Пояснительная записка
Настоящая программа имеет спортивно-техническую направленность.
Трудовое обучение призвано отобразить многообразие человеческой деятельности, способствовать всестороннему развитию учащихся с учетом их интересов, склонностей, возрастных особенностей. В основе трудового обучения – общетрудовая культура – планирование предстоящей деятельности, организация рабочего места, достижение высокого качества труда при полной его безопасности.
Актуальность данной программы заключается в том, что широчайшее развитие автомобильного транспорта, появление автомобиля в самых отдаленных уголках нашей страны способствует повышению интереса учащихся к автомобильной технике. Занимаясь автомоделированием, юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Они знакомятся с марками автомобилей, с общим устройством автомобиля, с основами его конструирования, изучают принципы работы двигателей и других механизмов.
Автомобильный моделизм - первая ступень к овладению автомашиной. Он дает возможность не только познакомиться с современной техникой, но и по-настоящему полюбить автомобильное дело, помогает решить вопрос о выборе своей будущей профессии
Автомоделисты строят модели самых различных схем, конструкций, размеров и назначения – от простейших до моделей усложненной конструкции.
В данной программе, созданной для эффективной работы автомодельного кружка, определены цели и задачи, теоретические сведения и практические занятия, образовательно-воспитательная работа и обеспечение программы.
Настоящая программа ставит цель:
- содействие формированию и развитию интереса к автомоделизму, к автомобильной технике;
- содействие развитию творческих способностей в области технических знаний.
Задачи:
Образовательные
- содействие формированию элементов проектных технико-конструкторских и технологических знаний; формированию исследовательских умений, научного мировоззрения; привитию навыков и умений работы с различными материалами и инструментами.
Развивающие
- содействие развитию творческих способностей обучающихся; развитию элементов технического мышления и конструкторских способностей, фантазии, изобретательности и потребности детей в творческой деятельности; развитию познавательной активности и способности к самообразованию; формированию опыта проектной, конструкторской и технологической творческой деятельности; развитию интереса к профессиям в области автомобильной техники и её истории в нашей стране и за рубежом
Воспитательные
- воспитание ценностно-личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения; желания трудиться над созданием технических объектов.
Отличительной особенностью данной программы является большая направленность на электрифицированные модели, чем на модели с двигателями внутреннего сгорания, больший упор делается на изучение основ электротехники и электроники. Это связано с материально-технической базой кружка и определенным опытом и знаниями руководителя.
Занятия проводятся с обучающимися в возрасте 7-17 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Учащиеся 1-5 класса занимаются по программе 1-го года обучения, 6-10 классов – 2-го года обучения.
Программа каждого года занятий рассчитана на 144 часа. Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами 10 минут.
Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретенных школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным минимумом.
Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области технического проектирования, конструирования и технологии обработки конструкционных материалов.
Выбирая формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся, следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности.
Ожидаемые результаты:
- участие во внутрикружковых и республиканских соревнованиях .
- участие в районных и республиканских выставках («Мир твоих увлечений»);
- участие в конкурсах
- сформированность значимых качеств личности: трудолюбия, аккуратности, порядочности, ответственности.
Контроль знаний проводится в виде выставок моделей, соревнований, конкурсов. Программа предусматривает применение средств диагностики достигнутых результатов.
Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце 2-го года обучения.
Учащиеся могут:
- самостоятельно подбирать материалы для корпусов моделей и деталей ходовой части;
- знать приемы работы с различными материалами и способами их обработки;
- самостоятельно разрабатывать модели и чертежи моделей;
- работать с различными инструментами и приспособлениями, знать правила их использования (техника безопасности);
- рассказать об устройстве автомобиля;
- рассказать об электрическом токе и электродвигателях;
- объяснить работу ДВС;
- участвовать в выставках;
- выступать на соревнованиях.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Особое внимание в работе кружка занятий уделяется правилам безопасности труда при изготовлении и запуске моделей. В плане кружка предусмотрены беседы об автомобиле и автомоделизме. Необходимо иметь в виду, что для каждого кружковца не обязательна постройка всех видов моделей, указанных в плане работы. Достаточно, если ученик в течение учебного года построит одну-две простые модели или одну сложную. Совместным проектом может служить постройка автомодельной трассы и моделей к ней. В работе можно использовать игры-соревнования с построенными моделями.
