№ | Тема | Содержание |
1 | Язык – вековой труд поколений. | Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов». |
2 | Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово | Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. |
3 | Не все годится, что говорится | Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?». «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка». |
4 | «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». | Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». |
5 | Каков человек, такова его и речь | Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН. |
6 | «С русским языком можно творить чудеса!» | Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». |
7 | Различай и отличай | Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов. |
8 | Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? | Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами. |
9 | Кто грамоте горазд, тому не пропасть. | Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи. |
10 | Нет той тайны, чтобы не была явна | Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике. |
11 | Коротко да ясно, оттого и прекрасно. | Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте». |
12 | В многословии не без пустословия | Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. |
13 | По речи узнают человека | Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи. |
14 | Что в имени тебе моем? | История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта. |
15 | Итоговое занятие. | Аукцион знаний. |
№ | Тема | Кол-во часов | ДАТА проведения |
1 | Высказывания великих людей о русском языке. | 1 | 22.09 |
2 | Пословицы и поговорки о родном языке. | 1 | 22.09 |
3 | Лингвистическая игра «Происхождение слов». | 1 | 29.09 |
4 | Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово | 1 | 29.09 |
5 | Не все годится, что говорится | 1 | 6.10 |
6-7 | «Крылатые выражения» и «афоризмы». | 2 | 6,13.10 |
8 | «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». | 1 | 13.10 |
9-10 | Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». | 2 | 20.10 |
11-12 | Каков человек, такова его и речь | 2 | 27.10 |
13-14 | Фонетический КВН. | 2 | 10.11 |
15 | «С русским языком можно творить чудеса!» | 1 | 17.11 |
16 | Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. | 1 | 17.11 |
17-18 | Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 2 | 24.11 |
19-20 | Различай и отличай | 2 | 1.12 |
21-22 | Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов. | 2 | 8.12 |
23 | Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? | 1 | 15.12 |
24-25 | Викторина «Узнай меня». Работа с текстами. | 2 | 15,22.12 |
26-27 | Кто грамоте горазд, тому не пропасть | 2 | 22,19.01 |
28-29 | Грамматический турнир. | 2 | 19, 26.01 |
30 | Создаём ребусы. | 1 | 26.01 |
31-32 | Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи | 2 | 1.02 |
33 | Нет той тайны, чтобы не была явна | 1 | 9.02 |
34-35 | Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. | 2 | 9,16.02 |
36-37 | Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. | 2 | 16.02,2.03 |
38-39 | Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. | 2 | 2,16.03 |
40 | Коротко да ясно, оттого и прекрасно. | 1 | 16.03 |
41 | В многословии не без пустословия. | 1 | 23.03 |
42-43 | Этапы подготовки монолога | 2 | 23.03, 6.04 |
44-45 | По речи узнают человека | 2 | 6, 13.04 |
46-47 | Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. | 2 | 13,20.04 |
48 | Что в имени тебе моем? | 1 | 20.04 |
49-50 | Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. | 2 | 27.04 |
51-52 | Защита проекта. | 2 | 11.05 |
53-54 | Аукцион знаний. | 2 | 18.05 |