СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Историко-географическое краеведение» 5-7 классы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Историко-географическое краеведение» 5-7 классы.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 15 Советского района Волгограда»







Принята на заседании

педагогического совета

от «___» _____________ 20____г.

Протокол № __________________


Утверждаю:

Директор МОУ CШ №

«___» ________________ 20____г.







Дополнительная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Историко-географическое краеведение»








Возраст учащихся: 12 – 16 лет

Срок реализации: 3 года











Автор-составитель:

Дедищева Лариса Геннадьевна

Учитель истории, географии МОУ СШ № 15




г. Волгоград, 2020




Содержание



Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы

3

1.1.

Пояснительная записка


3-8

1.2.

Цель и задачи программы


8

1.3.

Содержание программы


9-27

1.4.

Планируемые результаты


27-28


Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»


29

2.1.

Календарный учебный график


29

2.2.

Условия реализации программы


29

2.3.

Формы аттестации


29

2.4.

Оценочные материалы


29

2.5.

Методические материалы


29

3.

Список литературы


32

4.

Приложения




























Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»


1.1. Пояснительная записка

Программа разработана на основании:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

В программе использованы материалы сборника «Работа со школьниками в краеведческом музее» под редакцией Н.М. Ланковой, методическое пособие «Школьные музеи» В.Е. Туманова, допущенные Министерством образования Российской Федерации, учебное пособие «География и экология Волгоградской области» под общей редакцией В.А. Брылёва, «Географический атлас-справочник Волгоградской области» под редакцией В.А. Брылёва.

Общая характеристика программы: При создании программы использовались:

- многолетний опыт работы педагога как учителя высшей категории в муниципальных образовательных учреждениях;

- опыт работы педагога в кружке «Географическое краеведение» с 2002 г.;

- материалы «Городской экспериментальной краеведческой программы» (ГЭКП) на базе историко-краеведческого отдела МОУ ДЮЦ Волгограда, луч (направление) «Географическое краеведение»;

Программа разработана с учетом формирования социокультурной компетентности в системе дополнительного образовании, а также построена с учетом интеграции географического, исторического, экологического, биологического краеведения с определением и кратким раскрытием основных тем и предполагает знакомство с настоящим и прошлым родного края и его особенностями. Построение программы опирается на приведённый список литературы и опыт работы автора. Подготовленная программа в своём содержании отражает основной минимум краеведческих знаний. Основной целью подготовки данной программы является попытка сохранить и возродить школьное краеведение, становление высоконравственной личности, любящей свою малую родину, уважающей традиции своей местности. «Географическое краеведение» – это сфера изучения края во всех его взаимосвязях с природой, средой и обществом, обращение к культуре, извлечение и использование информации при знакомстве с памятниками природы, с памятниками материальной и духовной культуры.

Направленность (профиль) программы. «Географическое краеведение» по содержанию является туристско-краеведческой; по форме организации – кружковой; по времени реализации – трёхгодичной. Программа разработана с учётом примерных требований к программам дополнительного образования, а также в общеобразовательных учреждениях во внеурочной кружковой работе в полном объёме или фрагментарно.

Актуальность программы заключена в её содержание, которое направлено на то, чтобы воспитывать у обучающихся любовь к своей малой родине, своей стране, экологическую культуру, бережное отношение к окружающей среде. Содержание программы также нацелено на создание условий для творческой самореализации воспитанников через исследовательскую деятельность.

Школьные программы по географии мало времени отводят на изучение родного края. Поэтому, большое значение приобретает система дополнительного образования, а именно краеведческая работа в кружках, объединениях.

Во-первых, дети, изучая географию нашей области в школе, часто воспринимают её достаточно формально и обезличенно. Как правило, для более глубокого изучения географии края в процессе урока просто не остаётся учебного времени. Обращение к предмету география в рамках дополнительной образовательной программы способствует более глубокому его освоению.

Во-вторых, изучение географии нашего края позволяет педагогу на доступном детям материале организовать исследовательскую работу, что в свою очередь развивает творческие задатки детей и аналитическое мышление. Старшеклассники успешно усваивают учебный материал и с желанием изучают природу родного края, подлинные документы, реликвии, представленные в школьных и государственных музеях, архивах Волгограда.

Таким образом, познание малой родины способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, приобщению к общечеловеческим ценностям, создаёт условия для социального, культурного и нравственного самоопределения ребёнка.

Отличительные особенности программы. Программа «Историко - Географическое краеведение» является авторской программой и предназначена для использования в системе дополнительного образования для детей и юношества 12-16 лет, интересующихся своей малой родиной и склонных к творческой исследовательской деятельности в гуманитарной и естественнонаучной сферах.

Педагог при разработке программы отказался от деления краеведения на географическое и историческое; усилил комплексный подход к характеристике территории от посёлка до области, внимание к изучению населения, особенностям культуры и быта народов, населяющих как Советский район, так и Волгоградскую область.

В программе предусмотрены комплексное изучение курса «География Волгоградской области» (природа, население, хозяйство, характеристика основных географических объектов); органическая связь курса краеведения с региональными курсами по географии, которые не дублируют, а конкретизируют и пополняют содержание курса по географии своей Родины.

Использование трёхгодичных курсов позволяет организовать учебно-познавательную и исследовательскую деятельность среди обучающихся с учётом их реального уровня подготовленности, тем самым обеспечивается возможность создания максимально благоприятных условий для развития каждого ребёнка. Программа педагога в первую очередь строится на опыте работы учителя географии. Новизна программы заключается также в использовании авторских дидактических разработок, игр, подборок наглядных иллюстративных материалов, памяток, комплекса практических и творческих задач, позволяющих организовать успешное освоение теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области исследования родного края.

В первый год обучения теоретические занятия составляют около трети учебного времени (48 часов). Они посвящены изучению посёлка, района, где живут учащиеся и ярким событиям края. Также воспитанники осваивают программу, включающую навыки работы со справочной литературой, по сбору воспоминаний участников войны и труда, участников или очевидцев важных событий в истории района и города Волгограда. Две трети учебной нагрузки отводятся под практические групповые (57 часов) и практические индивидуальные (39 часов) занятия. Полученные знания и навыки старшеклассники апробируют в практической деятельности: пишут реферативные работы на выбранную ими тему.