Наиболее подготовленные учащиеся могут участвовать в республиканских соревнованиях. С этой целью их знакомят с техническими требованиями к моделям, представляемым на соревнования, с условиями проведения соревнований.
Важным методом работы являются экскурсии на автотранспортные предприятия, встречи с родителями учащихся. Руководитель кружка поддерживает отношения с классными руководителями, родителями кружковцев.
Итоговые работы, лучшие модели демонстрируются на выставках ЦДТ и республикански выставках.
1-й год обучения
Учебно-тематический план
№, п/п | Темы | Кол-во часов | В том числе |
Теоретич. | Практич. |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Понятие о материалах и инструментах, графические знания и умения. | 2 | 1 | 1 |
3. | Основные рабочие операции при обработке бумаги, конструктивно-технические понятия. | 2 | 1 | 1 |
4. | Модели легковых автомобилей. | 28 | 1 | 27 |
5. | Беседы об автомобилях. | 1 | 1 | |
6. | Модели грузовых автомобилей. | 26 | 1 | 25 |
7. | Понятие о постоянном токе, аккумуляторах. | 2 | 1 | 1 |
8. | Устройство микроэлектродвигателя, редуктора. | 2 | 1 | 1 |
9. | Изготовление простейших электрифицированных моделей. | 45 | 1 | 44 |
10. | Модели собственной конструкции. | 32 | | 32 |
11. | Экскурсии. | 2 | 2 | |
12. | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |
Итого | 144 | 12 | 132 |
Содержание программы
Тема: Вводное занятие – 1 ч. (1/0)
Содержание: Значение техники в жизни людей. История развития автомобильной техники. Основы автомоделизма. Показ готовых моделей, выполненных кружковцами ранее. Техника безопасности при работе с инструментами.
Тема: Понятие о материалах и инструментах. Графические знания и умения – 2ч. (1/1)
Содержание: Общие понятия о производстве бумаги и картона. Понятия о древесине, металле, пластиках, используемых в моделировании. Инструменты и приспособления. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Знакомство с линиями чертежа.
Тема: Основные рабочие операции при обработке бумаги, конструктивно-технические понятия – 2ч. (1/1)
Содержание: Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой (резание, сгибание, склеивание и др.). Способы разметки деталей на различных материалах, понятие о шаблонах, трафаретах и развертках. Способы перевода чертежей и разверток на бумагу, картон.
Тема: Модели легковых автомобилей – 28ч. (1/27)
Содержание: Изготовление моделей легковых автомобилей по развёрткам при помощи светокопировального стола и копировальной бумаги.
Тема: Беседы об автомобиле – 1ч. (1/0)
Содержание: Значение автомобильного транспорта в экономике страны.
Тема: Модели грузовых автомобилей – 26ч. (1/25)
Содержание: Изготовление моделей грузовых автомобилей по развёрткам при помощи светокопировального стола и копировальной бумаги.
Тема: Понятие о постоянном токе аккумуляторах – 2ч. (1/1)
Содержание: Устройство и работа аккумулятора. Правила пользования блока питания. Техника безопасности. Как протекает электрический ток по схеме.
Тема: Устройство микродвигателя и редуктора – 2ч. (1/1)
Содержание: Основные части электродвигателя, уход и обслуживание, техника безопасности. Виды редукторов, изготовление и наладка.
Тема: Изготовление простейших электрифицированных моделей – 45ч. (1/44)
Содержание: Установка двигателя на модель, изготовление простейшего редуктора на основе шкивов и пассика. Запуск модели от аккумулятора или внешнего источника питания.
Тема: Модели собственной конструкции – 32ч. (0/32)
Содержание: Создание кружковцами моделей на основе уже имеющихся знаний и умений. Развитие у детей дизайнерских способностей.
Тема: Экскурсии – 2ч. (2/0)
Содержание: Экскурсии проводятся в АТП, автошколу РОСТО(ДОСААФ) для ознакомления с работой этих учреждений.
