СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль ИКТ в реализации компетентностного подхода на занятиях по шахматам

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность шахматной игры  выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. 

Просмотр содержимого документа
«Роль ИКТ в реализации компетентностного подхода на занятиях по шахматам»

Одним из важнейших навыков для современного человека является умение работать с информацией. Что включает в себя информационная компетенция? Такие навыки деятельности, как поиск, анализ, сравнение и отбор необходимой информации, ее сохранение и передачу. Шахматисты, как правило, прекрасно справляются с подобными задачами. Огромную помощь в этом нам оказывает компьютер. Ребята делают презентации о чемпионах мира по шахматам, о знаменитых турнирах и партиях. Кроме того, в наши дни появились новые методы подготовки шахматистов, связанные с применением компьютеров. Среди таких программ следует отметить СТАRT – обучающую программу по шахматной технике – и тренировочную программу М.И.Дворецкого. Основная цель последней – совершенствование алгоритма обдумывания хода, развитие навыков и умений, которые потом помогут в аналогичных ситуаций за доской.



Одной из самых важных мне кажется коммуникативная компетенция.

Шахматы – игра коллективная уже по условию. Она формирует:

  • умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

  • способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

  • умение донести свою точку зрения до других, а также уважать и учитывать позицию партнёра;

  • возможность осуществлять сотрудничество с тренером и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать условия деятельности в речи.



Особенно важную роль формирование этих качеств играет в судьбе детей с особыми возможностями. Создать условия для участия таких детей в турнирах, сделать их полноценными участниками тренировочного процесса – первостепенная задача для тренера.



Особо хочется остановиться на компетенции личностного самосовершенствования. Она связана с осознанной работой над собой и неотделима от понятий "самовоспитание", "самоопределение", "самореализация". И особую роль в создании ситуации успешности, без которой не может быть развития личности ученика, играют многочисленные шахматные турниры, в которых мы участвуем на протяжении всего года, включая лето.

При подготовке к соревнованиям по возможности стараюсь перейти к реализации индивидуальных образовательных траекторий.



Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период :



Освоение современных педагогических технологий – необходимое условие успешной деятельности преподавателя. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии:





1. Информационно-коммуникационные технологии





Сегодняшнее образование невозможно представить без активного использования ИКТ-технологий. Электронные ресурсы я применяю в качестве иллюстрации учебного материала ( активно использую в своей урочной и внеурочной деятельности технические средства: проектор, компьютер, видеоуроки, мультимедийные презентации); дидактического материала (задачи, тесты), источника учебного материала (разработка задания для самостоятельной работы учащегося). При этом использую готовые Интернет-ресурсы и самостоятельно созданные ЭОР.



2. Технология развития критического мышления



В последнее время в педагогическом сообществе очень много говорят о технологии развития критического мышления. Актуальность ТРКМ определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, при создании проблемных ситуаций на занятии, тренировке. Причем решение нестандартых , проблемных ситуаций – это любая шахматная партия.

3. Проектные технологии

Мои ребята участвуют в многочисленных турнирах, которые, безусловно, являются практико-ориентированными проектами. Общий дух, чувство ответственности каждого члена за результаты команды в деле формирования личности чрезвычайно важны. Показателем этого являются многочисленные командные победы.

4. Игровые технологии

Работу тренера по шахматам невозможно себе представить без использования игровых технологий. В процессе игры у детей развиваются основные интеллектуальные умения – анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать. Развиваются все виды памяти, внимание, воображение, пространственная ориентация, в процессе игры дети учатся взаимодействовать, вырабатывать навыки общения, самоконтроля, взаимооценивания.

5. Здоровьесберегающие технологии

Шахматы – вид спорта особый. Учитывая эту особенность шахмат, в своей тренерской деятельности стараюсь учитывать следующие моменты:

учитывать длительность применения ИКТ;

внимательное относиться к осанке учащихся;

проводить обязательные оздоровительные моменты (физкультминутки, минутки релаксации, динамические паузы);

поддерживать благоприятный психологический климат.

На этап начальной подготовки зачисляются дети, имеющие письменное разрешение врача-педиатра.



Допуски к соревнованиям осуществляются на основе проведения медицинского контроля не реже одного раза в год, а для спортсменов групп спортивного совершенствования – не реже 2-х раз в год.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!