Управление образования Администрации города Димитровграда
Ульяновской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 имени генерал – лейтенанта В.М. Баданова
города Димитровграда Ульяновской области»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета от «___»_____________ 20____г. Протокол № ________________ | | «Утверждаю» Директор МБУДО ДДТ _____________ О.В. Антипова «____»_____________20____г |
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-оздоровительной направленности
«Мир здоровья»
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации: 3 недели
| | Автор-составитель: Сидорова Надежда Юрьевна, учитель физической культуры |
Димитровград, 2023
Содержание:
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Цель и задачи программы | 5 |
3. | Содержание программы | 7 |
3.1 | Учебный план | 7 |
3.2 | Содержание учебно-тематического плана | 7 |
4. | Планируемые результаты | 9 |
5. | Условия реализации программы | 12 |
6. | Формы аттестации | 12 |
7. | Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы | 13 |
8. | Список литературы | 14 |
| Приложение | 15-31 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Мир здоровья».
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Здоровье детей - одно из важнейших богатств нашего общества. Ни для кого не секрет, что в течение последних лет это «богатство» катастрофически ухудшается. Все больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Известно, что здоровая личность формируется в двух социальных институтах: семье и школе. Научить предвидеть опасности для здоровья и мобилизовать свои силы - задача семьи и педагогов школы.
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Человек вынужден строить свою деятельность в непростых условиях: неудовлетворительное состояние окружающей среды, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных привычек, изменение направления социально – экономического развития государства, ситуация социальной нестабильности. Осознавая всю важность физического воспитания подрастающего поколения, в настоящее время одним из стратегических направлений образования в России является проблема сохранения и укрепления здоровья детей нации в целом. Исследования показывают, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Все это говорит о том, что необходимо найти пути и выходы наиболее результативных форм и методов укрепления здоровья подрастающего поколения. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации, воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Программа «Мир здоровья» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Отличительная особенность: программа «Мир здоровья» дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Программой осуществляется ознакомление со спортивными играми: волейболом и баскетболом, а также представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники легкой атлетики, гимнастики. Занятия по программе «Спорт для всех» даёт возможность углубленно заниматься:
- видами спорта, которые учащиеся осваивают в ограниченном по времени уроке физической культуры;
- обучающимся, которые не могут освоить объём двигательных навыков на уроке физической культуры;
- подросткам, у которых наблюдается гиперактивность и проблема организации своего времени.
В результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности.
Формирование академических компетенций:
ознакомление с ценностями здорового образа жизни;
формирование здоровьесберегающего сознания обучающихся;
воспитание здоровьесохраняющего мировоззрения;
ознакомление обучающихся с анатомно - физиологической организацией человека;
воспитание сознательной установки на ведение здорового образа жизни;
содействие сохранению и укреплению здоровья;
воспитание представлений о ценности каждого человека, его жизни;
развитие потребности в физическом совершенствовании.
Формирование жизненных компетенций:
элементарные здоровьесберегающие умения и навыки: навыки личной гигиены, активного образа жизни;
умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия и т. д.;
умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены приготовления, хранения и культуры приема пищи;
навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
навыки и умения безопасного образа жизни;
навыки позитивного коммуникативного общения.
Адресат программы: обучающиеся 7–10 лет. Группа по 15 человек формируется из учащихся, занимающихся различными видами спорта.
Объем программы: краткосрочная 18 часов.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 3 недели.
Режим занятий: занятия проводятся 6 раз в неделю в группе, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
Формы обучения и режим занятий: материал программы предполагает изучение основ спортивных игр: баскетбола, волейбола, а также техники элементов легкой атлетики и гимнастики, и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Для каждой группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов при переходе в следующие группы. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, мотивации в оздоровительно-образовательном процессе.
Методы: фронтальный, индивидуальный, групповой, практический, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, метод индивидуальных занятий, наблюдение, опыт, анализ, самоанализ, беседы, лекции, занятия-исследования.