Тема: Заключительное занятие 1ч. (1/0)
Содержание: Подведение итогов работы кружка. Награждение лучших кружковцев. Рекомендации по работе в летний период.
2-й год обучения
№, п/п | Темы | Кол-во часов | В том числе |
Теоретич. | Практич. |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Паяльные работы. Материалы и инструменты. Способы пайки. | 20 | 3 | 17 |
3. | Изготовление ходовой части модели. | 20 | 1 | 19 |
4. | Изготовление корпуса модели из металла методом пайки. | 12 | 1 | 11 |
5. | Изготовление корпуса из полистирола. | 20 | 1 | 19 |
6. | Изготовление корпуса из ПЭТ пластика. | 20 | 1 | 19 |
7. | Модели с внешним источником питания. Трасса и трассовые автомодели. | 1 | 1 | |
8. | Изготовление трассовых автомоделей. | 20 | 1 | 19 |
9. | Модели собственных конструкций. | 20 | 1 | 19 |
10. | Организация и проведение внутрикружковых соревнований. | 9 | | 9 |
11. | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |
Итого | 144 | 12 | 132 |
Содержание программы
Тема: Вводное занятие – 1ч. (1/0)
Содержание: автотранспорт и его значение в народном хозяйстве. Профессии, занятые в автомобильной промышленности. Цель, задачи и содержание предстоящей работы в учебном году. Демонстрация моделей, ранее построенных учащимися.
Тема: Паяльные работы. Материалы и инструменты, способы пайки – 20ч. (1/19)
Содержание: Паяльник, его устройство. Виды флюсов и припаев. Процесс пайки. Техника безопасности.
Тема: Изготовление ходовой части модели – 20ч. (1/19)
Содержание: Изготовление ходовой части модели из металла при помощи пайки.
Тема: Изготовление корпуса модели из металла методом пайки – 12ч. (1/11)
Содержание: Изготовление пространственных конструкций корпуса с использованием жести и металлических стержней. Изготовление модели «Багги».
Тема: Изготовление корпуса модели из полистирола – 20ч. (1/19)
Содержание: Полистирол и его разновидности, свойства. Изготовление деревянной болванки и внешней рамки. Штамповка. Техника безопасности.
Тема: Изготовление корпуса из ПЭТ пластика - 20ч. (1/19)
Содержание: Что такое ПЭТ пластик (ПЭТ – полиэтилентерефталат – бутылочный пластик). Изготовление корпуса методом термоусадки. Техника безопасности.
Тема: Модели с внешним источником питания. Трасса и трассовые модели – 1ч. (1/0)
Содержание: Устройство автомодельной трассы. Особенности построения трассовой автомодели.
Тема: Изготовление трассовых автомоделей – 20ч. (1/19)
Содержание: Изготовление ходовой части, поводка и качалки. Изготовление кузова методом термоусадки. Запуск модели на трассе. Устранение недостатков. Тренировочные заезды.
Тема: Модели собственной конструкции – 20ч. (1/19)
Содержание: Изготовление трассовых автомоделей по собственным разработкам. Сборка и тренировочные заезды.
Тема: Организация и проведение внутрикружковых соревнований – 9ч. (0/9)
Содержание: Правила соревнований и порядок их проведения. Правила безопасности на соревнованиях.
Тема: Заключительное занятие – 1ч (1/0)
Содержание: Подведение итогов работы кружка. Отчетная выставка. Награждение лучших кружковцев. Рекомендации по работе в летнее время.
Методическое обеспечение программы
Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса.
Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные – беседа, рассказ, монолог, диалог; наглядные – демонстрация иллюстраций, рисунков, моделей, чертежей и т.д.; практические – решение творческих заданий, изготовление моделей, шаблонов и т.д.; репродуктивные – работа по шаблонам, чертежам; проблемно-поисковые – изготовление моделей по рисунку, по собственному замыслу, решение творческих задач; индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательской деятельности (экскурсии, коллективные обсуждения и т.д.).
Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательских ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов.
Методы контроля: соревнования, выставки, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения.
Дидактический материал
Образцы готовых моделей и заготовок.
