СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Перо юного журналиста»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-14 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Педагогическая целесообразность программы «Перо юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

       Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Перо юного журналиста»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» Моргаушского района Чувашской Республики



ПРИНЯТО

педагогическим советом

МБУДО «Дом детского творчества»

Моргаушского района ЧР

___ от «____» ___________ 2022г.

Утверждаю

И.о.директора МБУДО «Дом детского творчества» Моргаушского района ЧР

__________________ Рожкова А.В.

Приказ № ____ от «___»_________2022г.









Дополнительная общеразвивающая программа объединения

«Перо юного журналиста»


Направленность: Художественная

Срок реализации – 1 год

Для обучающихся: 13-14







Автор: педагог дополнительного образования

Варюхина Надежда Владимировна
















с. Моргауши, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная развивающая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года№1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

  4. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).

  5. СанПин 2.4.4.3172-14, от 13 октября 2014 г. вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.


Актуальность программы

Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает интеллект. Именно внеурочная деятельности создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, раскрытия творческого потенциала. Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. Чтобы помочь ребенку попробовать свои силы в словесном выражении мыслей и чувств, «попасть на творческую волну», почувствовать себя успешным и востребованным, и разработана программа кружка «Юный журналист».

С другой стороны, актуальность программы обусловлена тем, что в школе обучающиеся получают недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни.  Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Между тем в современной  жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им  люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию.  СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания. Значит, работа кружка по изучению журналистики будет востребована в средней школе.

В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о журналистике, ее истории, истории печатного дела, особенностях различных жанров журналистики. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую работу и принять участие в работе группы.


Новизна программы

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение журналистики должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.

Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.

Отличительной особенностью содержания данной программы является и то, что она постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности).

Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлечённых людях, усваивают идеи здорового образа жизни, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.

Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формированию у них навыков алгоритмического мышления, пониманию компьютера как современного средства обработки информации; получению практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнение практических работ.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы «Про юного журналиста» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-16 лет смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.

Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Положительный эффект работы кружка усилится благодаря тому, что на занятиях учащиеся смогут презентовать созданные ими работы, критически их осмысливать, строить критические суждения, формировать навыки оценки и самооценки.

Рабочая программа «Перо юного журналиста» предназначена для детей 12-16 лет.

Режим занятий: программой предусмотрено следующее количество часов на освоение программы всего образовательного цикла – 2 раза в неделю, по 2 часа (114 часов в год) с перерывом 15 минут.

Занятия будут в понедельник и пятницу с 13ч.20 минут -14ч.5 мин, перерыв 15 минут, с 14ч.20 мин. – 15ч.5 мин.

Цель реализации программы:

Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению основ журналистики и освоения практических навыков; для раскрытия творческого потенциала обучающихся, для успешной адаптации в современных жизненных условиях и самоопределения в выборе жизненного пути.

В основе содержания и структуры образовательной программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа рассчитана на дополнительное образование учащихся 6-10 классов, срок её реализации – 1год.


В ходе реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

Обучающие:

  • овладение знаниями о принципах журналистской деятельности, об особенностях профессии журналиста, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере,

  • овладение основными навыками журналистского мастерства, коммуникативными компетентности и приобретение первичного профессионального опыта,

  • формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

  • развивающие

  • развитие образного и логического мышления,

  • развитие творческих способностей подростков,

  • расширение общего кругозора.

воспитывающие

  • формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства,

  • формирование нравственных основ личности будущего журналиста,

  • формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции,

  • воспитание культуры поведения и речи.


Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.


Формы контроля разнообразны:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- творческие мастерские;

- эвристические беседы;

- проекты;

- публикации.


Виды деятельности обучающихся:

теоретические занятия;

творческий практикум (сочинения разных жанров);

работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

анкетирование;

социологический опрос;

участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;

выпуск школьной газеты и подготовка статей для публикации в газете;

посещение обучающих семинаров.


Требования к уровню подготовки учащихся:

знать:

стилистические особенности газетных жанров;

специфику профессии журналиста;

основы редактирования;

структуру газеты.

уметь:

создавать творческие работы публицистического стиля;

моделировать газету;

редактировать текст;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения программы

Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

собеседование по изученным темам (текущие и тематические);

защита практических работ;

комплексный анализ текста;

защита творческих работ разных жанров, защита проектов, ведение портфолио;

семинары-практикумы по изученной теме;

творческие конкурсы;

публикации;

тестирование (мини-тесты и обобщающие тесты).

