СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа «автомодельный кружок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автомобильный моделизм - первая ступень к овладению автомашиной. Он дает возможность не только познакомиться с современной техникой, но и по-настоящему полюбить автомобильное дело, помогает решить вопрос о выборе своей будущей профессии

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «автомодельный кружок»»

Пояснительная записка


Настоящая программа имеет спортивно-техническую направленность.


Трудовое обучение призвано отобразить многообразие человеческой деятельности, способствовать всестороннему развитию учащихся с учетом их интересов, склонностей, возрастных особенностей. В основе трудового обучения – общетрудовая культура – планирование предстоящей деятельности, организация рабочего места, достижение высокого качества труда при полной его безопасности.

Актуальность данной программы заключается в том, что широчайшее развитие автомобильного транспорта, появление автомобиля в самых отдаленных уголках нашей страны способствует повышению интереса учащихся к автомобильной технике. Занимаясь автомоделированием, юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Они знакомятся с марками автомобилей, с общим устройством автомобиля, с основами его конструирования, изучают принципы работы двигателей и других механизмов.

Автомобильный моделизм - первая ступень к овладению автомашиной. Он дает возможность не только познакомиться с современной техникой, но и по-настоящему полюбить автомобильное дело, помогает решить вопрос о выборе своей будущей профессии

Автомоделисты строят модели самых различных схем, конструкций, размеров и назначения – от простейших до моделей усложненной конструкции.

В данной программе, созданной для эффективной работы автомодельного кружка, определены цели и задачи, теоретические сведения и практические занятия, образовательно-воспитательная работа и обеспечение программы.

Настоящая программа ставит цель:

- содействие формированию и развитию интереса к автомоделизму, к автомобильной технике;

- содействие развитию творческих способностей в области технических знаний.

Задачи:

Образовательные

- содействие формированию элементов проектных технико-конструкторских и технологических знаний; формированию исследовательских умений, научного мировоззрения; привитию навыков и умений работы с различными материалами и инструментами.

Развивающие

- содействие развитию творческих способностей обучающихся; развитию элементов технического мышления и конструкторских способностей, фантазии, изобретательности и потребности детей в творческой деятельности; развитию познавательной активности и способности к самообразованию; формированию опыта проектной, конструкторской и технологической творческой деятельности; развитию интереса к профессиям в области автомобильной техники и её истории в нашей стране и за рубежом

Воспитательные

- воспитание ценностно-личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения; желания трудиться над созданием технических объектов.

Отличительной особенностью данной программы является большая направленность на электрифицированные модели, чем на модели с двигателями внутреннего сгорания, больший упор делается на изучение основ электротехники и электроники. Это связано с материально-технической базой кружка и определенным опытом и знаниями руководителя.

Занятия проводятся с обучающимися в возрасте 7-17 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Учащиеся 1-5 класса занимаются по программе 1-го года обучения, 6-10 классов – 2-го года обучения.

Программа каждого года занятий рассчитана на 144 часа. Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами 10 минут.

Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретенных школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным минимумом.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области технического проектирования, конструирования и технологии обработки конструкционных материалов.

Выбирая формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся, следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности.

Ожидаемые результаты:

- участие во внутрикружковых и республиканских соревнованиях .

- участие в районных и республиканских выставках («Мир твоих увлечений»);

- участие в конкурсах

- сформированность значимых качеств личности: трудолюбия, аккуратности, порядочности, ответственности.

Контроль знаний проводится в виде выставок моделей, соревнований, конкурсов. Программа предусматривает применение средств диагностики достигнутых результатов.

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце 2-го года обучения.

Учащиеся могут:

- самостоятельно подбирать материалы для корпусов моделей и деталей ходовой части;

- знать приемы работы с различными материалами и способами их обработки;

- самостоятельно разрабатывать модели и чертежи моделей;

- работать с различными инструментами и приспособлениями, знать правила их использования (техника безопасности);

- рассказать об устройстве автомобиля;

- рассказать об электрическом токе и электродвигателях;

- объяснить работу ДВС;

- участвовать в выставках;

- выступать на соревнованиях.



Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

Особое внимание в работе кружка занятий уделяется правилам безопасности труда при изготовлении и запуске моделей. В плане кружка предусмотрены беседы об автомобиле и автомоделизме. Необходимо иметь в виду, что для каждого кружковца не обязательна постройка всех видов моделей, указанных в плане работы. Достаточно, если ученик в течение учебного года построит одну-две простые модели или одну сложную. Совместным проектом может служить постройка автомодельной трассы и моделей к ней. В работе можно использовать игры-соревнования с построенными моделями.

Наиболее подготовленные учащиеся могут участвовать в республиканских соревнованиях. С этой целью их знакомят с техническими требованиями к моделям, представляемым на соревнования, с условиями проведения соревнований.

Важным методом работы являются экскурсии на автотранспортные предприятия, встречи с родителями учащихся. Руководитель кружка поддерживает отношения с классными руководителями, родителями кружковцев.

Итоговые работы, лучшие модели демонстрируются на выставках ЦДТ и республикански выставках.















1-й год обучения

Учебно-тематический план


, п/п

Темы

Кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие.

1

1


2.

Понятие о материалах и инструментах, графические знания и умения.

2

1

1

3.

Основные рабочие операции при обработке бумаги, конструктивно-технические понятия.

2

1

1

4.

Модели легковых автомобилей.

28

1

27

5.

Беседы об автомобилях.

1

1


6.

Модели грузовых автомобилей.

26

1

25

7.

Понятие о постоянном токе, аккумуляторах.

2

1

1

8.

Устройство микроэлектродвигателя, редуктора.

2

1

1

9.

Изготовление простейших электрифицированных моделей.

45

1

44

10.

Модели собственной конструкции.

32


32

11.

Экскурсии.

2

2


12.

Заключительное занятие.

1

1


Итого

144

12

132


Содержание программы


Тема: Вводное занятие – 1 ч. (1/0)

Содержание: Значение техники в жизни людей. История развития автомобильной техники. Основы автомоделизма. Показ готовых моделей, выполненных кружковцами ранее. Техника безопасности при работе с инструментами.


Тема: Понятие о материалах и инструментах. Графические знания и умения – 2ч. (1/1)

Содержание: Общие понятия о производстве бумаги и картона. Понятия о древесине, металле, пластиках, используемых в моделировании. Инструменты и приспособления. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Знакомство с линиями чертежа.


Тема: Основные рабочие операции при обработке бумаги, конструктивно-технические понятия – 2ч. (1/1)

Содержание: Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой (резание, сгибание, склеивание и др.). Способы разметки деталей на различных материалах, понятие о шаблонах, трафаретах и развертках. Способы перевода чертежей и разверток на бумагу, картон.


Тема: Модели легковых автомобилей – 28ч. (1/27)

Содержание: Изготовление моделей легковых автомобилей по развёрткам при помощи светокопировального стола и копировальной бумаги.


Тема: Беседы об автомобиле – 1ч. (1/0)

Содержание: Значение автомобильного транспорта в экономике страны.


Тема: Модели грузовых автомобилей – 26ч. (1/25)

Содержание: Изготовление моделей грузовых автомобилей по развёрткам при помощи светокопировального стола и копировальной бумаги.


Тема: Понятие о постоянном токе аккумуляторах – 2ч. (1/1)

Содержание: Устройство и работа аккумулятора. Правила пользования блока питания. Техника безопасности. Как протекает электрический ток по схеме.


Тема: Устройство микродвигателя и редуктора – 2ч. (1/1)

Содержание: Основные части электродвигателя, уход и обслуживание, техника безопасности. Виды редукторов, изготовление и наладка.


Тема: Изготовление простейших электрифицированных моделей – 45ч. (1/44)

Содержание: Установка двигателя на модель, изготовление простейшего редуктора на основе шкивов и пассика. Запуск модели от аккумулятора или внешнего источника питания.


Тема: Модели собственной конструкции – 32ч. (0/32)

Содержание: Создание кружковцами моделей на основе уже имеющихся знаний и умений. Развитие у детей дизайнерских способностей.