Второй год обучения: теоретические занятия составляют около 70 часов теории с более углубленными наработками. Они выходят за границы посёлка на уровень района и города. Две трети учебной нагрузки отводятся под практические групповые (96 часов) и практические индивидуальные (50 часов) занятия. Полученные знания и навыки старшеклассники апробируют в практической деятельности: пишут реферативные работы на выбранную ими тему и апробируют написание исследовательских работы.

Третий год обучения предусматривает организацию исследовательской работы воспитанников по персональным темам, ещё больший объём индивидуальных (61 часов) и групповых (28 часов) практических занятий.

Небольшой практический блок (19 часов) предусматривает знакомство с основами школьного музееведения: формирование умений и навыков в создании выставочных экспозиций по истории и географии нашего края, написание пояснительных текстов, аннотаций к документам, фотографиям и т.д.; формированию умений работать в научной библиотеке, владеть разными видами представления исследовательских материалов в виде доклада, тезисов, аннотации, резюме, электронной презентации.

Программа предусматривает знакомство с компьютерными программами («Мой электронный архив»).

Содержание программы реализуется с помощью специально разработанных дидактических материалов, включающих:

- комплексы учебных географических таблиц и схем, предназначенных для изучения нового материала, закрепления и проверки полученных знаний;

- подборки документов, содержащих географическую информацию, рассчитанных на формирование умений и навыков вычленять прямую и косвенную информацию, сопоставлять сведения, полученные из разных источников, делать обоснованные выводы;

- подборки памяток-инструкций по порядку изучения документов, содержащих географическую информацию;

- подборки детских творческих работ по исследованию родного края разных лет (используются как удачные образцы, так и работы, содержащие ошибки или недочёты).

Большая часть программы построена по линейному принципу, однако к некоторым теоретическим аспектам программы, главным образом, связанным с отдельными видами источников, предусматривается обращаться на каждом году обучения, что обусловлено логикой конкретного историко-географического поиска, в процессе которого ребёнок, как правило, сталкивается с новыми для него видами источников и нуждается в индивидуальном консультировании.

Тема, рассмотрение которой так же имеет место на первом и втором годах (спиралевидное построение программы изучения) обучения, – «Культура оформления исследовательской работы». Большое внимание уделяется в программе обучению оформления географической информации в виде доклада, тезисов, эссе, подготовке и оформлению публичной презентации работы, так как предусматривается публичное представление результатов исследовательского поиска на конкурсах, чтениях школьного, городского, регионального и всероссийского уровней, публикация тезисов в специальных сборниках исследовательских работ школьников. Особое внимание обращается на обучение ораторскому искусству, навыку выступлений на различную аудиторию. Публичная презентация и публикация исследовательских работ помогает осознать детям значимость выполненных ими работ.

Программа курса «Географическое краеведение» является по своему содержанию программой тьюторского сопровождения детей, работающих над персональными темами, посвящёнными географии. Содержание индивидуальных консультаций определяется спецификой персональных тем. В программе предусматривается примерная тематика индивидуальных консультаций. На основе примерной тематики, с учётом специфики персональной темы, плана участия того или иного обучающегося в конкурсах разного уровня составляется индивидуальный план работы, который при необходимости может корректироваться и уточняться.

В программу индивидуального плана обучающихся входит их участие в городских конкурсах. Ежегодные конкурсы исследовательских работ: городские краеведческие чтения старшеклассников, городская олимпиада по краеведению для старшеклассников, областная олимпиада по школьному краеведению, областной конкурс исследовательских работ ВолГУ и др.).

Для обучающихся помимо программы организуются кружковые мероприятия: тематические экскурсии в архивы Волгограда, встречи с интересными людьми, специалистами по антропонимике, социальному этикету.

Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов – 1 год обучения – 216 часов, 2 год обучения – 216 часов, 3 год обучения – 216 часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; продолжительность программы 3 года.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса –  группы учащихся одного возраста, являющиеся основным составом объединения; состав группы постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год – 216 часов; 3 часа в неделю и 2 занятия в неделю; периодичность и продолжительность занятий – 1 час 40 минут.

1.2. Цель и задачи программы


Цель: способствовать развитию исторического, географического, экологического, культурного и психологического самосознания детей, ценностного отношения к истории и культуре своей малой родине.

Задачи:

Личностные:

1. Развивать творческие задатки и интеллектуальную инициативность обучающихся.

2. Воспитывать уважительное отношение к окружающей природе.

Метапредметные:

1. Заложить основные умения исследовательской работы, необходимые для дальнейшего самостоятельного изучения истории родного края, экологического состояния и семейных традиций;

2. Научить правилам оформления исследовательской работы;

3. Научить грамотно подготовить презентацию своей исследовательской работы.

Образовательные (предметные):

1. Дать основы знаний по практическому изучению Советского района;

2. Научить приёмам оформления географической информации.

3. Научить приёмам исследования разных географических источников.

4. Выработать умения планирования исследовательской работы по географическому краеведению.









1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

1 год обучения


№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов


Практика

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

1.1.

Введение

1

1



1.2.

Техника безопасности

1

1



1.3.

Роль краеведения в школе. Новые понятия - «Родиноведение», «Краеведение».

2

1

1


1.4.

Всё что нас окружает. Геологическое прошлое нашей местности. Рельеф. Полезные ископаемые. Почвы. Водоёмы нашего края. Охрана водоёмов (уборка территории пруда). Источники комплексного изучения родного края (газетные материалы, рассказы старожилов, родителей, книги и т.д.)

52

10

42


1.5.

Мой дом. Улицы поселка. Первая улица поселка. (Крымская - Алексеевская). Экскурсии - встречи со старожилами улицы. Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения. Привлечение родителей. Краеведческий музей г. Волгограда, музей «Железнодорожников».

50

10

40


1.6.

История возникновения поселка. (Архивные документы), г. Волгоград. Экскурсия в ГАВО («Волгоградский архив») Памятники, события, люди.

