СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Струнные инструменты" (скрипка) - 3 года обучения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Струнные инструменты" (скрипка) - 3 года обучения»








































СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Структурные компоненты УМК учебного предмета

«Инструмент»

3. Рабочая программа учебного предмета

«Инструмент»

4. Методические рекомендации по изучению предмета

5. Содержание предмета по годам обучения

6. Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета

7. Учебная литература: нотные сборники,

сборники гамм и арпеджио, репертуарные сборники;

учебно-методическая литература;

электронные образовательные ресурсы

8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

9. Самостоятельная работа обучающихся

























I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс по предмету «Инструмент (скрипка)» (далее УМК) – это оптимальная система учебно-методической документации

и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых

дополнительной общеразвивающей программой в области музыкального искусства.

УМК по предмету «Инструмент» предназначен для реализации минимума содержания дополнительной общеразвивающей программы в области

музыкального искусства.

Цель разработки УМК «Инструмент» - создание необходимых условий для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализации целей обучения, воспитания и развития обучающихся, активизации их учебно-познавательной деятельности и управления ею.

Задачи УМК «Инструмент»:

  • подготовка учебно-методического обеспечения учебного предмета;

  • систематизация содержания учебного предмета с учетом достижений

исполнительской преподавательской школы, требований работодателя и потребителя образовательной услуги;

  • оснащение образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, которые способствуют подготовке одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

  • внедрение инновационных преподавательских технологий и активных

методов обучения в преподавании предмета согласно реализуемой технологии обучения;

  • правильное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, контроля результатов их обучения;

  • разработка фонда оценочных средств, обеспечение возможности

системного контроля качества образовательного процесса;

  • создание учебно-методических материалов, необходимых для

подготовки электронных учебников, электронных учебно- методических пособий;

  • обеспечение охраны жизнедеятельности при проведении учебных

занятий.

УМК призван обеспечить целостное художественно-эстетическое

развитие личности и приобретение в процессе освоения образовательной

программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

II. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УМК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНСТРУМЕНТ (скрипка)»

  • Рабочая программа учебного предмета «Инструмент».

  • Методические рекомендации по изучению предмета.

  • Содержание предмета по годам обучения.

  • Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета.

  • Учебная литература:

  • нотные сборники, сборники гамм и арпеджио, репертуарные сборники;

  • учебно-методическая литература;

  • электронные образовательные ресурсы.

  • Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  • Самостоятельная работа обучающихся

III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНСТРУМЕНТ (скрипка)»

  • Рабочая программа учебного предмета «Инструмент» является частью

дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального

искусства.

  • Цель программы: обеспечение развития музыкально-творческих

способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и

навыков в области скрипичного исполнительства, выявление одаренных

детей в области музыкального исполнительства и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, которая позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития обучающегося.

Паспорт программы

Область применения программы:

- программа учебного предмета является частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.

- Программа учебного предмета может быть использована:

в реализации дополнительной общеразвивающей программы в области

музыкального искусства со сроком обучения 3 года в детских школах искусств, при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Цель и задачи учебного предмета «Инструмент (скрипка)»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовка

их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета


Задачи:

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения различных жанров и форм;

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • приобретение учащимися умений и навыков, необходимых в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических

направлений;

- музыкальную терминологию;

- скрипичный репертуар, включающий произведения разных стилей и жанров

(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- многообразные возможности скрипки для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и

стилей;

- создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыками самостоятельной творческой работы на разных этапах разучивания музыкального произведения;

- навыками публичных выступлений; - самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- читать с листа несложные музыкальные произведения;

- анализировать исполняемые произведения.

В результате освоения предмета обучающийся должен владеть:

- навыками сольного и ансамблевого исполнительства на музыкальном

инструменте;

- техническими средствами и приемами, необходимыми для создания художественного образа музыкального произведения;

- навыками чтения с листа и музыкального анализа исполняемых произведений.


СТРУКТУРА ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Вид учебной нагрузки

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

262,5

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

105

в том числе:


практические занятия

99

контрольные уроки, зачеты, академические концерты,

технические зачеты, контрольные работы,

прослушивания и др.