Оценивать достижения учащихся можно как накопительной оценкой, учитывая количество выполняемых работ, выступления на семинарах и т. д., так с помощью рейтинговой системы, учитывая сложность и уровень выполненной работы.

Критерии оценки индивидуальных творческих работ учащихся

Формы текущего контроля – оценки за выполнение практических работ, публикаций, работ на творческие конкурсы, за сообщения на семинарах 10- балльная дифференцированная система оценки, которая является достаточно гибкой и дает возможность понять, что у учащегося получается лучше, а над чем еще следует поработать.

Для практических работ: (1 до 10 баллов)

- самостоятельность идеи,

- наличие четкого, явного образа, жанра,

- использование дополнительного материала,

-речевая культура, грамотность.

Для устных сообщений (докладов) на семинарах, конференциях и т.п.: (от 1 до 10 баллов)

- соответствие заявлений теме (жанру),

- наличие плана, его логичность,

- наличие письменного текста, его оформление,

- использование иллюстративного материала,

- культура речи.


Программой предусмотрен промежуточная аттестация за усвоением материала в конце обучения: семинар-практикум и самостоятельная работа над публикацией. Итогом работы кружка будут публикации и газеты за 2019-2020 учебный год.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение в программу. (6ч.)

Ознакомление с планом работы объединения «Перо юного журналиста». Цели и задачи объединения. Ознакомление обучающихся с местом проведения занятий, ТБ. Введение. Что такое журналистика. Возникновение журналистики. История русской и чувашской журналистики. Решение организационных вопросов. Цели, задачи структура портфолио воспитанника. Знакомство с историей школьной газеты.

Детская пресса. Современные детские и подростковые СМИ. Специфика детских и подростковых периодических изданий. Беседа «Мой любимый журнал».

Практическая работа. Работа в сети Интернет с медиа-ресурсами, изучение справочной литературы, работа с энциклопедиями, исследование фактов, подбор иллюстративного материала.

Анализ ситуаций, тест, изучение нормативных материалов. Обсуждение этических конфликтов в журналистской среде. Составление, утверждение и принятие «Кодекса юного журналиста».

Работа в библиотеке с подшивками газет и журналов. Выпуск газеты.

Тема 2. Журналистика как профессия. (12ч.)

Формирование представлений о профессии журналиста. Функции журналистики. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Журналист: профессиональные качества, права и обязанности, принципы поведения. Известные журналисты Чувашии. Журналист и законодательство. Закон РФ о СМИ.

Нравственные позиции журналиста. Встреча с журналистом

Практическая работа. Понятие информации. Источники информации для журналиста (человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама) и способы фиксирования информации. Как находить нужную информацию.  Создание номера школьной газеты. Выпуск школьной газеты.


Тема 3. Жанры журналистики (20ч.)

Принципы деления на жанры. Общая характеристика жанров. Газетно-журнальные жанры. Информационные: новость, заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-публицистические: очерк, зарисовка, фельетон, эссе. Жанровое своеобразие журналистских материалов. Формы подачи материалов.

Информация и заметка: сходства и различия. Превращение информации в заметку путём сбора дополнительных фактов. Корреспонденция. Трансформация заметки в корреспонденцию.

Репортаж. Особенности жанра. Виды репортажа. Тема для репортажа.

Интервью. Особенности жанра, структура. Виды интервью (информационные, проблемные, портретные, интервью-факт, интервью-мнение и др.). Правила и нормы интервью. Подготовка к интервью, составление списка вопросов.

Очерк, зарисовка, эссе: сходства и различия, характерные черты, особенности повествования. Лирическое повествование эссе. Очерк . Общая характеристика. Виды очерков. Брянские мастера очерка.

Фельетон, его особенности и характерные черты. Разновидности фельетона. Мастера жанра.

Практическая работа. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Жанры аналитической журналистики». Работа в сети Интернет с медиа-ресурсами, анализ статей чувашских СМИ с целью определения жанра материала.

Семинар «Как писать статьи: советы от великих писателей».

Написание информации на заданную тему.

Практическое занятие в библиотеке: сбор дополнительных фактов к ранее написанной информации и превращение её в заметку. Написание заметки.

