СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная предпрофессиональная рабочая программа Ансамбль в области музыкального искусства "Струнные инструменты" (скрипка) - 8 лет

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная предпрофессиональная рабочая программа Ансамбль в области музыкального искусства "Струнные инструменты" (скрипка) - 8 лет»














































СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка.


2. Структурные компоненты УМК учебного предмета «Ансамбль».


3. Рабочая программа учебного предмета «Ансамбль».


4. Методические рекомендации по изучению предмета.


5. Содержание предмета по годам обучения.


6. Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета.


7. Учебная литература: нотные сборники, сборники гамм и арпеджио, репертуарные сборники; учебно-методическая литература; электронные образовательные ресурсы.


8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета.


9. Самостоятельная работа обучающихся.

























I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебно-методический комплекс по предмету «Ансамбль» (далее УМК) –

это оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

УМК по предмету «Ансамбль» предназначен для реализации минимума

содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программой в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Цель разработки УМК «Ансамбль» - создание необходимых условий для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами

и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализации целей обучения, воспитания и развития

обучающихся, активизации их учебно-познавательной деятельности и управления ею.

Задачи УМК «Ансамбль»:

подготовка учебно-методического обеспечения учебного предмета;

систематизация содержания учебного предмета с учетом достижений

исполнительской преподавательской школы, требований работодателя

и потребителя образовательной услуги;

оснащение образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, которые способствуют подготовке одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

внедрение инновационных преподавательских технологий и активных

методов обучения в преподавании предмета согласно реализуемой технологии обучения;

правильное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, контроля результатов их обучения;

разработка фонда оценочных средств, обеспечение возможности системного контроля качества образовательного процесса;

создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно- методических пособий;

обеспечение охраны жизнедеятельности при проведении учебных занятий.

УМК призван обеспечить целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

II. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УМК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«АНСАМБЛЬ»

Рабочая программа учебного предмета «Ансамбль».

Методические рекомендации по изучению предмета.

Содержание предмета по годам обучения.

Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета.

Учебная литература:

нотные сборники, сборники гамм и арпеджио, репертуарные сборники;

учебно-методическая литература;

электронные образовательные ресурсы.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Самостоятельная работа обучающихся

III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«АНСАМБЛЬ»

Рабочая программа учебного предмета «Ансамбль» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в

области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Цель программы: обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и

навыков в области ансамблевого исполнительства, выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на скрипке и подготовка их

к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие

образовательные программы среднего профессионального образования.

Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая, которая позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития обучающихся.

Паспорт программы

Область применения программы:

- программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе

струнные инструменты

название образовательной программы

- Программа учебного предмета может быть использована:

в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» со

сроком обучения 8 лет в детских школах искусств, при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»: музыкальное исполнительство.

Цель и задачи учебного предмета «Ансамбль(скрипка)»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовка

их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

• решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся

разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться

в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных

выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

• расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;

• формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального

исполнительского комплекса - солиста камерного ансамбля.

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические

знания, умения, навыки владения инструментом.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

• ансамблевый репертуар;

• художественно-исполнительские возможности струнных инструментов;

• другие инструменты (если ансамбль состоит из разных инструментов - струнных, духовых, народных), их особенности и возможности;

• знание профессиональной терминологии;

• знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных

эпох;

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  • читать с листа музыкальные произведения;

  • воспитывать совместное для партнеров чувства ритма;

  • воспитывать слуховой контроль при ансамблевом музицировании;

  • грамотно исполнять музыкальные произведения;

  • самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных

жанров и стилей;

  • создавать художественный образ при исполнении музыкального

произведения;

  • самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании

несложного музыкального произведения;

В результате освоения предмета обучающийся должен владеть:

  • навыками ансамблевого исполнительства на музыкальном инструменте в объеме, предусмотренном ДПОП «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»;

  • навыками самостоятельной творческой работы на разных этапах разучивания музыкального произведения;

  • навыками публичных выступлений;

  • техническими средствами и приемами, необходимыми для создания художественного образа музыкального произведения;

  • навыками чтения с листа и музыкального анализа исполняемых произведений.


СТРУКТУРА ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

412,5

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

165

в том числе:


Практические занятия

155

контрольные уроки, зачеты, академические концерты,

технические зачеты, контрольные работы,

прослушивания и др.

