СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа "Умницы и умники" имеет естественнонаучную направленность, направлена на развитие познаватель­ных способностей и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 9 лет.

Актуальность Программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Актуальность Прпограммы опрнделяется также запросом со стороны детей и их родителей.

Программа педагогически целесообразна, так как ориентирует учащихся на самостоятельность в поисках композиционных решений , в выборе способов выполнения работ, что стимулирует познавательную активность.

Новизна Программы при традиционности направления дечтельности - естественнонаучная направленность, состоит в том, что основополагающей в организации образовательного процесса является актуальная современная педагогическая технология дифференцированного обучения. Эта педагогическая технология соответствует задачам "Концепция развития дополнительного образования детей" - необходимость перехода от формально - группового подхода в обучении к дифференцированному обучению школьников в зависимости от их индивидуально-психологических (психофизиологических)различий, так как является личностно ориентированной и основной её принцип - признание индивидуальности ребёнка и создание необходимых условий для его развития. Она позволяет выстраивать добровольные и гуманистические взаимоотношения педагога и детей; создавать комфортную среду для общения, способствующую развитию познавательного потенциала каждого ребёнка и егто самореализации.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Адресат Программы

Программа расчитана на детей 7 - 9 лет, разработана с учётом возрастных особенностей детей данного возраста. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Развитие личности ребёнка, его интеллекта предполагает сотрудничество ребёнка и взрослого в процессе осуществления обучения. Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребёнка резервы, необходимо ка можно быстрее адаптировать детей к работе, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. В этом возрасте закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов: внимание, память, восприятие, воображение. мышление и речь.

Набираются учащиеся в группу с различным уровнем развития конструктивных и познавательных способностей. Набор осуществляется по заявлению на основании организации внеурочной деятельности детей начального школьного возраста в рамках требований ФГОС НОО.

Объём Программы

Программа рассчитана на 9 месяцев обучения: 37 учебных часов.

Форма обучения очная.

Особенность организации образовательного процесса - образовательный процесс осуществляется в соответствиис учебным планом.

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: индивидуальная, групповая. коллективная.

Режим занятий

Количество часов и занятий в неделю: 1 час в неделю, продолжительность занятий - 45 минут. Занятия включают в себя организационную, теориттическую и практическую части.

Количество обучающихся в группе - 12 - 16 человек.



Цели и задачи программы

Цель : развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи Программы:

Обучающие

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

развивающие

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

воспитательные

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

В тематике учебного плана допускается замена тех или иных тем в зависимости от индивидуальной подготовленности детей и с учётом их интересов и потребностей.

Учебный план

Содержание учебного плана

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические

Введение . Инструктаж по ТБ. Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.

1

1

-

Свойства, признаки и составные части предметов.

Логически – поисковые задачи.

Лабиринты. Графический диктант. Логически – поисковые задачи.

4

-

4

Сравнение.

Поиск закономерности. Игры. Решение логических задач. Алгоритмы. Графические диктанты.

6

-

6

Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями.

Многоугольники. Многогранники. Поиск закономерностей. Классификация предметов.

4

-

4

Элементы логики.

Классификация предметов. Ребусы. Алгоритмы. Логически – поисковые задачи. Классификация предметов. Числовые закономерности.

7

-

7

Развитие речи.

Решение творческих задач. Логически – поисковые задачи. Графический диктант.

8

-

8

Развитие аналитических способностей. Логические задачи. Ребусы. Алгоритмы.

6

-

6

Обобщающее занятие "Наши достижения"

1

-

1


37

1

36



Содержание программы

В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

1.Тренировка психических процессов.

-развитие концентрации внимания;

-тренировка внимания;

-тренировка слуховой памяти;

-тренировка зрительной памяти;

-совершенствование воображения;

-развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

2. Задания геометрического характера.

- уникурсальные кривые;

-составление и моделирование предметов;

-построение фигур из счетных палочек;

-построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".

3. Нестандартные задания алгебраического характера.

-арифметический шифр;

- математический фокус ;

-арифметические лабиринты с воротами;

-математические ребусы;

-магические квадраты 3*3;

4.Нестандартные задания логического характера

-анаграмма;

-комбинаторные задачи;

-задачи с альтернативным условием.

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты.

Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для

оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Календарный учебный график

Образовательная деятельность осуществляется с понедельника по пятницу в период с 9. 00 до 17 . 00, время занятий корректируется в зависимости от конкретных запросов участников образовательного процесса. Календарный учебный график определяется расписанием.

Количество учебных недель - 37.

Количество учебных дней - 37.

Продолжительность каникул: с 30. 12 2020 по 12. 01. 2021 г.

Даты наяала и окончания учебных периодов/этапов : 01. 09. 2020 - 29. 12. 2020 г., 13. 01. 2021 - 31. 05. 2021 г.

Условия реализации программы

Кабинет для занятий оборудован необходимыми приспособлениями (учебной доской, партами, шкафами для хранения материалов)

Техническое обеспечение Программы: ручки, карандаши, линейки, тетради.

Рабочее место каждый учащийся организует для себя сам.

Наглядные пособия располагаются так, чтобы они не были повреждены.

Формы аттестации. Оценочные материалы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы».

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

тестирование;

практические работы;

творческие работы;

самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Методические материалы

В программу включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.

Учитель, работающий по данной программе, может вносить необходимые изменения в то или иное задание, исключать что-либо, исходя из возможностей класса и своих, оценивать эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать тому или иному ребёнку.

Остановимся подробнее на заданиях. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

адания на совершенствование воображения;

задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В программу включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Список литературы

1.Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)». Методическое пособие для 2 класса.

2.Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»). Программа развития познавательных способностей учащихся.

3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя.

4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя.

5.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя.

6.Холодова О.А. «Юным умникам и умницам 7 –8 лет (2 класс) : учебник-тетрадь: в 2 ч./ О.А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2015 г.

7.Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 7- 8 лет (2 класс)./ Методическое пособие + Программа курса «РПС». – 3-е изд; - М.: Издательство РОСТ, 2012.

Вопросы для проведения опроса в ходе итоговой аттестации

Впишите слово, которое является понятием данного определения.

Мера длины, равная 100 см, - … .

Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .

Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .

Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .

Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .

Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .

Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .

Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .

Дополни определение.

Час – это единица времени.

Гроза – это явление природы.

Корень – это часть растения.

Самостоятельно составь определение.

Дневник – это … .

Делитель – это … .

Береза – это … .

Справедливость – это … .

Вычеркни определения с ошибками.

Враг – это человек, который желает тебе зла.

Утюг – предмет бытовой техники для одежды.

Чай – это кипяченая вода чайнике.

Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.

Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.

Корова – животное, которое дает молоко.

Ствол – это древесный стебель.

Объясни своими словами крылатые выражения.

Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.

Глаза – зеркало души.



Диагностическая карта








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!