СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Искусница"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика данной  программы направлена на создание социо-образовательной и культурной среды в интегрированном пространстве образовательной организации, воспитывающей и развивающей растущую личность, приобщающей подрастающее поколение к региональной культуре, к историческому наследию.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Искусница"»


Пояснительная записка


Программа «Искусница» является авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности (далее - программа «Искусница»).

Специфика данной программы направлена на создание социо-образовательной и культурной среды в интегрированном пространстве образовательной организации, воспитывающей и развивающей растущую личность, приобщающей подрастающее поколение к региональной культуре, к историческому наследию.

В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Искусница» разработана в соответствии с:

- Конституцией РФ;

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;

- Законом Курской области «Об образовании»;

- Конвенцией о правах ребенка;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 4№ 41;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

- Уставом МКОУ «Черницынская СОШ» Октябрьского района Курской области.

Данные документы определяют:

- обеспечение и защиту прав граждан на образование;

- создание необходимых условий для личностного развития обучающихся и позитивной социализации;

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление и поддержку талантливых обучающихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания обучающихся;

- создание условий для развития ребенка независимо от уровня исходной подготовленности;

- условия индивидуализации образования: учет способностей, интересов, темпов продвижения ребенка;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление физического и психического здоровья обучающихся.

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития детей среднего школьного возраста. Обучение по программе «Искусница» способствует решению комплекса задач по духовно-нравственному, трудовому, патриотическому и эстетическому воспитанию школьников.

Новизна программы состоит в том, что при её реализации используется инновационный опыт по развитию цветовосприятия школьников. Ещё одна особенность программы – обобщённость. В ней представлены несколько видов декоративно-прикладной работы: папье-маше, работа с природными материалами, роспись по дереву, работа с тканью, вышивка бисером, бисероплетение и др. Это даёт возможность раскрыть детям всё богатство и красоту декоративно-прикладной работы, делает занятия более разнообразными и интересными.

Главная особенность данной программы заключается в том, что освоение предлагаемых в программе к изучению различных видов декоративно-прикладной работы происходят в тесной взаимосвязи с художественно-эстетическим, духовно-нравственным, трудовым, патриотическим воспитанием обучающихся; в процессе пошагового изучения технологии изготовления декоративных изделий, а также в постепенном усложнении заданий с переходом от простого к сложному.

Цель: обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся; создание предпосылок для изучения основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладной работы.

Задачи: воспитательные:

-повышать интерес и любовь к декоративно-прикладной работе, к искусству своего народа;

-развивать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;

-способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления;

обучающие:

-обучать детей основам декоративно-прикладной работы и на этой основе формировать трудовые умения и навыки;

-научить детей приёмам обработки различных материалов: бумаги, картона, ткани, дерева и других природных материалов – с целью выполнения художественных изделий;

-обучить детей рисованию с натуры форм живой природы (листьев, цветов и т.п.) с последующей стилизацией;

-привлечь обучающихся к изучению литературы с целью самостоятельного получения новых знаний по истории и развитию декоративно-прикладного искусства разных стран и родного края;

-формировать умение грамотно и красиво составлять декоративно-сюжетные композиции;

развивающие:

-развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействие национального народного искусства с разными областями профессионального искусства;

-развивать художественно-творческие способности детей, эстетическое восприятие, эстетический вкус и эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

-формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т.п.;

-опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии;

-учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

Педагогические принципы

  1. Любовь и уважение к ребёнку как активному субъекту воспитания и развития.

  2. Создание ситуаций успеха для каждого ребёнка.

  3. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

-ведущие виды деятельности в различных возрастных группах обучающихся;

-потребности, интересы обучающихся;

-уровень развития первичного коллектива;

-уровень развития и самооценка ребёнка, его социальный статус.

К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:

-осознание и признание права личности быть не похожей на других;

-проявление уважения к личности;

-оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;

-умение смотреть на проблему глазами ребёнка;

-учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, статус в коллективе, активность).

Содержание программы работы объединения «Искусница» соответствует:

-достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям нашего региона;

-уровню образования обучаемых;

-художественно-эстетической направленности;

-современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, выставках, экскурсиях, походах и т. д.), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей), средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов).


