Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В. Крохина»
Кореневского района Курской области
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА педагогическим советом ОУ | | УТВЕРЖДЕНА приказом от 01.09.2021 г |
30.08.2021 г. Протокол № 1 Председатель педагогического Совета ____________ З. А. Гудкова | | № 2-89 Директор школы _____________ Т. Н. Подлесных |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Родными тропами»
Уровень обучения: базовый
Возраст обучающихся: 9 -13 лет
Срок реализации программы: 1 учебный год
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
Жиденова Татьяна Витальевна
п. Коренево
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Родными тропами» составлена с учетом законодательных и нормативных актов, действующих в системе дополнительного образования детей:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 9 ноября 2018 г. N 196;
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
- "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России";
- Устав МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Крохина»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие.
Разработка данной программы была вызвана необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования; необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Актуальность программы
Организация краеведческой работы логично дополняет учебно-воспитательную и социокультурную работу образовательной организации, а также систему дополнительного образования в данном направлении.
Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.
Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Программа поможет больше узнать об области и поселке, где мы живем; сформировать самосознание подрастающего поколения.
Одно из направлений воспитательной программы школы - «Патриотическое воспитание». Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию.
В школе работает краеведческий музей, в котором собрано много материала об известных земляках, ветеранах войны, о прошлом нашего поселка, района и школы. Материалы музея используются для проведения классных часов и внеклассных мероприятий. Организуются экскурсии в музей. Для воспитания чувства патриотизма у детей нужно знать историю поселка, дома, улицы, района и т.д., учить видеть прекрасное нашей малой родины, учить их гордиться нашими успехами и достижениями.
Адресат программы:
Программа рассчитана на школьников 9 - 13 лет.
Нормативный срок освоения программы: 1 год (72 часа).
Формы обучения по программе: очная
Форма проведения занятий: групповая, коллективная
Уровень сложности программы: ознакомительный.
Место реализации программы: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кореневская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. Крохина» по адресу: Курская область, пос. Коренево, ул. Школьная ,1
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование основ духовно-нравственного и патриотического мировоззрения учащихся посредством исследовательской деятельности в области краеведения.
Программа решает следующие задачи:
-сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
-расширить и углубить знания школьников о родном крае;
-сформировать начальные навыки исследовательской работы.
Принципы реализации программы
1.Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
2.Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
3.Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
4.Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
5.Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
6.Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.
7.Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения программы
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
Осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил нравственного поведения в мире людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Освоение доступных способов изучения жизни общества (наблюдение, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | практические |
1. | Работа школьного Зала Боевой Славы | 7 | 2 | 5 |
2. | Поселок Коренево и Кореневский район в годы Великой Отечественной войны | 29 | 15 | 14 |
3. | Поселок Коренево и Кореневский район после Великой Отечественной войны | 26 | 13 | 13 |
4 | Литературное краеведение | 10 | 5 | 5 |
| Итого | 72 | 35 | 37 |
Содержание программы
72 часа
Раздел 1.
Введение в курс. Краеведческая работа в Зале Боевой Славы КСОШ № 1.
Работа с экспозицией Зала Боевой Славы (учет):
а)материалы стендов (редактирование);
б)папки с материалами;
в)предметы военного быта, гильзы от снарядов;
г)предметы быта.
Раздел 2.
Поселок Коренево и Кореневский район в годы Великой
Отечественной войны (сбор сведений, встречи с ветеранами войны, тружениками тыла).
Кореневцы – участники Курской битвы (пополнение сведений, подбор лекционного материала).
История боевого пути 141 стрелковой дивизии (лекция по теме). Работа с видеоматериалами о 141 стрелковой дивизии (создание видеофильма).
Юные защитники Родины (лекция по теме). Создание презентации о Валентине Крохине.
Памятники, мемориальные доски, посвященные Победе в Великой Отечественной войне (составление списка, описание объектов, сотрудничество с архивом).
Раздел 3.
Поселок Коренево и Кореневский район после Великой Отечественной войны (сбор материалов, сотрудничество с районным краеведческим музеем, районной библиотекой).
Знаменитые люди Кореневского района (сбор материалов, подготовка лекционного материала).
