СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка социально-педагогической направленности «Художественное слово»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка расчитана на 1 год и предназначена для учащихся 2-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка социально-педагогической направленности «Художественное слово»»

Управление образования

Администрации Советского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска»





Утверждена

Приказом по МОУ « СОШ №2 г. Зеленокумска»

№ 374 от «30»августа 2017 г.

Директор МОУ «СОШ №2 г.Зеленокумска»

________________Токарева Т.И.






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа кружка

социально-педагогической направленности


«Художественное слово»





Возраст обучающихся: 8-10 лет


Срок реализации программы: 1 год


Программа разработана

учителем начальных классов:

Цыглевской Ириной Анатольевной.







г. Зеленокумск

2017 год



СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ I.


«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»


- Пояснительная записка

- Цель и задачи программы

- Учебный план

- Содержание программы

- Планируемые результаты


РАЗДЕЛ II.


«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ»


-Календарный учебный график

- Формы и виды контроля:

-Условия реализации программы

-Методические материалы

-Список литературы
















Пояснительная записка.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Кружок «Художественное слово» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Программа кружка рассчитана на 1 год и предназначена для учащихся 2-4 классов.

Актуальность данной программы обусловлена следующими факторами.

  В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.

Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.

Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).

     Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный кружок «Художественное слово»

Одаренные дети  - это звездочки на школьном  небосклоне. Задача учителя – помочь  им засиять ярче. 

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Отличительной особенностью данной программы является развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся на основе их собственной творческой деятельности. Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека.

Ценность программы заключается в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования. Проводимые мероприятия помогают расширить познания детей в театральном творчестве, повысить интерес к внеклассному чтению, пробудить творческую активность детей, расширить информационный кругозор.

Адресат программы программа ориентирована на обучающихся 3-4 классов. Возраст обучающихся – 8-10 лет. В объединение «Художественное слово» принимаются все желающие 3-4 классов без ограничений и вступительных испытаний.

Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 105. Срок реализации – 1 учебный год.

Форма обучения – очная, согласно утвержденному расписанию.

Цели программы «Художественное слово»: 

- формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине;

- развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков;

- обучение детей умению владеть устным и письменным словом.


ЗАДАЧИ:


Личностные:

  • Формировать общественную активность личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.

  • воспитать уважение к труду читателя и актера;

  • воспитать бережное отношение к книге;

  • развитие навык аналитической работы;

  • способствовать повышению интереса детей к театральному искусству

  • воспитать у обучающихся усидчивость, трудолюбие, терпение




Метапредметные:

  • Развивать мотивацию к определенному виду деятельности, потребность в самообразовании, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

  • развить положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности;

  • развить мотивацию к познанию и обучению;

  • развивать у детей навыки действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом;

  • раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.


Образовательные:

  • Развивать познавательные интересы путём работы с книгой;

  • расширять у обучающихся знания о театральном искусстве, об актёрском мастерстве;

  • научить учащихся получать удовольствие от работы с книгой и театрализацией;

  • способствовать развитию навыков связной устной речи, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел;

  • вызывать у детей желание пополнить словарный запас, научить получать удовольствие от работы со словом.



Учебный план



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

1

ВВЕДЕНИЕ


2


1


1


Зачет

2

РАЗДЕЛ 1

Театральное искусство



21


8


13

Викторина, сценические миниатюры


3

РАЗДЕЛ 2

Ритмопластика

.


