02-65 Мяч массажный Atemi арт.AGB-02-65 65см. (26")

1

31.

  1. YL0011 Подушка для пилатеса Torres арт.YL0011 массажная

2

32.

  1. 7013 Мяч массажный арт.7013 75см (30") в коробке

1

33.

  1. Мяч массажный 7.2см. (3") Россия

6

34.

  1. YL00121 Мяч для пилатеса Torres арт.YL00121 1кг

1

35.

Дартс 30см (лип.,шарики,дротики) арт.О-12

2

36.

Набор №4 "Летающие игрушки"

2

37.

Городки деревянные (малые)

1

38.

Кегли в наборе (6шт+2 мяча) арт.Y472

1

39.

Кольцеброс арт.У653

1

40.

Дуга для подлезания h-60см

4

41.

Мешочек для метания 200 гр. (винилискожа, песок)

6

42.

Кетчбол Tempus арт.NBP-2

1

43.

168С-10 Набор бадминтон Tempus арт.168С-10 KID

4

44.

BB-20/2** Набор н/теннис StartUp арт.BB-20/2** с сеткой

1



Литература:

  1. Васильева М.А. «От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду/ М.:«Мозаика-синтез» 2010г.

  2. В. Т. Кудрявцев Б. Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления» Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет./Ь.: ТЦ Сфера, 2009.

  3. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей/О.В. Козырева. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2005.

  4. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.









































Методическое обеспечение программы

Приложение 1

Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки

1.и.п.- полуприсяд , руки вперѐд- вниз, вымпелы скрестны.

1-выпрямить ноги, мах левой в сторону, руки дугами наружу в стороны-

вверх ;

2 - и.п.; 3 – 4 то же с правой; 5 – 7 – поворот переступанием на носках на 360 градусов вправо, руки встороны: 8 – и. п.

  1. и. п. – о. с. 1 -4 – стоя на правой, левую согнуть, носок касается внутреннеѐ части колена правой ноги, дугами наружу медленно руки вверх, слегка прогнуться в грудном отделе позвоночника; 5 – 8 – наклон вперѐд; левую ногу назад – равновесие, дугами назад 4 малых круга наружу; 9 – 10 и. п.

  2. и. п. – лѐжа на спине руки встороны. 1 – 4 – медленно поднять ноги и выполнить 4 маховых движения вперѐд – скрестно ( лопатки от пола не отрывать) ; 5 – 8 – медленно опуская ноги, повторить движение руками.

  3. и. п. – сед на пятках, руки назад. 1 – 4 – встать на колени, прогнуться в грудном отделе позвоночника, дугами вперѐд руки вверх; 5 – 8 – наклон вперѐд, упор руками на вертикально стоящие вымпелы ( в поясничном отделе позвоночника не прогибаться) ; 9 – 12 – слегка наклонив вымпелы вперѐд, потянуться за ними; 13 – 16 – и. п.

  4. и . п стойка на коленях , наклон вперед, упор руками на вертикально стоящие вымпелы.1-4 слегка наклонить вымпелы вперед, потянуться за ними ( в поясничном отделе позвоночника не прогибаться) ; 5-8- левую руку назад, потянуться за вымпелом;9-10- держать; 11-12- и.п.

  5. и.п.-о.с, руки вверх.1-2- дугами наружу 2 больших круга в лицевой плоскости;3-4- дугами внутрь 2 средних круга;5-6- шаг правой в сторону и, сгибая ее, левую ногу на пятку, носок на себя, сложить вымпелы, руки вверх, наклон влево;7-8-и.п.

7.и.п.-о.с., правая рука вверх, левая назад.1-2- шаг левой вперед, встать на носок, правую полусогнутую вперед, махом вниз левую руку вперед, правую назад;3-4- шаг правой вперед, четко приставить левую на носке к ступне правой, поворот туловища влево, махом правую руку вверх, левую в сторону; 5-6- то же левой ногой, поворот туловища вправо, махом левую руку вверх, правую в сторону; 7-8-и.п.

