СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Скоро в школу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Скоро в школу»»



Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»



Рассмотрена на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол № 4 от 3 июня 2023 года

Согласована на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол № 4 от 3 июня 2023 года




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СКОРО В ШКОЛУ»

Вид программы

Направленность

Объединение

Форма обучения

Срок реализации

Возраст обучающихся

модифицированная

социально-педагогическая

«Школа дошкольника»

очная

1 год

6-7 лет

Андреева Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования

г. Салехард, 2023 г.

ВВЕДЕНИЕ

Дополнительная общеразвивающая программа «Скоро в школу» социально-педагогической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

  • 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 23.11.2009 №655)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.



Актуальность данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребёнка, посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.

В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа «Скоро в школу» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Организационные условия реализации программы

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Наполняемость группы –15 человек.

Общее количество часов: 152.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Продолжительность учебного занятия – 40 минут.

Форма обучения: очная.

Уровень освоения программы: базовый.

Язык обучения: русский.

Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.



Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.



Условия набора в объединение:

Набор свободный, при наличии заявления от родителей. Программа включает 3 образовательных модуля: «Математические ступеньки», «Подготовка к обучению письму», «Подготовка к обучению чтению».



Цель:

- создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к

новым образовательным условиям

- создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной

ступени на другую

- создание предпосылок к школьному обучению.



Задачи:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению к школе;

  • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, коммуникативных умений;

  • познавательному, эмоциональному и нравственному развитию ребёнка в соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями детей;

  • развивать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

  • осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями), ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.



Общая характеристика программы



Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий.

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Занятия комплексные. В ходе занятия происходит постоянная смена видов деятельности, проводятся физминутки, которые не дают детям утомиться. Первая часть занятия отводится на развитие математических представлений, логического мышления, развитие мелкой моторики. Вторая часть занятия направлена на развитие речи детей, обучение грамоте, знакомство со звуками, далее отработку навыков чтения и подготовку руки к письму.

Результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

  • распознавать звук в словах;

  • внимательно слушать литературные произведения;

  • называть персонажей, основные события;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;

  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;

  • участвовать в коллективных разговорах;

  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

  • ориентироваться в пространстве;

  • ориентироваться в тетради в клетку;

  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

  • правильно использовать кисть при рисовании;

  • выполнять элементарный орнамент в полосе;

  • использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прощипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).



Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

  • присчитывать и отсчитывать по одному;

  • использовать основные правила построения линейного орнамента.



Диагностика

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, которое осуществляется по пособию «Готов ли я к школе?» в начале и в конце года. По результатам обследования планируется работа по устранению тех или иных нарушений. Результаты диагностики и обследований заносятся в «Психолого–педагогическую карту». В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению или дети, нуждающиеся дополнительных занятиях. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются рекомендации родителям.







УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Продолжительность занятий 40 минут с 5-10 минутными перерывами. За счет того, что деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают.

Название модуля

Количество часов в год

1

«Подготовка к обучению письму»

76

2

«Подготовка к обучению чтению»

38

3

«Математические ступеньки»

38


Всего:

152



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Модуль «Подготовка к обучению письму»



Пояснительная записка

Одним из критериев подготовленности ребенка к школе является наличие у него графических умений, необходимых предпосылок графических навыков.

Графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих правильность и легкость чтения текста, способствующих удобству и скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям. Необходимость развития графических навыков дошкольников обусловлена наличием взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности, между степенью готовности к овладению графическими навыками и школьной зрелостью, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности школьников.

Таким образом, в условиях усложнения школьных программ, уменьшения времени, отводимого на обучение детей письму, графические навыки помогут первокласснику избежать многих проблем школьной дезадаптации.

Модуль «Подготовка к обучению письму» направлен на общее развитие детей, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

В основе подготовки положен принцип игровой деятельности, обучение носит практический характер.

