ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Дополнительная общеразвивающая программа
«Бизнес-планирование»
(наименование)
2018 г.
Разработчик________А.С. Малуева, преподаватель Сафоновского филиала областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования» |
Рассмотрено цикловой комиссией экономических дисциплин и информационных технологий Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО (протокол от 29.08.2018г. №1) Председатель ________М.Ю. Мельянцева | УТВЕРЖДЕНО методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО (протокол от 30.08.2018г. №1) Председатель_______Г.Л. Полежаева | |
|
Содержание
1. Пояснительная записка | 4 |
2. Категории обучающихся | 4 |
3. Актуальность программы | 4 |
4. Планируемые результаты обучения | 4 |
5. Объем программы | 5 |
6. Календарный учебный график | 5 |
7. Организационно-педагогические условия | 5 |
8. Учебно-тематический план | 5 |
9. Содержание программы | 6 |
10. Тематика практических занятий | 7 |
11. Тематика и содержание самостоятельной работы | 7 |
12. Учебно – методическое обеспечение дисциплины | 7 |
12. Информационное обеспечение обучения 13. Оценка качества освоения программы | 7 8 |
1. Пояснительная записка
Цель: сформировать у студентов понимание роли бизнес-планирования в деятельности предпринимательских структур и сформировать систему методических знаний по разработке бизнес-плана.
Задачи:
оценить бизнес-идею и ее соответствие стратегии бизнес-планирования;
овладеть методикой разработки бизнес-планов на основе методических и методологических подходов бизнес-планирования;
обобщить передовой опыт бизнес-планирования;
дать оценку результатам бизнес-плана и инвестиционного проекта.
2. Категории обучающихся
Дополнительная общеразвивающая программа «Бизнес - планирование» может быть использована для студентов 1-4 курсов филиала академии, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников.
3. Актуальность программы
Актуальность изучения программы непосредственно связана со значимостью бизнес - планирования для экономического развития любой фирмы. В настоящее время можно с полным основанием заявить, что бизнес – планирование – это рабочий инструмент, используемый во всех видах предпринимательства, а бизнес – план является важным документом.
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсах и источники их получения, уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия (фирмы). Именно бизнес – план служит инструментом к повышению степени осуществимости идей и проектов. Большинство предпринимателей понимают необходимость разработки и представления бизнес-плана не только для кредитующего банка или финансирующего учреждения, но и для нормального ведения дел со своими партнерами. Успех фирмы будет обеспечен в том случае, если все имеющиеся ресурсы будут направлены на достижение цели и использованы с максимальным эффектом, чему немало способствуют разработка и внедрение бизнес – плана.
4. Планируемые результаты обучения
В результате обучения обучающиеся должны:
а) знать:
- структуру и функции бизнес-планов;
требования инвесторов к разработке бизнес-планов;
методику бизнес - планирования;
б) уметь:
творчески использовать полученные теоретические знания по бизнес - планированию в процессе последующего обучения и самостоятельно применять их в практической разработке бизнес-планов;
детализировать, систематизировать и моделировать показатели в бизнес - планировании;
применять методы бизнес - планирования на практике;
в) иметь представление:
5. Объем программы: 10 часов трудоемкости, в том числе 10 ауд. часов.
6. Календарный учебный график
График обучения Форма обучения | Ауд. часов в день | Дней в неделю | Общая продолжительность программы, месяцев (дней, недель) |
с отрывом от работы (очная) | 2 | 5 | 1 неделя |
с частичным отрывом (очно-заочная) | | | |
без отрыва от работы (заочная) | | | |
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Слайд-презентации.
7.2 Раздаточный материал.
8. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Трудоемкость в часах: | | Формы контроля |
Всего | аудиторные занятия, в т.ч. | Самостоятельная работа |
Всего | лекции | Практические, лабораторные, семинарские занятия, тренинги и др. |
всего | в т.ч. выездные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Тема 1. Бизнес-планирование: цели, задачи, принципы и виды | 1 | 1 | 1 | | | | Зачет |
2 | Тема 2. Методологические основы бизнес -планирования | 1 | 1 | 1 | | | | Зачет |
3 | Тема 3. Бизнес-план и его структура | 5 | 5 | 1 | 4 | | | Зачет |
4 | Тема 4. Оценка предпринимательских рисков в бизнес – планировании | 1 | 1 | | 1 | | | Зачет |
5 | Тема 5. Оценка бизнес – плана | 1 | 1 | | 1 | | | Зачет |
| Зачет | 1 | | | | | | Зачет |
| Итого | 10 | | 4 | 6 | | | - |
9. Содержание программы
Тема 1. Бизнес-планирование: цели, задачи, принципы и виды
Особенности развития бизнес - планирования в России. Бизнес-план и его роль в развитии предпринимательства. Цели бизнес – планирования, задачи, исполнители. Принципы бизнес – планирования. Виды бизнес -планирования. Функции бизнес – планов: внутренние и внешние. Заказчики и разработчики бизнес-планов.
Бизнес - идея как инновационная основа бизнес – планирования и инвестиционного проектирования. Система инвестиционных бизнес -проектов и их классификация. Отличительные признаки инвестиционного бизнес - проекта. Компьютерные программные продукты, используемые при подготовке и анализе бизнес-планов инвестиционных проектов (Project Expert).