Содержание программы направлено на:

-создание условий для развития личности ребенка;

-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-профилактику асоциального поведения;

-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

-обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

-укрепление психического и физического здоровья детей;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Основными принципами построения программного материала являются:

-последовательность (от простого к сложному);

-научность (учебный курс основан на достоверной информации);

-доступность;

-наглядность (к каждой теме, изучаемой в этой программе, имеется необходимый комплект дидактического материала, наглядных пособий, образцов и т.д.);

-связь теории с практикой;

-природосообразность (учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых);

-результативность (обеспечивается соответствием цели и задач);

-личностно-ориентированный подход;

-межпредметность.

В последние годы можно наблюдать следующую особенность: чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.

Активное освоение учащимися традиций народного искусства в его главных видах даёт возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности.

Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. При этом в ней используется важнейшее свойство народной культуры – её живая органическая системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздробленным мировосприятием и миропониманием.

На занятиях особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, учитываются возрастные и психологические особенности, развитие двигательных навыков и художественно-творческих способностей школьников.

Во время учебного процесса большое внимание уделяется вопросам организации самостоятельной деятельности обучающихся, что предусматривает вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность. Одним из способов организации данной работы учащихся является обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве – это модель использования малых групп обучаемых. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и выполнении практической работы.

В процессе занятий у обучаемых вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда, формируется понятие о красоте узоров и орнаментов, знание природных качеств материала и его применении. Дети учатся порядку составления эскизов, как от руки, так и с применением инструментов (линейки, циркуля и др.).

Большое значение в расширении художественного кругозора школьников, развитии интереса к декоративно-прикладной работе имеют следующие формы работы: экскурсии в музеи и на выставки, посещения мастерских народных умельцев, наблюдения за их работой, «круглые столы» с обсуждением истории и значения изготавливаемых работ, беседы о народных художественных промыслах с показом репродукций, образцов декоративных изделий.

В процессе решения творческих задач школьники получают знания по технологии изготовления декоративных изделий из различных материалов, их отделке, сведения об инструментах для работы, начальные представления о композиции, цветоведении и т.д.

С обучающимися проводятся беседы о различных видах декоративно-прикладного искусства, экскурсии, викторины, но большую часть времени занимает практическая работа.

На начальном этапе организуется индивидуальная работа с детьми в процессе занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. Это проводится для того, чтобы:

-выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству;

-определить возможные перспективы работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы), учитывая индивидуальные способности детей;

-спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности, при этом используется принцип: «Главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы». Совместная деятельность педагога и обучаемого строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.


Методы и приемы:

-наглядные методы (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

-словесные методы (использование художественного слова, беседа, указания, пояснения);

-практические методы (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, упражнения);

-эвристический;

-частично-поисковый (исследование, экспериментирование с различными художественными материалами);

-проблемное обучение;

-метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

-метод проектов;

-дидактические игры.

Программа «Искусница» является разноуровневой. Она позволяет учитывать разный уровень развития и разную степень освоения содержания программы детьми.

Режим занятий:

Выполнение программы рассчитано на три года обучения.

1 год обучения: 144 часа в год, по 2 часа 2 раза в неделю

2 год обучения: 216 часов в год, по 3 часа 2 раза в неделю

3 год обучения: 216 часов в год, по 3 часа 2 раза в неделю.

Программа разработана с учетом психологического, физического развития детей.

Продолжительность занятия - 45 минут. Перерыв между учебными часами – 10 минут.

Количество обучающихся в группе 12 - 15 человек – на 1 году обучения, 10-12 человек – на 2-3 году обучения.

Возраст обучающихся: 11 - 15 лет.

Принцип формирования учебных групп: добровольность.

Место проведения занятий: кабинет изобразительного искусства.

Кабинет оборудован всеми необходимыми материалами и инструментами, оснащён наглядными пособиями и техническими средствами обучения.

При оборудовании учебной комнаты и организации учебно-воспитательного процесса приоритетное значение имеют вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.


Тематическое планирование

1 год обучения



п/п



Наименование раздела и темы программы


Кол-во

теор.

часов


Кол-во

практ.

часов


Всего

часов



Вводное занятие

1

1

2

1.

Традиционные народные куклы

2

22

24

2.

Роспись по дереву

2

26

28

3.

Вышивка лентами

2

26

28

4.

Папье-маше

2

32

34

5.