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

157,5

в том числе:


итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов



Тематический план и содержание учебного предмета

«Инструмент (скрипка)»

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Работа над

постановкой рук

и развитием

технических

навыков.

Содержание учебного материала


1.Усвоение первоначальных навыков

постановки и звукоизвлечения, воспитание естественных мышечных ощущений.

2.Корректировка постановки в средних и старших классах.

Практические занятия

10

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

15

Тема 2.

Работа над

гаммами и

этюдами.

Развитие

техники правой

и левой рук.

Содержание учебного материала


1.Развитие техники, пальцевой беглости,

освоение штрихов в процессе регулярной,

планомерной, систематической работы надтехническим материалом.

2.В работе над гаммами, арпеджио,

упражнениями и этюдами обращать особое

внимание на интонационную точность,

устойчивый ритм, свободную смену

позиций, пальцевую чёткость.

3.Освоение навыков исполнения двойных

нот и аккордов.

4.Работа над качеством звукоизвлечения и

целесообразным распределением смычка.


Практические занятия

5

Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

7

Тема 3.

Работа над

пьесами.

Содержание учебного материала


Работа над развитием выразительности

исполнения, слухового контроля за качеством звучания, интонацией, ритмом и динамикой на материале разнохарактерных пьес, небольших по форме и несложных по содержанию. Раскрытие художественного образа, знакомство с формой и стилем.

Применение технических навыков в работе

над художественными произведениями.


Практические занятия

20

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

30

Тема 4.

Работа над

штрихами.

Содержание учебного материала


Работа над освоением штрихов на основе

правильной постановки рук, умение применять различные штрихи в соответствии с характером исполняемого произведения. Отработка ритмичности, качественного звучания и точности выполнения разных видов штрихов.


Практические занятия

5

Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

7

Тема 5.

Работа над крупной формой

Содержание учебного материала


Работа над осмыслением и усвоением

большого по объему материала, включающего в себя самые разнообразные музыкально-исполнительские элементы.

Овладение навыками исполнения музыкального материала как единого, целостного произведения.


Практические занятия

9

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

15

Тема 6.

Чтение нот с

листа.

Художественный

образ

произведений.

Содержание учебного материала



Обучение учащихся самостоятельно и

грамотно разобраться в нотном тексте,

умение определять тональность, характер,

темп произведения, внимание к аппликатуре,

размеру, штрихам, авторским обозначениям

в тексте.


Практические занятия

10

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

15

Тема 7.

Смена позиций.

Содержание учебного материала



Развитие у учащихся сознательного

отношения к освоению позиций как к

основному элементу техники скрипача.

Работа над сменой позиций как над важным

средством выразительности, внимание к

точности интонации и свободе движений

рук.


Практические занятия

5

Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

7

Тема 8.

Вибрация.

Содержание учебного материала



Воспитание необходимых предпосылок для

успешной работы над вибрацией – стремление к выразительному звучанию, усвоение необходимых постановочных и двигательных навыков, отсутствие напряженности в левой руке. Работа над вибрацией в процессе изучения художественного произведения как

основной побуждающий фактор к выразительному исполнению.


Практические занятия

10

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

47.5


Виды аттестации по учебному предмету по годам обучения и полугодиям:


Год обучения

1 год

2 год

3 год

Четверть учебного года

II

IV

II

IV

II

IV

Зачет/Экзамен



з


з


з

Итоговая аттестация









IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу

педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога

относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может

иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его

индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте музыкального текста.

Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки, развития целесообразных игровых движений.

Постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству

звукоизвлечения.

Необходимо также овладевать позициями и их соединениями, основами штриховой техники и разнообразной вибрацией. Педагог должен научить

учащегося навыкам использования грамотной, осмысленной аппликатуры,

наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения.

Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с

концертмейстером. Совместное исполнение обогащает музыкальное

представление учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание

произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую

организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого

звучания.

С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о

композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении

материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к

сложному, а также учитывать индивидуальные особенности ученика:

интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,

уровень его подготовки.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)

способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.

