СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Вокал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Вокал"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 61» города Чебоксары

Чувашской Республики


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Решением педагогического совета Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад № 61» МБДОУ «Детский сад № 61»

г. Чебоксары г. Чебоксары

Протокол № ____________/А.В. Немцева/

от « » 202 г. Приказ № от « » 202 г.



Дополнительная программа

для детей дошкольного возраста "Вокал"

на 2021-2022 учебный год



Возраст детей, на которых

рассчитана программа: 3-7 лет


Срок реализации программы:

01.10.2021-01.05.2021 гг.


Автор-составитель:

Музыкальный руководитель

Возякова Ольга Юрьевна






Чебоксары, 2021

Содержание

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………....3

1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………....5

1.3.Возрастные особенности детей………………………………………….…...7

1.3.1.Особенности слуха и голоса детей 3-4 лет ……………………………......7

1.3.2. Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет………………………………..8

1.4.Учебный план групп…………………………………………………………10

1.4.1. Младшая группа…………………………………………………………..10

1.4.2. Старшая группа……………………………………………………………12

1.5.Планируемые результаты……………………………………………….......14

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

    1. Календарный учебный график учебных групп………………………....15

2.1.1.Младшая группа…………………………………………………………...15

2.1.2.Старшая группа…………………………………………………………….18

2.2. Методические приемы обучения детей пению……………………………21

2.3. Условия реализации программы………………………………………...…29

2.4. Формы аттестации…………………………………………………………..30

    1. Методические материалы…………………………………………………...30

    2. Планируемые результаты…………………………………………………...30

Список литературы………………………………………………………….…31

Приложения……………………………………………………………………..32


Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»


1.1. Пояснительная записка

Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базой для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на 2021-2022 уч. год:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 3013 г. №1155)

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

  • «Стратегия развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года» утвержденной Правительством РФ (Распоряжение от 29.05.2015 № 996-р) Федерации»

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Вокальное пение» реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей певческих навыков средствами различных техник вокала и исполнительского мастерства Актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы вокального пения воспитания состоит в том, что пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению успешно развиваются: слух, (тембровый и динамический) музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Программа содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по вокальному пению с использованием дыхательных упражнений сюжетное пение, пение по замыслу, включает необходимое оборудование.


Практическая значимость дополнительной образовательной программы «Вокал» заключается в системе упражнений, разучивая которые, дети приобретают необходимые для исполнения.


Дополнительная общеобразовательная программа «Вокал» (далее Программа) носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на работу с детьми 3-4 и 5-7 лет.

Срок реализации программы: с 01.10.2021 по 01.05.2022 гг., форма обучения – очная.

Объем: 112 часов

Программа рассчитана на 2 года.

Формы занятий:

- групповая–осуществляется со всей группой воспитанников;

- парная – работа детей в парах;

- индивидуальная – оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного материала или постановка сольного номера.

Методы:

- наглядный – непосредственное исполнение педагогом произведений, использование наглядных пособий;

- словесный – обращение к сознанию ребёнка, добиваясь осмысленного выполнения и исполнения заданий;

- практический – повторение и отработка выученных произведений;

- видео метод – просмотр видеоматериала о вокальном искусстве.

Режим занятий: младшая группа - 2 раза в неделю по 20 минут; старшая группа - 2 раза в неделю по 30 минут.

Наполняемость учебных групп – 6-12 воспитанников.

На занятиях используется интеграция разных видов деятельности (восприятие музыки, пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения, музыкально-дидактические игры, элементы танцевальных движений, игра на детских музыкальных инструментах), сочетание разных видов искусства (музыка, художественное слово, изобразительное искусство).

Программа может быть рекомендована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, педагогам учреждений дополнительного образования.


    1. Цели и задачи программы

Цель: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности.

Задачи:

Образовательные:

-формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры (умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни);

-учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.

Развивающие:

-развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;

-развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления через целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты, движения, поза исполнителя).

Воспитательные:

-поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении;

-побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной отзывчивости; побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровизации песни, танца, марша).

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечении детей дошкольного возраста в активную творческую деятельность, направленную на развитие вокальных исполнительских навыков, музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка, освоение способов творческого самовыражения, формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса, стремление принимать участие в социально значимой деятельности.




1.3.Возрастные особенности детей

1.3.1.Особенности слуха и голоса детей 3-4 лет

Голосовые связки детей ещё не сформированы, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) развит слабо. Голос ребенка 3-4 лет несильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому песенный репертуар должен отличаться доступностью по тексту, певческому диапазону (ми-си), простотой мелодии без резких скачков, содержать короткие музыкальные фазы, удобные для дыхания ребенка. К четырем годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку.

Задачи:

-учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

-внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;

-правильно передавать мелодию в диапазоне ми-си, петь м помощью педагога, с музыкальным сопровождением и без него;

-формировать коллективное пение, учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

Следует уделять внимание звукообразованию: петь естественным, высоким светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает тембр голоса, отрицательно сказывается на интонировании, гибельно отражается на голосовых связках. Учить детей хорошо открывать рот, стараясь привить навык плавного пения. Связь между вокальными и речевыми способностями. Если разговаривает звонким голосом, то и в пении высокое звучание. Важно, чтобы ребёнок услышал свой голос и почувствовал свой голос, тогда он постепенно начнёт петь естественным голосом.

В процессе музыкально-слухового восприятия большую роль играет зрительная наглядность. В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.