Бисероплетение

2

26

28


Итого: 144 часа






Содержание тем и разделов программы:

Вводное занятие

-теория: цели и задачи творческого объединения, режим работы, правила поведения, вопросы безопасности труда, знакомство с содержанием работы, инструменты и материалы, необходимые для работы;

-практика: предварительная диагностика.

1. Традиционные народные куклы

-теория: беседа «Различные виды традиционных тряпичных народных кукол»;

-практика: изготовление традиционных народных тряпичных кукол: «Травница», «Курская барыня», «Ангелочек», «Крупеничка», изготовление кукол-оберегов и др.;

-материалы для работы: различная ткань, ленты, нитки, тесьма, кружево, вата или синтепон, ароматные засушенные травы, бусины, ножницы.

2. Роспись по дереву

-теория: беседа о различных техниках выполнения росписей (акварель, гуашь, темпера, масло), особенности росписей Хохломы, Гжели и Городца;

-практика: выполнение основных элементов росписей Хохломы, Гжели и Городца, выполнение несложных композиций по мотивам изученных росписей;

-материалы для работы: доски, кисти, краски, лак, ДВП.

3. Вышивка лентами

-теория: технология выполнения вышивальных строчек и элементов ленточных узоров;

-практика: вышивка миниатюры «Анютины глазки», вышивка панно «Жостовский букет», работа на свободную тему;

-материалы для работы: иглы, булавки, ножницы, напёрсток, нитковдеватель, нитки, ленты, сутаж, вьюнок.

4. Папье-маше

-теория: беседа о технике изготовления работ из папье-маше;

-практика: изготовление и роспись матрёшки, пасхального яйца и вазы из папье-маше;

-материалы для работы: бумага, картон, клей ПВА, ножницы, формы для обклеивания, краски, кисти, лак.

5. Бисероплетение

-теория: беседа об истории бисероплетения; основные материалы и инструменты для работы;

-практика: плетение простейших декоративных яиц из стекляруса и бисера в виде крупной сетки, плетение простейших подвесок из бисера, плетение декоративных яиц сотами и крестиками;

-материалы для работы: бисер, стеклярус, бусы, иголки, нитки, леска, проволока, ножницы, ленты и другие декоративные элементы для отделки готового изделия.


Тематическое планирование

2 год обучения

п/п

Наименование раздела и темы программы


Кол-во

теор.

часов

Кол-во

практ.

часов

Всего

часов


Вводное занятие

1

2

3

1.

Традиционные народные куклы


2

28

30

2.

Вышивка лентами

2

31

33

3.

Куклы из папье-маше

2

40

42

4.

Роспись по дереву

2

34

36

5.

Бисероплетение

2

28

30

6.

Вышивка бисером


2

40

42


Итого: 216 часов

Содержание тем и разделов программы:

Вводное занятие

-теория: цели и задачи творческого объединения, режим работы, правила поведения в общественных местах и на дорогах, вопросы безопасности труда, знакомство с содержанием работы на год, инструменты и материалы, необходимые для работы;

-практика: диагностика художественных навыков.

1. Традиционные народные куклы из природных материалов

-теория: изготовление традиционных кукол из природных материалов;

-практика: изготовление традиционных народных кукол из соломы, льна, бересты; «Кукла-полено», народная обрядовая кукла «Коляда» и др.;

-материалы для работы: солома, лён, береста, спилы дерева в виде небольших поленьев, ткани, ленты, бусины, тесьма, нитки, ножницы.

2. Вышивка лентами

-теория: технология выполнения подкрашивания лент различными красителями;

-практика: вышивка «Букет для мамы», вышивка картины «Любимые цветы», вышивка панно «Розовая фантазия», работа на свободную тему;

-материалы для работы: иглы, булавки, ножницы, напёрсток, нитковдеватель, нитки, ленты, сутаж, вьюнок.

3. Куклы из папье-маше

-теория: беседа о технологии изготовления кукол из папье-маше, порядок выполнения костюмов для кукол из папье-маше, особенности изготовления русского народного костюма;

-практика: изготовление кукол в бальных и нарядных платьях, изготовление кукол в стилизованных русских народных костюмах;

-материалы для работы: бумага, клей ПВА, формы для оклеивания, кисти, краски, нитки, иголки, нитки для волос, ножницы, ткань, бусы, ленты, бисер, блёстки.