Важнейшими средствами музыкальной выразительности являются: качество

звука, интонация, ритмический рисунок, динамика, фразировка.

Работа над данными элементами музыкального языка лежит в основе учебного процесса.

Систематическое развитие навыков чтения с листа входит в обязанность

преподавателя. Ученик должен глубоко и тщательно изучать авторский текст, стремясь раскрыть содержание и характер произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося

индивидуальный план, который утверждается заведующим объединением. В

конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с

приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

1 класс

Знакомство с инструментом и его устройством. Формирование правильной постановки корпуса и рук. Знакомство с нотной грамотой, изучение нот и длительностей. В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на скрипке. Освоение 1-й позиции. Штрихи деташе и легато в простейшем их сочетании. Ознакомление с построением мажорных гамм. Знакомство с различными музыкальными жанрами.

В этот период желательно проходить большой объем музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности, формировать навыки чтения с листа, внимание к звукоизвлечению и чистому интонированию.

Содержание: в течение года учащийся должен изучить 6-8 пьес.

Развитие технических навыков: изучение 1-2 мажорных гамм штрихами

деташе и легато.


2 класс

Продолжение работы над постановкой, свободой игровых движений.

Усложнение и детализация игровых навыков. Изучение гамм мажора и минора.

Работа над более разнообразным звучанием инструмента в зависимости от

характера музыкального материала.

Штрихи деташе, легато и их сочетание. Культура распределения смычка.

Чтение с листа на уроке. Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач.

Содержание: в течение года учащийся должен изучить 1-2 этюда, 4-6 пьес.

Развитие технических навыков: изучение 1-2 мажорных гамм штрихами

деташе и легато.


3 класс

Дальнейшее техническое развитие. Работа над интонированием и качеством

звукоизвлечения.

Кантилена, работа над пластикой ведения смычка. Жанровые пьесы и характер штрихов. Изучение музыки разных стилей и эпох.

Чтение с листа, самостоятельный разбор произведений и музыкальный анализ.

Навыки ансамблевого музицирования. Содержание: в течение года учащийся должен изучить 1-2 этюда, 4-6 пьес.

Развитие технических навыков: изучение 1-2 мажорных и минорных гамм

штрихами деташе и легато.


VI. КОНТРОЛЬ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Оценка качества реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства включает в себя текущий контроль

успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль проводится в течение всего образовательного процесса в

ходе проведения учебных занятий.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются

академические концерты, контрольные уроки, прослушивания, устные опросы.

Результаты текущего контроля выставляются преподавателем в классный

журнал посещаемости и успеваемости обучающихся и определяют

успеваемость обучающегося в течение учебной четверти.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки могут проводиться в форме академических концертов,

исполнения концертных программ. Контрольные уроки в рамках

промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторных занятий.

Содержание промежуточной аттестации

Первый год обучения

1полугодие – контрольный урок: 1-2 разнохарактерные пьесы.

2 полугодие – открытый академический концерт (1-2 пьесы)

Второй год обучения

1полугодие – контрольный урок: 1-2 разнохарактерные пьесы.

2 полугодие – открытый академический концерт (1-2 пьесы)

Третий год обучения

1полугодие – контрольный урок: 1-2 разнохарактерные пьесы.

2 полугодие – открытый академический концерт (1-2 пьесы)


ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО

КЛАССАМ

Первый год обучения.

Вариант 1

Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

Бакланова Н. «Марш»

Вариант 2

Бакланова Н. «Романс»

Бакланова Н. «Мазурка»

Вариант 3

Кравчук А. Концерт Соль-мажор 1 ч.

Второй год обучения.

Вариант 1

Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

Кабалевский Д. «Галоп»

Вариант 2

Бах И.С. «Марш»

Ган Н. «Раздумье»

Третий год обучения.

Вариант 1

Обер Л. «Тамбурин»

Мендел Дж. «Тень твоей улыбки»

Вариант 2

Боккерини Л. «Менуэт»

Данкля Ш. «Баллада»

Вариант 3

Комаровский А. Концерт №1 Ля-мажор


Система и Система и критерии оценок промежуточной аттестации.

1. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает

пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:

"5"; "5-"; "4+"; "4"; "4-"; "3+"; "3"; "3-"; "2".

2. Учебный предмет «Инструмент».

Оценка "5" (отлично):

-артистичное поведение на сцене;

-увлечённость исполнением;

-художественное исполнение средств музыкальной выразительности в

соответствии с содержанием музыкального произведения;

-слуховой контроль собственного исполнения;

-корректировка игры при необходимой ситуации;

-свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

-убедительное понимание чувства формы;

-выразительность интонирования;

-единство темпа;

-ясность ритмической пульсации;

-яркое динамическое разнообразие.

Оценка "4" (хорошо):

-незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

-грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

-стабильность воспроизведения нотного текста;

-выразительность интонирования;

-попытка передачи динамического разнообразия;

-единство темпа.

Оценка "3" (удовлетворительно):

-неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления

музыки;

-слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических

задач;

-темпо-ритмическая неорганизованность;

-слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

-однообразие и монотонность звучания.

Оценка "2" (неудовлетворительно):

-частые "срывы" и остановки при исполнении;

-отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-ошибки в воспроизведении нотного текста;

-низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-отсутствие выразительного интонирования;

-метро-ритмическая неустойчивость.


VII. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОТНЫЕ СБОРНИКИ, СБОРНИКИ

ГАММ И АРПЕДЖИО, РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Учебная литература

Основные источники

1. Гаммы и арпеджио для скрипки. 1-7 классы [Hоты]: / сост. Л.А. Рыбкина.

– Белгород, 2006. – 34 с.

2. Популярная классическая и эстрадная музыка для скрипки в

сопровождении фортепиано [Ноты]: / сост. Л. А. Рыбкина. – Белгород, 2006. –84 с.

3. Пудовочкин, Э.В. Скрипка раньше букваря [Hоты]: опыт раннего

обучения на скрипке / Э.В. Пудовочкин. – Санкт Петербург.: Композитор, 2006.– 56 с.

4. Рыбкин, Е.А. Весёлые струны [Ноты]: скрипичные пьесы, дуэты.

Ансамбли для детей и юношества в сопровождении фортепиано / Е.А. Рыбкин,Л.А. Рыбкина. – Белгород, 2004. – 24 с.

5. Рыбкин, Е.А. Пьесы для ансамбля скрипачей в сопровождении

фортепиано [Hоты]: / Е.А. Рыбкин, Л.А. Рыбкина. – Белгород, 2006. – 64 с.

6. Рыбкин, Е.А. Концертино-фантазия [Hоты]: для скрипки и фортепиано /

Е.А. Рыбкин. – Белгород, 2005. – 24 с.

7. Рыбкина, Л.А. Скрипичный ключик [Hоты]: сборник пьес для учащихся

младших классов с приложением клавира / Л.А. Рыбкина. – Белгород, 2006. –

72 с.

8. Рыбкин, Е.А. Виолинки [Ноты]: скрипичные пьесы для детей и

юношества в сопровождении фортепиано / А.Е. Рыбкин, Л.А. Рыбкина. –

Белгород, 2004. – 24 с.

9. Светлячок [Hоты]: пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано / сост.

Э.В. Пудовочкин. – Санкт Петербург.: Композитор, 2005. – 58 с.

10. Третьяченко, В.Ф. Скрипичный букварь [Ноты]: учебное пособие для

начинающих скрипачей / В.Ф. Третьченко. – Краснодар. краев. науч.-учебн.

центр кадров культуры.: Краснодарск, 2007. – 68 с.

11. Щукина, О.Н. Ансамбль скрипачей с азов [Ноты]: / О.Н. Щукина. –

Клавир и партии. – Санкт Петербург, Композитор, 2007. - Вып. 2. – 87 с.

Дополнительные источники

1. Альбом скрипача [Ноты]: этюды / ред. В. Сумаруков. – М.: Советский

композитор, 1989. – Вып. 3. – 120 с.