1.3.2. Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет

Совершенствование процессов высшей нервной деятельности положительно влияют на формирование его голосового аппарата по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) развит слабее, чем головной. Поэтому голос у детей 5-6 лет не громкий, но звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети этого возраста поют уже в более широком диапазоне (ре1-до2). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе надо использовать песни с удобной тесситурой. (Такие звуки могут быть проходящими) Примарными звуками являются (ми, фа-си) Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до1 звучит тяжело, его надо избегать.

Задачи:

-Учить петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре-до2, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

-продолжать учить правильно передавать мелодию.mf, p. В разных темпах с сопровождением и самостоятельно.

-учить сольному исполнению ранее выученных песен.

К концу года различать звуки по длительности и высоте в пределах квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз.

В вокальной работе с детьми этого возраста, следует учитывать, как психологические, так и физиологические особенности развития ребёнка. Голосовые мышцы у детей ещё не совсем сформировались. Певческое звукообразование происходит за счет натяжения краёв связок, поэтому форсирование следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет на выразительность исполнения. По-прежнему учим петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. И только в этом случае у них разовьётся правильные вокальные навыки, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки «про себя», с мышечным напряжением, русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивает инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребенку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны».

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации.

Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение педагога и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладовысотный слух.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

Таким образом, координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей.


1.4.Учебный план групп


1.4.1. Младшая группа

N п/п

Тема занятия

Количество

часов

Формы аттестации/ контроля

Детская деятельность

Совместная деятельность с родителями (открытые мероприятия)



1

Октябрь

Вводное занятие

1


Инструктаж

Опрос

2

Домик для дыхания

1


Оценка качества выполнения

3

Самолётики летят

2


Оценка качества выполнения

4


Первый жёлтый листик

1


Оценка качества выполнения

5

Осенний ветерок

1


Оценка качества выполнения

6

Дождик поёт

2


Оценка качества выполнения

7

ноябрь

Нам не холодно

2


Оценка качества выполнения

8

Снег-снежок

2


Оценка качества выполнения

9

Первые снежинки

2


Оценка качества выполнения

10

Концерт для родителей (совместная деятельность взрослых и детей)


2

Оценка качества выполнения

11

декабрь

Ёлочка лесная

2


Оценка качества выполнения

12

Зимний ветер

2


Оценка качества выполнения

13

На санках

2


Оценка качества выполнения

14

Снегири

2


Оценка качества выполнения

15

январь

Бабушка-метелица

2


Оценка качества выполнения

16

Белый зайка

2


Оценка качества выполнения

17

По сугробам

2


Оценка качества выполнения

18

В лесу

2


Оценка качества выполнения

19

февраль

Хлоп в ладоши

2


Оценка качества выполнения

20

Белочка

2


Оценка качества выполнения

21

Горячие пирожки

2


Оценка качества выполнения

22

Интерактивное путешествие в мир песен.(совместная деятельность детей и родителей)


2

Оценка качества выполнения

23

март

Мамина ласка

2


Оценка качества выполнения

24

Кошечка

2


Оценка качества выполнения

25

Самый сильный

2


Оценка качества выполнения

26

Колокольчик

2


Оценка качества выполнения

27

апрель

Птицы

2


Оценка качества выполнения

28

На ракете вверх

2


Оценка качества выполнения

29

Жаворонок

2


Оценка качества выполнения

30

Открытый концерт по итогам реализации программы (для родителей)


2

Оценка качества выполнения

Итого


50

6


Всего

56


1.4.2. Старшая группа

N п/п

Тема занятия

Количество

часов

Формы аттестации/ контроля

Детская деятельность

Совместная деятельность с родителями

(открытые мероприятия)



Октябрь

Вводное занятие

1


Инструктаж

Опрос

"Песня – душа народа"

1


Оценка качества выполнения

"Осень – дивная пора"

2


Оценка качества выполнения


"Настроение в песне"

4


Оценка качества выполнения

ноябрь

"Город детства"

2


Оценка качества выполнения

"От песенки до оперы""

2


Оценка качества выполнения

«Моя мама – лучшая на свете»

2


Оценка качества выполнения

Концерт для родителей (совместная деятельность взрослых и детей)


2

Оценка качества выполнения

декабрь

Хороводные, шуточные, календарные песни"

4


Оценка качества выполнения

Русская зима"

2


Оценка качества выполнения

С песней встретим Новый год"."

2


Оценка качества выполнения

январь

"Госпожа Мелодия"

4


Оценка качества выполнения

"Рисуем голосом"

2


Оценка качества выполнения

Интерактивное путешествие в мир песен.(совместная деятельность детей и родителей)


2

Оценка качества выполнения

февраль

Что такое доброта?"

4


Оценка качества выполнения

"Расскажи нам, песенка""

4


Оценка качества выполнения

март

"Весна-красна пришла"

4


Оценка качества выполнения

март

"Россия – Родина моя"

2


Оценка качества выполнения

"В гостях у композитора

2


Оценка качества выполнения

апрель

"Апрельская капель".


4


Оценка качества выполнения

Подготовка, репетиции к отчетному концерту.

2


Оценка качества выполнения


Открытый концерт по итогам реализации программы (для родителей)


2

Оценка качества выполнения

Итого


50

6


Всего

56





1.5.Планируемые результаты.

По итогам реализации программы дети смогут:

  • овладеть навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз.

  • овладеть простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усвоить ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.

  • эмоционально откликаться на музыкальные произведения, понимать их,

  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности с помощью педагога.

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания. Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.



Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»


    1. Календарный учебный график учебных групп

2.1.1.Младшая группа

Срок реализации – 7 месяцев, количество занятий –2 раза в неделю

п/п

Месяц

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

  1. Вводное занятие.

