СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «пластилиновая анимация»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна программы «Пластилиновая анимация» заключается в том, что данная программа направлена на развитие  творческих способностей младших школьников через рисование и работу с пластилином, которая не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту реального мира.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда. В процессе создания мультипликационного фильма развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «пластилиновая анимация»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 09 сентября 2021 года

Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 09 сентября 2021 года

Утверждена

приказом директора

МАУ ДО ДЮЦ

№36-о

09 сентября 2021 года


Рассмотрена на заседании

педагогического совета

МБОУ СОШ № 3

протокол №_

от __сентября 2021 г.

Согласована на заседании

совета учреждения

МБОУ СОШ № 3

протокол №_

от __ сентября 2021 г.

Утверждена

приказом директора

МБОУ СОШ № 3

протокол №__

от __ сентября 2021 г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПЛАСТИЛИНОВАЯ АНИМАЦИЯ»


Вид программы

модифицированная

Направленность

художественно-эстетическая

Объединение

мульт-Ямал

Форма обучения

очная

Срок реализации

72 часа

Возраст обучающихся

7-9 лет







Пищулина Екатерина Александровна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДЮЦ







г. Салехард, 2021г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая анимация» художественно-эстетической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

Программа «Пластилиновая анимация» направлена на развитие индивидуальных творческих способностей младших школьников, готовит руку к письму, развивает творческие навыки, приобщает ребят к общечеловеческим ценностям, формирует эстетические потребности, ценности и чувства, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования.

Программа «Пластилиновая анимация», ориентирована на развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей и ориентирована на формирование ценностного отношения к мультипликации, как культурному наследию. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

Новизна программы «Пластилиновая анимация» заключается в том, что данная программа направлена на развитие творческих способностей младших школьников через рисование и работу с пластилином, которая не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту реального мира.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда. В процессе создания мультипликационного фильма развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Цель данной программы:

Создать условия для успешного развития у обучающихся художественного вкуса, эстетического развития личности, пробуждение интереса к искусству, развития фантазии с использованием современных инструментов, методов, новой техники, технологий.

Задачи программы:

Обучающие (познавательные):

  • познакомить учащихся с основными видами, технологиями мультипликации, освоить пластилиновую анимацию, создавать в разных техниках и озвучить мультфильмы;

  • освоить современные инструменты для реализации анимации (фотоаппарат, компьютер, компьютерные программы, звукозаписывающие устройства);

  • мотивация детей к познанию;

  • познакомить учащихся с технологическим процессом создания мультфильмов, планированием собственной индивидуальной и коллективной работы.

Развивающие:

  • развитие способностей, навыков, умений по предмету, интереса, активизация внимания, мышления, пространственного воображения, образно-логического мышления, памяти, эмоциональной сферы;

  • развивать у обучающихся тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты, умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Воспитывающие:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, воспитание эстетического и художественного вкуса, культуру зрительского восприятия, усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.

  • Воспитать качества личности – самостоятельность, ответственность, коллективизм и взаимопомощь, последовательность и упорство в достижении цели, самокритичность.

Актуальность программы.

Первый и самый важный момент в развитии детей – это начало обучения в школе. Младший школьный возраст от 6 - 11 лет - это определенный период в жизни ребенка самого и его семьи. Программа «Пластилиновая анимация» учитывает возрастные особенности детей. Актуальность программы заключается в том, что освоение основных приёмов и принципов создания движущихся изображений - это элемент грамотности современного человека, становящийся все более нужным и школьнику, и педагогу. Возможность, изучая различные процессы, иметь дело не только с текстами или со статичными картинками, но и с динамическими образами, даёт процессу учения дополнительную выразительность и новые мотивации.

Программа предусматривает занятия с детьми 7-9 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься творчеством, лепкой, рисованием. Уровень программы - базовый.

Отличительные способности программы:

Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.


Планируемые результаты:
К окончанию программы учащиеся получат знания о:

истории мультипликации;
свойствах и техниках лепки из пластилина;

основных анимационных техниках;

процессе создания пластилиновой анимации;

закономерности движений героев фильма;

основных способах создания мультипликационного фильма.
Приобретут опыт в:

  • применении знакомых техник для экранизации общеизвестных сюжетов – песенок, сказок, считалок;

  • лепке персонажей из пластилина;

  • написании сценария;

  • съемке мультипликационных сюжетов;

  • озвучивании мультипликационного сюжета;

  • монтаже кадров.