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

247,5

в том числе:


итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

(специальность, сольфеджио, музыкальная литература)



Тематический план и содержание учебного предмета:

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Освоение навыка

ансамблевой игры.

Содержание учебного материала



1.Знакомство с ансамблевым

репертуаром.

2.Игра в унисон.


Практические занятия

20

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

30

Тема 2.

Работа над

интонацией.

Содержание учебного материала



Формирование и развитие навыка

интонирования в ансамбле.

Интонация в унисонах.

Интонация многоголосия (гармоническая

интонация).



Практические занятия

30

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

30

Тема 3.

Технические

навыки

ансамблевого

исполнительства.

Содержание учебного материала



Работа над единством аппликатуры,

штрихов, приемов игры.



Практические занятия

20

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

20

Тема 4.

Метроритм в

ансамблевом

исполнительстве.

Содержание учебного материала



Работа над метроритмической стороной

произведения, над единством движения в

музыке.



Практические занятия

18

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

30

Тема 5.

Динамика в

произведении.

Содержание учебного материала



Работа над единой динамикой, над

балансом звучания всех партий в

ансамбле.



Практические занятия

17

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

20

Тема 6.

Художественный

образ

произведений.

Содержание учебного материала



Работа над единством исполнительских

намерений, реализацией

исполнительского замысла, исполнение

стилистических особенностей

произведения.



Практические занятия

20

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

20

Тема 7.

Чтение нот с листа.

Содержание учебного материала



Обучение учащихся самостоятельно и

грамотно разобраться в нотном тексте,

умение определять тональность, характер,

темп произведения, внимание к

аппликатуре, размеру, штрихам,

авторским обозначениям в тексте.



Практические занятия

20

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

50

Тема 8

Организация самостоятельных

домашних занятий.

Содержание учебного материала



1.Самостоятельное изучение несложных пьес с дальнейшим проигрыванием педагогу.

2.Подготовка к концертным выступлениям.



Практические занятия

10

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

47.5


Виды аттестации по учебному предмету по годам обучения и полугодиям:


Год обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

8 год

Четверть учебного года

II

IV

II

IV

II

IV

II

IV

II

IV

II

IV

II

IV

II

IV

Зачет/Экзамен









З


З


З


З


З

Итоговая аттестация



















IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА


В работе с учащимися преподаватель по предмету «Ансамбль » должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности учеников в коллективе - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень их подготовки.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонацией, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

При выборе репертуара для ансамбля педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество переложений для конкретного состава. Грамотно составленная программа – залог успешных выступлений. Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно.

Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.

Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной.

Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнерами по ансамблю.

В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени

технической и образной сложности, высокохудожественные по

содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

4 класс (1 год обучения)

Формирование навыка слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. Формирование и развитие навыка интонирования в ансамбле.

В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной

реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому

уровню подготовки.

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля.

В конце 1-го полугодия – контрольный урок (1-2 произведения), в конце

учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может

считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

5 класс (2 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

• умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

•работа над интонированием в унисонах;

• совместно работать над динамикой произведения;

• анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 2-4 ансамбля (с разной степенью

готовности).

В конце 1-го полугодия – контрольный урок (1-2 произведения). В конце года -зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

6 класс (3 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями. Работа над единством аппликатуры, штрихов, приемов игры.

Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Интонация многоголосия (гармоническая интонация). Продолжение развития

музыкального мышления ученика.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра,

стиля и характера).

В конце 1-го полугодия – контрольный урок (1-2 произведения). В конце 2-го

полугодия - зачет со свободной программой.

7 класс (4 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.

Работа над метроритмической стороной произведения, над единством движения в музыке; развитие музыкального мышления и средств выразительности; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

За год необходимо пройти 2-4 произведения.

В конце 1-го полугодия – контрольный урок (1-2 произведения). В конце

учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.

8 класс (5 год обучения)

Продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление камерного репертуара, умение самостоятельно и грамотно разобраться в нотном тексте, умение определять тональность, характер, темп произведения,

внимание к аппликатуре, размеру, штрихам, авторским обозначениям в тексте.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра,

стиля и характера).

В конце 1-го полугодия – контрольный урок (1-2 произведения). В конце

учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.

VI. КОНТРОЛЬ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Оценка качества реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Ансамбль» в области музыкального искусства «Струнные инструменты» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся в конце каждого

учебного года с 4 по 8 класс.

Текущий контроль проводится в течение всего образовательного процесса в

ходе проведения учебных занятий.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться

академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других

творческих мероприятиях.