октябрь

Беседа

1

Знакомство, изучение поклона. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в музыкальном зале.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Домик для дыхания


групповое

1

Вокально-хоровая работа. Упражнения на развитие дыхания.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Самолётики летят


групповое

2

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Первый жёлтый листик


групповое

1

Вокально-хоровая работа. Разучивание текста.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Осенний ветерок

ноябрь

групповое

1

Вокально-хоровая работа. Знакомство со строением песни.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Дождик поёт


групповое

2

Разучивание песни.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Нам не холодно


групповое

2

Вокально-хоровая работа.

Разучивание песен.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Снег-снежок


групповое

2

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен.


Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Первые снежинки

декабрь

групповое

2

Разучивание песен. Упражнения на развития дыхания. Работа над выразительностью, эмоциями.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Концерт для родителей (совместная деятельность взрослых и детей)


групповое

2

Вокально-хоровая работа. Исполнение разученных песен.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Ёлочка лесная


групповое

2

Знакомство с новой песней.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Зимний ветер

январь

групповое

2

Работа над текстом, дыханием.


Музыкальный зал ДОУ №61

  1. На санках


групповое

2

Работа над звукообразованием. Разучивание песни.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Снегири


групповое

2

Вокально-хоровая работа. Возможности голоса.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Бабушка-метелица

февраль

групповое

2

Работа над звукообразованием.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Белый зайка


групповое

2

Строение песни (куплет, припев, вступление, проигрыш).

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. По сугробам

март

групповое

2

Разучивание песен. Работа над вокально-хоровыми навыками.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. В лесу


групповое

2

Работа над звукообразованием. Разучивание песни

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Хлоп в ладоши


групповое

2

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен.


Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Белочка

апрель

групповое

2

Работа над звуковедением.

Работа над дыханием.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Горячие пирожки


групповое

2

Повторение песен к концерту.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Интерактивное путешествие в мир песен.(совместная деятельность детей и родителей)


групповое

2

Вокально-хоровая работа.

Исполнение выученных песен.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Мамина ласка


групповое

2

Знакомство с песней. Тема. Жанр.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Кошечка


групповое

2

Вокально-хоровая работа. Упражнения на развитие диапазона.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Самый сильный


групповое

2

Вокально-хоровая работа.

Разучивание песен.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Колокольчик


групповое

2

Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Птицы


групповое

2

Вокально-хоровая работа. Работа над звукообразованием.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. На ракете вверх


групповое

2

Работа над выразительностью, эмоциями.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формирование сценической культуры пения.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Жаворонок


групповое

2

Повторение песен к концерту.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Открытый концерт по итогам реализации программы (для родителей)


групповое

2

Вокально-хоровая работа.

Исполнение выученных песен.

Музыкальный зал ДОУ №61


2.1.2.Старшая группа

Срок реализации – 7 месяцев, количество занятий –2 раза в неделю

п/п

Месяц

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

  1. Вводное занятие.

октябрь

Беседа

1

Знакомство, изучение поклона. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в музыкальном зале.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "Песня – душа народа"


групповое

1

Роль музыки, песни в жизни человека. Вокально-хоровая работа.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "Осень – дивная пора"


групповое

2

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен про осень.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "Настроение в песне"


групповое

4

Научить детей определять характер песни.

Знакомство с ладом.


Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "Город детства"

ноябрь

групповое

2

Вокально-хоровая работа.

Разучивание новогодних песен.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "От песенки до оперы""


групповое

2

Формы и жанры вокальной музыки.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. «Моя мама – лучшая на свете»


групповое

2

Вокально-хоровая работа.

Разучивание песен о маме

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Концерт для родителей (совместная деятельность взрослых и детей)


групповое

2

Вокально-хоровая работа.

Исполнение выученных песен.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Хороводные, шуточные, календарные песни"

декабрь

групповое

4

Разучивание народных песен.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Русская зима"


групповое

2

Вокально-хоровая работа.

Разучивание песен о зиме.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. С песней встретим Новый год"."


групповое

2

Работа над выразительностью, эмоциями.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формирование сценической культуры пения.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "Госпожа Мелодия"

январь

групповое

4

Работа над звуковедением.

Работа над дыханием.


Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "Рисуем голосом"


групповое

2

Возможности голоса.

Работа над звукообразованием.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Интерактивное путешествие в мир песен.(совместная деятельность детей и родителей)


групповое

2

Вокально-хоровая работа.

Исполнение выученных песен.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Что такое доброта?"

февраль

групповое

4

Песни о дружбе.

Работа над звукообразованием.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "Расскажи нам, песенка""


групповое

4

Знакомство с песенным текстом.

Художественное единство текста и музыки.

Строение песни (куплет, припев, вступление, проигрыш).

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "Весна-красна пришла"

март

групповое

4

Разучивание песен. Работа над вокально-хоровыми навыками.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "Россия – Родина моя"


групповое

2

Разучивание песен о папе, дедушке, Защитниках Отечества, России.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "В гостях у композитора


групповое

2

Кто сочиняет песни?

Песенная импровизация на заданный текст (окончание песен, песенных фраз).

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. "Апрельская капель".

апрель

групповое

4

Работа над звуковедением.

Работа над дыханием.


Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Подготовка, репетиции к отчетному концерту.


групповое

2

Повторение песен к отчетному концерту.

Музыкальный зал ДОУ №61

  1. Открытый концерт по итогам реализации программы (для родителей)


групповое

2

Вокально-хоровая работа.

Исполнение выученных песен.