Формы с использованием профилактических методик с применением мультимедийных презентаций, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью, в виде реабилитационных мероприятий через массовое оздоровление, создание здоровьеформирующей образовательной среды.
Критерии отбора содержания программы:
- доступность и актуальность содержания учебного материала;
- подчинение общим целям умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания;
- разнообразие деятельности обучающихся по содержанию и по характеру.
Для проверки усвоения обучающимися программного материала будут применяться следующие виды контроля: устные ответы, тесты, анкеты, минутки здоровья, творческие работы обучающихся.
Программа дополнительного образования по общей физической подготовке «Мир здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Программа предусматривает приобретение воспитанниками основных знаний о истории развития физической культуры, спорта, личной гигиене, режиме дня, укрепления здоровья. Занятия общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
Цель и задачи программы
Цель программы «Мир здоровья»: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья учащихся.
Цель конкретизирована следующими задачами:
1. Обучающие:
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний и первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
обучение основам техники различных видов двигательной деятельности, овладение школой движений и работоспособности;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья.
2. Развивающие:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
развитие физических качеств: координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей, а также углубленное изучение технических действий спортивных игр.
3. Воспитательные:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
популяризация спортивных игр, легкой атлетики, гимнастики как видов спорта и активного отдыха;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности;
воспитание моральных и волевых качеств.
Оздоровительные результаты программы "Мир здоровья":
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
теория | практика | Всего | |
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 | опрос |
2. | - знания по физической культуре; -общефизическая подготовка; - легкая атлетика; - гимнастика; - волейбол; - баскетбол | 1 | - 3 3 3 3 3 | 1 3 3 3 3 3 | опрос тестирование тестирование тестирование тестирование тестирование |
3. | Прием контрольных нормативов и тестов | - | 1 | 1 | тестирование |
Итого | 2 | 16 | 18 | |
3.2 Содержание учебно - тематического плана
Вводное занятие:
Теория: инструктаж по ТБ. Самоконтроль и его основные приемы.
Практика: измерение показателей физического развития, запись своих объективных и субъективных данных.
Форма контроля: опрос.
Знания по физической культуре:
Режим дня и режим питания. Значение здорового рациона спортсмена и влияние его на работоспособность.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Физические упражнения. Составление плана тренировки на неделю.
Основные части тела. Мышцы, кости и суставы.
Популяризация спортивных игр и их классификация.
Практика: просмотр фильма о великих спортсменах.
Форма контроля: опрос.
Общая физическая подготовка:
Цель: развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма.
Задачи: подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных детей, готовых к труду и защите Родины.
Практика: выполнение силовых упражнений: отжиманий, приседаний, поднятия туловища из положения лежа (пресс).
Форма контроля: тестирование.
Легкая атлетика:
Цель: формирование знаний и умений в области легкой атлетике, освоение и совершенствование техники легкоатлетических видов спорта, развитие основных физических качеств и способностей, расширение функциональных возможностей организма.
Задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников, обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках и метаниях.
Теория: история развития легкоатлетического спорта. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение.
Практика: выполнение легкоатлетических упражнений, составление простых блоков для разминки из двух-трех упражнений, придумывание упражнений для различных частей тела, для различных групп мышц.
Форма контроля: тестирование.
Гимнастика:
Цель: формирование знаний и умений в области гимнастики, освоение и развитие физических способностей.
Задачи: обучение основам техники двигательной деятельности и формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний.
Теория: классификация гимнастических упражнений.
Практика: упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Акробатическая комбинация: упор присев, перекат назад, стойка на лопатках, перекат в упор присев, прыжок вверх. Силовые упражнения с гантелями. Круговая тренировка. Придумать и составить акробатическую комбинацию из двух-трех элементов.
Форма контроля: тестирование.
Баскетбол:
Цель: формирование знаний и умений в области баскетбола, освоение и развитие физических способностей.
Задачи: обучение основам техники и тактики двигательной деятельности и формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний.