По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится промежуточная аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Содержание промежуточной аттестации

Первый год обучения (4 класс)

1полугодие – контрольный урок: 1-2 разнохарактерные пьесы.

2 полугодие - зачет: 1-2 разнохарактерные пьесы.

Второй год обучения(5 класс)

1полугодие – контрольный урок: 1-2 разнохарактерные пьесы.

2 полугодие - зачет: 1-2 разнохарактерные пьесы.

Третий год обучения(6класс)

1полугодие – контрольный урок: 1-2 разнохарактерные пьесы.

2 полугодие - зачет: 1-2 разнохарактерные пьесы.

Четвертый год обучения(7класс)

1полугодие – контрольный урок: 1-2 разнохарактерные пьесы.

2 полугодие - зачет: 1-2 разнохарактерные пьесы.

Пятый год обучения(8класс)

1полугодие – контрольный урок: 1-2 разнохарактерные пьесы.

2 полугодие - зачет: 1-2 разнохарактерные пьесы.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ ПО КЛАССАМ

4 класс.

И.Дунаевский «Колыбельная»

И.С.Бах «Менуэт»

Е.Рыбкин «Мелодия осени»

Ж.Ф.Рамо «Ригодон»

5 класс.

А.Бабаджанян «Танец»

Е.Рыбкин «Танго друзей»

Е.Рыбкин «Почтовый дилижанс»

Дж.Каччини «Аве Мария»

6 класс.

Э.Григ «Норвежский танец»

Е.Дога «Вальс» из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»

И.Штраус «Анна-полька»

Ф.Шуберт «Серенада»

7класс.

А.Дворжак «Юмореска»

Д.Темкин«Зеленые листья июньских лесов»

О.Хромушин «Интерлюд»

Э.Морриконе Мелодия из к\ф «Профессионал»

8 класс.

А.Даргомыжский «Полька»

Л.Дезорме «Возвращение с парада».

П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица».

Э Вальдтейфель Полька «Пустячки».

Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина

«Метель».

А.Вивальди Концерт ля-минор.

Система и критерии оценок промежуточной аттестации.

1. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:

"5"; "5-"; "4+"; "4"; "4-"; "3+"; "3"; "3-"; "2".

2. Учебный предмет «Ансамбль».

Оценка "5" (отлично):

-артистичное поведение на сцене;

-увлечённость исполнением;

-художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-слуховой контроль собственного исполнения и исполнения партнера;

-корректировка игры при необходимой ситуации;

-свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

-убедительное понимание чувства формы;

-выразительность интонирования;

-единство темпа;

-ясность ритмической пульсации;

-яркое динамическое разнообразие.

Оценка "4" (хорошо):

-незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

-грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-недостаточный слуховой контроль собственного исполнения и исполнения

партнера;

-стабильность воспроизведения нотного текста;

-выразительность интонирования;

-попытка передачи динамического разнообразия;

-единство темпа.

Оценка "3" (удовлетворительно):

-неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления

музыки;

-слабый слуховой контроль собственного исполнения, исполнения партнера;

-ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических

задач;

-темпо-ритмическая неорганизованность;

-слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

-однообразие и монотонность звучания.

Оценка "2" (неудовлетворительно):

-частые "срывы" и остановки при исполнении;

-отсутствие слухового контроля;

-ошибки в воспроизведении нотного текста;

-низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-отсутствие выразительного интонирования;

-метро-ритмическая неустойчивость.

VII. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОТНЫЕ СБОРНИКИ, СБОРНИКИ

ГАММ И АРПЕДЖИО, РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Учебная литература

Основные источники

1. Гаммы и арпеджио для скрипки. 1-7 классы [Hоты]: / сост. Л.А. Рыбкина.

– Белгород, 2006. – 34 с.

2. Популярная классическая и эстрадная музыка для скрипки в

сопровождении фортепиано [Ноты]: / сост. Л. А. Рыбкина. – Белгород, 2006.

84 с.

3. Пудовочкин, Э.В. Скрипка раньше букваря [Hоты]: опыт раннего

обучения на скрипке / Э.В. Пудовочкин. – Санкт Петербург.: Композитор, 2006.– 56 с.

4. Рыбкин, Е.А. Весёлые струны [Ноты]: скрипичные пьесы, дуэты.