Музыкальный зал ДОУ №61


2.2. Методические приемы обучения детей пению

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.

4. Приемы работы над отдельным произведением: пение песни с полузакрытым ртом; пение песни на определенный слог; проговаривание согласных в конце слова; произношение слов шепотом в ритме песни; выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

5. Настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук); остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования; анализ направления мелодии; использование элементов дирижирования; пение без сопровождения; зрительная, моторная наглядность.

6. Словесная оценка педагогом качества детского исполнения песни в зависимости от подготовленности и индивидуальных особенностей детей.


Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

Певческая установка. Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

Дыхание. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

- вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

- после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

- выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

Артикуляционная работа. Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».

Выработка подвижности голосаЭто качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

Расширение певческого диапазона детейЭтому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения

Выразительность и эмоциональность исполненияЛюбое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.

Работа над чистотой интонированияВ целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

Формирование чувства ансамбляВ хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

Формирование сценической культурыПодбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. 

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Учебные занятия имеют следующую структуру:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

1. Вводная часть (2-5 минут): Музыкальное приветствие, коммуникативные игры для создания положительного эмоционального настроя.

2. Основная часть (15-20 минут):

- Распевание, вокальные упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата детей к разучиванию и исполнению вокальных произведений: упражнения, формирующие правильную певческую установку и дыхание (правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя);

-Дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова);

- Упражнения, формирующие правильное звукообразование, звуковедение (развитие слуховых ощущений и умения использовать резонаторы, мягкая атака звука, приёмызвуковедения на legato, nonlegato, staccato, выработка кантиленного пения);

- Упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения мелодии, понятие высоты звука);

- Упражнения для развития чувства лада (ощущение детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада);

- Вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения навыками певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи при произношении звука, ясное, разборчивое произнесение текста);

- Попевки, распевки для расширения диапазона голоса;

- Упражнения для работы над динамикой (знакомство с динамическими оттенками piano, forte, crescendo, diminuendo, спокойное, некрикливое пение, выработка активного piano);

- Упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с ритмоформулами и ритмослогами, узнавание попевок по графическому изображению.

- Работа над песней (один из этапов).

1 этап

Разучивание песни.знакомство с песней в исполнении педагога, слушание, восприятие, беседа о характере, образном содержании, элементах выразительности; разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной тесситуре, сначала без сопровождения, потом с сопровождением).

2 этап

Закрепление текста, проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом; беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание; пение «эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют); игра «Я и вы» (перемежающееся пение по цепочке).

3 этап

Работа над качеством исполнения (достижение ансамбля – интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др.). Пение на звук «у» для выравнивания унисона; пение a capella для установления чистого хорового строя; пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для уточнения интонации; моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте; метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона подражания; использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и достижения ритмического ансамбля; пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля; вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания; задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому 12 педагогом, для достижения тембрового и интонационного единства. Пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни.

4 этап

Закрепление песни (вариативное повторение за счет способа звуковедения, динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональной выразительности). Пение по подгруппам, по рядам, по показу педагога; игра «Спрячем мелодию» (пение про себя и вслух); игра «Чей ряд знает лучше слова песни?» (каждый ряд поет по куплету, припевы можно вместе); игра «Дирижер» (дирижирует педагог или ребенок); игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке с передачей игрушки (поет ребенок, у которого игрушка);игра «Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется «волшебная палочка»); пение с жестовым сопровождением; игра «Телеконцерт» (ребенок-солист поет в «телевизоре»); игра «Фабрика звезд» (пение с микрофоном); инсценирование песен; пение от лица разных персонажей.

5 этап

Концертное исполнение (работа над выразительным артистичным исполнением песни). Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся; пение в ансамбле или сольно, с аккомпанементом или без него, в соответствующем характере, темпе, динамике; пение с ритмическим аккомпанементом с использованием детских музыкальных инструментов; подбор сценического оформления (костюмы, аксессуары, декорации).

  1. Заключительная часть (2-5 минут). Подведение итога занятия. Музыкальная игра. Прощание.


2.3. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы имеются следующие условия:

  • хорошо освещенный и проветриваемый музыкальный зал;

  • проектор для видео показа, ноутбук,

  • фортепиано;

  • колонки и микрофоны.


Наличие информационно-методических условий.

Для реализации Программы, обеспечивающих достижение планируемых результатов имеется доступ к сети интернет, а также методический материал к темам и разделам программы.

  • Методическая литература;

  • Перспективные планы работы по разделам «Программы»;

  • Методические разработки, конспекты открытых занятий и выступлений;

  • Материал для работы с родителями;

  • Материал для консультативной работы с воспитателями;

  • Комплексы обучающих упражнений;

Использование дистанционных образовательных технологий.

Видеоролики обучающих занятий, готовых поставленных номеров размещаются в течение всего курса реализации Программы в сети Интернет.


Кадровое обеспечение программы

В реализации программы занят один педагог - музыкальный руководитель: Возякова Ольга Юрьевна.


2.4. Формы аттестации

Способы проверки результатов обучения, методы и формы диагностики могут варьироваться. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в процессе занятий (беседа, упражнения, тесты, творческие задания), конкурсов, концертных выступлений, а также в процессе культурно-досуговой деятельности (игра, театрализация и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями (в сравнении с начальным) и творческие достижения каждого обучающегося.

Формами аттестации обучающихся, помогающие отслеживать результаты образовательной деятельности, так же являются: видеозаписи выступлений, дипломы и грамоты, журнал посещений, портфолио.


