СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа секция Тхэквондо

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа секция Тхэквондо»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №30 им. Железной Дивизии»




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Гимназия №30 им. Железной Дивизии»

________________ Н.А. Чирковская

Приказ № от
















Дополнительная общеразвивающая программа

секция Тхэквондо


Возраст обучающихся: 7-17 лет

Срок реализации: 1 год



2 модуля: 1 модуль с 1.09.21 по 31.12.21 – 32 ч.;

2 модуль с 1.01.22 по 31.05.22 – 40 ч.









Программа разработана

педагогом дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Киреевам Артёмом Юрьевичем


















г. Ульяновск, 2021 г.


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ:


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ)


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:



  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

  • СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  • СанПин 2.2.2/2. 1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации от 13.06.2003 (с изменениями на 21.06.2016 года).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных программ»

  • Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2017 г. № ВК – 1232/09 «О направлении методических рекомендаций» вместе с (Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).

  • Устав МБОУ «Гимназия №30 им. Железной Дивизии»;

  • Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы МБОУ «Гимназия №30 им. Железной Дивизии»;

  • Положение о проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №30 им. Железной Дивизии».

Образовательная программа дополнительного образования детей по «Тхэквондо» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Рабочая программа составлена на основе программы дополнительного образования по тхэквондо для детско-юношеских спортивных школ.

В мире одним из самых популярных восточных единоборств является тхэквондо.

Тхэквондо – это корейское боевое искусство, а также олимпийский вид спорта, кроме того – это одно из самых современных боевых искусств. Что же означает слово "тхэквондо"? Корейское "тхэ" означает "выполнение удара ногой", "квон" – "кулак", "до" – "искусство", "путь" – путь истины, проторенный в прошлом, покрытый святостью мудростью. Соединив все вместе, получаем, что, название в переводе означает "Путь ноги и кулака".

Таким образом, тхэквондо – это боевое искусство, характеризующееся наиболее мощной техникой ударов ногами, соответствующей этой технике тактикой и стратегией, и олимпийский вид спорта, соревнования по которому проводятся в соответствии с правилами WTF (World taekwondo federation). Под боевыми искусствами принято понимать системы самозащиты и нападения без оружия и с различными видами холодного оружия: каратэ, кунг-фу (ушу), тайский бокс, дзюдо, джиу-джицу, кендо, кюдо и др.

Большинство атакующих действий в тхэквондо базируются на взаимодействии двух сил. Первая связана с воздействием на тело соперника в результате удара, вторая - с инерцией движущихся сегментов тела соперника. Правильно используя поступательное движение тела соперника, достаточно нанести несильный встречный удар, чтобы опрокинуть его.

Тхэквондо не закостенелая догма, а постоянно трансформирующееся и развивающееся вместе с обществом искусство. Это богатейший арсенал технических приёмов, взятых из предшествующих стилей древне корейских боевых искусств и трансформированных современным стилем жизни. В целом – это и скорость современной жизни, и энергия молодости, и мудрость древности.

Актуальность программы: занятия тхэквондо служат эффективным средством не только физического, но и нравственного совершенствования, гармоничного развития личности, так как тхэквондо формирует внутреннюю культуру человека, характер, дисциплину, волю, воспитывает коллективизм, развивает чувства обязательности и ответственности. Во время занятий тхэквондо у человека развиваются скорость мышления, интуиция, умение управлять своим телом и своими эмоциями, появляется уверенность в своих действиях.

Тхэквондо позволяет даже физически слабому получить мощное оружие, приобрести уверенность в себе для того, чтобы быть в состоянии защитить себя и других. Это как раз наиболее подходящее боевое искусство для физически слабых и для представительниц прекрасного пола.

Отличительными особенностями программы является акцент на организацию воспитательной работы, создание ситуации успеха,  использования  личностно-развивающих, воспитательных технологий в процессе работы  с детьми, а также на психологическую и восстановительную подготовку тхэквондистов.

Техническая идеология.

Самозащита голыми руками и физические упражнения для здоровья были основными практическими ценностями тхэквондо. Таким образом технический идеал рассматривался, как практическое приложение тренировок и техники к жизненным условиям человека.

Артистическая идеология

Искусство возникает из состояния разума и души в союзе. И выражается через действие, следующее из этого союза. Когда человек посвящает свой разум и душу шлифованию искусства. Тхэквондо, то достигаются большие результаты, выходящие за предел практического понимания технического развития.

