СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительный материал по теме "Сфера духовной культуры". Подготовка к ВПР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительный  материал, не включенный в учебник, но необходимый для выполнения  ряда заданий  ВПР, относящихся к теме "Сфера духовной культуры". Может использоваться как на уроке, так и в процессе самостоятельной подготовки обучающихся к  тематическому контролю и ВПР.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал по теме "Сфера духовной культуры". Подготовка к ВПР.»

Практикум по теме «Сфера духовной культуры».

Дополнительный материал, не включенный в учебник, но необходимый для выполнения ряда заданий ВПР.



Формы культуры.

А) Элитарная – создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу; включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу (балет, опера, вернисажи..).

Б) Народная – создаётся не отдельными людьми, а народом (мифы, легенды, сказки, народные танцы и песни).

В) Массовая – культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения (сериалы, комиксы, популярная музыка...)

Функции образования.

- экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, в рамках которой люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности);

- социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества; образование – важнейший канал социальной мобильности);

- культурная (использование достижений культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей).

Можно рассмотреть личностные функции образования, если они ориентированы на потребности отдельного индивида (например, развитие его творческих способностей) и социальные, если они ориентированы на общество в целом (например, подготовка профессиональных кадров).

Функции науки.

Познавательная. Это поиск и производство новых знаний. Она реализуется с помощью исследований, экспериментов, наблюдений и построения целостных научных теорий. Именно эта функция отвечает за постижение законов и явлений природы. Именно эту функцию обычно имеют в виду, когда говорят о науке и учёных.

 Мировоззренческая. Эта функция отвечает за формирование у людей научной картины мира. Под картиной мира понимаются не отдельно взятые знания и факты, а целостное понимание человеком всей системы мироустройства. (С развитием науки картина мира и мировоззрение людей могут меняться. Например, в древности учёные считали, что Земля плоская и покоится на трёх китах (слонах), которые стоят на спине гигантской черепахи, плавающей в безбрежном океане. После Великих географических открытий картина мира изменилась.)

Прогностическая. Наука может и должна смотреть в будущее. На основе точного анализа имеющихся фактов и понимания законов развития природы и общества учёные могут делать прогнозы развития на ближайшую и отдалённую перспективу.

 Производственная. Эта функция стала особенно важной в XX веке. Она отвечает за внедрение имеющихся знаний в производство. Это разработка новых идей, инженерных решений, технологий.

 Культурная (просветительская). Эта функция проявляется в обучении, развитии и воспитании людей. Именно здесь находится стык науки и системы образования. Информация об открытиях, изобретениях, новых технологиях через некоторое время появляется на страницах школьных и университетских учебников. Большую роль здесь играют СМИ, книги, просветительская деятельность учёных.

Социальная. Эта функция относительно новая. Она состоит в использовании достижений науки в государственных проектах и программах, направленных на социальное и экономическое развитие страны. (Например, национальный проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает проведение оптоволоконной связи в самые отдалённые населённые пункты страны, чтобы все школьники могли пользоваться высокоскоростным Интернетом и заниматься на образовательных сайтах)


Справка-подсказка для задания 12 (тип 7):

Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Основные виды человеческой деятельности:

  1. Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.

  2. Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).

  3. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.

  4. Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.

  5. Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:                            1) комбинирование уже имеющихся знаний; 2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы; 3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов; 4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.

Кроме того выделяют материальную и духовную деятельность (научную, познавательную, образовательную, религиозную и т.д.). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!