2.5 Методические материалы

Реализация данной дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей воспитанников, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств, поэтому целесообразно применение следующих педагогических технологий:

  • технология индивидуализации обучения - деятельный подход педагога к организации и планированию работы на учебном занятии, при котором каждый ребёнок может эмоционально и творчески проявить себя, ощутить чувство успеха и уверенности в себе;

  • технология группового обучения

  • коммуникативная технология - формирование уважительного отношения педагога и детей друг к другу, доброго и внимательного отношения друг к другу, терпимость к мнению других;

  • технология коллективного взаимообучения.


2.6.Планируемые результаты

В результате освоения программы вокального кружка дети смогут:

1. Владеть начальными исполнительскими навыками (правильное положение корпуса, спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в зависимости от музыкального образа песни, выразительная чистая интонация и дикция, правильная артикуляция, пение сольно и в ансамбле, с аккомпанементом и без него).

2. Увлеченно и заинтересованно слушать песни, определять их характер, жанр, лад, темп, ритм, тембр, высокие и низкие звуки, направление движение мелодии.

3. Эмоционально реагировать на содержание и характер песни, различать и называть песни, прослушанные в течение года.

4. Выражать свои впечатления о прослушанной песне в эстетических суждениях, художественных движениях под музыку, в рисунке.

5. Проявлять творческую самостоятельность в исполнении песен и песенных импровизациях.

6. Более уверенно ощущать себя в качестве певцов в концертных выступлениях.



.


Список литературы

  1. Апраксина, О. А. Методика развития детского голоса / О. А. Апраксина. – М. : Просвещение, 1982. – 312 с.

  2. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка /Н. А. Ветлугина. – М. :Просвещение, 1989. – 79 с.

  3. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – СПб. : Лань, 2000. – 190 с.

  4. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М. : Владос, 2000. – 304 с.

  5. Картушина, М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду / М. Ю. Картушина. – М.: Скрипторий, 2017. – 132 с.

  6. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению / О. В. Кацер. – С-Пб.: Музыкальная палитра, 2016. – 75 с.

  7. Огороднов, Д. Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания и программа как методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры (проект) / Д. Е. Огороднов. – М. : Музыка, 1994. – 132 с.

  8. Щетинин, М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / М. Щетинин. – М. : Метафора, 2011. – 74 с.

  9. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://strelnikova.ru.

  10. Емельянов, В. В. Фонопедический метод развития голоса [Электронный ресурс] / В. В. Емельянов. – Режим доступа: emelyanov-fmrg.ru.

  11. Огороднов, Д. Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека [Электронный ресурс] / Д. Е. Огороднов. – Режим доступа: http://www.ogorodnov.info.



Список полезных интернет – ресурсов для педагога

1. http://www.mp3sort.com/

2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru/

5. http://talismanst.narod.ru/

6. http://www.rodniki-studio.ru/

7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html

9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14. http://notes.tarakanov.net/

15. http://irina-music.ucoz.ru/load



Приложения

Приложение 1.

Диагностика развития певческих навыков детей

Дата диагностирования:________________________

№ п/п

Ф.И.ребенка

Певческий диапазон

Сила звука

Особенности тембра

Задержка дыхания на вдохе (звуковая проба "М")

Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба)

Точность интонирования

Звуковысотный слух

Уровень





















______________-Высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.

______________-Средний уровень овладения вокально-хоровыми навыками.

______________-Низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.



Критерии диагностики уровня развития певческих навыков

для детей


№ п/п

Критерии

Показатели

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Особенности голоса

Сила звука

Голос слабый

Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко

Голос сильный

Особенности тембра

В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразительный

Нет ярко выраженного тембра. Но старается петь выразительно.

Голос звонкий, яркий

Певческий диапазон

Диапазон в пределах 2-3 звуков

Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си)

Широкий диапазон по сравнению с нормой

Развитие дыхания

Продолжительность дыхания (звуковая проба "М")

Менее 15 сек

15-17 сек

Более 17 сек

Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба)

Менее 16 сек

16-18 сек

Более 18 сек

Развитие звуковысотного слуха

Музыкально-слуховые представления

Пение знакомой мелодии с поддержкой голоса педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного ее повторения

Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомойпопевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний.

Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомойпопевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний

Точность интонирования

Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука.

Ребенок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 2-3 звуков.

Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии.

Звуковысотный слух

Не различает звуки по высоте.

Различение звуков по высоте в пределах октавы и септимы.

Различение звуков по высоте в пределах секты и квинты


Низкий уровень – 1 балл

Средний уровень – 2 балла

Высокий уровень – 3 балла


При определении общего уровня развития и овладения вокально-хоровыми навыками все баллы суммируются.

Набранные ребенком баллы:

- 14-22 – низкий уровень

- 23-33 – средний уровень

- 22-44 – высокий уровень.



Приложение 2.


Музыкально – дидактические игры


Веселые матрешки

Программное содержание:

Учить детей различать звуки по высоте.

Игровые пособия:

Матрешки трех величин по числу играющих.

Музыкально-дидактический материал:

Металлофон.

Ход игры:

Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.


Какой инструмент звучит

Программное содержание:

Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Игровые пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов.

Музыкально-дидактический материал:

Детские музыкальные инструменты.

Ход игры:

Дети разделены на пары (тройки) перед каждой парой лежит набор карточек. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, дети поднимают ту карточку, на которой изображен звучащий инструмент.


Колокольчики

Программное содержание:

Учить детей различать силу звучания.

Игровые пособия:

Наборы колокольчиков разной величины.

Ход игры:

Педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние.