8.и.п.- стойка на правой, левая в сторону на носок, руки вправо-вверх. 1- слегка сгибая и разгибая ноги, перенести массу тела на левую ногу, правую в сторону, дугами вниз руки влево-вверх;2- шаг правой в сторону, пружиня обеими ногами, левую в сторону, дугами вниз мах вправо;3-повторить счет с прыжком;4- повторить счет 2 с прыжком вправо.

  1. и. п. – лѐжа на животе, правая рука вверх, левая вдоль туловища. 1- 2 – прогнуться, подбородком потянуться вперѐд, поднять левую руку вверх, правую назад; 3 – 4 – поменять положение руки; 5 – 6 – поворотом налево лечь на спину, руки вверх; 7 – 8 – сед с опорой сзади на вертикально стоящие вымпелы; 9 - 12 – угол; 13 – 16 – лечь на спину, руки вврх; 17 – 18 – и. п.

  2. и. п. – стойка на носках, руки к плечам, вымпелы на лопатках, плечи симметричны. 1 – встать на всю ступню, наклон вперѐд, руки вверх; 2 – и. п.; 3 – 4 – левую ногу скрестно перед правой, скрестный поворот на носках вправо на 360 градусов, руки в стороны ( руки и вымпелы составляют прямую линию); 5 – 6 – то же влево; 7 – 8 – и. п.

  3. и. п. – о. с, руки с вымпелом сзади хватом за концы. 1 – 4 – шаг левой- выпад, сгибая левую руку, правую руку вверх, наклонить туловище влево; 5 – 6 поворот направо; стойка ноги врорзь, руки к плечам, плечи симметричны, вымпел на лопатках; 7 – 10 – на каждый счѐт подняться на носки и опуститься на полную ступню; 11 – 12 – и. п.

  4. и. п. – о. с., руки сзади. 1 – 4 – встать на носки, дугами вперѐд руками 4 больших круга в боковой плоскости; 5 – 8 сгибая левую ногу, равновесие с опорой на вертикально стоящие вымпелы; 9 – 10 – стоять; 11 - 12 и. п.

  5. и. п. – о. с., 1 – 4 встать на носки, руки в стороны. 5 – 8 бег вперѐд, выполняя малые махи вверх и вниз; 9 – 10 - левая нога скрестно перед правой ( прогнуться в грудном отделе позвоночника) , скрестный поворот на носках на 360 градусов; 11 12 – и. п.

  6. и. п. – о. с., руки вправо – вниз. 1 – 2 – шаг левой, пружиня обеими ногами, правую ногу назад на носок, поворот и наклон влево, дугами вниз мах влево, правая рука вверх, левая в сторону, голову повернуть влево; 3 – 4 – пружиня ногами поворот на 180 градусов направо в стойку на право, левая назад на носок, поворот и наклон вправо, дугами вниз мах вправо, левая рука вверх, правая в сторону, голову повернуть вправо; 5 – 6 – передовая массу тела на носок левой, поворот влево на 360 градусов, руки в стороны; 7 – 8 – и. п.

  7. и. п. – сед ноги скрестно, руки к плечам, вымпел ( ткань накручена на трубку) на лопатках. 1 – 4 – руки вверх, потянуться вверх, 5 – 8 – наклон вперѐд; 9 – 12 – и. п. ; 13 – 16 – выпрямить ноги и лечь на спину, руки вверх; 17 – 20 – и. п.; 21- 24 – сохраняя прямую спину и симметричное положение надплечий, встать, руки вверх; 25 – 28 – и. п.

Приложение 2

Примерный комплекс упражнений при начальной стадии бокового искривления позвоночника ( 7 - 8 лет)

  • и. п. – о. с. Принять правильное положение ( для проверки воспользоаться зеркалом) , зафиксировать его.

  • ходьба с правильной осанкой (1 мин.)

  • ходьба с высоко поднятыми руками (30 – 40сек.)

  • ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки ( 30 – 40 сек.)