2. Ансамбли юных скрипачей [Ноты]: педагогический репертуар ДМШ. /

сост. и ред. Д. Фролович. – М.: Советский композитор, 1979. – Вып. 4. – 36 с.

3. Ансамбли юных скрипачей [Ноты]: педагогический репертуар ДМШ. /

ред. В. Шуть. – М.: Советский композитор, 1981 – Вып. 5. – 80 с.

4. Ансамбли юных скрипачей [Ноты]: педагогический репертуар ДМШ. /

сост. М. Рейтих. – М.: Советский композитор, 1985. – Вып. 6. – 80 с.

5. Бакланова, Н.В. Этюды средней трудности для скрипки и фортепиано

[Ноты]: средние и старшие классы / Н.В. Бакланова. – М.: Советский

композитор, 1988. – 56 с.

6. Власов, В.А. 15 лёгких дуэтов для двух скрипок [Ноты]: / В.А. Власов. –

М.: Музыка, 1981. – 23 с.

7. Григорян, А.Г. Гаммы и арпеджио для скрипки [Ноты]: для ДМШ и

музыкальных училищ / А.Г. Григорян. – М.: Музыка, 1980. – 56 с.

8. Гарлицкий, М.А. Шаг за шагом [Ноты]: методическое пособие для юных

скрипачей / М.А. Гарлицкий. – М.: Советский композитор, 1985. – 80 с.

9. Донт, Я. Этюды и каприсы для скрипки [Ноты]: / Я. Донт. – М.: Музыка,

1998. – 41 с.

10. Домашний концерт [Ноты]: любимые мелодии для скрипки и фортепиано.

– Клавир с приложением партии скрипки. – М.: Музыка, 1997. – 4 с.

11. Кайзер, Г.Э. 36 этюдов для скрипки [Ноты]: / Г.Э. Кайзер. – М.: Музыка,

1993. – 54 с.

12. Классические пьесы, 5 класс [Ноты]: для скрипки и фортепиано / ред. В.

Зуева. – М.: Музыка, 1974. – 20 с.

13. Крейцер, Р. Этюды для скрипки [Ноты]: / Р. Крейцер. – М.: Музыка, 1978.

– 128 с.

14. Металлиди, Ж.Л. Детские скрипичные ансамбли с фортепиано [Ноты]:

младшие классы ДМШ / Ж.Л. Металлиди. – Л.: Советский композитор, 1980. –35 с.

15. Популярная музыка [Ноты]: транскрипции для ансамбля скрипачей / сост.

И. Святловская, Л. Шишова, В. Виноградская. – Санкт Петербург,: Композитор,1998. – 26 с.

16. Пьесы русских композиторов, 5 класс [Ноты]: для скрипки и фортепиано /

М. Глинка, М. Балакирев, М. Мусоргский, В. Ребиков. – М.: Музыка, 1974. – 20с.

17. Родионов, К.К. Начальные уроки игры на скрипке: в двух частях [Ноты]: I

часть / К.К. Родионов. – Клавир. – М.: Музыка, 1992. – 72 с.

18. Родионов, К.К. Начальные уроки игры на скрипке: в двух частях [Ноты]:

II часть / К.К. Родионов. – Клавир. – М.: Музыка, 1992. – 72 с.

19. Скрипка, 1 класс [Ноты]:учебное пособие для ДМШ. – Клавир с

приложением партии скрипки. – К.: Музична Украина, 1991. – 68 с.

20. Тахтаджиев, К. Скрипка, 3 класс [Ноты]: учебное пособие для ДМШ / К.

Тахтаджиев. – Клавир с приложением партии скрипки. – К.: Музичина

Украина, 1990. – 64 с.

21. Хрестоматия для скрипки, 1-2 классы [Ноты]: пьесы и произведения

крупной формы / сост. М. Гарлицкий, Р. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. –Клавир с приложением партии скрипки. – М.: Музыка, 1988. – 112 с.