Угадай-ка

Программное содержание:

Учить детей различать длительность звуков.

Игровые пособия:

Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству игроков.

Музыкально-дидактический материал:

Бубен или барабан.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. В руках у первой – большие круги белого цвета, у второй – маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги, коротких – черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и следит за правильной реакцией детей.


Прогулка

Программное содержание:

Различать спокойный и бодрый характер музыкальных произведений.

Музыкально-дидактический материал: «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э. Парлова.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. При исполнении произведения спокойного характера по коленям хлопает одна команда, под бодрое произведение вторая команда хлопает в ладоши.


Море и ручеёк

Программное содержание:Учить детей различать темп музыки.

Игровые пособия:Наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.

Музыкально-дидактический материал:«Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова.

Ход игры:

При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного – с изображением моря. 

2-й вариант. При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого – двигаются, импровизируя течение ручейка.

 3-й вариант. Дети встают в два круга. Команда «море» при звучании медленного произведения поднимает и опускает сцепленные руки («волны»), при исполнении быстрого произведения команда «ручеек» двигается по кругу легким бегом. 


Три медведя

Программное содержание:Учить детей различать высоту звуков.

Игровые пособия:Плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка.

Музыкально-дидактический материал:

«Мишка» М.Раухвергера.

Ход игры:

Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, внизком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.

2-й вариант.

 Дети изображают медведей, и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.


Букеты

Программное содержание:

Учить детей различать длительность звуков.

Игровые пособия:

Цветы небольшого размера по два у каждого ребенка.

Музыкально-дидактический материал:

Бубен.

Ход игры:

Педагог играет долгие и короткие звуки в зависимости от звучания дети кивают головками цветов или кружатся, подняв цветы над головой.


Лесная прогулка

Программное содержание:

Учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана,бубна, погремушки.

Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Игровые пособия:

Шапочки медведей, зайцев, белочек по количеству детей.

Музыкально - дидактический материал:

Барабан, бубен, погремушка.

Ход игры:

Детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана – медведи, бубна –зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент – стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.


Кошки и мышки

Программное содержание:Учить детей различать громкие и тихие звуки.

Игровые пособия:Шапочки кошек и мышек по количеству детей группы.

Музыкально-дидактический материал:

Металлофон, любая плясовая мелодия.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Каждая живет в своем домике. Мышки выходят гулять под тихие звуки, кошки – под громкие. Когда сила звучания меняется, мышки приседают (прячутся), а кошки стоят на месте и оглядываются, в то время. Как мышки двигаются. По команде педагога «лови» кошки начинают ловить мышек.


Козлята и Волк

Программное содержание:Учить детей различать форму, характер и средства выразительности музыкальных произведений.

Игровые пособия:

Шапочка - маска волка.

Музыкально-дидактический материал:

«Козлята», «Волк» Т.Ломовой.

Ход игры:

Под музыку «Козлята» дети резвятся, как только начинает звучать произведение «Волк», выбегает волк (ребенок в шапочке – маске волка) и ловит козлят.


Ах, как песенку поём!

Программное содержание:

Учить детей различать и правильно передавать ритмический рисунок песен.

Музыкально-дидактический

материал:

Детские музыкальные  инструменты, мелодии знакомых песен.

Ход игры:

Педагог предлагает воспроизвести на детском музыкальном инструменте (металлофоне, бубне, барабане) ритмический рисунок знакомой песни, дети угадывают и вместе поют песню.


Бабочки

Программное содержание:

Учить детей различать и передавать в движении темп музыкального произведения.

Музыкально-дидактический материал:

Металлофон.

Ход игры:

Под быстрое звучание металлофона дети летают как бабочки, а под медленное – кружатся. Несколько раз упражнение повторяется с последовательной сменой звучания, затем педагог говорит. Что будет загадывать бабочкам музыкальные загадки: играть несколько раз быстро, а один – медленно и наоборот, а бабочки должны разгадать музыкальные загадки.


Барабан и погремушка

Программное содержание:

Учить детей различать тембр, названия музыкальных инструментов, передавать ритмический рисунок произведения.

Игровые пособия:

Барабаны и погремушки.

Музыкально-дидактический материал:

«Барабан» Д.Кабалевский, «Погремушка» В.Тиличеева.

Ход игры:

Когда исполняется произведение «Барабан» дети играют на барабане, передавая ритмический рисунок или отмечая сильную долю, когда звучит произведение «Погремушка» - играют на погремушках.


Оркестр

Программное содержание:

Учить детей узнавать звучание инструментов симфонического оркестра.

Игровые пособия:

Карточки с изображениями инструментов симфонического оркестра.

Музыкально-дидактический материал:

«Беседы о музыкальных инструментах» из программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».

Ход игры:

Детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения и поднять карточку с изображением звучащего инструмента.







Приложение 3

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Погреемся.

Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—10 раз).

Мельница.

Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6—7 раз).

Сердитый ежик.

Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3—5 раз).

Лягушонок.

Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к.

Заблудился в лесу.

Сделать вдох, на выдохе прокричатьау-у.

Великан и карлик.

Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.

Часы.

Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10—12 раз).

Ловим комара.

Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4—5 раз).

Косарь.

Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5—8 раз).

Трубач.

Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15—20 с ).

Будильник.

Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3—4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.

Насос.

Резко наклониться 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по б—8 раз в каждую сторону).

ЛЮБИМЫЙ НОСИК

Цельнаучить детей дыханию через нос, профилактике

заболеваний верхних дыхательных путей.

 

А сейчас без промедления

Мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте

И почаще повторяйте.

