СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Родными тропами"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа будет полезна преподавателям дополнительного образования 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Родными тропами"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В. Крохина»

Кореневского района Курской области



РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА

педагогическим советом ОУ


УТВЕРЖДЕНА

приказом от 01.09.2021 г

30.08.2021 г.

Протокол № 1

Председатель

педагогического Совета


____________ З. А. Гудкова






№ 2-89

Директор школы

_____________ Т. Н. Подлесных




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Родными тропами»



Уровень обучения: базовый

Возраст обучающихся: 9 -13 лет

Срок реализации программы: 1 учебный год





Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

Жиденова Татьяна Витальевна






п. Коренево

2021 - 2022 учебный год

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Родными тропами» составлена с учетом законодательных и нормативных актов, действующих в системе дополнительного образования детей:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 9 ноября 2018 г. N 196;

- Федеральный государственный стандарт основного общего образования;

- "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России";

- Устав МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Крохина»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие.

Разработка данной программы была вызвана необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования; необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность.




Актуальность программы

Организация краеведческой работы логично дополняет учебно-воспитательную и социокультурную работу образовательной организации, а также систему дополнительного образования в данном направлении.

Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.

Программа поможет больше узнать об области и поселке, где мы живем; сформировать самосознание подрастающего поколения.

Одно из направлений воспитательной программы школы - «Патриотическое воспитание». Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию.

В школе работает краеведческий музей, в котором собрано много материала об известных земляках, ветеранах войны, о прошлом нашего поселка, района и школы. Материалы музея используются для проведения классных часов и внеклассных мероприятий. Организуются экскурсии в музей. Для воспитания чувства патриотизма у детей нужно знать историю поселка, дома, улицы, района и т.д., учить видеть прекрасное нашей малой родины, учить их гордиться нашими успехами и достижениями.


Адресат программы:

Программа рассчитана на школьников 9 - 13 лет.

Нормативный срок освоения программы: 1 год (72 часа).

Формы обучения по программе: очная

Форма проведения занятий: групповая, коллективная

Уровень сложности программы: ознакомительный.


Место реализации программы: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кореневская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. Крохина» по адресу: Курская область, пос. Коренево, ул. Школьная ,1

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.




Цель и задачи программы


Цель программы: формирование основ духовно-нравственного и патриотического мировоззрения учащихся посредством исследовательской деятельности в области краеведения.


Программа решает следующие задачи:

-сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;

-расширить и углубить знания школьников о родном крае;

-сформировать начальные навыки исследовательской работы.





Принципы реализации программы

1.Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.

2.Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.

3.Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

4.Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

5.Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.

6.Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.

7.Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.





Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения программы


Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил нравственного поведения в мире людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Освоение доступных способов изучения жизни общества (наблюдение, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве).




Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1.

Работа школьного Зала Боевой Славы

7

2

5

2.

Поселок Коренево и Кореневский район в годы Великой Отечественной войны

29

15

14

3.

Поселок Коренево и Кореневский район после Великой Отечественной войны

26

13

13

4

Литературное краеведение

10

5

5


Итого

72

35

37













Содержание программы

72 часа

Раздел 1.

Введение в курс. Краеведческая работа в Зале Боевой Славы КСОШ № 1.

Работа с экспозицией Зала Боевой Славы (учет):

а)материалы стендов (редактирование);

б)папки с материалами;

в)предметы военного быта, гильзы от снарядов;

г)предметы быта.

Раздел 2.

Поселок Коренево и Кореневский район в годы Великой

Отечественной войны (сбор сведений, встречи с ветеранами войны, тружениками тыла).

Кореневцы – участники Курской битвы (пополнение сведений, подбор лекционного материала).

История боевого пути 141 стрелковой дивизии (лекция по теме). Работа с видеоматериалами о 141 стрелковой дивизии (создание видеофильма).

Юные защитники Родины (лекция по теме). Создание презентации о Валентине Крохине.

Памятники, мемориальные доски, посвященные Победе в Великой Отечественной войне (составление списка, описание объектов, сотрудничество с архивом).

Раздел 3.

Поселок Коренево и Кореневский район после Великой Отечественной войны (сбор материалов, сотрудничество с районным краеведческим музеем, районной библиотекой).