Подготовка и написание репортажа на найденную тему.

Проба своих сил в жанре фельетона.

 Создание номера школьной газеты. Выпуск школьной газеты.


Тема 4. Секреты журналистского мастерства. (14ч.)


Заголовки. Интересные заголовки. Содержание, типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста

Текст. Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа. Рубрики.

Практическая работа .Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Выпуск школьной газеты, Посвященной Новому Году. Участие в межрегиональном конкурсе «Школа-пресс»-2019 ( «Грани»)


Тема 5. Творческая мастерская. (12ч.)

Основные теоретические сведения. Речевая культура Культура устной речи. Признаки правильной речи. Орфоэпия. Благозвучие речи.

Оформление письменной речи. Типы речи (повествование, описание, рассуждение), их языковые особенности и характерные черты. Сочетание разных типов речи в одном тексте. Стили (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорный) и подстили речи, их языковые особенности и характерные черты. Стилистическая окраска слов. Поиск нужного слова.

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Виды тропов, их отличительные особенности и характерные черты. Роль тропов в создании текстов различных жанров.

Фигуры речи, их виды, отличительные особенности и характерные черты. Роль стилистических фигур в создании текстов различных жанров.

Реклама на страницах газеты

Практическая работа. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. Подборка материалов по темам. Редактирование собственных текстов. Упражнения «Фраза-картинка», «Вкусные слова».

Работа в сети Интернет с медиа-ресурсами. Подбор иллюстративного материала (текстов разных типов и стилей речи) из газет и журналов.


Тема 6. Знакомство с оформительским делом. (24ч.)

Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.

Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.

Фотографирование объектов, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы Publisher. Эстетика и дизайн газеты.

Практическая работа. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтере. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы . Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.

Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. Иллюстрированное оформление газеты. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты

Фотографирование объектов, просмотр работ.

Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Вёрстка газеты. Работа на ПК. Выпуск школьной газеты, приуроченной к Международному женскому дню.

Формирование сайта газеты. Оформление пробного сайта.



Тема7. Речь как инструмент деятельности журналиста.  (10ч.)

Оформление письменной речи. Типы речи (повествование, описание, рассуждение), их языковые особенности и характерные черты. Сочетание разных типов речи в одном тексте. Стили (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорный) и подстили речи, их языковые особенности и характерные черты. Стилистическая окраска слов. Поиск нужного слова. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Виды тропов, их отличительные особенности и характерные черты. Роль тропов в создании текстов различных жанров.

Практическая работа. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. Подборка материалов по темам. Редактирование собственных текстов  Создание номера школьной газеты. Выпуск школьной газеты.


Тема 8. Совершенствование рукописи. (12ч.)

Основные приёмы редактирования текста. Правка. Виды ошибок. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. Основные приёмы редактирования текста. Правка. Виды ошибок. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Практическая работа. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты. Подборка материалов по темам. Редактирование собственных текстов  Создание номера школьной газеты. Самостоятельный выпуск школьной газеты.

Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. Особенности диалогической формы. Редактирование статьи. Обмен впечатлениями. Деловая игра «Корректор»

Тема 9. Подведение итогов работы кружка. (6ч.)

Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ. Презентация «Портфеля творческих достижений».



Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем


Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение в программу

6

2

4

Журналистика как профессия

12

4

8

Жанры журналистики

20

5

15

Секреты журналистского мастерства

14

5

9

Творческая мастерская

12

4

8

Знакомство с оформительским делом.

24

6

18

Речь как инструмент деятельности журналиста.  

10

3

7

Совершенствование рукописи.

12

4

8

Подведение итогов работы кружка

6

1

5



Всего:



116



34



82





Календарно-тематический план

Содержание темы

Часы

Время

проведения

Введение в программу. Ознакомление с планом работы объединения, с местом проведения занятий, ТБ.

2

октябрь

Решение организационных вопросов.

2

октябрь

Знакомство с историей школьной газеты.

2

октябрь

Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста.

2

октябрь

Функции журналистики. Особенности и трудности.

2

октябрь

Нравственные позиции журналиста.

2

октябрь

Законы СМИ. Детская пресса.

2

октябрь

Журналистика как профессия. Соблюдение этики поведения журналиста.

2

октябрь

Создание и выпуск номера школьной газеты.