Ансамбли для детей и юношества в сопровождении фортепиано / Е.А. Рыбкин, Л.А. Рыбкина. – Белгород, 2004. – 24 с.

5. Рыбкин, Е.А. Пьесы для ансамбля скрипачей в сопровождении

фортепиано [Hоты]: / Е.А. Рыбкин, Л.А. Рыбкина. – Белгород, 2006. – 64 с.

6. Рыбкин, Е.А. Концертино-фантазия [Hоты]: для скрипки и фортепиано /

Е.А. Рыбкин. – Белгород, 2005. – 24 с.

7. Рыбкина, Л.А. Скрипичный ключик [Hоты]: сборник пьес для учащихся

младших классов с приложением клавира / Л.А. Рыбкина. – Белгород, 2006. 72 с.

8. Рыбкин, Е.А. Виолинки [Ноты]: скрипичные пьесы для детей и

юношества в сопровождении фортепиано / А.Е. Рыбкин, Л.А. Рыбкина. –

Белгород, 2004. – 24 с.

9. Светлячок [Hоты]: пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано / сост.

Э.В. Пудовочкин. – Санкт Петербург.: Композитор, 2005. – 58 с.

10. Третьяченко, В.Ф. Скрипичный букварь [Ноты]: учебное пособие для

начинающих скрипачей / В.Ф. Третьченко. – Краснодар. краев. науч.-учебн.

центр кадров культуры.: Краснодарск, 2007. – 68 с.

11. Щукина, О.Н. Ансамбль скрипачей с азов [Ноты]: / О.Н. Щукина. –

Клавир и партии. – Санкт Петербург, Композитор, 2007. - Вып. 2. – 87 с.

Дополнительные источники

1. Альбом скрипача [Ноты]: этюды / ред. В. Сумаруков. – М.: Советский

композитор, 1989. – Вып. 3. – 120 с.

2. Ансамбли юных скрипачей [Ноты]: педагогический репертуар ДМШ. /

сост. и ред. Д. Фролович. – М.: Советский композитор, 1979. – Вып. 4. – 36 с.

3. Ансамбли юных скрипачей [Ноты]: педагогический репертуар ДМШ. /

ред. В. Шуть. – М.: Советский композитор, 1981 – Вып. 5. – 80 с.

4. Ансамбли юных скрипачей [Ноты]: педагогический репертуар ДМШ. /

сост. М. Рейтих. – М.: Советский композитор, 1985. – Вып. 6. – 80 с.

5. Бакланова, Н.В. Этюды средней трудности для скрипки и фортепиано

[Ноты]: средние и старшие классы / Н.В. Бакланова. – М.: Советский

композитор, 1988. – 56 с.

6. Власов, В.А. 15 лёгких дуэтов для двух скрипок [Ноты]: / В.А. Власов. –

М.: Музыка, 1981. – 23 с.

7. Григорян, А.Г. Гаммы и арпеджио для скрипки [Ноты]: для ДМШ и

музыкальных училищ / А.Г. Григорян. – М.: Музыка, 1980. – 56 с.

8. Гарлицкий, М.А. Шаг за шагом [Ноты]: методическое пособие для юных

скрипачей / М.А. Гарлицкий. – М.: Советский композитор, 1985. – 80 с.

9. Донт, Я. Этюды и каприсы для скрипки [Ноты]: / Я. Донт. – М.: Музыка,

1998. – 41 с.

10. Домашний концерт [Ноты]: любимые мелодии для скрипки и фортепиано.

– Клавир с приложением партии скрипки. – М.: Музыка, 1997. – 4 с.

11. Кайзер, Г.Э. 36 этюдов для скрипки [Ноты]: / Г.Э. Кайзер. – М.: Музыка,

1993. – 54 с.

12. Классические пьесы, 5 класс [Ноты]: для скрипки и фортепиано / ред. В.

Зуева. – М.: Музыка, 1974. – 20 с.

13. Крейцер, Р. Этюды для скрипки [Ноты]: / Р. Крейцер. – М.: Музыка, 1978.

– 128 с.

14. Металлиди, Ж.Л. Детские скрипичные ансамбли с фортепиано [Ноты]:

младшие классы ДМШ / Ж.Л. Металлиди. – Л.: Советский композитор, 1980. –35 с.

15. Популярная музыка [Ноты]: транскрипции для ансамбля скрипачей / сост.

И. Святловская, Л. Шишова, В. Виноградская. – Санкт Петербург,: Композитор,1998. – 26 с.