Тема: Экскурсии – 2ч. (2/0)

Содержание: Экскурсии проводятся в АТП, автошколу РОСТО(ДОСААФ) для ознакомления с работой этих учреждений.


Тема: Заключительное занятие 1ч. (1/0)

Содержание: Подведение итогов работы кружка. Награждение лучших кружковцев. Рекомендации по работе в летний период.






2-й год обучения


, п/п

Темы

Кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие.

1

1


2.

Паяльные работы. Материалы и инструменты. Способы пайки.

20

3

17

3.

Изготовление ходовой части модели.

20

1

19

4.

Изготовление корпуса модели из металла методом пайки.

12

1

11

5.

Изготовление корпуса из полистирола.

20

1

19

6.

Изготовление корпуса из ПЭТ пластика.

20

1

19

7.

Модели с внешним источником питания. Трасса и трассовые автомодели.

1

1


8.

Изготовление трассовых автомоделей.

20

1

19

9.

Модели собственных конструкций.

20

1

19

10.

Организация и проведение внутрикружковых соревнований.

9


9

11.

Заключительное занятие.

1

1


Итого

144

12

132


Содержание программы


Тема: Вводное занятие – 1ч. (1/0)

Содержание: автотранспорт и его значение в народном хозяйстве. Профессии, занятые в автомобильной промышленности. Цель, задачи и содержание предстоящей работы в учебном году. Демонстрация моделей, ранее построенных учащимися.


Тема: Паяльные работы. Материалы и инструменты, способы пайки – 20ч. (1/19)

Содержание: Паяльник, его устройство. Виды флюсов и припаев. Процесс пайки. Техника безопасности.


Тема: Изготовление ходовой части модели – 20ч. (1/19)

Содержание: Изготовление ходовой части модели из металла при помощи пайки.


Тема: Изготовление корпуса модели из металла методом пайки – 12ч. (1/11)

Содержание: Изготовление пространственных конструкций корпуса с использованием жести и металлических стержней. Изготовление модели «Багги».


Тема: Изготовление корпуса модели из полистирола – 20ч. (1/19)

Содержание: Полистирол и его разновидности, свойства. Изготовление деревянной болванки и внешней рамки. Штамповка. Техника безопасности.


Тема: Изготовление корпуса из ПЭТ пластика - 20ч. (1/19)

Содержание: Что такое ПЭТ пластик (ПЭТ – полиэтилентерефталат – бутылочный пластик). Изготовление корпуса методом термоусадки. Техника безопасности.


Тема: Модели с внешним источником питания. Трасса и трассовые модели – 1ч. (1/0)

Содержание: Устройство автомодельной трассы. Особенности построения трассовой автомодели.


Тема: Изготовление трассовых автомоделей – 20ч. (1/19)

Содержание: Изготовление ходовой части, поводка и качалки. Изготовление кузова методом термоусадки. Запуск модели на трассе. Устранение недостатков. Тренировочные заезды.


Тема: Модели собственной конструкции – 20ч. (1/19)

Содержание: Изготовление трассовых автомоделей по собственным разработкам. Сборка и тренировочные заезды.


Тема: Организация и проведение внутрикружковых соревнований – 9ч. (0/9)

Содержание: Правила соревнований и порядок их проведения. Правила безопасности на соревнованиях.


Тема: Заключительное занятие – 1ч (1/0)

Содержание: Подведение итогов работы кружка. Отчетная выставка. Награждение лучших кружковцев. Рекомендации по работе в летнее время.

















Методическое обеспечение программы


Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса.

Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные – беседа, рассказ, монолог, диалог; наглядные – демонстрация иллюстраций, рисунков, моделей, чертежей и т.д.; практические – решение творческих заданий, изготовление моделей, шаблонов и т.д.; репродуктивные – работа по шаблонам, чертежам; проблемно-поисковые – изготовление моделей по рисунку, по собственному замыслу, решение творческих задач; индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательской деятельности (экскурсии, коллективные обсуждения и т.д.).

Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательских ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов.

Методы контроля: соревнования, выставки, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения.


Дидактический материал


  1. Образцы готовых моделей и заготовок.