  • ходьба на наружных краях стопы с согнутыми пальцами на носках, лѐгкий бег на носках

  • и. п. – стоя ноги на ширине плеч, правая рука на груди, левая на животе. Дыхательные упражнения. 3 – 4 раза

  • и. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти жаты в кулаки. С силой выбрасывать поочерѐдно каждую руку вперѐд, имитируя движения боксѐра. 3 – 4 раза

  • и. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. С противоположной стороны вершины искривления позвоночника поднять руку вверх, повернуть плечо вперѐд, не допуская поворота всего туловища. 6 – 8 раз.

  • и. п. – стоя ноги на Шарине плеч. Выполнять наклоны вправо и влево, скользя руками по корпусу. 6 – 8 раз

  • и. п. – стоя ноги вместе, руки на поясе. Присесть, держа спину прямой и разводя руками в стороны – назад. Вернуться в и. п.6 – 8 раз

  • дыхательные упражнения. Поднять руки вверх, подтянуться, глубоко вздохнуть, опустить руки, выдох. 3 – 4 раза

  • и. п. – ноги на ширине плеч, в опущенных руках гамнастическая палка. Поднять палку вверх с одновременным отведением ноги назад, вдох.

Вернуться в и. п., выдох. 6 – 8 раз.

  • и. п. – о. с., кисти рук сжаты в кулаки, опущены. Поворачивать кулаки тыльной стороной назад и внутрь, сближая лопатки, голову поднимать вверх. 6 – 8 раз.

  • и. п. – лѐжа на спине, руки вдоль туловища. Выпрямленную ногу приподнять и завести за другую в сторону, противоположную поясничному сколиозу, стараясь, чтоб бѐдра не соприкасались. Вернуться в и. п. 6 – 8 раз

  • и. п. – лѐжа на спине, руки под головой. Приподнят выпрямленные ноги, развести в стороны и скрестить, стараясь, чтобы они не касались пола. Вернуться в и. п. 8 – 10 раз

  • и. п. – лѐжа на спине, правая рука на груди, левая на животе. Выполнять дыхательные упражнения. 3 – 4 раза

Приложение 3

Примерный комплекс упражнений при сутулой спине

(кифотическая осанка)

  • Свободная ходьба (20-30 минут) с выпрямленной спиной, несколько прогнувшись в шейно-грудном отделе. Подбородок поднять. Контроль с помощью зеркала.

  • и. п. – стоя руки вдоль тела. Отвести руки назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновременно отставить одну ногу назад на носок, вдох. Вернуться в и. п., выдох. Повторить 3 раза каждой ногой.

  • и. п. – стоя, гимнастическая палка в опущенных руках. Полуприсесть, одновременно поднимая руки вперед. Вернуться в и.п. 4-5 раз.

  • и.п. - стоя, гимнастическая палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх. Вернуться в и.п. дыхание произвольное. 5-6 раз.

  • и. п. – стоя, руки перед грудью. Резко развести руки в стороны, вдох. Вернуться в и. п., выдох. 5-6 раз.

  • и. п. – лежа на спине, руки вдоль тела, ноги полусогнуты. Приподнять таз до положения «полумост», вдох. Вернуться в и. п. 5-6 раз.

  • и. п. – лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. Прогнуться в позвоночнике (в грудном отделе) с опорой на локти, вдох. Вернуться в и. п., выдох. 5 раз.

  • и. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечья, прогнуть корпус в грудном отделе, вдох. Вернуться в и. п., выдох. 5-6 раз.

  • и. п. – лежа на животе, руки на поясе. Прогнуться всем корпусом с одновременным разведением ног, вдох. Вернуться в и. п., выдох. 5-6 раз.

  • и. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, гимнастическая палка на лопатках. Прогнуться всем корпусом, вернуться в и. п. дыхание произвольное. 5-6- раз.

  • и. п. – лежа на животе, в руках гантели. Слегка вытянув шею, прогнуться в грудном отделе, отвести руки в стороны, сблизить лопатки и приподнять выпрямленные ноги. Вернуться в и.п. и расслабить мышцы. 6-8 раз. Упражнение выполнять с большим напряжением, голову держать прямо, не откидывая назад. Дыхание не задерживать.