Цели модуля: развитие и совершенствование навыков работы с карандашом и ручкой, выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании, способствование сохранению и укреплению здоровья детей.

Ведущая деятельность: игровая, творческая.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение анализировать предметы, сравнивать предметы, выделять их общие признаки и различия.

Регулятивные УУД: письмо по образцу, умение видеть свою ошибку и исправлять ошибку по указанию взрослого.

Коммуникативные УУД: умение слушать педагога, задавать вопросы, отвечать на вопросы педагога, сверстников, овладение вербальными и невербальными средствами общения.

Личностные УУД: положительное отношение к учению.

Предметные: уметь обводить по контуру узоры и буквы различной конфигурации, составлять узоры по аналогии и самостоятельно, дополнять и штриховать фигуры; знать и соблюдать правила; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку вдоль строки, слева направо; моделировать и конструировать предметы из элементов букв.



п/п

Тема занятий

Кол –во

часов

1

Знакомство. Штриховка (большие фигуры).

2


Проведение линий внутри дорожек не отрывая карандаша от листа с заданием

4

2

Штриховка в раскраске

6


Обведение предметов по контуру.

10


Письмо в ограниченном пространстве (полуовалы и овалы). Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке).

4


Письмо полуовалов в строке и в межстрочном пространстве

4


Работа в ограниченном пространстве (дорисовать предмет).

4

3

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Знакомство с тетрадью в клетку. Письмо прямых, коротких линий.

2

4

Письмо длинной прямой наклонной линии. Штриховка фигур, не выходя за контур.

2

5

Письмо коротких наклонных линий. Штриховка фигур, не выходя за контур.

2

6

Письмо коротких наклонных и длинных наклонных линий, чередование. Штриховка фигур, не выходя за контур.

2

7

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Штриховка фигур, не выходя за контур.

2

8

Письмо длинной линии с закруглением внизу. Штриховка фигур, не выходя за контур.

2


Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв.

2


Письмо длинной линии с закруглением вверху. Штриховка фигур, не выходя за контур.

2

9

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Штриховка фигур, не выходя за контур.

2

10

Работа в строке. Моделирование букв

20

11

Закрепление.

3

12

Итоговое занятие.

1



Литература

1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.

2. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие

для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

3. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч.1 / Н. А. Федосова. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с. (Преемственность). – 95 с.

4. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч.2 / Н. А. Федосова. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с. (Преемственность).

5. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 1. От рисунка к букве. – Гном и Д, 2013 – 32 с.

6. 5. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 2. Мои первые буквы. – Гном и Д, 2013 – 32 с.

7. Удзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Графемика.- Екатеринбург. – Литур, 2006 -128 с.

8. Бугрименко Е. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе.—М.,1992.

9. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? —М.: Ювента, 2005.

10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. —М.: Педагогика,1986.

11. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. —М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.

12. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. —СПб.: Речь, 2001.

13.Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.-М.: Академкнига,2010.

14. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. —М.: Сентябрь, 2000.



Модуль «Подготовка к обучению чтению»

Пояснительная записка

Модуль «Подготовка к обучению чтению» направлен на общее развитие детей, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка. Модуль построен на идеях развивающего обучения с практической направленностью. Совершенствование речи носит развивающий и воспитывающий характер. В процессе обучения развиваются способности детей, осуществляется их социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие, вырабатываются определённые черты характера посредством формирования универсальных учебных действий.

В основе подготовки лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.

Цели модуля: совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой культуры речи, закрепление правильного произношение звуков, упражнения в дифференциации звуков на слух, произнесение слов согласно орфоэпическим нормам литературного языка, укрепление и развитие артикуляции, развитие внимания и интереса к слову.

Содержание ориентировано на решение следующих задач:

  • создание условий для формирования многосторонне развитой личности

  • ребёнка, для создания предпосылок положительной мотивации учения к школе;

  • практическая подготовка детей к обучению чтению,

  • формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Ведущая деятельность: игровая, коммуникативная. Обучение носит практический характер.

Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.



Содержание модуля

Виды речи. Текст, предложение, слово - средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Определение темы и цели высказывания с помощью вопросов типа: о чём, о ком сообщается, спрашивается? Членение устных и письменных высказываний-текстов на предложения, предложений на слова. Использование графических опор-схем для анализа и восстановления предложений и текстов, состоящих из 3-4 предложений.

Слово, слог, ударение. Наблюдение над значениями слов и их звуковой структурой. Зависимость изменения значения слова от изменения состава или порядка звуков. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Ударение в слове ( выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове).

Использование графических опор-схем для слогового анализа слов, состоящих из 1-2 слогов.

Упражнения в составлении слов из слогов, в дополнении слогов до слова, подбор слов с разным количеством слогов, с ударением на разных слогах.

Звуки и буквы.

Звуки природы и звуки речи. Гласные и согласные звуки речи. Различение на слух и при произношении гласных, согласных (твёрдых-мягких, звонких-глухих).

Звуковая структура слова. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги. Слого-звуковой анализ слов.

Характеристика гласных и согласных звуков. Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Упражнения в установлении на слух места (начало, середина, конец слова, порядковый номер слога) заданного звука, безударных гласных.

Буквы как значки звуков. Общее представление о печатных буквенных кодах.

Буквы, не обозначающие звуков: ь и ъ.

Дополнительный материал представлен:

а) игровыми упражнениями, способствующими произношению изучаемого звука изолированно, в звукоподражательных упражнениях (как мычит корова? как кукует кукушка?), «Назови звук».

б) играми: • «Подскажи словечко»,, «Угадай слово» в которых дети учатся подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; в подсказанном слове обязательно есть изучаемый звук, который ребенок должен произнести более чётко, чем другие звуки. • «Звуки поменялись местами», «Составь слово» способствующая развитию фонематического слуха, пониманию смыслоразличительной функции звука (река-щека, корка-норка). • «Кто внимательный», закрепляющая умение различать твердые и мягкие согласные. • «Найди пару», «Повтори быстро и правильно» закрепляющие умение интонационно произносить заданный звук.

в) стихами, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие. Детям предлагается послушать стихотворения и назвать слова с заданным звуком. Дети упражняются в правильном произношении слов, у них развивается слуховое внимание. Заучивание стихотворений способствует развитию слуховой памяти.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение анализировать предметы; выделять общие признаки предметов и их различия; устанавливать аналогии; сравнивать и сопоставлять; проводить классификацию; составлять целое из частей, дополнять недостающими элементам,

Регулятивные УУД: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель; умение видеть свою ошибку и исправлять её; осуществлять контроль своей деятельности; умение адекватно реагировать на оценку взрослых и сверстников.

Коммуникативные УУД: умение слушать педагога, задавать вопросы, отвечать на вопросы педагога, сверстников; умение строить речевые высказывания в устной форме; овладение вербальными и невербальными средствами общения.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к сверстникам; мотивация к дельнейшему обучению; положительная самооценка.

Предметные: различать на слух и в произношении все звуки родного языка; различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки; правильно называть звуки, классифицировать их по месту нахождения в слове, соотносить звуки с буквами; определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; знать буквы русского алфавита; понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог», «предложение»; писать слова, предложения условными обозначениями.



п/п

Тема занятий

Кол –во

часов

Вводное занятие.

1

Речь устная и письменная. Текст.

1

Речь состоит из предложений. Составление предложений

1

Слово. Игра «Угадай слово». Слова делятся на слоги.

1

Ударение. Различие предметов по существенным признакам.

1

Гласные и согласные звуки.

1

Звуки и буквы. Выделение гласных звуков в словах.

1

Диагностика. Работа над произношением: интонация, темп речи, паузы. Выделение предложений, слов, слогов, звуков.

1

Гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, я, ю, е, ё. Соответствующие звуки. Слова на эти буквы.