 

1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз).

Вдох — погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох — и обратно

Пальцы наши просятся.

 

2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

Попеременно ноздри при этом закрывай.

Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.

И насморк скоро убежит, ты так и знай!

 

3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).

Дай носу подышать, На выдохе мычи.

Звук [м] мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом улыбайся.





ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой


В основу тренажера положен нетрадиционный подход к дыханию. Простые, но очень эффективные упражнения заслужили уважение родителей. Польза дыхательной гимнастики доказана на практике.

Анна Николаевна делает акцент на вдохе. Его нужно делать носом, резко и коротко. Одновременно стараться сжимать грудную клетку с помощью нагибаний, поворотов, как бы мешать вдоху. Организм реагирует мгновенно. Клетки быстро поглощают полученный кислород. Раздражаются рецепторы носа, активизируют работу органов.

Комплекс Стрельниковой улучшает состояние организма, тонизирует, помогает восстановиться после стрессов, операций, заболеваний сердца, потерять лишний вес, решить проблемы с речью.

Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам:

  1. Сконцентрируйтесь на вдохе – это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха.

  2. Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха.

  3. Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц.

  4. Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит.

  5. Сохраняйте маршевый ритм дыхания.

  6. Прекратите занятия, если видите, что малыш побледнел или покраснел.

  7. Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха.

  8. Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме.

У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (заикания). Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы.

Обучение дыхательной гимнастике – задача логопеда. Родители могут воспользоваться видео-уроками, советами педагога и заниматься с дошкольником в домашних условиях дополнительно.


Приложение 4

Артикуляционная гимнастика


Трактор.

Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).


Стрельба.

Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г(укрепляем мышцы полости глотки).


Фейерверк.

В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).


Гудок парохода.

Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.


Упрямый ослик.

Выбираются  ослики  и погонщики.

Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричатьй-а-й-а (укрепляем связки гортани).


Плакса.

Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает усталость головного мозга).







Приложение 5

Комплекс оздоровительных упражнений для горла


Лошадка.

Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем

(20—30 с).


Ворона.

Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом

( 6 – 7 раз).


Змеиный язычок.

Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).


Зевота.

Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать

(5—6 раз).


Веселые плакальщики.

Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с).


Смешинка.

Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4—5 раз).

















Приложение 6


Чистоговорки для детей


АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая

АДЫ – АДЫ – АДЫ — осени мы рады

ША – ША – ША — наша осень хороша

АТА – АТА – АТА — осень дарами богата

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — в огородах урожай

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — будет хлеба урожай

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи

РУ – РУ – РУ — я колосья соберу

ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп

ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы

ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы

КА – КА – КА — белая мука

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы

ЯХ – ЯХ – ЯХ — много хлеба на полях

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу

ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха

НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры

РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист

АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать

АХ – АХ – АХ – комбайны на полях

ДУ – ДУ – ДУ — мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ — поспевают фрукты

АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай

АД – АД – АД — вот фруктовый сад

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ЕМ – ЕМ – ЕМ — деревце польем

ТИ – ТИ – ТИ — будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ — поспевают груши

УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

УСТ – УСТ – УСТ — облепихи куст

ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты

АДУ – АДУ – АДУ — мы рады винограду

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

ИВУ – ИВУ – ИВУ — собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ — фрукты для здоровья

ОЙ – ОЙ – ОЙ — огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ — собираем урожай

РОД – РОД – РОД — мы вскопаем огород

АДКИ – АДКИ – АДКИ — поливаем грядки

УК – УК – УК — собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ — созревают огурцы

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ — большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА — сочная морковка

ЧОК – ЧОК – ЧОК — горький чесночок

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ — зеленый огурец

АН – АН – АН — спелый баклажан

СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон

АМ – АМ – АМ — свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны

АТ – АТ – АТ — из овощей салат

ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка

ОШКУ — ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей

ОВКА — ОВКА — очень сладкая морковка

УЗ -УЗ — УЗ — вырастет у нас большой арбуз

ЦЫ — ЦЫ — ЦЫ — все мы любим огурцы




30 скороговорок для отработки «трудных» звуков


  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

  • Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!

  • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.

  • Хвалю халву.

  • У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.

  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

  • Рододендроны из дендрария даны родителями.

  • Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

  • Около кола колокола, около ворот коловорот.

  • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

  • На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

  • На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.

  • «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

  • Король-орёл.

  • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

  • Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!

  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

  • Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

  • Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

  • Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!

  • Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. 

  • Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!

  • Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.

Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!

Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной.


  • Приложение 7


Вокальные упражнения (распевки)


Вокальные упражнения (распевки) - самые простые упражнения, которые соответствуют следующим критериям:

- мелодия небольшого диапазона, охватывающая 3-5 соседних звука (или, как говорят музыканты, 3-5 ступеней, диапазон терция-квинта);

- мелодия движется поступенно, т. е. без скачков, сверху вниз.


Упражнение 1. Пение с закрытым ртом.

Иногда это упражнение называют ―пение на согласный ―М‖, ―мычание‖, но все -

таки лучше назвать его ―пение с закрытым ртом‖, тогда возникают правильные

ассоциации.

Губы должны быть сомкнуты, зубы разомкнуты, во рту большой объем. Сделайте

вдох через нос и пойте.

Следите, чтобы звук шел широко и свободно. В нем не должно быть звона,

резкости и гнусавости. Исполняйте это упражнение только на самых удобных для

Вас звуках.

Обратите внимание на свои ощущения. Где Вы чувствуете вибрацию звука?


Упражнение 2. Мелодия в поступенном нисходящем движении, охватывающая три соседних звука.