Философский идеал Тхэквондо

Философский идеал занятий Тхэквондо - это реализация отношений между человеком и природой или вселенной, раскрытый через практику, и как жить в гармонии с этой вселенной. Философия Тхэквондо вобрала в себя основы традиционного корейского мировосприятия. Ее можно охарактеризовать как «Путь воды». Вода способна принимать любую форму. В ее податливости можно увидеть качества гибкости и мягкости. В то же время мощный водяной поток может снести крепчайшую скалу.

Несмотря на то, что приемы Тхэквондо применялись еще в 1 в. До н.э., оно является относительно боевой системой, систематизированной в 50 – х. гг. 20 века. В настоящее время оно является олимпийским видом спорта.

В Тхэквондо разработана система оценки знаний, умений и навыков занимающихся. Аттестация проводится в соответствии с программой аттестационных экзаменов, утвержденной Всемирной Федерацией Тхэквондо и локальными федерациями Тхэквондо.

В начале пути, до приобретения первого дана (черного пояс), ученик проходит десять вступительных «шагов» - гып. По мере освоения очередного «гып» меняются цвет пояса ученика. И если первый пояс ученика белый (что символизирует чистоту помыслов), то затем его последовательно сменяется белый с жёлтой полосой, жёлтый, жёлтый с зелёной полосой, зелёный, зелёный с синей полосой, синий, синий с красной полосой, красный, красный с чёрной полосой. За это время обучающие постигают базовую технику (сначала обыкновенные удары, затем удары в прыжке и удары с вращением) и осваивает принятые в Тхэквондо ритуалы (учится правильно носить форму, завязывать пояс, приветствовать старших и т.д. Тхэквондо включает в себя блоки и удары ногами, руками, а также прыжковую технику, технику вращения и технику самозащиты. Техника – отправной пункт, равно как и конечная цель занятий Тхэквондо. Все внутренние ценности Тхэквондо возникают из техники, существуют на любой стадии развития в технике и из – за нее. Дух Тхэквондо начинается с техники и доходит до совершенства через технику.

Функции Тхэквондо.

Эстетические функции тхэквондо в значительной степени связаны с тем, чтобы они удовлетворяли потребности человека в разностороннем физическом развитии и здоровье, без чего невозможна красота человека. В тхэквондо цениться пластика и гармоничность, ритмичность и красота выполняемых движений, чтобы оно служило источником удовольствия не только как спортивно – боевое искусство, но и как отдых и рекреация. Воспитывая эти качества в человеке, тхэквондо служит и источником вдохновения к творчеству. Именно поэтому многие практикующие тхэквондо занимаются такими искусствами, как живопись, каллиграфию, поэзия и музыка.

Этическая функция тхэквондо обусловлены древними народными традициями, морально – этическими и философскими воззрениями передовых школ Востока, цель которых – отрицание агрессии при видимой эффективной мощи техники самообороны боевого искусства тхэквондо.

Прикладные функции тхэквондо: обеспечение личной безопасности и безопасности родных и близких от преступных посягательств на жизнь и здоровье. Тхэквондо ВТФ как нельзя лучше способствует подготовке физически и духовно совершенных людей готовых к действиям в экстремальных ситуациях по обеспечению своей и общественной безопасности. Тхэквондо ВТФ находит своё подтверждение в эффективном применении специальных разделов тхэквондо (хосенсуль) при обучении состава армии и правоохранительных органов, а также для целей самообороны.

Физкультурно – оздоровительные функции тхэквондо: оздоровительная и рекреативно – реабилитационные занятия тхэквондо для широких слоев населения. Оздоровительная направленность и гармоничное развитие личности, свойственные тхэквондо ВТФ, являются обществе – физкультурными принципами и могут быть сформулированы известным высказыванием – «В здоровом теле – здоровый дух».

Спортивная функция тхэквондо: подготовка спортсменов высокой квалификации по Тхэквондо.

Структура тхэквондо:

Современное тхэквондо состоит на 5 основных дисциплин, которые интегрированы в единый тренировочный комплекс:

Кибон дольчжак – основная техника. Это тот фундамент, на котором основано всё дальнейшее мастерство, приобретаемое в результате упорных тренировок.