22. Хрестоматия для скрипки, 2-3 классы [Ноты]: пьесы и произведения

крупной формы / сост. М. Гарлицкий, Р. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. –Клавир с приложением партии скрипки. – М.: Музыка, 1986. – 126 с.

23. Хрестоматия для скрипки, 3-4 классы [Ноты]: пьесы и произведения

крупной формы / сост. Ю. Уткин. – Клавир с приложением партии скрипки. –

М.: Музыка, 1991. – 112 с.

24. Шрадик, Г. Упражнения для скрипки: в трёх частях [Ноты]: I часть / Г.

Шрадик. – М.: Музыка, 1982. – 32 с.

25. Шуберт, Ф. Пчёлка [Ноты] для скрипки и фортепиано: соч. 13 № 9 / Ф.

Шуберт. – М.: Москва, 1993. – 4 с.

26. Юный скрипач [Ноты]: пособие для начального обучения / ред. К.А.

Фортунатова. – М.: Советский композитор, 1988. – Вып. 1. – 112 с.

27. Юный скрипач [Ноты]: пьесы, этюды, ансамбли / ред. К.А. Фортунатова.

– М.: Советский композитор, 1978. – Вып. 2. – 62 с.

28. Юный скрипач [Ноты]: пьесы, этюды, ансамбли / ред. К.А. Фортунатова.

– 3-е изд. – М.: Советский композитор, 1988. – Вып. 3. – 72 с.

29. Якубовская, В.А. Вверх по ступенькам [Ноты]: начальный курс игры на

скрипке / В.А. Якубовская. – Клавир с приложением партии скрипки. – 3-е изд.- Л.: Музыка, 1981. – 64 с.

Учебно-методическая литература

1.Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965

2.Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ. ООО «Века-ВС», 2010

3.Беленький Б. -Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина.

М.,«Музыка», 1990

4. «Как учить игре на скрипке в школе». Составитель Берлянчик М. Сборник

статей. М., «Классика XXI», 2006

5.«Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых

инструментах».Сборник статей. Составитель Берлянчик М. -

М., «Музыка», 1978

6.«Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1980. Выпуск 2,

составитель Руденко В.И.

7.«Вопросы музыкальной педагогики». М.,«Музыка», 1986. Выпуск 7,

составитель Руденко В.И.

8.Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика

XXI»,2006

9. Гутников Борис. Об искусстве скрипичной игры. Л., «Музыка», 1988

10.Давид Ойстрах. Воспоминания, статьи. Сост. Григорьев В.М., «Музыка»,

2008

11. Иегуди Менухин. Странствия. Издательство КоЛибри, 2008

12.Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика

XXI», 2007

13.Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины.

СПб, «Композитор», 2004

14.Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М., «Музыка», 1985

15.Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки.

М.,«Классика XXI», 2006

16.Либерман М. Развитие вибрато как средства художественной

выразительности. М., «Классика XXI», 2006

17.Мострас К. Система домашних занятий

скрипача. М., Музгиз, 1956

18.Натансон В., Руденко В. «Вопросы методики начального

музыкального образования». М., Музыка, 1981

19.Порсегов А., Тагиев М. «Проблемы мышечных ощущений при игре на

скрипке». Ишыг, Баку, 1978

2О.Ширинский А.Штриховая техника скрипача. М., Музгиз, 1983

21.Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя.

М.,«Музыка», 1973

22.Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры

скрипача.СПб, 2002

23.Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009

Электронные образовательные ресурсы:

Music.severstrasti.com. – Скрипка в ДМШ;

Musicdeti.ucoz.ru. – архив материалов;

Violin-music.info. – ноты для скрипки

Pedmir.ru\index.php.

