СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа по курсу «Трудные вопросы русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на кружковуюработу в 9 классе с целью углубления знаний по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа по курсу «Трудные вопросы русского языка»»



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР

__________М.Л.Казыкина

«____»____________2017___г.

УТВЕРЖДАЮ:____________

Директор МБОУ «СОШ № 42» г.Чебоксары Э.С.Анисимова

Приказ №___от__________2017___г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Чебоксары



Дополнительная

общеобразовательная программа



по курсу «Трудные вопросы русского языка»



Сроки реализации: 2017-2018 уч.г.








Рассмотрено на заседании

методического объединения

классных руководителей

Протокол №___ от ________г.










Руководитель ______________________________





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.

Программа разработана на основе

- Обязательного минимуму содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);

- Учебно-методического пособия/ Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2018. Н.А.Сенина

Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:

- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования.

Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:

  • писать изложения разных видов

  • читать текст и анализировать его содержание

  • выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

Основной целью данного курса является углублённое изучение русского языка и преодоление трудностей в изучении данного предмета.

 Задачи:

      • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой

технологии;

      • совершенствование умения излагать учебный текст;

      • совершенствование умения создавать собственное высказывание

(сочинение) на заданную тему.


Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.


На занятиях используются:

лекции учителя с различными видами заданий;

составление обобщающих таблиц и схем;

самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом,

их анализ, выводы);

самостоятельный отбор материала;

работа в группах;

проведение деловых игр и практикумов;

работа с пакетами КИМов;

написание изложений и сочинений.


В результате изучения курса учащиеся должны:

  • систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

  • уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

  • уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны

УМЕТЬ:

  • соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

  • находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие о нормах языка;

  • рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

  • познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в

которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

  • познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые

доказывают необходимость обращения к теме курса.

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему

упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую

корректировку следующих умений учащихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;

  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

  • умение определять средства связи предложений в тексте;

  • умение проводить звукобуквенный анализ слова;

  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

  • умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;

  • умение определять основные способы образования слов;

  • умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

  • умение последовательно излагать собственные мысли;

  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.


Оценка знаний, умений и навыков

 Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;

  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;

  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;

  • средства связи предложений в тексте;

  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;

  • морфемно-словообразовательный анализ слова;

  • основные способы словообразования;

  • морфологический анализ знаменательных частей речи;

  • морфологический анализ служебных частей речи;

  • простое предложение: главные и второстепенные члены;

  • двусоставные и односоставные предложения;

  • сложносочиненное предложение;

  • сложноподчиненное предложение;

  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

  • сложные предложения с разными видами связи между частями;

  • синтаксический анализ простого предложения;

  • синтаксический анализ сложного предложения.



























СОДЕРЖАНИЕ

I.

Культура речи

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке.

Причины отклонения от произносительных норм.

Исторические изменения в произношении и ударении.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

Лексическая сочетаемость.

Смешение паронимов.

Жаргонизмы.

Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии

Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов

Синтаксические нормы

Словосочетание

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Синтаксический анализ сложного предложения

Сложные бессоюзные предложения

Сложные предложения с разными видами связи

II.

ОГЭ-9. Методика обучения написанию сжатого изложения

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

Извлечение информации из различных источников

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1

III.

ОГЭ-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения занятия

Тема занятия


Кол-во

часов

1.


Знакомство с содержанием курса «Трудные вопросы русского языка». Инструктаж по ТБ.












Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют?










Пробное тестирование

Н



ормы ударения и произношения. Трудности современного

русского произношения и ударения

1

2.


Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Лексические нормы. Тестовая работа

1

3.


Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа

1

4.


Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания

1

5.


Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Тестовая работа

1

6.


Правописание корней.

Сложные вопросы современной русской орфографии

2

7.


Правописание корней. Тестовая работа

8.


Правописание приставок.

Сложные вопросы современной русской орфографии

2

9


Правописание приставок. Тестовая работа

10.


Правописание суффиксов.

Сложные вопросы современной русской орфографии. Тестовая работа

1

11.


Словосочетание. Синтаксические нормы.

Сложные вопросы грамматического управления в современном русском языке

1

12


Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Грамматические нормы. Тестовая работа

1

13


Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа

1

14


Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1

15


Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа

1

16


Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

17


Синтаксический анализ сложного предложения Тестовая работа

1

18


Сложные бессоюзные предложения. Тестовая работа

1

19


Сложные предложения с разными видами связи. Тестовая работа

1

20


Изложение. Виды изложений. ОГЭ-9. Методика обучения написанию сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ

1

21


Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

1

22


Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте

1

23


Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические

1

24


Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

1

25


Извлечение информации из различных источников

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

1

26


Сочинение-рассуждение. Структура сочинения

Алгоритм написания сочинения – рассуждения

Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.


1

27


Сочинение-рассуждение. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

28


Тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи

1

29


Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1

30


Написание сочинения-рассуждения. 15.2


31


Написание сочинения-рассуждения . 15.3

1




ЛИТЕРАТУРА

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

2. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.

К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».


В качестве дополнительных источников информации по вопросам, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе, рекомендуется использовать следующие:

1.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

2. Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.


Рекомендуется практиковать проведение занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, тем более что в последнее время наблюдается расширение тренировочных и контролирующих информационных программ типа «Фраза», «Диктант».

Материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2018 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2018 г.;

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. www:fipi.ru


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.

  2. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2005

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1988.

  4. Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004.

  5. Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005.

  6. Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.

  7. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989.

  8. Кохтев Н.И. Риторика. - М.: Просвещение, 1996.

  9. Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2001 - № 5

  10. Лунёва Л.П. «На ошибках … учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.

  11. Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем при работе над курсом «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. – 2004 - №6.

  12. Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №1.

  13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003.

  14. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983.

  15. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2005. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 –М.: «Экзамен», 2005.

  16. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!