Пхумсэ – специальные комплексы формальных упражнений, имитирующие реальный поединок за жизнь с одним или несколькими противниками, из которых выполняющий пхумцэ выходит победителем. На практике пхумцэ основана реализация принцмпа муе – постижение тхэквондо как боевого искусства.

Кйоруги – поединок. Обучение технике и тактике ведения поединка.

Хосинсуль – боевое взаимодействие и самооборона. Обучение реальным методам практического применения техники тхэквондо в различных жизненных ситуациях.

Кйокпха – демонстрационная техника. Демонстрация возможностей человека, которые можно развить, занимаясь тхэквондо.

Также при изучении Тхэквандо применяются корейские термины, которые воспитанникам необходимо знать.

    1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: комплексное физическое и духовное воспитание человека, способствующее гармоничному развитию личности.

  Задачи:

Привлечение к занятиям тхэквондо (ВТФ) учащихся, принадлежащих к разным группам здоровья.

Формирование общих представлений о тхэквондо (ВТФ), его значении в жизни человека.

Приобретение навыков самообороны.

Обучение выполнению базовых комплексов (Пумце).

Приобретение соревновательного опыта.

Знакомство с историей тхэквондо.

Укрепление здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность, функциональная подготовленность.

Обучение навыкам составления и выполнения разминки.

Приобретение навыков использования специализированной экипировки.


    1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Набор в секцию тхэквондо проводится в начале учебного года через рекламу в микрорайоне, разных учебных заведениях (колледжах, школах и садиках). Кроме этого используются объявления о наборе в секцию в газетах Муниципального Округа и района. В клубе для родителей и подростков проводятся открытые показательные выступления, собеседование с подростками о необходимости занятий для укрепления здоровья и повышения самооценки.

Специального отбора в группы нет, но необходима справка от врача об отсутствие противопоказаний заниматься Тхэквондо.

В секцию тхэквондо подростково – молодёжных клубов принимаются дети и подростки в возрасте от 5 до 30 лет.

В процессе занятий необходимо следовать разработанному учебно – тематическому плану:

- последовательная подача материала для качественного усвоения элементов;

- распределение материала по блокам и разделам, подавать от простого к сложному;

- учитывать возрастные психологические и физиологические особенности детей и подростков.

В работе с детьми и подростками используются разнообразные способы организации занятий:

- словесный метод обучения – устное изложение материала, беседа, анализ проведённого занятия;

- наглядный метод обучения – показ видео материала и иллюстраций по теме;

- практический метод обучения – демонстрация элементов тхэквондо педагогом и разучивание приёмов и техник.

Формы организации деятельности воспитанников на занятиях тхэквондо – тренировка, спарринг, тренинг, соревнования, турнир, экзамен, спортивный летний лагерь.

Структура занятия:

Приветствие

Разминка (ОФП)

Растяжка (СФП)

Основная часть (СФП)

Изучение нового материала

Повторения пройденного ранее материала

Закрепление пройденного материала

Заминка (ОФП)

Прощание

Под элементом понимается технический приём (блок, удар), техническое действие либо передвижение (стойка, стэп)

Цикличность тренировок:

В течение пяти занятий (1, 2, 3, 5, 6) изучается новые элементы, четвертое занятие посвящается общефизическому развитию занимающихся, седьмое занятие посвящается комплексному повторению пройденного материала с более глубоким уровнем проработки исполнения элементов.

  • 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Учебный план Первого года обучения:


Разделы и темы образовательного процесса

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Теория: Введение в Тхэквондо, этикет в зале, уважение к старшим, уважение к тренеру, правило поведения на соревнованиях, правило поведения на занятиях.

ОФП: Разминка, игры на развитие реакции

СФП: Изучение маховых движений ногами для развития тазобедренного сустава, Изучение базовой стойки (чхарьёт, чумби, чучум – соги )

4

20

24

2.

Теория: Изучение корейских слов (Счёт,команды)

ОФП: Разминка, растяжка, эстафеты, игры на развития внимания

СФП: Изучения базовой стойки (ап – куби), изучение базовых ударов ногами (ап – чаги, дольё – чаги).

3

21

24

3.

Теория: Изучение правил Тхэквондо по спаррингу и пумце (зачисление баллов и наказаний )

ОФП: Разминка, растяжка, игры на развитие координации

СФП: Изучение базового передвижения (стэп), изучение базовых ударов ногами ( нэрьё – чаги), изучение базовой техники руками (арэ – макки, бака – макки)

4

20

24

4.

