СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа кружка математического развития «Развивай-ка»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная дополнительная образовательная программа направлена на математическое развитие детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения. В пояснительной записке  представлена направленность программы, ее актуальность, задачи и цели, календарно-тематический план,

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА МАТЕМАТИКА»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 88



ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет Приказ от 2017 г. №

МДОУ № 88 Заведующий МДОУ № 88

Протокол от 2017 г. № ______________Н.Д. Федорова

СОГЛАСОВАНО:

зам. зав. по ВМР

____________И.А. Мун







Дополнительная образовательная программа

кружка математического развития

«Развивай-ка»»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год






Руководитель: Н.П. Дьячкова

воспитатель первой категории













г. Комсомольск-на-Амуре,

2017-2018 уч.г.

Содержание

Раздел 1

Комплекс основных характеристик программы


1.1.

Пояснительная записка……………………………..

3-7

1.2.

Цель и задачи программы……………………………….

7

1.3.

Календарно-тематическое планирование………………

8-15

1.4.

Планируемые результаты освоения программы………..

15

Раздел 2

Комплекс организационно-педагогических условий


2.1.

Условия реализации программы…………………………

16

2.2.

Методические материалы………………………………

16-17


Список литературы…………………………………….

18-19


Приложение № 1…………………………………………..

Мониторинг определения результативности математического развития

20-22
















Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: программа кружка имеет познавательную направленность.

Актуальность программы: Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Отличительные особенности программы.
Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает - и как исходный элемент познания - и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (пример-яблоко).
Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.
Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление – чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций:

анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение необходимых признаков;
синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа;
сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам;
обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков;
классификация – распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.
Адресат программы- воспитанники дошкольного образовательного учреждения 6-7 лет.

Особенности организации образовательного процесса группа детей 6- 7 лет, состав группы постоянный; количество детей до 10 человек. Группа формируется на добровольных началах. Кружок посещают дети, которым интересны интеллектуальные задачи, кто ищет различные способы действия, у кого вызывают интерес смекалки, головоломки, занимательные игры. Материал занятий преподносится детям в игровой форме.


Объем и срок освоения программы - занятия проводятся 1 раз в неделю по 25- 30 минут.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи Программы:

– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сроки

Темы занятий, цели:

Октябрь




















1 занятие

1. «Посчитай и обозначь цифрой»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

2. «Создай картину »

Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.

2 занятие

1. «Волшебная палитра».

Цель: Продолжать учить получать различные оттенки одного цвета,

развивать творческие способности, воображение.

2. «Двигаемся по команде»

Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога, упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

3 занятие

1. «Засели домики»

Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.

2. «Что за чем следует?»

Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.

4 занятие

1. «Раздели на части»

Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

2. «Какое число больше?»

Цель: развивать умение сравнивать смежные числа.

Ноябрь

1 занятие

1 Трудные виражи»

Цель: Учить проводить непрерывную линию, развивать точность движений, мелкую моторику рук.

2.«Займи свое место»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.

2 занятие

1. «Пляшущие человечки»

Учить: учить выделять заданные объекты, умение пользоваться рисунком-схемой, развивать внимание.

1. «Где ошибся Буратино?»

Цель: учить точно, следовать словесным заданиям, уметь находить ошибки, развивать внимание, мелкую моторику рук.

3 занятие

1.«Назови слова с противоположным значением».

Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.

2. Пары картинок.

Цель: учить устанавливать смысловые связи между предметами, развивать внимание, воображение.

4 занятие

1.«Сколько нас без одного?»

Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.

2.«Найди нужный предмет»

Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.


Декабрь

1 занятие

1. «Запишем сказку».

Цель: учить составлять сказку, опираясь на рисунок-схему,развивать воображение, творческие способности.

2 «Что за чем следует»

Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели

2 занятие

1. «Водители».

Цель: учить различать дорожные знаки, ориентироваться в пространстве, развивать мышление, внимание.

2. «Найди спрятанную игрушку »

Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.