16. Пьесы русских композиторов, 5 класс [Ноты]: для скрипки и фортепиано /

М. Глинка, М. Балакирев, М. Мусоргский, В. Ребиков. – М.: Музыка, 1974. –20с.

17. Родионов, К.К. Начальные уроки игры на скрипке: в двух частях [Ноты]: I

часть / К.К. Родионов. – Клавир. – М.: Музыка, 1992. – 72 с.

18. Родионов, К.К. Начальные уроки игры на скрипке: в двух частях [Ноты]:

II часть / К.К. Родионов. – Клавир. – М.: Музыка, 1992. – 72 с.

19. Скрипка, 1 класс [Ноты]:учебное пособие для ДМШ. – Клавир с приложением партии скрипки. – К.: Музична Украина, 1991. – 68 с.

20. Тахтаджиев, К. Скрипка, 3 класс [Ноты]: учебное пособие для ДМШ / К.

Тахтаджиев. – Клавир с приложением партии скрипки. – К.: Музичина Украина, 1990. – 64 с.

21. Хрестоматия для скрипки, 1-2 классы [Ноты]: пьесы и произведения

крупной формы / сост. М. Гарлицкий, Р. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. – Клавир с приложением партии скрипки. – М.: Музыка, 1988. – 112 с.

22. Хрестоматия для скрипки, 2-3 классы [Ноты]: пьесы и произведения

крупной формы / сост. М. Гарлицкий, Р. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. – Клавир с приложением партии скрипки. – М.: Музыка, 1986. – 126 с.

23. Хрестоматия для скрипки, 3-4 классы [Ноты]: пьесы и произведения

крупной формы / сост. Ю. Уткин. – Клавир с приложением партии скрипки. –

М.: Музыка, 1991. – 112 с.

24. Шрадик, Г. Упражнения для скрипки: в трёх частях [Ноты]: I часть / Г.

Шрадик. – М.: Музыка, 1982. – 32 с.

25. Шуберт, Ф. Пчёлка [Ноты] для скрипки и фортепиано: соч. 13 № 9 / Ф.

Шуберт. – М.: Москва, 1993. – 4 с.

26. Юный скрипач [Ноты]: пособие для начального обучения / ред. К.А.

Фортунатова. – М.: Советский композитор, 1988. – Вып. 1. – 112 с.

27. Юный скрипач [Ноты]: пьесы, этюды, ансамбли / ред. К.А. Фортунатова.

– М.: Советский композитор, 1978. – Вып. 2. – 62 с.

28. Юный скрипач [Ноты]: пьесы, этюды, ансамбли / ред. К.А. Фортунатова.

– 3-е изд. – М.: Советский композитор, 1988. – Вып. 3. – 72 с.

29. Якубовская, В.А. Вверх по ступенькам [Ноты]: начальный курс игры на

скрипке / В.А. Якубовская. – Клавир с приложением партии скрипки. – 3-е изд. - Л.: Музыка, 1981. – 64 с.

Учебно-методическая литература

1.Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965

2.Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ. ООО «Века-ВС», 2010

3.Беленький Б. -Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина.

М.,«Музыка», 1990

4. «Как учить игре на скрипке в школе». Составитель Берлянчик М. Сборник

статей. М., «Классика XXI», 2006

5.«Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых инструментах». Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М., «Музыка», 1978

6.«Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1980. Выпуск 2,

составитель Руденко В.И.

7.«Вопросы музыкальной педагогики». М.,«Музыка», 1986. Выпуск 7,

составитель Руденко В.И

8.Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика XXI», 2006

9. Гутников Борис. Об искусстве скрипичной игры. Л., «Музыка», 1988

10. Давид Ойстрах. Воспоминания, статьи. Сост. Григорьев В.М., «Музыка», 2008

11. Иегуди Менухин. Странствия. Издательство КоЛибри, 2008

12.Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика

XXI», 2007

13.Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины.

СПб, «Композитор», 2004

14.Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М., «Музыка», 1985

15.Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки.