Теория: Общие принципы передвижений в спарринга – стэп

ОФП: Разминка, эстафеты, упражнения для развития внимания

СФП: Базовая техника ударов ногами, базовые блоки руками (ан – макки, ульгуль – макки)

5

19

24

5.

Теория: Развития командного духа, умение общаться в коллективе

ОФП: Разминка, игры на внимания и развития реакции

СФП:

4

20

24

6.

Теория: Общие принципы выполнения блоков руками

ОФП: Разминка, упражнения на развитие прыгучести

СФП: Передвижение в широкой базовой стойке с применением блоков, базовая техника ударов ногами

Выезд на соревнования среди новичков первого года обучения

4

20

24

7.

Теория: Общие принципы выполнения блоков в движении и ударов ногами(стэп)

ОФП: Разминка, командные игры

СФП: Базовая техника ударов ногами, базовая техника выполнения ударов руками ( джумок: бандэ – джириги )

4

20

24

8.

Теория: Общие принципы выполнения ударов руками в уровень жилета (монтон)

ОФП: Разминка, эстафеты, упражнения на развитие внимания, упражнение на развитие прыгучести

СФП: Базовые стойки, базовая техника ударов ногами (ап – чаги, дольё – чаги, нэрьё – чаги) – в динамике по залу Базовые блоки, базовая техника удара руками

Выезд на соревнования по Тхэквондо (ВТФ) среди новичков занимающихся первый год обучения

3

21

24

9.

Теория: Повторение пройденного материала, поведение на экзамене

ОФП: Разминка, упражнение на развитие реакции, эстафеты

СФП: Программа аттестации на цветной пояс

Выезд на экзамен

5

19

24

ИТОГО

216 часов


    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


К концу первого года обучения  обучающиеся будут знать:        

  • правила техники безопасности (ТБ) и правила противопожарной безопасности  (ППБ) на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем;

  • соблюдать условия личной гигиены;

  • первичные знания из истории спорта, в частности, по тхэквондо;

  • базовые элементы на 10 (белый пояс) - 6 (зеленый пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности  при работе со спортивным инвентарем;

  • выполнять базовые элементы на 10 (белый пояс) - 6 (зеленый пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

К концу второго года обучения  обучающиеся будут знать:

  • правила ТБ и ППБ на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;

  • значимость посещения объединения тхэквондо для укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни;

  • базовые элементы на  6 (зеленый пояс) – 4 (синий пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила ТБ и ППБ  при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;

  • выполнять базовые элементы на 6 (зеленый пояс) – 4 (синий пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

К концу третьего года обучения  обучающиеся будут знать:  

  • правила ТБ и ППБ на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;

  • правила судейства, правила поведения спортсменов во время соревнований, действия судей;

  • терминологию элементов тхэквондо в тренировочном и соревновательном режимах, оценку результативных действий в соревновательном режиме;

  • самоконтроль спортсмена (контролировать свое состояние на тренировках и во время соревнований; своевременно ставить в известность своего тренера-преподавателя);

обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила ТБ и ППБ  при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;

  • выполнять базовые элементы на 6 (зеленый пояс) – 3 (синий пояс с красной полосой) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации);

  • комплексы специальных упражнений для развития силы, выносливости, прыгучести, гибкости, функций равновесия;

  • рационально распределять силы и технические возможности в процессе соревнования.

  • Методы отслеживания успешности овладения содержанием программы

  • Проверка результативности проводится 2 раза в год: октябрь, май.

  • Диагностика проводится по следующим методикам:

  • - сдача ОФП тестов

  • - наблюдение ребенка на всех этапах занятия;

  • - анализ деятельности (проведение аттестации);

  • - выступления детей

  • Формы подведения итогов – подведение итогов проводится в форме проведения промежуточной аттестации, которая проводится не реже одного (но не больше двух) раза в год.  





РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. КАЛЕНАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК





Разделы подготовки

Кол-во часов

Место

проведения

Формы контроля

Всего

Теория


1

Вводное занятие

4

4

беседа

Гимназия№30

беседа

2

ОФП

108

2

тренинг, игра

Гимназия№30

тренинг, игра

3

СФП

30

2

тренинг

Гимназия№30

тренинг

4

Технико-тактическая подготовка

68

6

объяснение, показ,  тренинг

Гимназия№30

объяснение, показ,  тренинг

5

Психологическая подготовка

2

2

объяснение, показ,  тренинг

Гимназия№30

объяснение, показ,  тренинг

6

Зачетные испытания  

4

1

показательные выступления

Гимназия№30

показательные выступления


Итого:

216

17

199



\


















Содержание программы обучения 1 года обучения

  1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с историей тхэквондо, восточной культурой и этикетом,  ТБ, ППБ, общие правила гигиены, определение цели обучения.