  2. Модели – призеры соревнований.

  3. Чертежи и развертки моделей.

  4. Стенды.


















Материально – техническая база


Помещение для занятий.

Помещение для занятий автомодельным моделизмом должно отвечать санитарным нормам, временным санитарным правилам организации и содержания учебных цехов, участков, пролетов, школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских.

Помещение должно быть оборудовано эффективной вентиляцией для удаления вредных паров и газов. Независимо от наличия вентиляционных устройств; в помещении должны быть открывающиеся окна для проветривания.

Освещенность.

Минимальный коэффициент естественной освещенности должен быть 1,5. Номинальная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола помещения лаборатории должна быть: при люминесцентных лампах - не менее 400 лк, при лампах накаливания -200 лк.

Вентиляция и отопление.

Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечивать воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренными санитарными нормами.

Покраску моделей, запуски и испытания двигателей внутреннего сгорания следует производить в вытяжном шкафу или под зондом.

Неорганизованный приток наружного воздуха при вытяжной вентиляции в холодный период года допускается в объеме не более однократного воздухообмена в час.

Отопление должно обеспечивать равномерно температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимость включения и выключения отопительных секций.

Пожарная безопасность.

Работа по обеспечению пожарной безопасности организуется в соответствии с Типовыми правилами пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений.

Хранение легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов должно производиться в специальных помещениях, местах и устройствах, согласованных с пожарной инспекцией.










Техническое оснащение занятий


, п/п

Наименование

Кол-во шт.

Назначение

Инструменты и расходные материалы

1.

Карандаши

15

Чертежные работы

2.

Ластик

15

Чертежные работы

3.

Копировальная бумага

15

Копирование разверток

4.

Линейка

15

Чертежные работы

5.

Ножницы

15

Работа с бумагой

6.

Бумага

А4-15

Копировальные работы

7.

Клей

15

Клеевые работы

8.

Паяльник с припоем и флюсом

5

Паяльные работы

9.

Набор отверток

2

Слесарные работы

10.

Набор слесарных инструментов

1

Слесарные работы

11.

Ножовка по дереву

2

Распиловка заготовки

12.

Ножовка по металлу

2

Слесарные работы

13.

Резина для колес


Изготовление колес и покрышек

14.

Пластик


Изготовление корпусов моделей

Оборудование

15.

Сверлильный станок

1

Слесарные работы

16.

Точильный станок

1

Обточка заготовок

17.

Верстак с тисками

1

Слесарные работы

18.

Автомодельная трасса

1

Тренировочные заезды. Испытание моделей. Соревнования.

19.

Светокопировальный стол

1

Копирование разверток моделей на бумагу



















Список литературы для педагога:


  1. Галкин В.С. «Начинающему радиолюбителю». М., 1995.

  2. Драгунов Г.Б. «Автомодельный кружок». М., 1988.

  3. Миль Г. «Электронное дистанционное управление моделями». М., 1980.

  4. Никишина И.В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе» (Использование интерактивных форм и методов обучения учащихся и педагогов). Волгоград: Учитель, 2006.

  5. Ольшанская Р.А. Техника педагогического общения. Волгоград: Учитель, 2005.

  6. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., издательский цент «Академия», 2001.

  7. Цыбин В.С., Галашин В.А. «Легковые автомобили». М., 1993.


Список литературы для детей:


  1. Драгунов Г.Б. «Автомодельный кружок». М., 1988.

  2. Ерлыкин Л.А. «Послушный металл». М., 1987.

  3. Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начальное техническое моделирование». М., 1992.

  4. Журнал «Школа и производство» №1, 1995.

  5. Малов В.И. «Я познаю мир: Автомобили: Детская энциклопедия». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.





Приложение


Используемые педагогические диагностики


  1. Методика выявления уровня самооценки учащихся (авт. Овчарова Р.В.).

  2. Методика диагностики сформированности коллектива «Мои отношения» (авт. Сибирцов Г.Н).

  3. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе (авт. Жедунова Л.Г.).

  4. Анкетирование «Почему я выбрал этот кружок».

  5. Наблюдение.

  6. Беседа.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!