Пойте это упражнение на гласный звук ―ю‖, на слоги ―лю-лю-лю‖, ―ма-а-а‖.

Следите, чтобы гласный ―А‖ исполнялся округло как ―О‖. То есть, пойте ―ма-а-а‖, а думайте в это время ―мо-о-о‖.


Упражнение 3. Мелодия на трех соседних звуках.

Исполняйте упражнение на слог ―лю‖


Упражнение 4. Мелодия в нисходящем движении. Пять соседних звуков.

Пойте упражнения на слоги ―лю‖, ―уа‖, ―май‖.



Распевание (развитие голоса, как в верхний диапазон, так и в нижний)

А) С закрытым ртом начиная с Ля мажора первой октавы поём такую комбинацию: До# - Cи - До# - Си - Ля. Поём только мажор, выбирая лады на белых клавишах. Вверх и вниз до тех нот, которые «тянем». Не напрягать сильно связки.

Б) Поём по нотам: Ля – До# – Ми – До# – Ля. Вверх по ладам все ноты пропеваем со звуком «А», вниз со звуком «У», дойдя до Ля, с которой начинали – «О» и далее вниз, на сколько возможно.

В) Поём по нотам: Ля – Си – До# – Ре – Ми – Ре – До# – Си – Ля. Со звуками: вверх «Ми-и-и-и» (до ноты Ми) - вниз А-А-А-А-А. Когда сначала завываем, а потом выталкиваем воздух, будто насмехаясь. Чтобы дёргался живот и пресс.

Г) То же самое, только со звуком «Ля». Челюсть открыта и неподвижна. Активен только язык. Дыхание через нос.

Д) Поём по нотам: Ми - До# - Ля («Я пою») – Ми – Ре - До# - Си – Ля («Хорошо пою»)

Е) Поём скороговорку. Стараться на одном дыхании спеть хотя бы 2 ноты. Ноты: Ля - До# - Ми – Ля. Слова: «Бык тупогубтупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа». Эти слова пропиваем на каждой указанной ноте. Ля мажор, Домажор, Ми мажор.

З) Пропеваем гамму со звуком «А», от Ля до Ля. И так продвигаемся вверх по ладам.




















Приложение 8.

ПЕСЕНКА - РАСПЕВКА "ЖУК" для развития интонационных навыков.

Жук.жук, где твой дом?
Жук, жук, где твой дом?
Мой дом под кустом,
Под берёзовым листом.
Зайчики бежали,
Домик поломали.
Жу-жу-жу-жу
Я на веточке сижу.


КИСА
Киса подходила,
Молочка просила.
Мя-у, мя-у, мя-у.


ПЕТУШОК
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Громко песни поёшь?
Громко песни поёшь,
Деткам спать не даёшь.



ДВА КОТА
Та - та, два кота,
Два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане,
Все усы в сметане.
Чёрный кот полез в подвал
И мышонка там поймал.



КОМАРИКИ
Комарики - мошки
Пляшут на дорожке.
Комарики - мошки
Пляшут на дорожке.
Скоро ночь - улетайте прочь.

ГУСИ
Гуси, гуси.
Га - га - га.
Есть хотите?
Да - да - да.
Кашу с маслом?
Нет - нет - нет.
А чего вам?
Нам - конфет.

КОШКИН ДОМ
Бом - бом - бом - бом!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом.
Бом - бом - бом - бом!
Бом - бом - бом - бом!

КУКУШКА
Ленивая кукушка
Гнезда себе не вьёт,
По деткам не скучает,
А всё "ку - ку" поёт,
А всё "ку - ку" поёт.
Ку - ку, ку - ку, ку - ку.
Ку - ку, ку - ку, ку - ку.

ДОЖДИК
Дождик, дождик
Лей, лей, лей!
На меня и на людей!
На меня по крошечке.
На людей по ложечке.
А на Бабушку Ягу
Лей по целому ведру!

ДОЖДИК
Дождик, дождик,
Кап, кап, кап.
Ты не капай долго так!
Хватит землю поливать,
Нам пора идти гулять!
Кап! Кап! Кап! Кап!





СОРОКА
Сорока, сорока.
Где была? Далёко.
Кашку варила,
Деточек кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости прилетали,
Деткам отдавали.

ТЕНЬ-ТЕНЬ
Тень - тень - потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса -
Всему свету я краса.
Похвалялся зайка -
Пойди, догоняйка.
Похвалялися ежи -
У нас шубы хороши.
Похвалялись блохи -
И у нас не плохи.
Похвалялся медведь -
Могу песни я петь.
Похвалялася коза -
Всем я выколю глаза!

ПЕСЕНКА ЗАГАДКА
Далеко-далеко на лугу пасутся ко...
Кони?
Нет, не кони.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко...
Козы?
Нет, не козы.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко...
Коровы?
Правильно, коровы.
Пейте дети молоко -
Будете здоровы!
Пейте дети молоко -
Будете здоровы!

Разбудили мы ежа
Он зафыркал чуть дыша
Фыр фыр фыр фыр фыр фыр фыр

РАЗБУДИЛИ МЫ..

Разбудили мы щенка
Напугал он нас слегка
Гав гав гав гав гав гав гав

Разбудили мы тигрёнка
Он мурлычет как котёнок
Мяу мяу мяу мяу мяу мяу мяу

Разбудили мы цыплят
Хором все они пищат
Пи пи пи пи пи пи пи

Разбудили мы друзей
Вместе будет веселей
Ля ля ля ля ля ля ля
Дружно все поем с утра.







47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!