  • и. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, в руках гантели, ноги вместе. Слегка вытянув шею, одновременно вытянуть руки, приподнять от пола прямые ноги, затем руки согнуть к плечам и прогнуться в грудном отделе. Вернуться в и. п. 6-8 раз.

  • и. п. – лежа поперек гимнастической скамейки лицом вниз, ноги зафиксированы, руки в упоре на предплечьях. Слегка вытянув шею, одновременно выпрямить руки. Затем руки согнуть к плечам и прогнуться в грудном отделе позвоночника. Вернуться в и. п. 6-8 раз. При достаточной тренированности упражнение выполнять с гантелями. Следите за правильным дыханием.

  • и. п. – лежа на спине, руки с гантелями разведены в стороны, ноги вместе. Поочередно сгибать ноги в коленных тазобедренных суставах. 15-20 раз. Следить, чтобы при выполнении упражнения пятки не касались пола, голени были параллельны полу.

  • и. п. – стоя на четвереньках, попеременно вытягивать левую руку и правую ногу и возвращаться в и. п. То же другой рукой и ногой. При вытягивании руки выдох. 2-3- раза каждой рукой.

  • и. п. – стоя на четвереньках, сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника, слегка продвинуть корпус вперед, локти выпрямить. Вернуться в и. п. («подлезание»). Дыхание произвольное. 3-4 раза.

  • и. п. – стоя спиной к гимнастической стенке, руками взяться за планку на уровне пояса. Наклониться вперед с прогибанием в грудном отделе, вдох. Вернуться в и. п., выдох. 3-4 раза.

  • и. п. – стоя на четвертой планке гимнастической стенки, держась руками за планку на уровне плеч, глубоко присесть, выпрямляя руки. Дыхание произвольное. 3-4- раза.

  • и. п. – стоя прямо спиной к гимнастической стенке (касаясь ее затылком, лопаточной областью и тазом), шагнуть вперед, стремясь сохранить правильное положение корпуса. Вернуться в и. п. 2-3 раза.

  • и. п. – стоя руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой «баранке»), ходьба с разведением рук в стороны и возвращением их в и. п.

  • и. п. – стоя руки на затылке. Вытянуть руки вверх, вдох. Вернуться в и. п., выдох. 3-4 раза.

Приложение 4

Примерный комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия.

  • и. п. – сидя на гимнастической скамейке (или на стуле), правую ногу вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. 10 раз каждой ногой. Вернуться в и. п.

  • То же стоя.

  • и. п. – стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки. Вернуться в и. п. 6-8 раз.

  • и. п. – стоя на наружных сводах стоп, полуприсед. 6-8 раз.

  • и. п. – руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп (30-60с).

  • и. п. – о. с. с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху. Вернуться в и. п. 10-15 раз.

  • и. п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и. п. 10 раз

  • и. п. – стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки в стороны. Присед на всей ступне. Вернуться в и. п. 6-8 раз.

  • и. п. – стоя правая нога (левая) перед носком левой (правой) (след в след), подняться на носки. Вернуться в и. п. 8-10 раз.

  • и. п. – стоя на носках, руки на пояс (стопы параллельны). Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь. 8-10 раз.

  • и. п. – стоя на носках, повернуть пятки кнаружи. Вернуться в и. п. 810 раз.

  • и. п. – стоя, стопы параллельны. На расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы. 8-10 раз.

  • и. п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях. Вернуться в и. п. 6-8 раз.

  • и. п. – упор стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед (34-40 с). То же прыжками «зайчиком».

  • и. п. – встать на первую рейку гимнастической стенки с хватом за рейку на высоте плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх.

  • Ходьба в полуприсяди (30-40 с).

  • и. п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. 10-12 раз каждой ногой.

  • и. п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы к наружи, поворот стопы внутрь. 4-6 раз.

  1. И.П. - то же. Круговые движения стопой.

  2. И.п. – стоя (под каждой стопой теннисный мяч). Подкатывание мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее.

  3. И.п. – стоя. На пол положите две булавы, головки их почти соприкасаются, а основания направлены кнаружи; захватить пальцами каждой ноги шейку булавы и приподнять ее, не отрывая основания от пола.