3 занятие

1.«Реши задачу»

Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.

2.«Двигаемся по команде»

Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога, упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

4 занятие

1. Что значат знаки?

Цель: учить различать дорожные знаки, уметь определять их значение, опираясь на рисунки-символы, развивать. мышление, образное представление.

2. «Найди спрятанную игрушку »

Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.

Январь

1 занятие

1. «Говорящие рисунки»

Цель: учить придумывать и зарисовывать рисунки-схемы, развивать творческие способности, воображение.

2.«Что за чем следует»

Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели

2 занятие

1. «Разделите на 2 равные группы».

Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания.

2. «Дома зверей»

Цель: Учить соотносить предметы по размеру, развивать внимание, восприятие.

3 занятие

1. «Бывает - не бывает»

Цель: учить внимательно, слушать задание, четко его выполнять, развивать воображение, творческие способности.

2. «Запиши при помощи цифр»

Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков.

Февраль




















1 занятие

1. Что плавает, что тонет?

Цель: учить делать элементарные умозаключения в ходе эксперимента, развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

1. «Секреты».

Цель: учить пользоваться планом, ориентироваться в пространстве, развивать логическое мышление, воображение.






2 занятие

1. Лабиринт «Помоги червяку съесть грушу».

Цель: развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений.

2. Четвертый лишний.

Цель: Продолжать учить классифицировать предметы, обосновывать свое решение, развивать внимание, логическое мышление.

3 занятие

1. «Найди две одинаковые фигуры»

Цель: развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, уметь делать умозаключения, логическое мышление.

2. «Чудесные превращения».

Цель: учить в деталях, видеть целое и уметь дорисовывать их, развивать творческое мышление, воображение.

4 занятие

1. «Найди похожие кораблики»

Цель: уметь сопоставлять, развивать наблюдательность, концентрацию внимания, пространственное представление.

2. «Коврик для куклы».

Цель: Учить точно, выполнять задание, ориентироваться в пространстве, развивать внимание, мышление.

Март

1 занятие

1. «Волшебный лес».

Цель: учить создавать рисунок-схему, на основе своего рассказа,

развивать воображение, творческие способности.

2. «Повтори рисунок»

Цель: развивать сообразительность, учить передавать точность форм, глазомер.

2 занятие

1. «Задом наперед»

Цель: учить делать элементарные умозаключения, действуя «задом наперед», развивать логическое мышление, воображение.

2. «Я задумала число»

Цель: Закрепить цифры и счет в пределах 20, развивать сообразительность.

3 занятие

1. «Незнайка и геометрические фигуры».

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах.

2. «Что сначала, что потом? »

Цель: Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности, логическое мышление.

4 занятие

1. «Изобретатель»

Цель: учить анализировать назначение предметов, создавать предметы двойного назначения, развивать воображение, творческое мышление.

2. «Нарисуй такую же снежинку»

Цель: развивать наблюдательность, точность движений, умение концентрировать внимание.

Апрель






1 занятие

1. «Назови соседей».

Цель: учить называть предыдущее и последующее число, развивать память, внимание, логическое мышление.

2«Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки).

Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.

2 занятие

1. Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»

Цель: развивать быстроту мышления, концентрацию внимания.

2. « Архитектор».

Цель: Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекту, развивать внимание, мышление.

3 занятие

1. «Волшебник».

Цель: учить определять заданное слово по набору картинок, выделяя первый звук, развивать слуховое внимание.

2. «Помоги самолету пролететь через облака»

Цель: развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, глазомер.

4 занятие

1. «Разноцветные цепочки»

Цель: учить располагать предметы в заданной последовательности, используя «Блоки Дьенеша», развивать внимание, логическое мышление.

2. «Продолжи узор»

Цель: учить видеть закономерность, развивать внимание, самоконтроль

Май

1 занятие

1. «Найди ошибки».

Цель: Учить сравнивать рисунок и схему, развивать воображение, наглядно-образное мышление.

2. «Звезды в небе».