Практика: просмотр видеоматериала, обсуждение.

  1. Общая физическая подготовка.

Теория: Актуальность занятий спортом, ведение здорового образа жизни, укрепление здоровья. Разъяснения правил безопасности, правил личной гигиены спортсмена, объяснения правильности выполнения технического действия упражнений и подводящие упражнения к этому действию.

Практика: Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, начальное развитие физических способностей.  

  1. Специальная физическая подготовка.

Теория: Правила выполнения упражнений,  самоконтроль.

Практика: Элементы скоростно-силовых действий,  упражнения на развитие гибкости, быстроты, силы, координации и ловкости.

  1. Технико-тактическая подготовка.

Теория:  Разъяснение  способов ведения состязаний, которые позволяют спортсмену наиболее эффективно реализовать свои индивидуальные возможности и достичь наиболее высокого спортивного результата.

Практика: Выполнение формальных комплексов (хьенг). Первоначальная тактико-технические действия в поединке (массоги).  

  1. Психологическая подготовка.

Теория: базовая – психологическое развитие, образование и обучение.

Практика: формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам.

  1. Зачетные испытания.

Теория: Просмотр показательных выступлений  по тхэквондо, спортивных репортажей.

Практика: соревнования.



2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Учебно - материальная база:

  • "Лапы" для ударов ногами.

  • "Лапы" для ударов руками"

  • Мешки боксёрские" и "груши"

  • Утяжелители для рук

  • Защитные нагрудники (жилеты).

Учащийся должен быть одет в одежду тхэкводо (ВТФ) - тобок (белого цвета из ткани х.б.), иметь защитную амуницию (накладки на ноги, на голень, шлем /'раковину" на пах).

Подведение итогов работы - систематическая аттестация учащихся на пояса (уровни).

Градации технического уровня в тхэквандо .

Белый пояс        -        10 гып.

Жёлтый пояс        -        9 гып.

Жёлтый пояс        -        8 гып.

Зелёный пояс        -        7 гып.

Зелёный пояс        -        6 гып.

Синий пояс        -        5 гып.

Синий пояс        -        4 гып.

Красный пояс        -        3 гып.

Красный пояс        -        2 гып.

Красный пояс        -        1 гып.

Чёрный пояс         -        1-9 ДАН


2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)


С целью оценки результатов освоения программного материала, определения степени достижения цели и решения поставленных задач, а так же влияния физических упражнений на организм учащихся осуществляется медикопедагогический контроль.

Контроль должен быть комплексными, проводится регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях.

Контроль состояния здоровья, допуск к занятиям тхэквондо, и участия в соревнованиях осуществляется медицинскими работниками — врачом ДЮСШ, врачами медицинских учреждений. Допуск к занятиям на этапе начальной подготовки проводится на основании заключения о состоянии здоровья от специалистов амбулаторнополиклинических учреждений. Учащиеся тренировочного этапа ежегодно проходят углубленное медицинское обследование, и по результатам обследования осуществляется допуск к занятиям спортом. Для оперативного контроля состояния их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным нагрузкам (после болезни, травмы), а так же допуска спортсмена к тренировочным занятиям и соревнованиям - осуществляются текущие медицинские наблюдения.

Контроль за технической и физической подготовленностью осуществляется тренером-преподавателем.

Контроль эффективности физической подготовки проверяется с помощью специальных контрольно-переводных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.

При планировании контрольных испытаний по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок: в первый день – испытание на скорость, во второй - на силу и выносливость.

Педагогический контроль в виде аттестации проводится для определения уровня освоения программного материала, физической и спортивной подготовленности учащихся.


2.3.1. Промежуточная аттестация проводится ежегодно по всем разделам учебного плана в соответствии с этапом подготовки, итоговая — после освоения программы.