8

3

5

Игра

4

РАЗДЕЛ 3

Выдающиеся мастера сцены


4

1

3

Тест

5

РАЗДЕЛ 4

Техника речи


3


1


2

игра

6

РАЗДЕЛ 5

Подготовка литературной композиции к Новому году




8

2

6

Театрализация

7

РАЗДЕЛ 6

Стихотворная речь



6


2


4

Конкурс чтецов

8

РАЗДЕЛ 7

Постановка выступлений


15

6

9

Театрализация

9

РАЗДЕЛ 8

Упражнения в рассказывании


12

4

8

Конкурс сочинений «Проба пера»

10

РАЗДЕЛ 9

Кукольные спектакли


9

2

7

Инсценировка

11

РАЗДЕЛ 10

Литературное краеведение


3

1

2

Выпуск альбома «Моё Ставрополье»

12

РАЗДЕЛ 11

Подготовка литературной композиции ко Дню Победы


7

2

5

Литературная гостиная «Поклонимся великим тем годам…»

13

РАЗДЕЛ 12

Постановка пьесы

6

1

5

Инсценировка

14

РАЗДЕЛ 13

Обобщение


2

-

2

Создание видео отчета

«Наша славная семья»


Итого:

105

34

71














СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование раздела

Тема занятия

Теория

Практика

ВВЕДЕНИЕ Организационное занятие.

Обсуждение и составление плана работы кружка.

Беседа «Литература как искусство слова».


Заполнение анкет обучающимися, ознакомление с расписанием занятий. Работа с планом.

Прослушивание записей выступлений мастеров слова.

-

Моя любимая сказка



Раздел 1

Театральное искусство


Особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы).


Игры: Эстафета. Знакомство. Кто во что одет?


Игры и упражнения: Осенние листья. Считалочка. Огонь и лед.


Веселые слова и фразы.


Виды театрального искусства


Театральный словарь: театр, опера, балет, оперетта спектакль, аплодисменты.


Действия с воображаемым предметом.


Знакомство с главными театральными профессиями: актер, режиссер, художник, композитор.


Актер - «Властелин сцены»



- Понятия: театр, опера, балет, оперетта спектакль, аплодисменты. актер, режиссер, художник, композитор.

Виды искусства (живопись, скульптура, музыка, литература)

Знакомство учащихся с особенностями театрального искусства, его отличия от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы).

Виды театрального искусства.

Театральный словарь: театр, опера, балет, оперетта спектакль, аплодисменты.

Знакомство с главными театральными профессиями: актер, режиссер, художник, композитор.



Игры: Эстафета. Знакомство. Кто во что одет?

Игры и упражнения: Осенние листья. Считалочка. Огонь и лед.

Веселые слова и фразы.

Действия с воображаемым предметом.


Практическая работа по поиску нужной информации.


Работа со справочной литературой.


Работа с газетами и журналами.



Раздел 2

Ритмопластика

.


Пластическая импровизация



Жесты в пластической импровизации.



Использование в действии разнообразных жестов.


Обучение владению своим телом.



Местонахождение каждого героя при выступлении.


Разные состояния человека в движении.


- Прослушивание записей выступлений мастеров слова, просмотр кинофильмов, чтение книг.


Литературная игра


Викторина


Конкурс жестов


Беседа, игры.














Раздел 3

Выдающиеся мастера сцены


Прослушивание записи чтения стихотворений мастерами слова.



Выбор литературной композиции ко Дню Матери.



Распределение ролей.



Подбор музыкального сопровождения.



Репетиции.



Постановка композиции.


Аудиопрослушивание

Выбор литературной композиции ко Дню Матери. Разучивание слов.

Постановка речи.

Постановка композиции.

Репетиции.

Театрализация

Раздел 4

Техника речи


Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. 



Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками.


Работа над понятиями: дикция, темп, тембр

Подбор скороговорок для обыгрывания.


Кроссворд.

Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками.


РАЗДЕЛ 5

Подготовка литературной композиции к Новому году




Выбор литературно-музыкальной композиции к Новому Году.



Распределение ролей.



Работа над речью.



Репетиции.



Постановка композиции.


Изучение произведений на новогоднюю тематику.

Подбор миниатюрных сцен для инсценирования.

Постановка сказки «Приключение колобка»

Репетиции.

Театрализация

Раздел 6

Стихотворная речь


Характерные особенности стихотворной речи.


Понятия «ритм», «рифма», «музыкальная организованность».


Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений.


Упражнения дыхания и голосоведения в связи с чтением стихов.