Афганистан и Чечня в судьбе жителей Кореневского района и п. Коренево (редактирование материалов).
Сбор материалов к Дню Победы в Великой Отечественной войне.(изготовление раздвижного стенда, создание презентации).
Раздел 4.
Литературное краеведение. Создание сборника стихотворений кореневских поэтов.
Проект «Наши достижения».
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В результате изучения материала ученики должны:
- Знать о событиях, которые происходили в поселке Коренево и Кореневском районе.
- Сравнивать исторические события края и России, определять в них общее и
различное. Давать оценку событиям и их значению для истории края.
- Определять роль историко - географической среды обитания людей на территории
области, района и поселка.
- Уметь ориентироваться по карте Курской области и Кореневского района.
- Знать историческую географию края.
- Называть места, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий края, уметь рассказывать о них.
- Объяснять цели, результат, значение деятельности известных людей и участников
событий в области и районе.
- Знать памятники истории и культуры края, уметь рассказывать о них.
- Проводить поиск и оформление информационных источников по истории края,
вещественных исторических источников.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы:
-создание видеофильма на основе краеведческих материалов.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы.
Информационно-коммуникационное оснащение: проектор, принтер, компьютер, колонки для усиления звука
Материально-техническое оснащение
- наличие специального кабинета
- подборка фото- и видеоматериалов, позволяющих реализовывать материал программы.
Методические материалы
Образовательная программа дополнительного образования «Родными тропами» разработана с использованием существующих методов и приёмов обучения.
Каждый из методов (поиск, ознакомление, применение) реализуется в системе приёмов, используемых в процессе обучения и корректировки. А использование этих приёмов ставит учащихся перед необходимостью решения мыслительных задач.
Список методической литературы
1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
2.Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. - М.: Просвещение, 2013.
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
4.Стрелова, О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие / О.Ю. Стрелова, Е.Е.Вяземский - М.: Русское слово, 2014. – 72 с.
5. Ананьев Н.С. Коренево. Очерки истории, развития хозяйства и культуры. Курск, 2008. - 216 с.
6. Еремина Е.В. Коренево - Родина моя, и этих мест нет для меня дороже. Курск, 2009.- 28 с.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
план | факт |
1. | Введение в курс. Краеведческая работа в Зале Боевой Славы КСОШ № 1. | 2 | | |
Работа школьного Зала Боевой Славы |
2. | Работа с экспозицией Зала Боевой Славы (учет): а)материалы стендов (редактирование); б)папки с материалами; в)предметы военного быта, гильзы от снарядов; г)предметы быта. | 5 | | |
Поселок Коренево и Кореневский район в годы Великой Отечественной войны |
3. | Поселок Коренево и Кореневский район в годы Великой Отечественной войны (сбор сведений, встречи с ветеранами войны, тружениками тыла). | 7 | | |
4. | Кореневцы – участники Курской битвы (пополнение сведений, подбор лекционного материала). | 5 | | |
5. | История боевого пути 141 стрелковой дивизии (лекция по теме). Работа с видеоматериалами о 141 стрелковой дивизии (создание видеофильма). | 5 | | |
6. | Юные защитники Родины (лекция по теме). Создание презентации о Валентине Крохине. | 5 | | |
7. | Памятники, мемориальные доски, посвященные Победе в Великой Отечественной войне (составление списка, описание объектов, сотрудничество с архивом). | 7 | | |
Поселок Коренево и Кореневский район после Великой Отечественной войны |
8. | Поселок Коренево и Кореневский район после Великой Отечественной войны (сбор материалов, сотрудничество с районным краеведческим музеем, районной библиотекой). | 7 | | |
9. | Знаменитые люди Кореневского района (сбор материалов, подготовка лекционного материала). | 7 | | |
10. | Афганистан и Чечня в судьбе жителей Кореневского района и п. Коренево (редактирование материалов). | 6 | | |
11. | Сбор материалов к Дню Победы в Великой Отечественной войне.(изготовление раздвижного стенда, создание презентации). | 6 | | |
Литературное краеведение |
12. | Литературное краеведение. Создание сборника стихотворений кореневских поэтов. | 5 | | |
13. | Проект «Наши достижения». | 5 | | |
Итого | 72 | | |