Требования, предъявляемые к учащимся, по разделам ОФП и СФП разработаны в соответствии с нормативами определенными федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо. Основные формы аттестации являются: - теория (аттестация по теоретической подготовке в форме собеседования), - сдача контрольных нормативов (для определения уровня общей, специальной и технической подготовленности) - мониторинг индивидуальных достижений учащихся (определение уровня технической подготовленности и спортивной подготовки).


2.3.2. Методические указания по организации промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация проводится ежегодно в конце учебного года (майиюнь), для приема создается аттестационная комиссия из представителей администрации, старшего инструктора-методиста, инструктора-методиста, тренера-преподавателя с высшей или первой квалификационной категорией, утверждается план проведения промежуточной аттестации. Порядок оценивания результатов промежуточной аттестации утверждается Учреждением в «Положение о текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации» Учащиеся, успешно выполнившие все требования, переводится на следующий год обучения или зачисляется на следующий этап подготовки (при условии прохождения обучения на предыдущем этапе в полном объеме).


2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


2.4.1. Организационно – педагогические условия

Атакующие действия в тхэквондо в преобладании базируются на взаимодействии двух сил. Первая связана с воздействием на тело соперника в результате удара, вторая - с инерцией движущихся сегментов тела соперника. Правильно используя поступательное движение тела соперника, достаточно нанести несильный встречный удар, чтобы опрокинуть его. Учебно – методическое обеспечение Модульной программой «Боевое искусство Тхэквондо» предусматриваются занятия стандартные и нестандартные: учебно-тренировочное занятие, занятие – поединок, занятие – испытание, занятие-соревнование. Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. На теоретических занятиях обучающиеся получают знания физической культуры, физиологии и биомеханики физических упражнений физических упражнений, гигиене, методике обучения и тренировке в необходимом объеме.

Изучение теоретического материала программы осуществляется в форме 20-30 минутных бесед в начале занятий или может проводиться как самостоятельное теоретическое занятие. Теоретические сведения сообщаются обучающимся и в процессе проведения практических занятий. Практические занятия состоят из следующих разделов: общая и специальная физическая подготовка, изучение и совершенствование техники и тактики единоборства, контрольно-переводные испытания. Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме групповых учебно-тренировочных занятий по общепринятой методике в спортивном зале.

Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей на занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей. Специальная - развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для определенного вида спорта. Для эмоциональности занятий рекомендуется широко применять подвижные игры, эстафеты и игровые упражнения, включать элементы испытаний, соревнований. Занятия по технической и тактической подготовке включают овладение спортивной специализацией по тхэквондо. Раздел программы «Контрольно-переводные испытания» проводятся в соответствии с учебным планом-графиком и контрольно-переводными нормативами. Во время организации и проведения учебно-тренировочных занятий следует особое внимание обратить на соблюдение мер предупреждению и профилактики травматизма, а также санитарно-гигиенических требований к местам занятий, оборудованию и спортивному инвентарю.

Для достижения поставленной в данной программе цели и получения ожидаемого результата на занятиях по программе «Тхэквондо» применяются две группы методов физического воспитания:

1) специфические

- метод строго регламентирующие упражнения: - метод обучения двигательным действиям;

- методы воспитания физического качества (стандартно/переменно-интервальные упражнения, стандартно/переменно-непрерывные упражнения);

- игровой метод – обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков

- на основе содержания, условий и правил игры;

- соревновательный метод – стимулирование максимального проявления двигательных способностей и выявление уровня их развития, содействие воспитанию волевых качеств, обеспечение максимальной физической нагрузки;

2) общепедагогические методы включают в себя:

- словесные методы: дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, инструктирование, комментарии и замечания, команды, указания;

- методы наглядного воздействия: непосредственная и опосредованная наглядность, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации.

Методы воспитания силы: метод непрерывных усилий с нормированным количеством повторений; метод динамичных усилий; «ударный» метод – совершенствование «взрывной силы» и реактивной способности двигательного аппарата в щадящем режиме (динамический отдых).