Теория: история развития баскетбола. Возникновение баскетбола в нашей стране. Баскетбол доступный для любого возраста вид спорта. Основные правила игры в баскетбол.
Практика: зарисовка экипировки баскетболиста
Форма контроля: тестирование.
Волейбол:
Цель: формирование знаний и умений в области волейбола, освоение и развитие физических способностей.
Задачи: обучение основам техники и тактики двигательной деятельности и формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний.
Теория: история развития волейбола. Возникновение волейбола в нашей стране. Волейбол доступный и интересный вид спортивных игр. Правила игры и соревнований по волейболу.
Практика: просмотр презентаций
Форма контроля: тестирование.
Контрольные нормативы и тесты
Цель: укрепить здоровье, проявить основные физические качества, расширить функциональные возможности организма.
Задачи: подготовить разносторонне развитых физически волевых, смелых и дисциплинированных спортсменов.
Практика: сдача нормативов по упражнениям: отжимания от пола, прыжок в длину с места, прыжки со скакалкой за 1 минуту, наклон вперед из положения сидя, приседания, силовые на пресс.
Форма контроля: тестирование.
Планируемые результаты
Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни;
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Предметные результаты
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
В ходе реализация программы общей физической подготовки «Спорт для всех» обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- правила соревнований изученных видов спорта.
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- проводить соревнования на школьном уровне;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В ходе реализации программы, обучающиеся смогут получить знания:
- значение общей физической подготовки в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий общей физической подготовкой;
- названия разучиваемых технических приёмов и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований;
- жесты судей;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях общей физической подготовкой;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма);
- демонстрировать жесты судей;
- проводить судейство соревнований.
5. Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
Оборудование
гимнастические коврики, мячи, гантели, резиновые эспандеры, музыкальный центр и различные музыкальные носители (флэш-карты и диски).
Раздаточный материал:
памятка по технике безопасности в спортивном зале;
права и обязанности учащихся.
Демонстрационный, наглядный, иллюстративный материал:
наглядные пособия: плакаты, схемы, фильмы, карточки с описанием комплексов упражнений, презентации.
Информационный материал:
литература по основным разделам программы;
журнальные подборки по темам программы;
Методические рекомендации для педагогов
методические разработки к занятиям: комплекс упражнений на гибкость, силу, выносливость, равновесие и координацию.
Компьютерные технологии
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор (интерактивная доска).
Интернет-ресурсы
1. http://bibliotekar.ru/447/182.htm. Физиология человека.
2. http://ru.wikipedia.org. Пищеварение.
3. http://www.vitamins.tj/Витамины в питании.
4. http://ru.wikipedia.org/ Энергетическая ценность пищи.
5. http://smed.ru/guides/cure/CU26/CU28/181/#article Общие принципы питания.
6. http://www.herpes.ru - Мир здоровья. Материалы о здоровом образе жизни, анатомии и физиологии фигуры. Описание диет и препаратов. Рассказы об опыте похудания. Вопросы и ответы по коррекции фигуры.
7. http://shatalova.ru/ - Система Естественного Оздоровления доктора Шаталовой. Планы мероприятий школы оздоровления, рекомендации по оздоровлению, статьи, библиография.
8. http://www.gto.ru/norms - Оценочные материалы.
Формы аттестации
Отслеживается динамика индивидуального физического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: выносливость, скоростно-силовую работу, координацию и гибкость. При переходе с одного этапа на другой, дети проходят контрольное тестирование.
Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивает и гарантирует необходимый уровень общефизической подготовки детей.
Текущий контроль ведется регулярно и осуществляется педагогом, ведущим занятие.
Промежуточное тестирование определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения.
Для обучающихся основным методом промежуточной аттестации является контрольные нормативы по физической подготовке.
В основе текущего и промежуточного контроля лежит тестирование физической подготовленности согласно таблице норм ВФСК ГТО.
Итоговое тестирование при сопоставлении с исходным и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня.