18

8

10


1.7.

Наши ветераны. Посещение ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда на дому. Посильная помощь. Беседы, посещение клуба ветеранов «Надежда».

26

18

8


1.8.

Родная школа, её история. Основные этапы истории. Традиции школы. Встреча с ветеранами школы. Практическое занятие в краеведческом музее школы. Творческие работы учащихся разных лет.

36

18

18


1.9.

Население. Занятость населения поселка. Первые железнодорожники и их достижения. Встреча с ветеранами - машинистами п. Горьковский.

30

10

20


Итого

216

77

139




Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

2.1.

Введение. Из истории Советского района г. Волгограда.

Техника безопасности на занятиях.

2

2

~


2.2.

Географическое положение района на карте области. Практическое занятие в краеведческом музее школы

5

2

3


2.3.

История исследования и освоения Советского района

43

20.

23


2.4.

Общая характеристика природы района. Рельеф района (рельеф местности)

12

5

7


2.5.

Климатические особенности района. Экскурсия «Описание рельефа»

10

1

9


2.6.

Водные ресурсы края. Водоснабжение населения

7

1

6


2.7.

Почвы, земельные ресурсы Экскурсия «Описание почв, рациональное их использование»

13

7

6


2.8.

Растительный и животный мир родного края.

10

2

8


2.9.

Природные ресурсы. Рациональное использование природных ресурсов

25

10

15


2.10

Практикумы. Составление физико-географической характеристики района

б


6


2.11

Население района. Занятость населения. Экскурсии на промышленные предприятия края:

1. «Дом связи», 2. Вагонное или локомотивное депо, 3. «Горка»,

4. «Парк станции им. М.Горького (ж/д парк).

28

13

15


2.12

Хозяйство района. Основные предприятия. Краткая характеристика экономической направленности.

55

7

41




216

70

146




Учебно-тематический план

3 год обучения


п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.


Вводное занятие. Творческая исследовательская работа.

3

1


2


2.


Структура исследовательской работы, посвященной географии родного края.

3

1

2


3.

Методы исследования.

10

4

6


4.


Разработка программы исследования.

15

2

13


5.


Возможности исследовательской работы на базе областной научной библиотеки им. М.Горького, библиотеке музея – заповедника «Сталинградская битва»

32

6


26



6.

География освоения Царицына-Сталинграда-Волгограда в Интернете.

3

3

-


7.

Государственные и ведомственные архивы, фонды государственных, ведомственных и школьных музеев. Оформление запросов в государственные, ведомственные, школьные фонды и архивы.

10

2

8


8.

Практикум - исследования.

20

4

16


9.

Организация сбора и обработки воспоминаний.

21

4

17


10.

Культура оформления исследовательской работы.

15

3

12


11.

Индивидуальные исследования.

40

2

38


12.

Подготовка публичной презентации исследовательской работы. Подготовка тезисов доклада, публикации.

6

2


4




Всего часов

178

34

144



Клубные мероприятия

1.

День именинника, праздники нашего города, посёлка

6

1

5


2.

Выходы на выставки организованные городскими, ведомственными, школьными музеями.

6

1

5


3.

Встречи с интересными людьми края.

10

-

10


4.

Участие в акции «Помощь детскому дому».

6

-

6


5.

Участие в проведение интеллектуальных краеведческих игр.

6

-

6


6.

Экскурсия в Волгоградский областной краеведческий музей.

4

-

4



Всего часов

38

2

36



Содержание учебного плана

1 год обучения

Тема 1.1. Введение.

Цели и задачи: Дать первое представление о географическом краеведении, познакомить обучающихся с краеведческой литературой, выявить начальный уровень знаний обучающихся.

Форма занятий:

Методическое обеспечение: Беседа, работа по микрогруппам, тестирование.


Тема 1.2.Техника безопасности.

Цели и задачи: Познакомить с техникой безопасности обучающихся на рабочем месте при проведении лабораторных и практических работ.

Методическое обеспечение: Беседа, игра.


Тема 1.3. Роль краеведения в школе.

Цели и задачи: Возродить интерес к познанию истории края через школьное краеведение, через знания истории своей семьи.

Методическое обеспечение: Лекция с элементами беседы, тестирование, работа с атласом и карточками.

Содержание: Край, своя местность, ближняя или малая Родина. Родной дом – школа с ближайшими окрестностями – село. Родной край – часть России, частица мира. Дать понятие «родиноведение» в краеведении, родословная семьи. Дерево родословия «Родиноведение», родословная семьи – новые понятия школьного краеведения. Генеалогическое дерево, составление генеалогического дерева в семье железнодорожников.


Тема 1.4. Всё что нас окружает.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с природными богатствами, достопримечательностями родного края. Показать взаимосвязь между компонентами своей местности. Формировать научно-мировоззренческие знания у учащихся. Воспитывать любовь к природе своей местности, бережное отношение ко всему живому. Влияние железнодорожного транспорта на жизнь посёлка, экологию и здоровье жителей края.

Методическое обеспечение: Рассказ учителя о степи, просмотр видеофильма «Степь», анализ фильма. Сбор коллекции полезных ископаемых с их дальнейшим изучением, посещение библиотеки.

Содержание: Источники комплексного изучения родного края. Виды источников изучения родного края. Естественные источники, археологические памятники, древние поселения. Изучение курганов на территории п. Горьковский. Памятники архитектуры: жилые дома, хозяйственные постройки, храмы и др. Предметы быта. Бумажные денежные знаки. Почтовые марки, конверты, открытки, календари, планы, карты, атласы. Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления.


Тема 1.5. Мой дом.

Цели и задачи: Дать информацию о населённом пункте, обучить приёму характеристики населённого объекта, создать условия, способствующие осознанию у учащихся своей сопричастности за будущее посёлка, за будущее своей малой Родины.

Методическое обеспечение: учитель знакомит обучающихся с первой улицей посёлка и её историей, экскурсия в музей «Железнодорожников», встреча с ветеранами.