4

Согласные буквы. Согласные твёрдые и согласные мягкие звуки. Согласные звонкие и согласные глухие звуки.

6

Закрепление. Составление слов из слогов.

1

Дифференциация парных звуков: г-к, д-т, б-п, ж-ш, з-с, в-ф

2

Дифференциация парных звуков по звонкости-глухости. Чтение слогов.

1

Дифференциация шипящих звуков. Составление слов из слогов.

1

Буква, обозначающая мягкость согласных звуков ь.

1

Буква, обозначающая твёрдость согласных звуков ъ.

1

Закрепление. Пословицы и поговорки.

1

Диагностика

1

Чистоговорки. Скороговорки.

1

Составление слов из слогов

2

Восстановление слов

1

Сопоставление слова-картинки. Ассоциации

2

Восстановление предложений.

1

Восстановление текста.

1

Речевой этикет. Слова-приветствия. Развитие связной речи. Диалогическое взаимодействие.

1

Речевой этикет. Слова - вежливости. Развитие связной речи. Диалогическое взаимодействие.

1

Речевой этикет. Слова-благодарности. Развитие связной речи. Диалогическое взаимодействие.

1



Литература

1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012.- 143 с.

2. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012 - 176 с.

3. Федосова Н. А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч./ Н. А. Федосова. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. - 111с. (Преемственность).

5. Астафьева Е. А. Играем, пишем, читаем. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006.

6. Волина В.В. Праздник букваря. – Аст-Пресс, 1996. – 384 с.

7. Скворцова И. В. Логопедические игры. – Олма Медиа Групп, 2014. -128 с.

8.Сорокко О. С. Риторика для маленьких: пособие для детей 5-6 лет/ О.С. Сорокко, Р. И. Никольская. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.

9. Рудик О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 176 с.

10. Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей6-7 лет. Учебно-методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.



Модуль «Математические ступеньки»



Пояснительная записка

Модуль «Математические ступеньки» направлен на общее развитие детей, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения математики.

Основная идея модульа заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более успешным, если в процесс работы с математическим материалом систематически включать задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребёнка. Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи – позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.

В основе подготовки положен практический метод, метод моделирования.

Цели модуля: формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей.

Ведущая деятельность: игровая.

В содержании программы объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая и содержательно-логическая.

Содержание модуля «Математические ступеньки»

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше – меньше, длиннее – короче, такой же по длине, выше – ниже и т.д.), по форме (круглый, треугольный и т.д.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур.

Составление (продолжение) ряда по заданному правилу. Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов. Подбор предметов по заданной длине. Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу. Сравнение предметов по массе.

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре и т.д.).

Временные представления: раньше–позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность. Неделя, месяц, год. Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени.

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10. Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству. Устная нумерация. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел десятка двумя способами. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда. Счёт в прямом и обратном порядке.

Порядковый счет, его отличия от счета количественного. Моделирование цифр из плоскостных элементов. Десяток. Равенство, его обозначение в математике.

Сложение и вычитание чисел, смысл арифметических операций, название и обозначение действий, знаки «+» и «-». Целое и часть. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Задача. Устное составление задач по рисункам.

Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по

схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче.

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник. Отличие многоугольника от круга. Отрезок как сторона многоугольника. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Содержательно –логические задания представлены на более сложном

математическом материале на развитие: Внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку» и др.); Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую, подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке, дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных); Памяти ( зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала); Мышления (выделение существенных признаков объектов, выделение закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур).

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение анализировать свойства предметов, сравнивать предметы, выделять их общие признаки и различия, называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, сравнивать числа, используя термины «больше», «меньше», «столько же»; проводить мыслительные операции на несложном материале.

Регулятивные УУД: письмо по образцу, умение видеть свою ошибку и исправлять ошибку по указанию взрослого.

Коммуникативные УУД: умение слушать педагога, задавать вопросы, отвечать на вопросы педагога, сверстников, овладение вербальными и невербальными средствами общения.