М.,«Классика XXI», 2006

16.Либерман М. Развитие вибрато как средства художественной выразительности. М., «Классика XXI», 2006

17.Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз, 1956

18.Натансон В., Руденко В. «Вопросы методики начального музыкального образования». М., Музыка, 1981

19.Порсегов А., Тагиев М. «Проблемы мышечных ощущений при игре на

скрипке». Ишыг, Баку, 1978

2О.Ширинский А.Штриховая техника скрипача. М., Музгиз, 1983

21.Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. М.,«Музыка», 1973

22.Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры скрипача.СПб, 2002

23.Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009

Электронные образовательные ресурсы:

Music.severstrasti.com. – Скрипка в ДМШ;

Musicdeti.ucoz.ru. – архив материалов;

Violin-music.info. – ноты для скрипки

Pedmir.ru\index.php.

http://music-note.ru/252726.html

http://nlib.org.ua/ru/pdf/violinhttp://violinhttp://

www.musicaneo.com/ru/sheetmusic/instrumentation/49_skripka/music.info/htt

p://classon.ru/index.php?cPath=999&dii=2&osCsid=jufbnah8t590k9huac3a2kfp

http://violamusic.me/violin.html

http://music-note.ru/252726.html

http://lib-notes.orpheusmusic.ru/load/ нотная библиотека «Орфей» ноты для детей (скрипка, фортепиано)

http://igraj-poj.narod.ru/ каталог нот для детей. Статьи и книги о музыке (ДМШ)

http://classon.ru/index.php?cPath=999&osCsid=pt5tai7a2udb0dn994ea30kup0

нотная библиотека «Детское образование в сфере искусств в России» - все

специальности. Ноты и методическая литература

http://www.quatre-mains.net/quatre-mains.html

http://musicteachers.tk/ сайт музыкальных педагогов ноты для скрипки, фортепиано. Учебники по сольфеджио, методическая литература – всё для

ДМШ

http://ru.scorser.com/ноты для фортепиано,скрипки, духовых инструментов

http://www.muz-urok.ru/ детям о музыке. Музыкальное образование детям и

родителям

http://www.notomania.ru/index.php ноты "Нотомания"

http://www.twirpx.com/library/music/ музыкальная литература, рефераты, статьи

http://www.melodyforever.ru/ ноты популярных мелодий MelodyForever

http://mp3sort.com/t.php?t=104412&start=20 Преподавателям ДМШ (Страница 3)

http://aveclassics.net/stuff учебные пособия, ноты "Интермеццо" Классическая

музыка.

VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Материально-техническое обеспечение предмета «Ансамбль» при реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» дает возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

Реализация учебного предмета «Ансамбль» требует наличия:

учебной аудитории для занятий площадью не менее 12 кв. м.,

зала для концертных выступлений со специализированным оборудованием,

нотной библиотеки.

учебных классов для занятий, оснащенных роялем или пианино, в классе необходимо иметь комплект скрипок разного размера, а также пюпитры, которые можно легко приспособить к любому росту ученика.

рояль или пианино должны быть хорошо настроены.

Технические средства обучения: метроном, музыкальный центр, наличие аудио и видеозаписей.

IX. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена ФГТ дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Ансамбль»

определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности, которую определяет сам преподаватель.

Самостоятельная работа предусматривает выполнение домашнего задания обучающихся, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и концертно-просветительской жизни школы.

Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебной, учебно-методической и нотной литературой, аудио и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по учебному предмету.

В результате самостоятельной работы у обучающихся развиваются способности к музыкальной деятельности: понимание формы, композиции содержания. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять творческие наклонности, создавать интересный, выразительный, яркий

музыкальный образ. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения

осуществляется их эстетическое воспитание.

Важным стимулом для самостоятельного творчества является положительное отношение преподавателя к обучающемуся. Для развития самостоятельного творчества необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которым ребенок обучается непосредственно на уроке, а приобретенные навыки использует для самостоятельных занятий дома.

Целесообразно освоить такой навык самостоятельной работы, как умение обучающегося слушать себя при исполнении музыкальных произведений.

Необходимо научить ребенка самостоятельной работе над свободными исполнительскими движениями. Обучающийся, усвоивший правильные приемы, играющий свободно и непринужденно, всегда имеет возможность лучше и ярче слышать свое исполнение.

Важный навык самостоятельной работы – это сознательное усвоение ритма, который должен увязываться с конкретным музыкальным звучанием.

Часто домашним заданием является указание динамических оттенков в конкретном произведении. Музыка с правильно расставленной динамикой

будет ярче, выразительнее. Данная работа поможет обучающемуся понять, как произведение должно звучать.

Систематичность в развитии навыков самостоятельной работы обучающихся способствует качественному учебному процессу. Воспитав у обучающихся волю и любовь к труду, научив их планомерно работать над музыкальными произведениями, преподаватель достигнет положительных результатов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!