Содержание: Организация поиска, сбора и изучения краеведческого материала по названиям улиц в посёлке Горьковский. Работа в библиотеке с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, справочниками. Переписка с краеведами, работниками музеев, архивов. Встречи с участниками и свидетелями исторических событий. Запись их рассказов. Экскурсия в областной краеведческий музей (г. Волгоград), Народный музей Железнодорожников.


Тема 1.6. История возникновения посёлка.

Цели и задачи: Пополнить знания учащихся по географии и истории родного края. Работать над развитием внимания, логического мышления.

Методическое обеспечение: Учитель знакомит с разными типами населённых пунктов и способами их описания. Экскурсия в ГАВО (Государственный архив Волгоградской области). Практическая работа: «Характеристика посёлка по плану».

Содержание: Источники знаний о прошлом посёлка. Первые упоминание о нашем посёлке. Происхождение названия посёлка, улиц, фамилий жителей. Крестьянство, рабочие, их роль в становлении и развитии моего поселка. Творческая работа «Мое графическое открытие своего края». Экскурсия в «Волгоградский архив».


Тема 1.7. Наши ветераны.

Цели и задачи: Воспитывать уважение к людям старшего поколения. Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Методическое обеспечение: Встречи с ветеранами войны и труда. Оказание помощи на дому людям старшего поколения.

Содержание: Встречи с ветеранами войны, труда. Посильная помощь старшему поколению. Приглашение на открытые классные часы в школу. Посещение клуба ветеранов «Надежда».


Тема 1.8. Родная школа, её история.

Цели и задачи: Познакомить с основными этапами развития школы с её традициями. Воспитывать любовь к своей школе. Приобщить к традициям школы, посёлка. Методическое обеспечение: Знакомство с архивом школы. Рассмотреть и распределить по годам выпусков все фотографии. Определиться с поисковой работой к юбилею школы.

Содержание: Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Судьбы воспитанников. Традиции школы. Современная жизнь школы. Практическое занятие в краеведческом музее школы. Подготовка к юбилею школы.


Тема 1.9. Население.

Цели и задачи: Дать полную характеристику населению.

Методическое обеспечение: Практическая работа. Беседа в администрации посёлка, работа с документами архива. Опрос старожил посёлка.

Содержание: Численность. Национальный состав, этнический состав. Быт, традиции, обычаи. Трудовые навыки, социально-психологический портрет жителей села. Основные демографические портреты: продолжительность жизни, проблемы естественного прироста населения, здоровья, уровень образованности. Встреча со старожилами поселка.


Содержание учебного плана

2 год обучения


Тема 2.1. Введение. Техника безопасности.

Цели и задачи: Раскрыть содержание курса географического и экологического краеведения, показать практическое значение географических знаний по Волгоградской области, вызвать желание работы с различными печатными источниками.

Методическое обеспечение: Знакомство с учебными пособиями по краеведению, работа с атласом и тетрадью.

Содержание: Знакомство с источниками знаний о своем районе. Знакомство с правилами ведения рабочей тетради и оформление памяток. Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения. Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность школьного имущества.


Тема 2.2. Географическое положение района.

Цели и задачи: Познакомить обучающих с географическим положением района, с соседями, размерами, протяжённостью границ. Развивать умения работы с физической и комплексной картами области, района.

Методическое обеспечение: Рассказ учителя, беседа, практическая работа по картам.

Содержание: Оценка географического положения своего района по физической карте, административной карте, по типовому плану. Определение размеров района. Практическое занятие в музее школы.


Тема 2.3. История исследования и основания своего района.

Цели и задачи: Познакомить с геологическим строением и историей. Учить работать в группах с различными источниками информации.

Методическое обеспечение: Изучение геологической карты, сбор коллекции, определение возраста экспонатов, посещение геологического музея Волгоградского педуниверситета.

Содержание: Основные этапы заселения территории района. Вещественные источники знаний о первых поселениях, занятиях населения. Историко-литературные источники. Архивные и музейные материалы. Выполнение творческой работы «Мое первое географическое открытие своего района» (с привлечением историко-литературных источников, архивных и музейных материалов). Памятные даты истории и культуры.


Тема 2.4. Рельеф района.

Цели и задачи: Показать характерную особенность в строении территории района, области.

Методическое обеспечение: Рассказ учителя, изучение физической карты, работа с контурной картой, изучение местного рельефа.

Содержание: Основные формы рельефа, их происхождение и изменение; полезные ископаемые. Влияние рельефа на другие особенности природы, хозяйство и жизнь людей.


Тема 2.5. Климат района.

Цели и задачи: Изучить типы климата района и факторы формирования климата.

Методическое обеспечение: Наблюдения за погодой. Делать выводы о главных причинах изменения погоды. Обобщать изучение характеристик и явлений.

Содержание: Анализ агроклиматических ресурсов своего района. Влияние климата на условия жизни населения, его хозяйственную деятельность. Источники загрязнения. Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения. Экскурсия «Описание рельефа».


Тема 2.6. Водные ресурсы района.

Цели и задачи: Изучить разнообразие вод своей местности, показать практическое значение вод в жизни человека. Воспитывать интерес к изучению малых вод Волгоградской области.

Методическое обеспечение: Обучающиеся изучают водные ресурсы области по картам, экскурсия по Волге, участие в природоохранной работе.

Содержание: Озера, болота, пруды, подземные источники. Изучение объектов по типовому плану. Водные ресурсы, взаимосвязь экономических и экономических проблем. Охрана вод. Экскурсии.


Тема 2.7. Почвы.

Цели и задачи: Углубить знания о почве, познакомить с мероприятиями по улучшению качества почв.

Методическое обеспечение: Рассказ учителя, работа на местности: изучение почвенного разреза, просмотр диафильма «Почва» с последующим анализом.

Содержание: Типы почв. Оценка почвенно-земельных ресурсов района. Составление картосхем. Проекты сохранения и улучшения почв, рациональное использование земельных ресурсов своего района. Экскурсия «Описание почв, рациональное их использование».


Тема 2.8. Растительный и животный мир района.

Цели и задачи: Сформировать представление об организмах как о компонентах природы и их распространение.