2

ноябрь

Жанры журналистики. Ознакомление с разными жанрами журналистики.

2

ноябрь

Написание заметки.

2

ноябрь

Пишем стихи. Размеры стихосложения.

2

ноябрь

Формирование жанров журналистики. Интервью.

2

ноябрь

Практикум. Берем интервью.

2

ноябрь

Репортаж.

2

ноябрь

Выпуск школьной газеты.

2

ноябрь

Формирование жанров журналистики. Фельетон.

2

ноябрь

Очерк.

2

декабрь

Написание очерка.

2

декабрь

Секреты журналистского мастерства.  Рубрики.

2

декабрь

Деятельность журналиста.

2

декабрь

Текст. Что такое текст. Типы текстов.

2

декабрь

Заголовки.

2

декабрь

Анализ периодической печати. Обзор региональных газет.

2

декабрь

Выпуск школьной газеты.

2

декабрь

Фоторепортаж.

2

декабрь

Творческая мастерская. Речевая культура. Обработка текстовой информации

2

январь

Поиск информации в Интернете.

2

январь

Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.

2

январь

Подборка материалов по темам.

2

январь

Редактирование собственных текстов.

2

январь

Выпуск школьной газеты.

2

январь

Знакомство с оформительским делом.

2

февраль

Упражнения в написании современным шрифтом.

2

февраль

Иллюстрированное оформление газеты.

2

февраль

Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.

2

февраль

Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты.

2

февраль

Выпуск школьной газеты, посвященной Дню Защитника Отечества.

2

февраль

Фотографирование объектов, просмотр работ.

2

февраль

Работа на ПК. Особенности компьютерной программы Publisher.

2

февраль

Написание статей. Определение рубрик. Подбор материала.

2

март

Выпуск газет. Написание статей. Вёрстка газеты.

2

март

Выпуск школьной газеты, приуроченной к Международному женскому дню.

2

март

Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн.

2

март

Речь как инструмент деятельности журналиста.  Культура устной речи

2

март

Оформление письменной речи. Типы речи.

2

март

Стили. Стилистическая окраска слов

2

март

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.

2

март

Фигуры речи, их виды, отличительные особенности и характерные черты

2

март

Совершенствование рукописи. Основные приёмы редактирования текста. Правка.

2

март

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

2

апрель

Виды ошибок. Исправление различных типов ошибок.

2

апрель

Экскурсия в редакцию.

2

апрель

Создание текста – процесс творческий.

2

апрель

Выпуск школьной газеты.

2

апрель

Подведение итогов работы кружка. Промежуточная аттестация.

2

апрель

Презентация «Портфеля творческих достижений».


2

апрель

Итоговое занятие.

2

апрель

Всего:


116ч



Средства, необходимые для реализации данной программы:

разработки по темам;

тематический материал периодической печати;

справочники;

словари;

наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;

различные периодические печатные издания;

тексты для редактирования;

компьютер;

принтер;

бумага.






Методическая литература для педагога.


1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987

2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы.– М.: Просвещение. 2002

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1998

4. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996

5. Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

7. Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М .,1990

8.Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. Пособие для учителей. М.,Просвещение, 1977

9. Энциклопедия чувашской журналистики и печати.- Ч, 2016

10 Ковалёва. Л.Е. Факультативные занятия по литературе в школе. М., Просвещение, 1974.

11. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». Пособие для учителей. Сост.:Ладыженская Т.А. и др. М., Просвещение,1974.

12. Преображенский Е.П. Кружок русского языка в школе. Пособие для учителя. М.,Просвещение, 1966.

13. Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка. М., 1974


Литература для учащихся

  1. Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.

  2. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.

  3. -Дмитровский  А. Особенности формы и композиции  эссе  // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2. 

  4. Елинек Э.  Досужими   путями   мышления //  Иностранная   литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.

  5. Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.

  6. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.

  7. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  8. Лукина М. Технология интервью. – М.,  2003.

  9. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.

  10. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

  11. Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.

  12. Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.

  13. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.

  14. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm

  15. Различные периодические издания.


Цифровые ресурсы:

1.http://ru.wikipedia.org/

2.http://www/solnet.ee

3.http://www.km.ru

4.http://vschool.km/ru

5.http://www.skazochki.narod.ru/index

6.http://www.obruch.msk.ru



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!