4. Роспись по дереву

-практика: сюжетная композиция из жизни села, свободная тема;

-материалы для работы: доски, кисти, краски, лак, ДВП.

5. Бисероплетение

-теория: техника плетения «Имитация ткачества», самостоятельное составление схем для плетения, расчёт схем;

-практика: плетение браслетов и кулонов из бисера, изготовление из бисера колье «Северное сияние», «Мозаика», оплетение декоративных яиц в технике «Имитация ткачества»;

-материалы для работы: заготовки для яиц, бисер, стеклярус, бусы, иголки, нитки, леска, ножницы;

6. Вышивка бисером

-теория: история вышивки бисером, основные способы бисерного шитья;

-практика: декоративное оформление одежды при помощи вышивки бисером, вышивка бисером на сумке (косметичке, кошельке), вышивка панно «Снегири на ветке»;

-материалы для работы: бисер, стеклярус, бусы, пайетки, иголки, нитки, ножницы, пяльцы.


Тематическое планирование

3 год обучения


п/п

Наименование раздела и темы программы

Кол-во

теор.

часов

Кол-во

практ.

часов


Всего

часов


Вводное занятие

1

2

3

1.

Вышивка лентами



30

30

2.

Роспись по дереву


48

48

3.

Изготовление кукол из папье-маше

2

40

42

4.

Вышивка бисером

2

46

48

5.

Изготовление декоративных яиц из бисера

2

43

45


Итого: 216 часов


Содержание тем и разделов программы:

Вводное занятие

-теория: ознакомление с планом работы детского объединения на учебный год. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на дорогах. Повторение пройденного теоретического материала;

-практика: повторение пройденного материала. Диагностика.

1. Вышивка лентами

-практика: вышивка миниатюры «Сирень», вышивка картины «Сельское утро», вышивка панно «Праздничный букет», оформление вышивкой лентами шкатулки, работа на свободную тему;

-материалы для работы: иглы, булавки, ножницы, напёрсток, нитковдеватель, нитки, ленты, сутаж, вьюнок, шкатулка из папье-маше;

2.Роспись по дереву

-практика: выполнение композиции «Богатырская наша сила»; роспись декоративных яиц;

-материалы для работы: доски, деревянные яйца, краски, кисти, лак.

3. Изготовление кукол из папье-маше

-теория: беседа о русских народных костюмах различных областей, особенности костюма Курской губернии 18-19 веков;

-практика: изготовление женских и мужских кукол в различных народных костюмах (праздничных и будничных), изготовление композиции «У околицы»;

-материалы для работы: бумага, клей ПВА, формы для оклеивания, кисти, краски, нитки, ножницы, иголки, вязальные нитки, бусы, ткань, ленточки, ткани, бисер и т.д.

4. Вышивка бисером

-теория: беседа об изготовлении православных икон и окладов для икон в технике «Вышивка бисером»;

-практика: выполнение иконы «Казанской Божьей матери», вышивка на свободную тему;

-материалы для работы: пяльцы, ткань, нитки, леска, иголки, бисер, стеклярус, стразы, рамки для работ;

5. Изготовление декоративных яиц из бисера

-теория: беседа об изготовлении декоративных яиц из бисера в технике комбинированного низания с православной миниатюрой в центре;

-практика: изготовление яйца из бисера в технике комбинированного низания с изображением иконы в центре, изготовление яйца из бисера в любой из изученных ранее техник низания на свободную тему;

-материалы для работы: заготовки для яиц, бисер, стеклярус, бусы, иголки, нитки, леска, проволока, ножницы;


Планируемые результаты освоения программы


Личностные:

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явлений), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

-совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе;

-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

-проговаривать последовательность действий на занятии;

-с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

Метапредметные:

-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

-проводить контроль точности выполнения работ;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

-пользоваться памятками, схемами;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;

-слушать и понимать речь других;

-участие в конкурсах, мастер-классах различного уровня.

Обучающиеся должны знать:

-виды декоративно-прикладного искусства, правила построения различных орнаментальных композиций;

-различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;

-особенности Курского народного костюма, уметь отличить его от других;

-различные виды бисерных строчек, уметь их выполнять;

-знать и уметь составлять схемы для работы с бисером, уметь выполнить бисерное изделие по предложенной схеме.

