Практикум по теме «Сфера духовной культуры».
Дополнительный материал, не включенный в учебник, но необходимый для выполнения ряда заданий ВПР.
Формы культуры.
А) Элитарная – создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу; включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу (балет, опера, вернисажи..).
Б) Народная – создаётся не отдельными людьми, а народом (мифы, легенды, сказки, народные танцы и песни).
В) Массовая – культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения (сериалы, комиксы, популярная музыка...)
Функции образования.
- экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, в рамках которой люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности);
- социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества; образование – важнейший канал социальной мобильности);
- культурная (использование достижений культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей).
Можно рассмотреть личностные функции образования, если они ориентированы на потребности отдельного индивида (например, развитие его творческих способностей) и социальные, если они ориентированы на общество в целом (например, подготовка профессиональных кадров).
Функции науки.
Познавательная. Это поиск и производство новых знаний. Она реализуется с помощью исследований, экспериментов, наблюдений и построения целостных научных теорий. Именно эта функция отвечает за постижение законов и явлений природы. Именно эту функцию обычно имеют в виду, когда говорят о науке и учёных.
Мировоззренческая. Эта функция отвечает за формирование у людей научной картины мира. Под картиной мира понимаются не отдельно взятые знания и факты, а целостное понимание человеком всей системы мироустройства. (С развитием науки картина мира и мировоззрение людей могут меняться. Например, в древности учёные считали, что Земля плоская и покоится на трёх китах (слонах), которые стоят на спине гигантской черепахи, плавающей в безбрежном океане. После Великих географических открытий картина мира изменилась.)
Прогностическая. Наука может и должна смотреть в будущее. На основе точного анализа имеющихся фактов и понимания законов развития природы и общества учёные могут делать прогнозы развития на ближайшую и отдалённую перспективу.
Производственная. Эта функция стала особенно важной в XX веке. Она отвечает за внедрение имеющихся знаний в производство. Это разработка новых идей, инженерных решений, технологий.
Культурная (просветительская). Эта функция проявляется в обучении, развитии и воспитании людей. Именно здесь находится стык науки и системы образования. Информация об открытиях, изобретениях, новых технологиях через некоторое время появляется на страницах школьных и университетских учебников. Большую роль здесь играют СМИ, книги, просветительская деятельность учёных.
Социальная. Эта функция относительно новая. Она состоит в использовании достижений науки в государственных проектах и программах, направленных на социальное и экономическое развитие страны. (Например, национальный проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает проведение оптоволоконной связи в самые отдалённые населённые пункты страны, чтобы все школьники могли пользоваться высокоскоростным Интернетом и заниматься на образовательных сайтах)
Справка-подсказка для задания 12 (тип 7):
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Основные виды человеческой деятельности:
Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются: 1) комбинирование уже имеющихся знаний; 2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы; 3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов; 4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.
Кроме того выделяют материальную и духовную деятельность (научную, познавательную, образовательную, религиозную и т.д.). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.