Практическая фонетика. Работа над литературным монтажом.


Понятия «ритм», «рифма», «музыкальная организованность».


Практическая фонетика. Работа над литературным монтажом.

Актерская игра.

РАЗДЕЛ 7

Постановка выступлений


Юмореска – один из жанров художественного слова.


Работа над миниатюрами "Хорошо, да худо", "Разговор". Отработка отдельных сцен.


Публичное выступление.


И.А.Крылов – мастер басни.


Интонирование басни.


Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.


Работа над мини-спектаклем по басням Крылова.


Публичное выступление.


Изучение произведений на тему: Басни И. А. Крылова.

Подбор миниатюрных сцен для инсценирования.

Распределение ролей. Отработка пластики, жестов и театрализация басен «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки»

РАЗДЕЛ 8

Упражнения в рассказывании


Практикум «Как говорить так, чтобы слушали».



Логика чтения: логические паузы, ударения, темп, логическая мелодия



Обучение основам публичного выступления.



Мимика лица.

Жестикуляция рук и пластика тела.



Что такое пантомима? Упражнение на напряжение и расслабление.



Углубление знаний об основах стихосложения.



Обучение приемам стихосложения.



Ролевая игра «Скажи о простом необычно».

«Проба пера». Проведение конкурса стихотворцев.

Понятия: « логические паузы, ударения, темп, логическая мелодия»


Просмотр миниатюр

«Пантомима»

Упражнение на напряжение и расслабление.

Игра «пантомима», «немое кино»

РАЗДЕЛ 9

Кукольные спектакли


Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях».

Распределение ролей.



Изготовление реквизитов.



Репетиция.



Постановка.



Чтение сказки «Заюшкина избушка». Распределение ролей.



Изготовление реквизитов.



Репетиция.



Постановка.


Знакомство с художественными произведениями «У солнышка в гостях», «Заюшкина избушка»

Распределение ролей.

Изготовление реквизитов.

Репетиция.


РАЗДЕЛ 10

Литературное краеведение


Знакомство с произведениями  и чтение произведений поэтов-земляков.

 Заочная экскурсия в прошлое города

Изучение литературы на заданную тему

Составление альбома

«Моё Ставрополье» (сборник стихотворение о крае, родном городе)

РАЗДЕЛ 11

Подготовка литературной композиции ко Дню Победы


Выбор и работа над литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы.



Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.



Работа над речью, мимикой и пластикой тела героев.



Оформление сцены, подготовка декораций


Работа над сюжетом. Подбор материала. Чтение произведений на военную тематику.

Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

Работа над речью, мимикой и пластикой тела героев.

Оформление сцены, подготовка декораций, реквизитов, оформление костюмов.


РАЗДЕЛ 12

Постановка пьесы

О.Безымянная «Приключения в сказочном лесу». Чтение и распределение ролей.

Выразительное чтение по ролям.

Репетиция.

Постановка.

О.Безымянная «Красная Шапочка». Чтение и распределение ролей.

Выразительное чтение по ролям.

Репетиция. Постановка.




Чтение произведения «Красная Шапочка», «Приключения в сказочном лесу»

Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

Работа над речью, мимикой и пластикой тела героев.

Оформление сцены, подготовка декораций, реквизитов, оформление костюмов.

Репетиции

РАЗДЕЛ 13

Обобщение


Обобщающее занятие. Повторение пройденного.



Подведение итогов работы кружка. Анализ работы





______

Создание видео альбома и фотоальбома «Наша дружная семья»

Подбор информаций, сюжетов за год.


Планируемые результаты.

В конце года дети должны знать и уметь:


- Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10

скороговорок;

- знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть;

- читать выразительно стихи, басни;

- знать 3-4 стихотворения наизусть.

- уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать

содержание произведений;

- уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене;

- уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего

сценического героя;

- уметь работать по предложенному учителем плану;

- уметь сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев

литературных произведений;

- уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

материалом;

- уметь сочинять небольшие тексты на заданную тему;

- научиться уважать мнение собеседников;

- научиться проявлять интерес к общению и групповой работе;

- научиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать

классические произведения в рамках программы;

- научиться обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Итогом обучения по программе в целом является формирование у обучающихся самосознания, профессионального самоопределения и ощущения ценности собственной личности. Ребенок в процессе занятий удовлетворяет свои потребности в познании, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, в которых ему позволяют его индивидуальные способности.



Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график


Место проведения занятий – каб. № 19 МОУ «СОШ №2»


Ме-сяц

Чис-ло

Время
прове-дения
занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Форма
контроля

9


12.30 – 13.15

Беседа

Заочная экскурсия в театральный мир.

2

Инструктаж по ТБ. Обсуждение и составление плана работы кружка. Литература, как искусство слова.


Анкетирование

9


12.30 – 13.15

Заочная экскурсия, беседа, просмотр фильма


2

Театральное искусство

Особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы).


Диагностика ЗУН.

Игры

9


12.30 – 13.15

Ролевые игры, игры -знакомства


1

«Игры: Эстафета. Знакомство. Кто во что одет?


Игры

9


12.30 – 13.15

Практическая работа.


1


«Игры и упражнения: Осенние листья. Считалочка. Огонь и лед.


Игры

9


12.30 – 13.15

Действия с воображаемым предметом.

3

Веселые слова и фразы.

Словесные игры

9


12.30 – 13.15

Беседа, практическая работа

2

Виды театрального искусства



Самоанализ выполненных работ

10


12.30 – 13.15

Занятие-практика

2



Театральный словарь: театр, опера, балет, оперетта спектакль, аплодисменты.


Тест

10


12.30 – 13.15

Творческая мастерская

2

Действия с воображаемым предметом.


Анализ выполненных эпизодов

10


12.30 – 13.15

Заочная экскурсия за кулисы


3

Знакомство с главными театральными профессиями: актер, режиссер, художник, композитор.


Тест

10


12.30 – 13.15

Коллективная игра

4

Актер - «Властелин сцены»


Игры актерского мастерства

10


12.30 – 13.15

Практическая работа.


1

Ритмопластика

Пластическая импровизация


Викторина

10


12.30 – 13.15

Ролевая игра

1

Жесты в пластической импровизации.


Игры-пантомимы

11


12.30 – 13.15

Коллективное творчество

1

Использование в действии разнообразных жестов.



Конкурс жестов

11


12.30 – 13.15

Занятие-практика

2

Обучение владению своим телом.


Самоанализ

11


12.30 – 13.15

Творческая мастерская

1

Местонахождение каждого героя при выступлении.


тест

11


12.30 – 13.15

Занятие -эксперимент

2

Разные состояния человека в движении.


Анализ выполненных действий

11


12.30 – 13.15

Мастер-класс

1

Выдающиеся мастера сцены

Прослушивание записи чтения стихотворений мастерами слова.

Выбор литературной композиции ко Дню Матери.


-

11


12.30 – 13.15

Прослушивание музыки


1

Распределение ролей.

Подбор музыкального сопровождения.


Актерская игра

11


12.30 – 13.15

Коллективное рассматривание


2

Постановка композиции.


Анализ работ учащихся

11


12.30 – 13.15

Практическая работа.


1

Техника речи

Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. 


Самоанализ выполненных работ

12


12.30 – 13.15

Ролевая игра

2

Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками.


Сравнение готовой работы с образцом

12


12.30 – 13.15

Коллективная работа

2

Подготовка литературной композиции к Новому году

Выбор литературно-музыкальной композиции к Новому Году.

Распределение ролей.




Выбор литературно-музыкальной композиции к Новому Году.


12


12.30 – 13.15

Практическая работа.


5

Работа над речью.

Репетиции.


Репетиция.


12


12.30 – 13.15

Актерская игра

1

Постановка композиции.


Самоанализ выступления

12


12.30 – 13.15

Коллективное творчество



1

Стихотворная речь


Характерные особенности стихотворной речи.