Методическое обеспечение: Рассказы учителя, показ экспонатов, видеозаписи, видеофильм Волгоград ТРВ «Три дня в птичьем раю», наблюдения, мониторинги, помощь зимующим птицам, Красная книга Волгоградской области.

Содержание: Показатели природной зоны района - температура, осадки, коэффициент увлажнения, типы почв, растительность, животный мир и их взаимосвязь. Составление схемы природного сообщества. Экологические проблемы в освоении зоны.


Тема 2.9. Природные ресурсы.

Цели и задачи: Формировать у учащихся представления о природных условиях и ресурсах и уметь давать характерную оценку агроклиматическим условиям местности.

Методическое обеспечение: Рассказ учителя, материалы периодической печати, рефераты, походы.

Содержание: Виды природных ресурсов. Основы природопользования, охрана природы. Связи между природой, историей.


Тема 2.10. Практикумы:

Составление схемы «Виды природных ресурсов своего района».

Характеристика условий работы и быта человека в своем районе.

Прогнозирование изменения природы района под влиянием деятельности человека.

Экологическая оценка своего района.

Деловая игра «Защита проектов по решению экологических проблем».


Тема 2.11. Население района.

Цели и задачи: Изучить численность, национальный состав, религии, традиции. Воспитывать уважение к людям труда, к людям старшего поколения.

Методическое обеспечение: Работать в администрации посёлка по выявлению численности и национальному составу, экскурсии в Старую Сарепту (изучение жизни немцев Поволжья), в Казачий Курень (изучение быта и традиций казачества).

Содержание: Численность, размещение, национальный состав, обычаи, традиции, религии, их влияние на культуру населения. Типы поселений. Народные промыслы. Историко-культурные достопримечательности района, естественное движение населения. Социальный состав населения. Экскурсии в «Дом связи», «Депо», «Железнодорожный парк ст. им. М. Горького».


Тема 2.12. Хозяйство района.

Цели и задачи: Изучить хозяйство района, воспитывать уважение к людям различных профессий.

Методическое обеспечение: Курс лекций. Использование ролевых и дидактических игр. Диспут. Экскурсия на производство. Мониторинговые занятия.

Содержание: Виды хозяйственной деятельности населения на разных этапах развития истории. Ведущие предприятия района, масштабы производства, их роль в хозяйстве района и области. Виды транспорта. Степень развития производства товаров народного потребления и сферы услуг.

План изучения предприятия.

Когда построено производство.

Его история.

Откуда поступает сырье.

Какая продукция выпускается.

Технология производства.

Сбыт продукции.

Условия труда и быта рабочих.


Содержание учебного плана

3 год обучения


Тема 3.1.Вводное занятие. Творческая исследовательская работа.

Цели и задачи:

Сформировать представление о научной работе.

Познакомить с лучшими образцами учебно-исследовательских работ обучающихся прошлых лет.

Содержание: Понятие исследовательской работы. Научная проблема. Цели и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, приложения.

Формы занятия: Беседа. Объяснение. Работа с раздаточным иллюстративным и текстовым материалом.

Практическое задание:

Проанализировать структуру предложенной исследовательской работы обучающихся по военной истории края прошлых лет. Отметить следующие моменты:

- выдержана ли структура работы;

- соответствуют ли друг другу план, содержание и название работы;

- корректность поставленных целей и задач;

- сформулирована ли гипотеза (нужна ли она в данной работе);

- удачно ли показан обзор источников;

- логично ли изложено содержание работы;

- корректно ли составлен список литературы, сделаны ли ссылки на источники;

- корректно ли сформулированы выводы.


Тема 3.2. Структура исследовательской работы, посвященной истории родного края.

Цели и задачи:

Познакомить с особенностями исследовательской работы, посвящённой истории родного края.

Закрепить знания о построении исследовательской работы.

Способствовать развитию умения обосновывать свою точку зрения.

Содержание материала:

Цели и задачи исследовательской работы. Объект и предмет исследовательской работы. Структура исследовательской работы. Специфика приложений исследования, посвящённого изучению истории родного края.

Формы занятия: Беседа. Объяснение. Практическая работа с раздаточным материалом.

Практическое задание:

Проанализировать структуру детской исследовательской работы, отметив:

- удачные и неудачные моменты в построении работы;

- соответствие целей, задач, содержания и названия работы друг другу;

- удачно ли составлен обзор источников и литературы;

- описаны ли методы исследования;

- логично ли изложено содержание работы;

- корректно ли сформулированы выводы;

- корректно ли составлен список литературы, сделаны ли ссылки на источники;

- обоснованность помещения приложений;

- качество оформления приложений и работы в целом.


Тема 3. 3. Методы исследования.

Цели и задачи:

Познакомить с общенаучными методами исследования.

Содержание:

Методы и организация исследования. Гипотеза. Анкетирование. Интервьюирование. Текстуальный анализ.

Формы занятия: Беседа. Объяснение. Работа с раздаточным материалом. Выполнение творческих практических заданий.

Практические и творческие задания:

Проанализировать содержание тематических анкет из детских исследовательских работ прошлых лет.

Выделить наиболее удачные варианты анкет.


Тема 3.4. Разработка программы исследования.

Цели и задачи:

Помочь детям выбрать и сформулировать тему исследования.

Способствовать выработке умения планирования исследовательской деятельности.

Содержание:

Выбор темы исследования. Формулировка рабочего названия темы. Выбор методов исследования, адекватных теме. Составление примерного плана исследования. Составление примерного плана практической деятельности по сбору материала по избранной теме.

Примерная тематика исследований:

-Увековечивание памяти героев обороны Царицына, Сталинградской битвы в нашем городе, посёлке.

-Трудовой подвиг железнодорожников в восстановлении города и строительстве ГЭС.

-Первые поселения на станции Крутая, (с 1900 г.- Воропоново).

-Максим Горький и станция Крутая (Крутенькая - другое название станции).

-Первая железная дорога в Царицыне.

Формы занятия: Беседа. Объяснение. Выполнение практического задания по разработке индивидуальной теме.