http://music-note.ru/252726.html

http://nlib.org.ua/ru/pdf/violinhttp://violinhttp://

www.musicaneo.com/ru/sheetmusic/instrumentation/49_skripka/music.info/htt

p://classon.ru/index.php?cPath=999&dii=2&osCsid=jufbnah8t590k9huac3a2kfp

http://violamusic.me/violin.html

http://music-note.ru/252726.html

http://lib-notes.orpheusmusic.ru/load/ нотная библиотека «Орфей» ноты для детей

(скрипка, фортепиано)

http://igraj-poj.narod.ru/ каталог нот для детей. Статьи и книги о музыке (ДМШ)

http://classon.ru/index.php?cPath=999&osCsid=pt5tai7a2udb0dn994ea30kup0

нотная библиотека «Детское образование в сфере искусств в России» - все

специальности. Ноты и методическая литература

http://www.quatre-mains.net/quatre-mains.html

http://musicteachers.tk/ сайт музыкальных педагогов ноты для скрипки,

фортепиано. Учебники по сольфеджио, методическая литература – всё для

ДМШ

http://ru.scorser.com/ноты для фортепиано,скрипки, духовых инструментов

http://www.muz-urok.ru/ детям о музыке. Музыкальное образование детям и

родителям

http://www.notomania.ru/index.php ноты "Нотомания"

http://www.twirpx.com/library/music/ музыкальная литература, рефераты, статьи

http://www.melodyforever.ru/ ноты популярных мелодий MelodyForever

http://mp3sort.com/t.php?t=104412&start=20 Преподавателям ДМШ (Страница 3)

http://aveclassics.net/stuff учебные пособия, ноты "Интермеццо" Классическая

музыка.

VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Материально-техническое обеспечение предмета «Инструмент» при

реализации дополнительной общеразвивающей программы в области

музыкального искусства дает возможность достижения обучающимися

положительных результатов.

Реализация учебного предмета «Инструмент» требует наличия:

  • учебной аудитории для индивидуальных занятий площадью не менее

12 кв. м.,

зала для концертных выступлений со специализированным

оборудованием,

нотной библиотеки.

учебных классов для занятий, оснащенных роялем или пианино, в

классе необходимо иметь комплект скрипок разного размера, а также

пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика.

рояль или пианино должны быть хорошо настроены.

Технические средства обучения: метроном, музыкальный центр, наличие аудио

и видеозаписей.

IX. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена дополнительной

общеразвивающей программой в области музыкального искусства. Объем

времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету

«Инструмент» определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности, которую определяет сам преподаватель.

Самостоятельная работа предусматривает выполнение домашнего

задания обучающихся, посещение ими учреждений культуры (филармоний,

театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих

мероприятиях и концертно-просветительской жизни школы,

Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется

преподавателем и обеспечивается учебной, учебно-методической и нотной

литературой, аудио и видеоматериалами в соответствии с программными

требованиями по учебному предмету.

В результате самостоятельной работы у обучающихся развиваются

способности к музыкальной деятельности: понимание формы, композиции

содержания. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять

творческие наклонности, создавать интересный, выразительный, яркий

музыкальный образ. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения

осуществляется их эстетическое воспитание.

Важным стимулом для самостоятельного творчества является

положительное отношение преподавателя к обучающемуся. Для развития

самостоятельного творчества необходимы определенные знания, навыки и

умения, способы деятельности, которым ребенок обучается непосредственно на уроке, а приобретенные навыки использует для самостоятельных занятий дома.

Целесообразно освоить такой навык самостоятельной работы, как

умение обучающегося слушать себя при исполнении музыкальных

произведений.

Необходимо научить ребенка самостоятельной работе над

свободными исполнительскими движениями. Обучающийся, усвоивший

правильные приемы, играющий свободно и непринужденно, всегда имеет

возможность лучше и ярче слышать свое исполнение.

Важный навык самостоятельной работы – это сознательное усвоение

ритма, который должен увязываться с конкретным музыкальным звучанием.

В процессе обучения игре на скрипке с музыкальными образами

следует увязывать динамику. Часто домашним заданием является указание

динамических оттенков в конкретном произведении. Музыка с правильно

расставленной динамикой будет ярче, выразительнее. Данная работа поможет обучающемуся понять, как произведение должно звучать.

Систематичность в развитии навыков самостоятельной работы

обучающихся способствует качественному учебному процессу. Воспитав у

обучающихся волю и любовь к труду, научив их планомерно работать над

музыкальными произведениями, преподаватель достигнет положительных

результатов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!