  4. И.п. – стоя на рейке гимнастической скамейке поперек, руки в стороны.

Упражнения в равновесии.

  1. Ходьба на носках «крадучись» (в полуприседе), носки внутрь.

  2. Ходьба по гимнастической стенке (середина стоп на одной из реек), захват руками на уровне груди.

  3. Ходьба по медицинболам.

  4. Ходьба «гусиным» шагом.

  5. Ходьба на носках по наклонной плоскости вверх (спиной вперед).

  6. Ходьба на носках по наклонной плоскости вниз.

- И.п. – захватить пальцами ног карандаш или палочку. Ходьба (30-40 с.)

Приложение 6

Программа первого месяца занятий для детей, страдающих ожирением

I и II степени (7-10 лет)

  • Ходьба с высоким пониманием коленей (2 мин.).

  • И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнять круговые движения головой вправо и влево.

  • И.п. – ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочередно правую и левую), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох.

  • И.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное.

  • И.п. – одна нога впереди другой на расстоянии большого шага и согнута в колене, руки подняты вверх. Наклоняя туловище, одновременно отвести руки назад, выдох. Вернуться в и.п., вдох.

  • И.п. – лежа на полу, ногу вместе, руки в стороны. Быстро поднять ноги вверх, затем медленно опустить их, разводя в стороны.

  • И.п. – то же, руки под головой. Поднять ноги до прямого угла по отношению к туловищу, медленно опустить их на пол.

  • И.п. – сидя на полу. Выполнять наклоны вперед, доставая руками ступни.

  • И.п. – лежа на полу с легким предметом на животе. При вдохе приподнимать его, при выдохе опускать. Упражнение на статистическое диафрагмальное дыхание.

  • И.п. – стоя на четвереньках. Поднять правую ногу и левую руку параллельно полу. Затем поменять ногу и руку.

  • И.п. – стоя на коленях. Садиться на пол без помощи рук поочередно вправо и влево.

  • И.п. – лежа на животе. Опираясь на вытянутые руки, приподнять верхнюю часть туловища.

  • И.п. – лежа на полу с двумя легкими предметами (игрушками) на груди и на животе. При вдохе синхронно приподнимать их, при выдохе опускать.

  • И.п. – стоя ноги шире плеч, руки опущены. Выполнять рывки вверхназад попеременно каждой рукой.

  • И.п. – стоя боком к гимнастической стенке, держась одной рукой за перекладину. Выполнять махи попеременно каждой ногой назад-в сторону.

  • И.п. – стоя ноги шире плеч, руки опущены. Выполнять наклоны туловища в стороны, скользя по нему руками.

  • И.п. – стоя, одна нога поднята вверх, другая отведена назад. Маховым движением книзу сменить положение рук с одновременным пружинящим приседанием.

  • И.п. – стоя ноги шире плеч. Выполнять наклоны вперед, доставая левой рукой носок правой ноги и наоборот.

  • И.п. – стоя ноги шире плеч, руки над головой. Выполнять круговые движения туловищем.

  • Ходьба на носках, на пятках, на наружных краях стопы, на полной стопе.

Комплекс упражнений

Учащимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.

  1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.

  2. И. п. –стойка ноги врозь

1-2 - руки вверх – вдох носом

3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.

  1. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью

1-3 - руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

  1. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе

1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом 3-4 – плечи вперѐд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз. 5. И. п. – о.с., руки на поясе.

1- подняться на носки – вдох.

      1. – присед – выдох.

      2. – встать – вдох.

      3. - и. п. – выдох. 6. И. п. – о. с.

      1. – мах левой, руки в стороны – вдох

      2. – и. п. – выдох

      3. – мах правой, руки в стороны – вдох 4 – и. п. – выдох. 7. И. п. – о. с., руки вверх

      1. – наклон, руки назад

      2. – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.

8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты. 9. И. п. –стойка ноги врозь.

1-2 - руки вверх – вдох носом

3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз. Дыхание не задерживать.





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!