Личностные УУД: положительное отношение к учению.

Предметные: ориентироваться на листе бумаги, на плоскости и в пространстве Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один, умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов и соотносить заданное количество предметов с цифрой. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов или фигур по цвету, форме, размеру и другим свойствам. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять большее и меньшее. Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине. Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.



п/п

Тема занятий


Кол –во

часов

Прямой счёт предметов

1

Обратный счёт предметов

1

Уточнение пространственных представлений. Использование ориентировочных терминов «между», «за», «слева», «справа» и так далее.

1

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше.

1

Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.

1

Ориентировка на плоскости. Понятия “левее”, “правее”, “вниз”, “вверх” и другие

1

Длина. Длиннее – короче.

1

Сопоставление количества разных предметов. Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.

1

Закрепление пройденного материала.

1

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.

1

Прямоугольник. Квадрат.

1

Закрепление пройденного материала.

1

Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше.

1

Сравнение объектов по массе: легкий – тяжёлый, легче – тяжелее.

1

Закрепление пройденного материала.

1

Числа от 1 до 10.

Сложение и вычитание чисел

Число и цифра. Письмо цифры 1

1

Порядковый счёт в направлениях “справа”, “слева”, “от”.

1

Числовая лесенка. Число и цифра 2.

1

Сопоставление количества предметов с числом и цифрой.

1

Повторение изученного материала.

1

Соотношение числа и цифры.

1

Больше, меньше, равно

1

Сравни два числа, докажи, что одно из них больше. Число и цифра З.

1

Знаки «», « = ».

1

Знаки «+», «-», « = ».

1

Повторение изученного материала

1

Число и цифра 4. Решение задач

1

Счёт предметов парами. Составление числа 4.

1

Число и цифра 5. Решение задач

1

Составление числа 5. Задача -иллюстрация.

1

Число и цифра 6. Решение задач

1

Составление числа б. Решение задач

1

Число и цифра 7. Задача

1

Составление числа 7. Решение задач

1

Число и цифра 8. Составление числа 8. Задача

1

Число и цифра 9, 10. Составление числа 9,10.

1

Образование чисел второго десятка

1

Повторение. Итоговое занятие

1



Литература

1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012.

2. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012.

3. Волкова С. И. Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. (Преемственность)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В этом разделе описываются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие внимания, памяти, мышления. По всем раздела имеются рекомендации родителям (Приложения 20,21,22).

Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика позволяет развивать не только мелкую моторику и внимание, но и произвольность поведения, за счет стремления четко и правильно выполнить все упражнения. Гимнастику необходимо проводить каждый день до, и после выполнения других упражнений.

  1. Массаж пальчиков. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения. Повторять массаж пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивать поглаживающими движениями. Массаж пальчиков проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.

  2. Приветствие футболистов. Дотронуться до каждого пальчика- «члена команды» и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!». Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно

  3. Волны. Ребенок пытается сделать «волны» кистями рук (как «умирающий лебедь»).

  4. Крестики-нолики. Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.

  5. Колокольчики. Ребенок в течение 30-60 секунд потряхивает кистями рук.

  6. Музыка. Ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано.

  7. Ножницы. Ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный пальчик от остальных, крепко сжатых.

  8. Круги. Ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

  • «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

  • Игры – головоломки.

  • Загадки.

  • «Найди отличия».

  • «Найди два одинаковых предмета».

  • «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

  • «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнение, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

  • «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

  • «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

  • «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.

Игры и упражнения для развития памяти

  • «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

  • «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин. Рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

  • «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д.

  • «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

  • «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

  • «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

  • «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утором.

  • «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой – либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

  • «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешочке.

  • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.

  • «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать их.

  • «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Игры и упражнения для развития мышления

  • «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

  • «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигурку». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

  • «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

  • «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый - легкий», «сильный - слабый», «Твердый - мягкий» и т.д.