Практические и творческие задания (задания выполняются индивидуально, затем представляются на обсуждение всей группы):

-Сформулировать рабочее название темы исследования, исходя из своих интересов и (или) уже собранного исторического материала.

-Составить примерный план работы, определить методы исследования и примерный перечень практических шагов по исследованию избранной темы.


Тема 3.5. Возможности исследовательской работы на базе научной библиотеки музея-заповедника «Сталинградская битва».

Цели и задачи:

Познакомить с порядком и возможностями работы в научной областной библиотеке.

Научить пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, составлять библиографические списки.

Содержание:

Систематический каталог. Алфавитный каталог. Библиография. Библиографический список. Отдел редкой книги научной библиотеки музея-заповедника «Сталинградская битва».

Формы занятия: Объяснение. Практическое задание на базе научной библиотеки музея-заповедника «Сталинградская битва».

Практическое задание:

Создать библиографический список по систематическому каталогу монографий и публикаций в периодической печати по избранной теме.


Тема 3.6. География освоения Царицына-Сталинграда-Волгограда в Интернете.

Цели и задачи:

Познакомить с наиболее полезными и содержательными Интернет-сайтами по географии возникновения поселка, города.

Познакомить со справочными сайтами, содержащими достоверные сведения.

Обучить методике поиска полезной информации в Интернет по ключевым словам.

Содержание:

Справочные материалы по архивным запросам в ведомственных архивах (vestarhiv.ru), в государственных архивах России (rusarhives.ru), по поиску погибших на войнах (soldat.ru),Мемориал Великой Отечественной войны (www.kremnik.ru).

Формы занятия: Объяснение. Беседа. Демонстрация отдельных страниц наиболее полезных Интернет-сайтов.

Практические задания:

Составить ключевые слова для поиска в Интернет материалов по теме своего исследования.

Попытаться найти по сформулированным ключевым словам материалы в Интернет (выполняется дома, обсуждается на последующих занятиях).


Тема 3.7. Государственные, ведомственные, школьные архивы и фонды музеев. Оформление запросов в государственные, ведомственные архивы и волгоградские музеи.

Цели и задачи:

1. Познакомить с ведущими государственными и ведомственными архивами и волгоградскими музеями.

2. Познакомить с наиболее значимыми документами государственных, волгоградских архивов, музеев, военкоматов, содержащими географическую информацию по истории родного края.

3. Познакомить с порядком работы архивов и музеев с населением.

Содержание:

Из истории архивного дела в России. Федеральные архивы (ЦГАДА, ЦГИА, ЦГВИА, ЦГАОР, ЦГАСА, ЦГАВМФ). Архивы в Волгоградской области: ГАВО, ЦДНИВО. Музеи: МЗСБ, ВОКМ и другие ведомственные, школьные волгоградские музеи. Фонды. Описи. Единицы хранения. Путеводители. Архивные документы, содержащие историческую информацию по военной истории края. Требования к оформлению запроса.

Формы занятия: Беседа. Объяснение. Практические задания.

Практические задания:

Проанализировать фрагмент учётной или справочной карточки, составить небольшое сообщение «Какую информацию можно почерпнуть из архивных, музейных картотек?»

Проанализировать фрагмент инвентарной музейной книги, составить небольшое сообщение «Какую информацию можно почерпнуть из инвентарной книги?»

Проанализировать два текста запросов в архив, музей или военкомат. Сделать вывод, какой из них составлен более удачно, почему?

Составить запрос в архив по теме своего исследования (с последующим обсуждением).

Подборка в Интернете материалов по теме «Наградные листы участников Сталинградской битвы, наших земляков участников географов, геологов, путешественников» (для обсуждения на следующем занятии).


Тема 3.8. Семейные реликвии, государственные награды наших земляков-географов.

Цели и задачи:

Дать представление о наградной системе Советского Союза, России (Российской Федерации).

Способствовать развитию наблюдательности, расширению культурно-исторического кругозора.

Содержание:

Ордена, медали, знаки Советского Союза, России (Российской Федерации).

Формы занятия:

Мини-лекция. Тематическая экскурсия по экспозиции 7-го зала музея заповедника «Сталинградская битва». Награды героев Сталинграда. Беседа. Практические задания.

Практические задания:

Определение наград, знаков и дополнительных сведений о людях, изображённых на фотографиях в форменной и гражданской одежде. При выполнении этих заданий необходимо использовать справочную литературу, музейные определители.

Сообщение на темы: «Награда моего прадеда».


Тема 3.9. Организация и сбор воспоминаний.

Цели и задачи:

Научить составлению программы сбора воспоминаний по заданной теме.

Научить правилам организации сбора воспоминаний.

Способствовать выработке умения сопоставлять информацию из разных источников.

Содержание: Рекомендации для проведения работы по сбору письменных и устных (звукозаписей) воспоминаний участников войны и труда, участников или очевидцев важных событий в истории посёлка. Интервью. Спонтанные воспоминания. Программа опроса. Оформление воспоминаний. Техническое обеспечение интервьюирования.

Формы занятия: Беседа. Работа в группах.

Практические задания (выполняются в группах по 3-5 человек):

Составить анкеты по конкретным темам на материалах семейного архива, фондах МИДД: «Концлагерь в моей памяти», «Фронтовые дороги моего деда», «Военное детство моей бабушки», «Тыловое детство», «Наши земляки железнодорожники».

Проанализировать фрагмент из книги «Депо». Извлечь из неё конкретную информацию, выделить круг достоверной и сомнительной информации. Аргументировать свою точку зрения.

Проанализировать фрагмент записи воспоминаний 1974 г. о событиях Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы. Извлечь из них конкретную информацию, выделить круг достоверной и сомнительной информации. Аргументировать свою точку зрения.


Тема 3.10. Практикум исследования.

Цели и задачи:

1. Выработать умения извлекать из разных документальных источников прямую и косвенную информацию, соотносить её с другими источниками.

2.Способствовать формированию умения использовать специальные справочники и определители для уточнения и углубления полученной информации.

3.Способствовать формированию ценностного отношения к информации по военной истории.

Содержание материала:

Прямая и косвенная информация, содержащаяся в документах. Правила аннотирования документов. Описание трудных для восприятия, противоречивых по содержанию документов. Вопрос достоверности содержания документа.