Конкурс чтецов

12


12.30 – 13.15

Занятие-практика

1

Понятия «ритм», «рифма», «музыкальная организованность».


Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений.


Отбор работ к выставке




01


12.30 – 13.15

Творческая мастерская

2

Упражнения дыхания и голосоведения в связи с чтением стихов

---

01


12.30 – 13.15

Творческая мастерская

2

Практическая фонетика. Работа над литературным монтажом.


Актерская игра

01


12.30 – 13.15

Беседа-игра

2

Постановка выступлений

Юмореска – один из жанров художественного слова.



Сравнение готовой работы с образцом (видеотека)

01


12.30 – 13.15

Занятие-практика

2

Работа над миниатюрами "Хорошо, да худо", "Разговор". Отработка отдельных сцен.


Репетиция

01


12.30 – 13.15

Творческая мастерская

2

Публичное выступление.

Анализ выступления

02


12.30 – 13.15

Занятие -эксперимент

2

И.А.Крылов – мастер басни.

Интонирование басни.

--

02


12.30 – 13.15

Мастер-класс

2

Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.


Конкурс актерского мастерства

02


12.30 – 13.15

Заочная экскурсия


3

Работа над мини-спектаклем по басням Крылова.


Самоанализ

02


12.30 – 13.15

Коллективное творчество

2

Публичное выступление.


Анализ выступления

03


12.30 – 13.15

Коллективное творчество

2

Упражнения в рассказывании

Практикум «Как говорить так, чтобы слушали».


Игра

03


12.30 – 13.15

Занятие-практика

2

Логика чтения: логические паузы, ударения, темп, логическая мелодия


Конкурс стихотворный

03


12.30 – 13.15

Беседа-игра

1

Обучение основам публичного выступления

---




03


12.30 – 13.15

Коллективное творчество

1

Мимика лица.

Жестикуляция рук и пластика тела.


Конкурс жестов и мимики


03


12.30 – 13.15

Коллективное творчество

1

Что такое пантомима? Упражнение на напряжение и расслабление.


Игра-пантомима


03


12.30 – 13.15

Беседа-игра

1

Углубление знаний об основах стихосложения.




---


03


12.30 – 13.15

Занятие-игра

1

Обучение приемам стихосложения.


---


03


12.30 – 13.15

Коллективное творчество

1

Ролевая игра «Скажи о простом необычно».


Игра


04


12.30 – 13.15

Мастер-класс

1

«Проба пера». Проведение конкурса стихотворцев.

Конкурс чтецов


04


12.30 – 13.15

Заочная экскурсия в мир сказок


1

Кукольные спектакли

Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях».

Распределение ролей.


---


04


12.30 – 13.15

Коллективное творчество

2

Изготовление реквизитов. Репетиция.


Репетиция


04


12.30 – 13.15

Занятие-практика

1

Постановка.


Актерская игра


04


12.30 – 13.15


1

Чтение сказки «Заюшкина избушка». Распределение ролей.


Анализ сказки


04


12.30 – 13.15

Коллективное творчество

3

Изготовление реквизитов.

Репетиция.


Репетиция


04


12.30 – 13.15

Занятие-практика

1

Постановка.


Актерская игра


04


12.30 – 13.15


1






Литературное краеведение Знакомство с произведениями  и чтение произведений поэтов Ставрополья

Анализ произведений


04


12.30 – 13.15


2

 Заочная экскурсия в прошлое города

Проект


05


12.30 – 13.15

Практическая работа.


1

Подготовка литературной композиции ко Дню Победы

Выбор и работа над литературно-музыкальной композиции посвященной Дню Победы.


---


05


12.30 – 13.15

Занятие-практика

1

Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.




---


05


12.30 – 13.15

Занятие-практика

2

Работа над речью, мимикой и пластикой тела героев

Игра


05


12.30 – 13.15

Коллективное творчество

2

Оформление сцены, подготовка декораций. Репетиции.


Репетиция.


05


12.30 – 13.15

Занятие-практика

1

Постановка.