Модели – призеры соревнований.
Чертежи и развертки моделей.
Стенды.
Материально – техническая база
Помещение для занятий.
Помещение для занятий автомодельным моделизмом должно отвечать санитарным нормам, временным санитарным правилам организации и содержания учебных цехов, участков, пролетов, школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских.
Помещение должно быть оборудовано эффективной вентиляцией для удаления вредных паров и газов. Независимо от наличия вентиляционных устройств; в помещении должны быть открывающиеся окна для проветривания.
Освещенность.
Минимальный коэффициент естественной освещенности должен быть 1,5. Номинальная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола помещения лаборатории должна быть: при люминесцентных лампах - не менее 400 лк, при лампах накаливания -200 лк.
Вентиляция и отопление.
Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечивать воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренными санитарными нормами.
Покраску моделей, запуски и испытания двигателей внутреннего сгорания следует производить в вытяжном шкафу или под зондом.
Неорганизованный приток наружного воздуха при вытяжной вентиляции в холодный период года допускается в объеме не более однократного воздухообмена в час.
Отопление должно обеспечивать равномерно температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимость включения и выключения отопительных секций.
Пожарная безопасность.
Работа по обеспечению пожарной безопасности организуется в соответствии с Типовыми правилами пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений.
Хранение легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов должно производиться в специальных помещениях, местах и устройствах, согласованных с пожарной инспекцией.
Техническое оснащение занятий
№, п/п | Наименование | Кол-во шт. | Назначение |
Инструменты и расходные материалы |
1. | Карандаши | 15 | Чертежные работы |
2. | Ластик | 15 | Чертежные работы |
3. | Копировальная бумага | 15 | Копирование разверток |
4. | Линейка | 15 | Чертежные работы |
5. | Ножницы | 15 | Работа с бумагой |
6. | Бумага | А4-15 | Копировальные работы |
7. | Клей | 15 | Клеевые работы |
8. | Паяльник с припоем и флюсом | 5 | Паяльные работы |
9. | Набор отверток | 2 | Слесарные работы |
10. | Набор слесарных инструментов | 1 | Слесарные работы |
11. | Ножовка по дереву | 2 | Распиловка заготовки |
12. | Ножовка по металлу | 2 | Слесарные работы |
13. | Резина для колес | | Изготовление колес и покрышек |
14. | Пластик | | Изготовление корпусов моделей |
Оборудование |
15. | Сверлильный станок | 1 | Слесарные работы |
16. | Точильный станок | 1 | Обточка заготовок |
17. | Верстак с тисками | 1 | Слесарные работы |
18. | Автомодельная трасса | 1 | Тренировочные заезды. Испытание моделей. Соревнования. |
19. | Светокопировальный стол | 1 | Копирование разверток моделей на бумагу |
Список литературы для педагога:
Галкин В.С. «Начинающему радиолюбителю». М., 1995.
Драгунов Г.Б. «Автомодельный кружок». М., 1988.
Миль Г. «Электронное дистанционное управление моделями». М., 1980.
Никишина И.В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе» (Использование интерактивных форм и методов обучения учащихся и педагогов). Волгоград: Учитель, 2006.
Ольшанская Р.А. Техника педагогического общения. Волгоград: Учитель, 2005.
Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., издательский цент «Академия», 2001.
Цыбин В.С., Галашин В.А. «Легковые автомобили». М., 1993.
Список литературы для детей:
Драгунов Г.Б. «Автомодельный кружок». М., 1988.
Ерлыкин Л.А. «Послушный металл». М., 1987.
Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начальное техническое моделирование». М., 1992.
Журнал «Школа и производство» №1, 1995.
Малов В.И. «Я познаю мир: Автомобили: Детская энциклопедия». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Приложение
Используемые педагогические диагностики
Методика выявления уровня самооценки учащихся (авт. Овчарова Р.В.).
Методика диагностики сформированности коллектива «Мои отношения» (авт. Сибирцов Г.Н).
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе (авт. Жедунова Л.Г.).
Анкетирование «Почему я выбрал этот кружок».
Наблюдение.
Беседа.