Формы занятия: Беседа. Объяснение. Практические задания на семейном или школьном музейном архиве обучающихся и специально подобранных материалов педагога.

Практические и творческие задания (выполняются в группах по 2-3 человека):

Проанализировать документ из семейного архива, выделив прямую и косвенную информацию по Сталинградской битве, установив, как документ дополняет, или ставит под сомнение другую, полученную ранее информацию (например, информация из газетной статьи), как отражает историческую эпоху.


Тема 3.11. Культура оформления исследовательской работы.

Цели и задачи:

Познакомить с требованиями к оформлению научной работы.

Способствовать формированию практических умений оформления разных видов научных текстов.

Развивать творческие задатки учащихся.

Содержание материала:

Виды научных текстов. Сообщение. Доклад. Тезисы. Аннотация. Очерк. Структура творческой исследовательской работы. Требования к изложению вводной, основной и заключительной части научного доклада. Требования к оформлению библиографического списка, сносок и примечаний. Требования к оформлению приложений, помещаемых в доклад. Рецензирование. Оппонирование. Стилистическая культура письменной речи. Научный и реферативный стили изложения.

Формы занятия: Беседа. Объяснение. Практические задания.

Практические и творческие задания:

Проанализировать разные формы представления исследовательской работы (тезисы, сообщения, доклад, реферат, аннотация, очерк). Сформулировать существенные признаки каждого из видов научных текстов.

Проанализировать фрагменты исследовательских работ прошлых лет, отметить фактические и стилистические ошибки (недочёты), имеющиеся в них.

Составить аннотацию на одну из детских исследовательских работ прошлых лет.


Тема 3.12. Индивидуальные исследования.

Цели и задачи:

Оказать учащимся помощь на всех этапах практической исследовательской работы над их персональными темами.

Способствовать выработке умения представления исследовательского материала в разных формах.

Содержание деятельности:

Примерный план индивидуальной работы включает:

1. Выбор темы исследования.

2. Составление плана исследования.

3. Подбор источников и литературы.

4. Анализ, описание, аннотирование источников.

5. Изучение литературы, выписки из литературы.

6. Консультации со специалистами.

7. Написание отдельных фрагментов работы.

8. Написание работы в виде сообщения, доклада, тезисов, эссе, очерка.

10. Подготовка презентации работы.

11. Публичное выступление (на городских, областных, российских конференциях, конкурсах).

Формы занятий:

Индивидуальные и групповые собеседования и консультации. Практические занятия.

Практическая работа:

Оформить доклад, тезисы, аннотацию по своей персональной теме.

Составить рецензии на работы других обучающихся.

Подготовить стендовые или электронные презентации исследовательской работы.


Тема 3.13. Подготовка презентации исследовательской работы.

Цели и задачи:

1. Выработать умения оформления исследовательской работы с учётом требований мероприятия, на котором планируется презентация работы.

2. Научить приёмам составления публичной презентации исследовательской работы.

3. Выработать умения публичного представления исследовательской работы, анализировать своё выступление и выступления других обучающихся.

4. Научить приёмам написания публикации исследовательской работы.

Содержание:

Положения о проведении городских, региональных и всероссийских мероприятий, на которых планируют выступать с презентацией своих работ обучающиеся.

Формы занятий:

Групповые консультации. Презентации и публикации исследовательских работ, их обсуждение и коррекция.


Итоговое занятие.

Цели и задачи:

1. Способствовать выработке умения самоанализа.

2. Помочь обучающимся увидеть возможности дальнейшего развития темы исследования.

3. Способствовать осознанию значимости своего исследования и исследований других воспитанников для себя и для общества.

Содержание:

Обсуждение результатов исследовательской деятельности участников коллектива. Подведение итогов (в виде конкурса, конференции выставки, круглого стола и т.п.). Планирование дальнейшего развития избранных тем.

Форма занятия: Круглый стол.


1.4. Планируемые результаты


По окончании обучения по программе «Географическое краеведение» учащиеся

будут знать:

- Фактический материал по географии края;

- Исторические памятники и памятные места районов Волгограда;

-возможности поиска исторических документов, информации в государственных и ведомственных архивах, музеях, библиотеках;

- структуру реферативных и исследовательских работ, общие правила их оформления;

- специфику географического положения и административно-территориальное устройство города Волгограда;

- особенности географии её рельефа, климата, вод, растительности и животного мира, населения, основных отраслей хозяйства, природно- хозяйственных зон и районов;

- культурно - исторические особенности народов Волгоградской области, их самобытность;

- различия в типах хозяйственной деятельности на территории страны;

- уникальные объекты и явления на территории города Волгограда.

будут уметь:

- находить нужную историческую информацию по родному краю и свободно ею пользоваться;

- собирать и систематизировать документы, содержащие историческую информацию;

- эффективно извлекать из документов прямую и косвенную информацию;

- сопоставлять информацию из разных источников, делать логические выводы;

- пользоваться популярной и научной справочной литературой по географии края;

- оформлять результаты поиска в виде сообщения, биографического очерка, эссе и доклада;

- узнавать по различным источникам информации основные характеристики природных, экологических, социальных и экономических объектов, процессов и явлений, особенности их размещения по территории области;

- получать информацию из разных источников и оценивать её;

- приводить примеры топливно-энергетических и сырьевых баз, центров и районов с важнейшей продукцией, основных отраслей хозяйства и межотраслевых комплексов;

- оценивать последствия экологических и социально-экономических проблем Волгограда, их влияние на уровень и качество жизни населения;

- использовать (применять) умения и знания в практической деятельности и повседневной жизни;

- применять географические знания о своей малой родине для активной и адаптации к быстро меняющейся природой и социально - экономической среде;

- создать образ своего родного края: посёлка Горьковский, научить его сравнивать с другими районами Волгоградской области и с различными регионами страны;

- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности;

- объяснять причины размещения отдельных предприятий посёлка, составлять характеристику одного из местных предприятий,

- оформлять конкурсные работы научно-исследовательского плана.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график 

  • количество учебных недель  I полугодие  16 недель, II полугодие  20 недель,

  • продолжительность каникул  90 дней,

Календарный учебный график программы «Географическое краеведение» составляется в соответствии с годовым календарным учебным графиком муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Волгограда» ежегодно.