    Приобретут навык в:

  • рисованной и пластилиновой анимации;

  • лепке персонажей мультфильма из пластилина;

  • самостоятельном создании небольшого сюжета (замысла, сочинения, сценария, съемки, монтажа, озвучивании, демонстрации фильма, обсуждении результатов работы);

  • создании мультфильмов.


Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием не только интеллектуальных и творческих способностей, но и воспитываются замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают добрый эмоциональный настрой. Во-вторых, деятельная дружеская атмосфера в коллективе поможет пробудить у детей чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. В-третьих, большое трудолюбие и терпение, т.к. занятие лепкой картин из пластилина требует много усилий.

Организационные условия реализации программы


Возраст обучающихся: 7-9 лет.

Наполняемость группы –15 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу (72 часа в год). Занятия проводятся во второй половине дня в форме совместной игровой деятельности педагога дополнительного образования с детьми.

Продолжительность учебного часа - 40 минут.

Форма обучения: очная

Уровень освоения программы: базовый

Язык обучения: русский

Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.

Обучение по программе осуществляется за счёт средств муниципалитета.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. Проведение выставок детских работ.

  2. Проведение открытого мероприятия.

  3. Проведение мастер-класса среди педагогов.

  4. Проектная деятельность.

Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.

Условия набора в объединение:

Набор свободный, при наличии заявления от родителей и сертификата ПФДО.

Программа включает 1 образовательный модуль.

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.



УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование учебных дисциплин

Всего час.

Количество часов учебных занятий

Теор. занятия

Практ. занятия


Вводное занятие. Инструктаж по технике

безопасности. Знакомство с материалом, оборудованием. (Сентябрь) История развития. Понятие мультипликация. Знакомство с историей и видами мультипликации. Герой в мультипликации. Этапы создания м/ф.


8

1

7

Технологии лепки. (Октябрь) Основные приемы: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

8

1

7

Сценарий. (Ноябрь) Герой в мультипликации Разработка авторских героев. Лепка своих героев. Поиск образа персонажа является самым ответственным и интересным этапом. В выборе образа необходимо учесть не только личные качества героя, но и его гармоничное сочетание с окружающим миром.

8

1

7

Раскадровка. Создание эскиза мульт-героя, фона. (Декабрь).Полное графическое изображение фильма, своего рода, его чертеж, иллюстрация. Некоторые называют раскадровку превуализацией. Все что вы видите до создания самого фильма, с первого до последнего эскиза, героев, интерьер, реквизит, расположение камеры – все это раскадровка.

8

1

7

Знакомство с программой монтажа. (Январь). Программа открывает большие возможности в редактировании этих программ и их монтажа. 
Программа предлагает пользователям работу с многочисленным числом аудиодорожек, также и видео-элементов. Имеет эффективные инструменты для обработки подобных файлов, с помощью этой программы можно обрабатывать множество файлов, причем они могут быть все разных формантов.

8

1

7

Знакомство с цифровой техникой. Освещение. (Февраль). В мультипликации очень важен свет. Яркий свет привлекает взгляд зрителя. Сцена может быть освещена обычным светом (солнце, луна, простое освещение) или с использованием мощного и дорогостоящего осветительного оборудования. То, как ваша сцена будет освещена, повлияет на эмоциональную реакцию зрителя в вашем мультфильме. Ракурс и направление света даст информацию зрителю о том, какое время суток и где он находится.

8

1

7

Фотографирование сцен мультфильма. (Март).Технология «объемная съемка». Фотографирование персонажей и декораций. Композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится вертикально над стёклами.

8

1

7

Технология «перекладка». (Апрель)

Классическая пластилиновая анимация, схожая по принципу с кукольной анимацией — объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации.

8

1

7

Звуковое сопровождение. (Май)

Грамотная работа со звуком в фильме любого метра начинается с четкого представления того, какую выразительную роль привнесут речь, шумы, музыка. Выразительность связана и с акустической природой, и ролью в эпизодах, и с опытом зрителя, который сравнивает известное ему с версией в фильме.

Создание паспорта мультифильма.

8

1

7


Итого:

72

9

63


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема 1 История развития.Виды мультипликации.

Основным аниматором нашей страны являлся В. Старевич – биолог, который задумал создать образовательную ленту про насекомых. В 1912 г. Старевич выполняет документальный кинофильм, в котором были показаны брачные игры жуков. Однако во время съемок он столкнулся с проблемой – когда он устанавливал нужный свет, жуки отказывались двигаться. Тогда для того, чтобы окончить фильм, биолог делает из жуков чучел, крепит к ним ниточки и выполняет съемку киноленты по кадрам. Эта картина была первым кукольным мультфильмом. Старевич выполнил еще несколько подобных кинокартин, на тему насекомых – но теперь он использовал настоящие сценарии (из любовных романов и др.). Данные ленты пользовались бешеной популярностью у зрителей – многие не понимали, как делалась картина, и удивлялись тому, как удалось автору так выдрессировать жуков. Именно Старевич стал автором кинокартины, в которой одновременно использовались и актеры, и анимация.