Знаменитые люди Кореневского района (сбор материалов, подготовка лекционного материала).

Афганистан и Чечня в судьбе жителей Кореневского района и п. Коренево (редактирование материалов).

Сбор материалов к Дню Победы в Великой Отечественной войне.(изготовление раздвижного стенда, создание презентации).

Раздел 4.

Литературное краеведение. Создание сборника стихотворений кореневских поэтов.

Проект «Наши достижения».











Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

В результате изучения материала ученики должны:

- Знать о событиях, которые происходили в поселке Коренево и Кореневском районе.

- Сравнивать исторические события края и России, определять в них общее и

различное. Давать оценку событиям и их значению для истории края.

- Определять роль историко - географической среды обитания людей на территории

области, района и поселка.

- Уметь ориентироваться по карте Курской области и Кореневского района.

- Знать историческую географию края.

- Называть места, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий края, уметь рассказывать о них.

- Объяснять цели, результат, значение деятельности известных людей и участников

событий в области и районе.

- Знать памятники истории и культуры края, уметь рассказывать о них.

- Проводить поиск и оформление информационных источников по истории края,

вещественных исторических источников.



Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы:

-создание видеофильма на основе краеведческих материалов.




Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы.

Информационно-коммуникационное оснащение: проектор, принтер, компьютер, колонки для усиления звука

Материально-техническое оснащение

- наличие специального кабинета

- подборка фото- и видеоматериалов, позволяющих реализовывать материал программы.

Методические материалы

Образовательная программа дополнительного образования «Родными тропами» разработана с использованием существующих методов и приёмов обучения.

Каждый из методов (поиск, ознакомление, применение) реализуется в системе приёмов, используемых в процессе обучения и корректировки. А использование этих приёмов ставит учащихся перед необходимостью решения мыслительных задач.







Список методической литературы

1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

2.Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. - М.: Просвещение, 2013.

3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

4.Стрелова, О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие / О.Ю. Стрелова, Е.Е.Вяземский - М.: Русское слово, 2014. – 72 с.

5. Ананьев Н.С. Коренево. Очерки истории, развития хозяйства и культуры. Курск, 2008. - 216 с.

6. Еремина Е.В. Коренево - Родина моя, и этих мест нет для меня дороже. Курск, 2009.- 28 с.


























Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

план

факт

1.

Введение в курс. Краеведческая работа в Зале Боевой Славы КСОШ № 1.

2



Работа школьного Зала Боевой Славы

2.

Работа с экспозицией Зала Боевой Славы (учет): а)материалы стендов (редактирование);

б)папки с материалами;

в)предметы военного быта, гильзы от снарядов;

г)предметы быта.

5



Поселок Коренево и Кореневский район в годы Великой

Отечественной войны

3.

Поселок Коренево и Кореневский район в годы Великой

Отечественной войны (сбор сведений, встречи с ветеранами войны, тружениками тыла).

7



4.

Кореневцы – участники Курской битвы (пополнение сведений, подбор лекционного материала).

5



5.

История боевого пути 141 стрелковой дивизии (лекция по теме). Работа с видеоматериалами о 141 стрелковой дивизии (создание видеофильма).

5



6.

Юные защитники Родины (лекция по теме).

Создание презентации о Валентине Крохине.

5



7.

Памятники, мемориальные доски, посвященные Победе в Великой Отечественной войне (составление списка, описание объектов, сотрудничество с архивом).

7



Поселок Коренево и Кореневский район

после Великой Отечественной войны

8.

Поселок Коренево и Кореневский район после Великой Отечественной войны (сбор материалов, сотрудничество с районным краеведческим музеем, районной библиотекой).

7



9.

Знаменитые люди Кореневского района (сбор материалов, подготовка лекционного материала).

7



10.

Афганистан и Чечня в судьбе жителей Кореневского района и п. Коренево (редактирование материалов).

6



11.

Сбор материалов к Дню Победы в Великой Отечественной войне.(изготовление раздвижного стенда, создание презентации).

6



Литературное краеведение

12.

Литературное краеведение. Создание сборника стихотворений кореневских поэтов.

5



13.

Проект «Наши достижения».

5



Итого

72






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!