Цель: учить соотносить схематическое изображение с художественным, развивать внимание, наглядно – образное мышление.

2 занятие

1. «Разные дома»

Учить: учить сравнивать рисунок и чертеж предмета, развивать внимание, наглядно- образное мышление.

2. «Перевертыши».

Цель: продолжать учить создавать образы на основе рисунка-схемы, развивать внимание, наглядно-образное мышление.


3 занятие

1«Где находится предмет?»

Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве

1. Что такое длина, ширина, высота

Цель: учить анализировать отдельные признаки предмета, развивать мышление и восприятие.








4 занятие

1.«Чего больше?»

Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры

2. «Сравни».

1. Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки.



Планируемые результаты:

- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);

- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);

- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;

- называть числа от1 до 10 (20) в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;

- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);

- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;

- различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;

- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;

- проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические умозаключения и др.).





Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в группе № 12. Подбор мебели (столы и стулья), освещенность кабинета соответствуют требованиям и нормам Сан Пин.


Кадровое обеспечение

Воспитатель имеет достаточный практический опыт педагогической работы, уровень профессиональной квалификации соответствует первой квалификационной категории.

Формы отчетности

  1. Журнал посещаемости.

  2. Фотоматериал.

3. Выступления перед родителями.

2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, игровой, репродуктивный;

Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.

Формы проведения занятий: занятия математического содержания.

Категория обучающихся – дети с ОВЗ 6-7 лет.

Формы работы:

  • Традиционные

  • Комбинированные

  • Практические

  • Игры, конкурсы


Работа с родителями:

1.Индивидуальные беседы с родителями.

(в течение учебного года)


 Методическое обеспечение:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого мате­риала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • геометрические фигуры и тела;

  • палочки Х. Кюизинера;

  • наборы разрезных картинок;

  • сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;

  • полоски, ленты разной длины и ширины;

  • цифры от 1 до 9;

  • игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;

  • фланелеграф, мольберт;

  • чудесный мешочек;

  • кубики Никитина;

  • блоки Дьенеша;

  • пластмассовый и деревянный строительный материал;

  • геометрическая мозаика;

  • счётные палочки;

  • предметные картинки;

  • знаки – символы;

  • игры на составление плоскостных изображений предметов;

  • обучающие настольно-печатные игры по математике;

  • мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

  • геометрические мозаики и головоломки;

  • занимательные книги по математике;

  • задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;

  • простые карандаши; наборы цветных карандашей;

  • линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;

  • небольшие ножницы;

  • наборы цветной бумаги;

  • счетный материал;

  • наборы цифр;

  • конспекты.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в со­ответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), воз­растными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.



Список литературы:

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 385 с.

  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.

  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.

  4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.

  5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

  6. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

  7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.

  8. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.

  9. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.

  10. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.

  11. Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.

  12. Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.

  13. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.

  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.

  15. Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.

  16. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с

  2. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.

  3. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.

  4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.

  5. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 – 208с.

Интернет-ресурсы 1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike 2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303


























Приложение № 1

Мониторинг определения результативности математического развития

Объектами контроля являются:

– математические умения;

– степень самостоятельности и уровень проявления математических способно­стей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Виды контроля

Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:

  • Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.

  • Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по познавательному развитию детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Диагностические методики:

  1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Критерии наблюдения.

  1. Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитате­ля (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгады­вания, поиска пути решения проблемы.

    1. Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопо­ставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответ­ствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

  1. Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный само­контроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ре­бенком связи математической задачи и полученного результата

Ф.И.

ребенка

Восприятие математической задачи и ориентировочная

основа деятельности

Практические

и умственные

учебные действия

Состояние

самоконтроля



а

б

а

б

в

г

д

а

б

в



























  1. Диагностика математических умений.

Цель: выявление математических умений.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Заполнение диагностической карты.



Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи



Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1














2














3














4














5














В.высокий

С.средний  

Н. низкий

Формы подведения итогов реализации Программы:

Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: математический КВН, математическая викторина, мини-олимпиада.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!