Тема 2. Что такое сценарий. Основные части сценария.

Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

 Завязка - начало конфликта.

Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.

Развязка - разрешение конфликта.

Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы.

          Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим. Классическую структуру программы составляют следующие элементы:

Пролог - композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.

Завязка - начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки - драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Сюжетный ход - художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

         В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:

Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.


Тема 3. Технологии лепки.

Основные приемы: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.


Тема 4. Сценарий. Герой в мультипликации Разработка авторских героев.

Поиск образа персонажа является самым ответственным и интересным этапом. В выборе образа необходимо учесть не только личные качества героя, но и его гармоничное сочетание с окружающим миром. Также персонаж должен быть выразительным и "не избитым", обладать определенной долей шарма.

Для начала необходимо изучить вводные материалы (ТЗ, сценарий, литературное и режиссерское описание персонажей), пообщаться с режиссером, который попытается как можно точнее донести свои мысли до художника. Ознакомиться с особенностями стилистики проекта, про которую расскажет художник-постановщик, либо режиссер, если на этапе создания персонажей художника-постановщика на проекте еще нет. По результатам знакомства с проектом стоит сделать ряд зарисовок, отметив для себя какие-то наиболее важные моменты, которые пригодятся в дальнейшей работе с персонажем.


Тема 5. Раскадровка. Создание эскиза мульт-героя, фона.

Полное графическое изображение фильма, своего рода, его чертеж, иллюстрация. Некоторые называют раскадровку превуализацией. Все что вы видите до создания самого фильма, с первого до последнего эскиза, героев, интерьер, реквизит, расположение камеры – все это раскадровка.


Тема 6. Знакомство с программами МультиПульт, Киностудия, АудиоМастер.

МультиПульт – это программа, работающая исключительно с мультимедийными данными – видеофайлами, аудиофайлами. Программа открывает большие возможности в редактировании этих программ и их монтажа. 
Программа предлагает пользователям работу с многочисленным числом аудиодорожек, также и видео-элементов. Имеет эффективные инструменты для обработки подобных файлов, с помощью этой программы можно обрабатывать множество файлов, причем они могут быть все разных формантов. Для более хорошей обработки звука и видео можно устанавливать на разрывах дорожки эквалайзер с компрессором. Также программа может синхронизировать с помощью Midi Time Code, поэтому получается тридцати двух разрядный звук, его дискредитация составляет 192 кГц. 


Тема 7. Знакомство с цифровой техникой. Освещение.

В мультипликации очень важен свет. Яркий свет привлекает взгляд зрителя. Сцена может быть освещена обычным светом (солнце, луна, простое освещение) или с использованием мощного и дорогостоящего осветительного оборудования. То, как ваша сцена будет освещена, повлияет на эмоциональную реакцию зрителя в вашем мультфильме. Ракурс и направление света даст информацию зрителю о том, какое время суток и где он находится. Художники уже давно поняли, что качество света может спрятать или выделить разные вещи, а также влияет на реакцию человека. Свет играет большую роль, потому что качество освещения повлияет на впечатление о профессионализме снятого фильма, а следовательно, воздействует на общие впечатления зрителя.


Тема 8. Фотографирование сцен мультфильма.

Технология «объемная съемка». Фотографирование персонажей и декораций. Композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится вертикально над стёклами.


Тема 9. Технология «перекладка».

Классическая пластилиновая анимация, схожая по принципу с кукольной анимацией — объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации.


Тема 10. Технология «комбинированная анимация».

Персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне синего экрана, после чего «вживляются» в снятые отдельно пластилиновые декорации. В данном виде пластилиновой анимации основной объём работы приходится не на работу с пластилином, а на работу с компьютером. В отличие от непрерывного действия съемочного аппарата, фиксирующего в натурной съемке изображение намеченного объекта со скоростью 24 кадр/сек, а в нужных случаях (при съемке рапидным способом) и с большей скоростью, съемка сцены или эпизода мультипликационного фильма производится с перерывом для подготовки и экспонирования каждого отдельного кадра фильма.