Тема 2. Методологические основы бизнес - планирования
Методика разработки бизнес-плана. Методы и технические приемы использования в бизнес - планировании. Нормативное бизнес - планирование. Процесс бизнес – планирования и последовательность разработки бизнес-плана. Особенности отраслевого бизнес - планирования (производство продукции, работы, услуги).
Тема 3. Бизнес-план и его структура
Общее описание фирмы, цели фирмы: описание фирмы; оценка и анализ внутренней и внешней среды фирмы; формирование целей и задач фирмы, назначение бизнес-планов.
Товары и услуги: формирование ассортимента товаров и услуг; товарная политика фирмы; жизненный цикл товара и его влияние на товарную и маркетинговую политику фирмы; типы конкурентных преимуществ и формирование стратегии конкурентоспособности; описание товаров и услуг в бизнес –плане.
Оценка рынка сбыта: конкретизация рынка сбыта; оценка потенциальной емкости рынка; методы прогнозирования спроса; сегментация рынка; позиционирование товара; прогноз объема продаж; описание рынка сбыта в бизнес-плане.
Конкуренция: методы изучения конкурентов; описание конкуренции в бизнес-плане; оценка конкурентоспособности фирмы, ее сильных и слабых сторон.
Маркетинг план и его роль: планирование маркетинга; стратегия маркетинга; установление цен на товары; распространение товаров; продвижение товара; содержание плана маркетинга бизнес –плана.
Производственный план: производственная программа фирмы; расчет потребности в материальных ресурсах; расчет потребности в персонале и заработной плате; расчет на производство и сбыт продукции; определение себестоимости конкретных изделий (услуг).
Управление и организации: управленческая команда; организационная структура управления; кадровая политика и стратегия.
Финансовый план: план финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности фирмы; план движения денежных средств; баланс активов и пассивов, оценка текущего и перспективного финансового состояния фирмы; стратегия финансирования; коммерческая эффективность мероприятий бизнес-плана (проекта).
Тема 4. Оценка предпринимательских рисков в бизнес – планировании
Описание предпринимательских рисков в бизнес – плане; определение категории «предпринимательский риск»; классификация предпринимательских рисков; оценка рисков; оценка потерь в связи с рисковыми ситуациями; пути снижения рисков; пути снижения внешних предпринимательских рисков; пути снижения внутренних предпринимательских рисков.
Тема 5. Оценка бизнес – плана
Методика оценки бизнес – планов. Финансовый план как инструмент реализации бизнес-плана. Экономическая эффективность бизнес-планов. Оценка эффективности финансовой деятельности предприятия на соответствие стратегическим целям бизнеса.
10. Тематика практических занятий
Решение задач на тему «Разработка отдельных разделов бизнес-плана».
Решение задач на тему «Оценка предпринимательских рисков в бизнес - планировании»
Решение задач на тему «Оценка бизнес - плана»
11. Тематика и содержание самостоятельной работы
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей по каждой теме (если предусмотрена самостоятельная работа): не предусмотрено.
12. Учебно-методическое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы осуществляется в учебном кабинете Экономики, менеджмента и маркетинга; социально – экономических дисциплин, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
перечень практических занятий;
слайд – презентации к дисциплине;
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
программные средства обучения.
13. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
Бекетова, О. Н. Бизнес-планирование. Конспект лекций / О.Н. Бекетова, В.И. Найденков. - М.: Эксмо, 2018. - 160 c.
Бизнес-планирование. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 816 c.
Ефимова, С. А. Бизнес-планирование. Краткий курс / С.А. Ефимова. - М.: Окей-книга, 2016. - 112 c.
Просветов, Г. И. Бизнес-планирование. Задачи и решения / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-пресс, 2017. - 256 c.
Романова, М. В. Бизнес-планирование. Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: Инфра-М, Форум, 2018. - 240 c.
Дополнительная литература
Афитов, Э. А. Планирование на предприятии. Учебник / Э.А. Афитов. - М.: Инфра-М, Новое знание, 2015. - 352 c.
Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л.Е. Басовский. - Москва: РГГУ, 2017. - 272 c.
Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта / Т.С. Бронникова. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. - 224 c.
Головань, С. И. Бизнес-планирование и инвестирование / С.И. Головань, М.А. Спиридонов. - М.: Феникс, 2016. - 368 c.
Одинцова, Л. А. Планирование на предприятии / Л.А. Одинцова. - М.: Академия, 2015. - 272 c.
Писарева, О. М. Методы прогнозирования развития социально-экономических систем / О.М. Писарева. - Москва: Мир, 2017. - 592 c.
Планирование деятельности на предприятии. - М.: Юрайт, 2016. - 352 c.
Чиненов, М. В. Бюджетное планирование и прогнозирование / М.В. Чиненов, В.С. Семибратов. - М.: Де-По, 2018. - 118 c.
14. Оценка качества освоения программы
Промежуточная и итоговая аттестация по программе предназначена для оценки освоения слушателем основных тем программы и проводится в виде зачетов.
По результатам любого из видов итоговых промежуточных испытаний, выставляются отместки по двухбалльной («удовлетворительно» («зачтено»), «неудовлетворительно» («не зачтено»).
9