 Обучающиеся должны уметь:

-правильно работать ручными инструментами;

-с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной деятельности;

-отличать народные промыслы друг от друга;

-владеть техниками и приемами народных росписей;

-использовать различные приемы работы с лентами, тканью, папье-маше, бисером;

-следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия во всех изучаемых в программе техниках, пользуясь инструкционными картами и схемами;

-уметь выполнять композиции в различных изученных техниках, владеть терминологией;

-реализовывать творческий замысел в контексте с художественно-творческой и трудовой деятельностью.

  С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:  

I уровень – репродуктивный с помощью педагога (уметь повторить работу по шаблону или за учителем поэтапно);

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный (выполнить работу на данную тему);

IV уровень – творческий (выполнить работу на свободную тему).

Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней: 

  1. Предварительный контроль.

 Проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать учебно-методический план и программу, определить направления и формы индивидуальной работы, т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательных программ.

II. Промежуточный контроль.

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Цифровой, графический и терминологический диктанты.

Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

Решение ситуационных задач, направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

Решение кроссвордов.

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.



III. Итоговый контроль.  

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

  Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.  

Методическое обеспечение программы

Задания адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию.

Закрепление знаний, полученных на занятиях можно провести с помощью различных игр, викторин, разгадывания кроссвордов.

Практическая часть занимает большую часть времени на занятиях. На основе объяснений, а также восприятия предметов народных промыслов, картин художников, дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.

Приоритетной целью программы является духовно-нравственное развитие детей, т.е. формирование у них качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Для воспитания уважения к труду и мнению товарищей, общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи, умения анализировать свои достижения в работе запланирован коллективный анализ творчества, выставки.

Среди традиционных форм контроля эффективности образовательного процесса программа предполагает использование дидактических игр: «Критик – оппонент» (один из учащихся «критикует» работу товарища, другой ему оппонирует), «Худсовет» (выбирается учащимися), «Экскурсовод», «Магазин – салон» (назначение «цены» изделию экспертами).

Большое значение имеет применение педагогом здоровьесберегающих технологий: на занятиях проводятся физкультминутки, применяются специальные упражнения для снятия напряжения с глаз. Регулярно проводится инструктаж по технике безопасности.

Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы.

Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с окружающим миром природы, разнообразием растительного и животного мира.

Программа полностью обеспечена методическими и дидактическими материалами: разработками занятий, игр, бесед, экскурсий, конкурсов; наглядным и раздаточным материалом: схемами, таблицами, образцами и т.д..



Список используемой литературы

Литература для обучающихся:

1. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги», М., Просвещение, 1992 год

2. Гусакова М.А. «Аппликация», М., Просвещение, 1988 год

3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн», М., «Скрипторий», 2006 год

4. Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись, АДТ, 2002 год

5. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты, АДТ, 2002 год

6. Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель, АДТ, Москва, 2002 год

7. Каменева Е. Какого цвета радуга, Москва, 1975 год

8. Литвиненко В.М. Учимся рисовать, Санкт-Петербург, 2001 год

9. Луговая Т. Первые уроки дизайна, АДТ, 2002 год

10. Сборники журналов «Волшебная паутинка»

11. Ткаченко Т., Волкова Е., Стародуб К. «Бисер для начинающих», Ростов-на-Дону, ИД «Владис», ИД «Рипол Классик», 2005 год

12. Фёдоров С.А., Семёнова М.И. Изобразительное искусство, Москва, 1970 год

13. Чернова А.Г. «Искусство вышивки лентами», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 год

14. Черныш И. «Поделки из природных материалов», М., «Аст-пресс», 2000 год

Литература для педагогов:

  1. Барадулин В.А. «Сельскому учителю о народных промыслах», - М., 1979 год

  2. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги», М., Просвещение, 1992 год

  3. Гусакова М.А. «Аппликация», М., Просвещение, 1988 год

4. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие. Ч 1,2./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, 2001 год

5. Жукова О. «Бисерное рукоделие», М., АСТ, 2005 год

6. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. М.: Изобразительное искусство, 1991год

7. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М., 1983 год

8. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву (учебное пособие), Москва 2002.

9. Тарановская Н.В. «Русская народная деревянная игрушка», - Л., 1970 год

10. Федоров С.А., М.И. Семёнова Изобразильное искусство, Москва 1970 год

11. Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе», - М., 1981 год

12. Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования», М.: Просвещение, 1980 год
 

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!