На занятиях педагог применяет комплекс разнообразных педагогических методов:

- словесный метод - играет важную роль в развитии умственной деятельности обучающих;

- метод иллюстративной наглядности - не должно быть пассивное созерцание обучающимся предложенного для освоения материала, педагогу необходимо выяснить, понятно ли обучающимся увиденное, понравилось или нет и почему, либо разобраться в увиденном;

- концентрический метод - педагог, по мере усвоения определенных движений, упражнений, вновь возвращается к ним, но уже используя все более сложные упражнения и задания; - метод показа - предполагает, что прежде, чем приступить к разучиванию нового, материала, педагог предваряет его своим точным показом; в. демонстрации педагога движение выглядит в законченном виде, и обучающиеся сразу видят конкретное выполнение движений, техники, что будит воображение;

- музыкальное сопровождение, как методический прием - умелый подход к правильному подбору музыкального материала для проведения аутотренинга во время динамических пауз, при подготовке к соревнованиям спортсмена (самбиста) с первых занятий исключает формальный подход обучающихся занятиям (правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем обучающиеся проявляют в соревнованиях, турнирах, поединках);

- импровизационный метод - данный метод помогает обучающемуся постепенно раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность в выполнении движений, при подготовке к соревнованиям, поединкам, турнирам;

- игровой метод - в процессе игровых действий у обучающихся формируются волевые качества, приобретается опыт поведения и ориентировки, совершенствуются физические, двигательные умения и навыки;

Методы контроля и самоконтроля.

Применяются обще методические и специфические принципы общеметодические:

- принцип сознательности и активности; принцип наглядности;

- принцип доступности и индивидуальности. специфические:

- принцип непрерывности процесса физического воспитания;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенного наращивания развивающее-тренирующих воздействий; принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

Средства воспитания силы:

Основные средства: упражнения, отягощенные весом собственного тела; упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (силовая скамья); статистические упражнения в изометрическом режиме.

Дополнительные средства: упражнения с использованием внешней среды; упражнения с использованием сопротивления упругих предметов; упражнения с противодействием партнера. Оптимально сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач программы тхеквондо.

Дидактическое обеспечение программы: схемы «Различные виды ударов рукой», схемы «Постановки тела, рук и ног в поединке», алгоритмические схемы «Техника и тактика обучения и совершенствования единоборства».

Современные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии: - медико-гигиенические технологии; - оздоровительные технологии; - технология обучения и воспитания культуры здоровья; - технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. На занятиях осуществляется разнообразные виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников: технологии сохранения и стимулирования здоровья (пауза, отдых, релаксация после динамических нагрузок), 22 технологии обучения здоровому образу жизни. Традиционно проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья!», дня здоровья. В обязательном порядке два раза в год проводится инструктаж обучающихся по вопросам техники безопасности и профилактики травматизма на учебно-тренировочных занятиях тхэквондо. - игровые технологии.

Информационные технологии: - поиск информации в Интернет, библиотеке как самостоятельная работа обучающихся; - использование информационного материала педагогом в процессе объяснения новой темы занятия. Материально-техническое обеспечение программы Для решения задач, поставленных в программе необходимы: - спортивный зал, удовлетворяющий санитарно - гигиеническим требованиям с оснащением для игр в баскетбол, футбол, волейбол; - перекладина, шведская стенка, спортивные лавки; - баскетбольные, футбольные и волейбольные мячи; эстафетные палочки, кегли, скакалки, веревки и др.; - манжеты, «лапа», груша, ракушка, - спортивная форма «Добок», протектора, шлемы, накладки, Занятия должны проводиться в зале с хорошим освещением, соответствующем СанПиН. Помещение должно проветриваться перед занятиями и во время динамических пауз. Только при наличии всего необходимого в объединении работа обучающимся будет интересна и значима, улучшится качество преподавания предмета и посещаемость обучающихся. Кадровое обеспечение Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования с учетом квалификационных требований и профессиональных стандартов. Педагог осуществляет дополнительное образование обучающихся в соответствии с направленностью своей образовательной программы.


2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативно-правовые акты и документы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Литература для педагога, родителей и детей:

  1. Назаренко М.В. Тхэквондо (ВТФ) – Методика обучения. Санкт – Петербургский Государственный Университет Физической культуры им. П.Ф.Лесгафта 2004 г.

  2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры . М.: Физкультура и спорт.1991

  3. Санг Х. Ким  Преподавание боевых искусств.  Ростов – на – Дону, «Феникс»2 июня 1997г.

  4. Правило соревнований по тхэквондо и их объяснения. Всемирная Федерация Тхэквондо. Сеул, Корея. 7 октября 2010

  5. Чой Сунг Мо. Тхэквондо (ВТФ) – Путь тхэквондо – От белого пояса – к чёрному. Издательство «Феникс»2003г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!