  • «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.  Загадки

Методическое обеспечение

Электронные ресурсы

1. https://iqsha.ru/uprazhneniya/?utm_medium=cpc&utm_source=yandex&utm_c ampaign=smezhnye_vozrasta_region|25836123&utm_term=%D0%98%D0%B3%D1%

80%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1

%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%

B5%D0%B9%204%205%20%D0%BB%D0%B5%D1%82&yclid=6939259690547974

208. (Обучающие игры)

  1. https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/chitaem-slogi. (Читаем по слогам)

  2. https://mersibo.ru/chtenie?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_camp aign=47700256&utm_content=8299735757&utm_term=--autotargeting&yclid=6939308718297216846. (Игры для преодоления трудностей при чтении)

  3. https://detskieradosti.ru/stuff/7. (электронные пособия)

  4. https://smallgames.ws/8617-nesereznye-uroki-uchimsya-myslitlogicheski.html. (тесты)

  5. https://igroutka.net/matematicheskie-igry/27921-reshat-primery.html.

(математические игры)

  1. http://1obuchenie.com/kak-nauchit-rebyonka-schitat-primery-v-predelah-

10.html. (пособие для решения примеров)

  1. https://www.liveinternet.ru/community/5610805/post396057106 (библиотека ресурсов)

  2. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st002.shtml. (Амонашвили

Ш.А. В школу с шести лет)

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Психолог в начальной школе. – Волгоград, 2018.

  2. Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.

  3. Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. – Томск, 2017.

  4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 2018.

  5. Гатина О.И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе / Воспитатель ДОУ. 2012. – №12. –С.48-53.

  6. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2014. – №4 – С.4765.

  7. Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2017.

  8. Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику – М.; 2018.

  9. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2018.

  10. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М., 2018.

  11. Фокина Э.Д. и др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 2018.



Приложение 1.

Психомышечная тренировка

(комплекс упражнений)

  1. Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох. (3–4 раза.)

  2. Давай попьем колодезную водичку. Раз — набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук и сделай выдох. (3–4 раза.)

  3. Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее. (Ребенок встает.)

Ра–подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре –опусти левую ногу, сделай выдох. (3–4 раза.)

  1. Ложись на пол (на ковер). Поплывем на другой берег реки. (Ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища.) Раз – руки вперед со вдохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох. (2–3 раза.) Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз – руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох. (2–3 раза.)

  2. Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек. (Ребенок ложится на пол, на ковер.)

Раз – повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямись, делая выдох. Три – повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре –выпрямись, делая выдох. (3– 4 раза.)

  1. Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз – поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два – поверни голову вперед, делая выдох.

Три – поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание.

Четыре – поверни голову вперед, делая выдох (3–4 раза.)

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак.

Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.)

  1. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы:

средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.)

9.Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.)

10.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем – двумя руками одновременно. (5 раз.)

11.Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз поочередно каждой рукой, затем 5 раз сразу обеими руками.

12.Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке. (5 раз.)

13.Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз.)

14.Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз.)

Приложение 2.

Рекомендации по развитию внимания для родителей и педагогов

  • Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.

  • Часто менять формы деятельности.

  • Использовать на занятиях элементы игры.

  • Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

  • Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.

  • Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

  • Учить управлять вниманием в соответствии с целью.

  • Учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.

  • Создавать средства – стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

  • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры манипуляции.

Приложение 3.

Рекомендации по развитию памяти для родителей и педагогов

  • Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

  • Обучать культуре запоминания.

  • Учить вспоминать последовательность событий.

  • Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

  • Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

  • Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

  • Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

Приложение 4. Рекомендации по развитию мышления для родителей и педагогов

  • Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

  • Учить составлять группу из отдельных предметов.

  • Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

  • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

  • Учить сравнивать предметы.

  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

  • Побуждать делать самостоятельные выводы.

  • Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

  • Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

  • Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

  • Учить устанавливать причинно – следственные связи.

  • Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!