05


12.30 – 13.15

Практическая работа.


1

Постановка пьесы О. Безымянная «Красная Шапочка». Чтение и распределение ролей.

---


05


12.30 – 13.15

Практическая работа.


2

Выразительное чтение по ролям.

Репетиция.


Репетиция.


05


12.30 – 13.15

Занятие-практика

2

Выразительное чтение по ролям.

Репетиция.


Репетиция.



05


12.30 – 13.15

Занятие-практика

1

Постановка.

Актерская игра


05


12.30 – 13.15

Практическая работа.


1

Обобщение

Обобщающее занятие. Повторение пройденного.


Фотоотчет


05


12.30 – 13.15

Мастер-класс

1

Подведение итогов работы кружка. Анализ работы


Видеоотчет




Итого:

105




ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ:


- участие в творческих конкурсах для детских театральных коллективов;

- постановка спектаклей для уч-ся 1-2 классов;

- подготовка миниатюр для показа на школьных мероприятиях и родительских собраниях.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1. Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения

занятий:

  • столы и стулья для обучающихся;

  • скотч, клей, бумага;

  • карта флэш-память;

  • маски, декорации, куклы;

  • художественные книги.


2. Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • принтер;

  • проектор;

  • мультимедийная установка;

  • карточки;


Занятия проходят в классной комнате и актовом зале (при необходимости), подготовленные мероприятия для учащихся школы в актовом зале. Класс оснащен необходимыми наглядными пособиями и техническими средствами.

Занятия проводит учитель начальных классов (образование высшее , педагогический стаж 10 лет).


3. Методическое обеспечение программы.


Организация образовательного процесса


Учебный процесс организован по очной форме обучения, согласно утвержденного расписания.


Методы обучения


Применяются словесный, наглядный, практический методы.

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, фотографий, рисунков, схем, плоских моделей и т.п.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения и практические работы.

Формы организации образовательного процесса


При организации образовательного процесса применяются следующие формы: индивидуальная (не предполагает непосредственного контакта с другими обучающимися, подразумевает самостоятельное выполнение одинаковых для всех заданий) и групповая (педагог управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся).

Педагогические технологии


При организации образовательного процесса применяется личностно - ориентированная технология, ставящая в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Под личностно ориентированным обучением следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ребенка и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения педагог - обучающийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

При подготовке и проведении занятия педагог должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, а затем деятельность, определяя собственную позицию.

Личностно-ориентированный подход на занятиях формирует у обучающихся самосознание, ощущение ценности собственной личности. Ребенок в процессе занятий удовлетворяет свои потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, в которых ему позволяют его индивидуальные способности.

Алгоритм учебного занятия


В целом учебное занятие можно представить в виде  последовательности следующих этапов:


    1. Организационный этап.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.


    1. Проверочный этап.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего

задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.


    1. Подготовительный этап (подготовка   к   восприятию   нового

содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).


    1. Основной этап.  

В качестве  основного   этапа   могут  выступать следующие:

    1. Усвоение новых знаний и способов действии.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

    1. Первичная   проверка   понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их  коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

    1. Закрепление    знаний.

Применяются тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

    1. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.


  1. Контрольный этап.  

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).


  1. Итоговый этап.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.


  1. Рефлексивный этап.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться

работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

содержание и полезность учебной работы.


  1. Информационный этап.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.



Дидактические материалы


  • комплекты плакатов;

  • мультимедийные презентации;

  • раздаточный материал: карточки-задания, кроссворды, контрольные тесты;

  • методические указания;

  • диски с обучающими и развивающими видеофильмами.


Наглядные пособия.
1. CD «Звуковая книга. Андерсон. Сказки»
2. CD «Звуковая книга. Гауф. Сказки»
3. CD «Звуковая книга. Гримм. Сказки»
4. CD «Звуковая книга. Кастанеда. Сказки»
5. CD «Звуковая книга. Пушкин. Сказки»
6. CD «Звуковая книга. Сказки русских писателей»
7. Большая детская электронная энциклопедия (CD)



Список литературы для учителя:

1 . Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.

2. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991

3.     Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.

4.     Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.

5.    Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.

6.     Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.

7. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

8. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»



Список литературы для детей:

1. Русские народные сказки

2. А.С. Пушкин Сказки, поэмы.

3. Н.Н. Носов. Рассказы, «Приключения Незнайки».

4. Андерсен Х. Сказки.

5. Д. Родари.

6. Н.А. Некрасов. Стихи.

7. Ш. Перро. Сказки.

8. С.В. Михалков. Рассказы, басни.

9. И.А. Крылов «Басни»

10. А.Н.Толстой. «Приключения Буратино или золотой ключик».

11. В.Г. Сутеев. Рассказы и сказки.

12. Рассказы о войне.

13. О.Безымянная «Красная Шапочка».

































Приложение

Упражнения на развитие дикции

 
Упражнение 1. Дыхательное упражнение 

Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги на уровне плеч. Расслабьтесь. Вдохните медленно через нос, как будто к чему-то прислушиваясь. По окончании вдоха грудь должна быть высоко приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, а затем медленно выдыхайте по обратной схеме: грудь – диафрагма – живот. 

Выяснилось следующее. Как только кто-нибудь из них ощущал признаки усталости, он начинал дыхательные упражнения по схеме: 6 секунд вдох, 6 секунд задержка дыхания, 6 секунд выдох. Причем со стороны это совершенно незаметно. Видимо, 6 секунд для каждого периода дыхания и являются тем оптимальным временем, которое следует принять и вам. Упражнение следует повторить 10-12 раз, либо пока вы не почувствуете эффекта прилива бодрости. 

Для выполнения упражнения надо сосредоточиться и мысленно контролировать последовательность дыхания, пока процесс не станет автоматическим и будет снимать сонливость и усиливать бодрость. 


Упражнение 2. Для губ 

Мышцы губ и языка обычно плохо развиты. Многие люди говорят, не шевеля губами, почти не двигая нижней челюстью, чуть приоткрыв рот. 
Возьмите в руки зеркальце, посмотрите в него и сформируйте губами хоботок, будто вы хотите кого-то поцеловать на дальнем расстоянии, а теперь ослепительно улыбнитесь, сильно растягивая губы и обнажая зубы, изображая из себя кинозвезду. 
Выполните это упражнение 10 раз, попеременно формируя хоботок и улыбку. 

Упражнение 3. Для губ 

Глядя в зеркало, зафиксируйте хоботок, а затем поднимите его вверх, опустите вниз. Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Добиться этого совсем не просто. Тут нужна выдержка и терпение. Проделайте упражнение 10 раз. Не торопитесь, медленно поднимите хоботок вверх, медленно вниз. Это нелегко, но, когда вы освоите эти упражнения – улучшится ваша дикция. 


Упражнение 4. Для языка 

Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее, а затем другую, словно вы во рту катаете конфету. Проделайте это упражнение 10 раз. Чувствуете, как сильно устал язык, потому что сопротивляются щеки. 


Упражнение 5. Для языка 

Упритесь кончиком языка изнутри в верхнюю губу, а теперь в нижнюю, снова в верхнюю, в нижнею. И так 10 раз. Сделайте несколько жевательных движений для снятия напряжения. 

Особенности организации образовательного процесса.

В объединении обучается 1 группа. Наполняемость группы – 22-24 человека. Состав постоянный. Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Для отслеживания результативности работы по программе на протяжении всего процесса обучения осуществляется:

- вводный контроль (сентябрь) в форме первоначальной диагностики (беседа, тест, контрольные вопросы), позволяющий выявить уровень подготовленности и возможности ребят;

- текущий (в течение всего года) или промежуточный контроль производится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала. Проводится в форме опроса, беседы, собеседования, практической работы (сценки-миниатюры);

- итоговый контроль проводится в конце года (май) и позволяет оценить уровень обученности воспитанников за год (постановка и театрализация музыкальной сказки).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!