Для развития творческих способностей детей предусмотрены упражнения в системе домашних заданий и заданий педагога на учебных занятиях таких как: придумывание новых упражнений, составление акробатических комбинаций из двух-трех элементов, составление простейших блоков для разминки из двух-трех упражнений, придумывание упражнений для различных частей тела, для различных групп мышц.
Средствами воспитания нравственных и волевых качеств являются сами физические упражнения, при выполнении которых воспитываются: честность, порядочность, взаимовыручка и целеустремленность, настойчивость и др.
Показатели успеваемости по программе в целом складываются из суммы итогов тестирования по каждому параметру, которая и определяет уровень результативности освоения программы в соответствии с этапом обучения.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения творческих заданий, участия в мероприятиях (викторинах, спортивных играх), активности обучающихся на занятиях и т.д.;
- мониторинг, для отслеживания результативности можно использовать дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся, где могут быть отражены их достижения и т.д.
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
Диагностика личностного роста и продвижения | самооценка воспитанника |
анкетирование | ведение творческого дневника обучающегося |
педагогические отзывы | оформление листов индивидуального образовательного маршрута |
ведение журнала учета или педагогического дневника | оформление фотоотчетов |
Список литературы
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы/ Паршикова Н.В., Виноградов П.А., Бабкин В.В., Уваров В.А. – М.: Советский спорт, 2014. – 60с.
Культура тела и духа/ Царик А.В. – М.: Советский спорт, 2015. - 168с.
Подводящие упражнения для подтягиваний на перекладине и лазанью по канату/ Жинкин К. - М.: Академия, 2014. – 48с.
Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие/ Фискалов В.Д., Черкашин В.П. –М.: Спорт, 2016.- 352 с.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник/ Луткова Н.В., Макаров Ю.М., Минина Л.Н. – М.: Академия, 2014. – 272с.
Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка, стенка)/ Глейберман А.Н. – М.: Физкультура и Спорт, 2015. – 224с.
Физическая культура: Учебник. 7-е издание/ Барчуков И.С. М.: Академия, 2013. – 528с
Бакуменко О.Е., Васнева И.К., Доронин А.Ф. Образ жизни и питание учащихся: монография. – М.: Издательский комплекс МГУПП, 2012 год.
Пискунов В.А., Максиняева М.Р., Тупицына Л.П., Егорова Т.И., Айриян Э.В. Здоровый образ жизни: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2012 год.
Попова Н.Н. Основы рационального питания: учебное пособие. – М.: ВГУИТ, 2013 год.
Дополнительный список литературы
1. Биоритмы и методы оценки физического развития человека. Учеб. пособие: Н.А. Авдеева, И.С. Жоголева, И.И. Черняев. - Саранск: Изд-во Ковылк. тип., - 2002 год – 68 с.
2. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лентос, 1994 год - 386 с.
Приложение
Общеразвивающие упражнения
Чтобы многократное повторение общеразвивающих упражнений не вызывало у детей скуку, нужно сочетать их с ходьбой на месте, подскоками, хлопками, поворотами, перестроениями.
Общеразвивающие упражнения выполняются сериями и в виде специально составленных комплексов. При составлении комплексов упражнений прежде всего следует учитывать их назначение, а также возраст, пол, физическое развитие и физическую подготовленность учащихся.
Определяя очередность упражнений в комплексе, необходимо соблюдать следующие методические правила:
Первыми в комплексе должны быть упражнения на ощущение правильной осанки.
Далее должны следовать упражнения для различных групп мышц — в таком порядке: шеи, рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины и ног.
Следующими в комплексе должны быть 2—3 упражнения для мышц всего тела.
Силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на растягивание.
Заключительные упражнения: ходьба с постепенным замедлением темпа, упражнения на дыхание и на расслабление мышц.
Комплекс содержит 8—12 упражнений, каждое из которых должно выполняться от 4 до 8 раз.
Упражнения без предметов
Все общеразвивающие упражнения группируются по их воздействию на мышцы шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног. Одни упражнения выполняются на месте, другие в движении.