СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительные занятия по русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа предназначена для дополнительных платных услуг для учащихся 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Дополнительные занятия по русскому языку 6 класс»

7






1.Пояснительная записка


Программа курса дополнительных платных занятий по русскому языку для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);
примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, одобренных (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;
методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН). 



Цель – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.


Задачи программы:
углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
воспитание культуры обращения с книгой;
воспитания любви и уважения к родному языку;
развитие смекалки и сообразительности;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности 

Место дополнительных занятий в учебном курсе Программа рассчитана на 54 часа ( 2 часа в неделю) .Системная подготовка к ВПР – ОСНОВНОЙ РЕЗУЛЬТАТ изучения данного курса.

2.Планируемые результаты
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
развитие интеллектуального потенциала школьников;
повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
развитие личности шестиклассников.
Второй уровень результатов:
участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку, конкурсах, викторинах;
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;
участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, краевого уровня.
Формы и виды контроля.
Формы контроля: викторины, творческие конкурсы, грамматические турниры, КВНы, ролевые игры, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
13. Методические рекомендации.
Программа рассчитана на учащихся 6-х классов.
Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий во внеурочной деятельности учащиеся мало пишут и много говорят.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
В каждом занятии прослеживаются три части:
теоретическая;
практическая;
игровая.

3. Тематическое планирование с элементами содержания.


Тема


Содержание

1

Язык – вековой труд поколений.

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».

2

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

3

Не все годится, что говорится

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

4

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. 
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

5

Каков человек, такова его и речь

Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН.

6

«С русским языком можно творить чудеса!»

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 

7

Различай и отличай

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

8

Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.

9

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

10

Нет той тайны, чтобы не была явна

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

11

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. 
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

12

В многословии не без пустословия

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. 
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

13

По речи узнают человека

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи.

14

Что в имени тебе моем?

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.

15

Итоговое занятие.

Аукцион знаний. 




4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

ДАТА проведения

1

Высказывания великих людей о русском языке.

1

22.09

2

Пословицы и поговорки о родном языке.

1

22.09

3

Лингвистическая игра «Происхождение слов».

1

29.09

4

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово

1

29.09

5

Не все годится, что говорится

1

6.10

6-7

«Крылатые выражения» и «афоризмы».

2

6,13.10

8

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

1

13.10

9-10

Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

2

20.10

11-12

Каков человек, такова его и речь

2

27.10

13-14

Фонетический КВН.

2

10.11

15

«С русским языком можно творить чудеса!»

1

17.11

16

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

1

17.11

17-18

Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 

2

24.11

19-20

Различай и отличай

2

1.12

21-22

Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

2

8.12

23

Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

1

15.12

24-25

Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.

2

15,22.12

26-27

Кто грамоте горазд, тому не пропасть

2

22,19.01

28-29

Грамматический турнир.

2

19, 26.01

30

Создаём ребусы.

1

26.01

31-32

Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи

2

1.02

33

Нет той тайны, чтобы не была явна

1

9.02

34-35

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

2

9,16.02

36-37

Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки.

2

16.02,2.03

38-39

Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой.

2

2,16.03

40

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

1

16.03

41

В многословии не без пустословия.

1

23.03

42-43

Этапы подготовки монолога

2

23.03, 6.04

44-45

По речи узнают человека

2

6, 13.04

46-47

Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения.

2

13,20.04

48

Что в имени тебе моем?

1

20.04

49-50

Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.

2

27.04

51-52

Защита проекта.

2

11.05

53-54

Аукцион знаний. 

2

18.05










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!