2.2. Условия реализации программы

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

Материально-техническое обеспечение  кабинет географии с необходимыми картами, глобусом, мультимедийным проектором, компьютером, атласами, дисками и краеведческой литературой (в расчете на 15- 20 обучающихся).

2.3. Формы аттестации

Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы на каждом году обучения:

(зачет, творческая работа, исследовательская работа, участие в конкурсах, олимпиадах разных уровней, краеведческих чтениях).

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет и др.


2.4. Оценочные материалы

Тесты, контрольные задания, олимпиадные задания.


2.5. Методические материалы

Методы обучения:

-словесный,

-наглядный практический;

-объяснительно-иллюстративный,

-частично-поисковый,

-исследовательский проблемный;

-игровой, дискуссионный,

-проектный.

Методы воспитания:

-убеждение,

-поощрение,

-упражнение,

-стимулирование,

-мотивация.

Формы организации образовательного процесса:

-индивидуальная,

-индивидуально-групповая;

-групповая.

Формы организации учебного занятия:

-акция,

-беседа,

-встреча с интересными людьми,

-защита проектов,

-игра,

-конкурс,

-конференция,

-круглый стол,

-практическое занятие,

-наблюдение,

-олимпиада,

-посиделки,

-поход,

-презентация,

-фестиваль,

- экскурсия,

-экспедиция,

-эксперимент.

Педагогические технологии:

-технология индивидуализации обучения,

-технология группового обучения,

-технология коллективного взаимообучения,

-технология модульного обучения,

-технология разноуровневого обучения,

-технология развивающего обучения,

-технология проблемного обучения,

-технология дистанционного обучения,

-технология исследовательской деятельности,

-технология проектной деятельности,

-технология игровой деятельности,

-технология коллективной творческой деятельности.

Алгоритм учебного занятия:

Основной формой организации краеведческого обучения и развития детей является игровое занятие с коллективно - творческой деятельностью.

В зависимости от поставленной задачи, от возраста и уровня развития детей используются разные виды занятий: типовые, тематические, комплексные, диагностические занятия.

Структура типового занятия включает части:

  1. Организационный момент.

  2. Просмотр частично-поисковой индивидуальной работы каждого ребёнка.

  3. Обсуждение.

  4. Игровая деятельность с элементами практических занятий.

  5. Подведение итогов занятия.

В программе используются нетрадиционные формы организации творческой деятельности детей: игровые программы, которые формируют разнообразные эмоции и чувства, развивают чувство коллективизма и свою значимость в нём.


3. Список литературы


Список основной учебной литературы:

1. Брылёв, В.А. География и экология Волгоградской области. – Волгоград: «Перемена», 2005.

2. Брылёв, В.А., Самусь, Н.А., Славгородская, Е.Н. Родники и реки Волгоградской области. – Волгоград: «Михаил», 2007.

3. Долгачев, И. Г. Язык родного края (географические названия Волгоградской области). – Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1989.

4. Чистяков, С.Е. История родного города в истории страны. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.


Список дополнительной учебной литературы:


1. Бакаев, А.А. Проблемы реки Царица. // Вопросы краеведения: Материалы краеведческих чтений, посвященных 75-летию областного общества краеведов. Выпуск 6. – Волгоград, 2000.

2. Басовская, С.Ю. Изучение возможности рекреационных ресурсов малых рек (на примере г. Волгограда) // Вопросы краеведения: Материалы XI и XII краеведческих чтений. Выпуск 7. – Волгоград: 2002.

З. Гаврилова, О.И. Зарубин, Г.Н. Рябкин, Г.М. Улучшение водообеспечения р. Тишанки в Волгоградской области // Тезисы докладов 3 научно- технической конференции «Водные проблемы нижнего Поволжья и пути их решения». – Волгоград, 1982.

4. Гриб, И.В., Якубовский, К.Б., Пасечный, А.П. и др. Экологические проблемы малых рек и пути их решения. // Тезисы докл. VI сьезда ВГБО. – Мурманск: Полярная правда, 2004. – Т.2.

5. Доклад о состоянии окружающей природной среды Волгоградской области в 2006году. – Волгоград: Панорама, 2007.

6. Доклад о состоянии окружающей природной среды Волгоградской области в 2007 году. – М.: «Глобус», 2008.

7. Ермолаев, О.П. Эрозия в бассейновых геосистемах. – Казань: Унипресс, 2003.

8. Желтобрюхов, В.Ф. Состояние природной среды в области. // Общество и проблемы охраны природы. – Волгоград, 1994.

9.Э.Колбовский, Е.Ю. Изучаем малые реки. – Ярославль: Академия развития, 2004.

10. Лапшенков, B.C. Без малых рек нет рек больших. – Ростов - на – Дону, 1969.

11. Мережко, А.И. Экологические проблемы эксплуатации малых рек. // Гидробиологический журнал.- 1987.- Т. 23.- №1.

12. Стрельцова, Е.Н. Мониторинг родников бассейна реки Царица. Экологическое состояние малых водоёмов. // Вопросы краеведения: Материалы XI и XII краеведческих чтений. Выпуск 7. – Волгоград, 2002.

13. Дедищева, Л.Г. «Люблю тебя, мой край родной! Страницы истории поселка Горьковский и села Песчанка Советского района города Волгограда 1774 – 2014 гг.», И.. 2014


Список наглядного материала:


Атлас Волгоградской области. – Киев, Главное управление геодезии, картографии и кадастра при Кабинете Министров Украины, 1993.


Список электронных источников и Интернет-ресурсов:


1 - http://biofile.ru/geo/3318.html

2-http://water157.narod.ru/clear/ion.htm

3-http://www.standartov.ru/norma_doc/43/43757/index.htm

4- http://www.ecoteka.ru/articles/anatomiya_vody/2499718/

5- http://ru.wikipedia.org


























28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!