Тема 11. Монтаж кадровVegas pro 2013

Импортируем в видеоредактор кадры первой сцены мультфильма и начинаем собирать мультфильм. Собираем каждую сцену в отдельном проекте, потом мы объединим собранные сцены, в другой общий проект, где и будет создана общая видеочасть мультфильма. Проигрываем сцену. Смотрим, всё ли корректно движется. Если где-то надо сделать, чтобы движение замедлилось, то просто, в этом месте растягиваем видео с двух кадров до трёх или четырёх кадров. Если наоборот надо, чтобы движение ускорилось, то уменьшаем длину с двух до одного кадра и объёкт станет двигаться в два раза быстрее. Так собираем и клеим каждую сцену отдельно. 

Тема 12. Звуковое сопровождение.

Грамотная работа со звуком в фильме любого метра начинается с четкого представления того, какую выразительную роль привнесут речь, шумы, музыка. Выразительность связана и с акустической природой, и ролью в эпизодах, и с опытом зрителя, который сравнивает известное ему с версией в фильме. Далее делается ювелирная работа по сочетанию всех компонентов, отточенность каждого из них, соразмерность элементов и их соответствие друг другу, иными словами - единство движущегося изображения со звуковой пластикой. Не сосуществование, а тесное взаимодействие всех компонентов экранной речи может сделать ее насыщенной по смыслу и эмоционально впечатляющей.


Тема 13. Создание паспорта Мультфильма.

Подготовительный период.

1. Сценарий.

2. Подбор материалов.

3. Формирование съемочной сцены.

II. Съемочный период (рассчитанный)

1. Количество кадров на каждую сцену.

2. Количество движимых объектов в сцене.

3. Время съемки объектов.

III. Монтажно-тонировочный период.

1. Монтаж материала.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда в процессе занятия используются слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д. На непосредственно образовательной деятельности широко используются:

  • скороговорки,

  • чистоговорки,

  • потешки,

  • прибаутки,

  • рассказывание сказок,

  • слушание русских народных песен.

  1. «Физическое развитие». Использование некоторых элементов в оформлении к праздникам, развлечениям.

  2. «Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность. Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

  3. «Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим). Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.


Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места обучающихся;

- пластилин: цветной (Луч, Гамма); скульптурный «студия» мягкий (гамма).

- штатив;

- канцтовары: переплетный картон, цветные карандаши, стеки (с проволочными наконечниками; с лопатками; гладилки; с большими металлическими наконечниками, царапки прямые и фасонные), Линейка (15,30 см);

- технические средства обучения: мультимедийное оборудование (экран, проектор), ПК с лицензионным программным обеспечением профессионального назначения, акустическая аппаратура для озвучивания мультфильма;

- шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и т.д.;

- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;.

- станок для съемки сцен;

- компьютер (ноутбук) с выходом в сеть Интернет.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы и материалов в сети Интернет для педагогов

  1. Маэстри Дж. Секреты анимации персонажей. СПб.: Питер, 2002.;

  2. Халас Д., Уайтекер Г. Тайминг в анимации. Пер. с англ. Ф. Хитрук. М.: Магазин Искусства, 2000;

  3. Золотарёва, А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности [Текст] / А. В. Золотарёва. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 304 с.;

  4. Куприянов, Б. В. Организация досуговых мероприятий [Текст] :Б. В. Куприянов. - М: Академия, 2014. – 288 с.;

  5. Анофриков, П.И. Принцип работы детской студии мультипликации [Электронный ресурс]: Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2008. — 24 c.;

  6. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина [Электронный ресурс] / В.С. Горичева. – Ярославль, 2004. — 16 c.;

  7. Иткин, В.В. Карманная книга мультжюриста. [Электронный ресурс] :Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006. — 52 c.;

  8. Иткин, В.В. Жизнь за кадром [Электронный ресурс]: методическое пособие, Новосибирск, 2008. —64 c.;

  9. Федотов Г.Я. Послушная глина. М., “АСТ-Пресс”, 1997.

  10. Федотов Г.Я. Послушная глина. М., “АСТ-Пресс”, 1997.;

  11. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов: н. /Д: Феникс, 2008.;

  12. Дашкевич Е.В., Жакова О.В. Пластилиновый мир. – Петербург: “Кристалл”, 2001.

  13. Кэтрин Дьюи. Учимся лепить животных. Мн.: ООО “Попурри”, 200220.Технология организации досуговых мероприятий в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sibvido.ru/-node/91


Интернет – ресурсы:

1. Электронная библиотека - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/366.html

2. Электронная библиотека - Режим доступа:  http://www.book.ru/activate/htr0hOQfFMiruSbdt4Jk

3. Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.iqlib.ru/.

4. Энциклопедия коллективных творческих дел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!