СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «занимательная робототехника»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Занимательная робототехника» технической направленности ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования и мо­делирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направле­на на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Развитие научно-технического и творческого по­тенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.

 В настоящее время в системе дополнительного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование современных LEGO-конструкторов и их различных модификаций - «Сubroid coding block» в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного  и младшего школьного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Программа «Занимательная робототехника» технической направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «занимательная робототехника»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 03 июня 2021 года


Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 03 июня 2021 года








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА»


Вид программы

модифицированная

Направленность

техническая

Объединение

школа роботехника

Форма обучения

очная

Срок реализации

108 часов

Возраст обучающихся

5-7 лет











Пищулина Екатерина Александровна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДЮЦ








г. Салехард, 2021г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника» технической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

Программа «Занимательная робототехника» технической направленности ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования и мо­делирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направле­на на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Развитие научно-технического и творческого по­тенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.

В настоящее время в системе дополнительного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование современных LEGO-конструкторов и их различных модификаций - «Сubroid coding block» в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Программа «Занимательная робототехника» технической направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры.

Новизна программы «Занимательная робототехника» заключается в том, что она позволяет дошкольникам и младшим школьникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования на конструкторе «Сubroid coding block», приобрести навыки программирования блоков конструктора, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в объединении «школа роботехники» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников и младших школьников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков.


Актуальность программы:

  • востребованность развития широкого кругозора у детей 5-8 лет начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления;

  • LEGO –конструктор позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

  • LEGO–технологии объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Среди главных преимуществ электронного конструктора «Сubroid coding block»для сборки простых интерактивных игрушек-роботов разработчики отмечают простоту использования – кубики просто одеваются друг на друга по принципу LEGO, без дополнительного соединения каких-либо контактов. К тому же в дизайне собираемой игрушки можно использовать детали уже имеющегося конструктора Lego: они совместимы между собой.

Актуальность программы «Занимательная робототехника» заключается в применении инновационных педагогических технологий по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста, технического творчества обучающихся посредством использования робототехники в образовательном процессе согласно требованиям ФГОС. Программа является модифицированной и предназначена для проведения занятий детьми дошкольного возраста и оказания дополнительной образовательной услуги в объединении «школа робототехники».

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления детлей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор «Сubroid coding block» открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Программируемые блоки конструктора позволят ребятам развить навыки базового программирования, т.к. блоки конструктора приводят в движение, собранного ребенком робота или игрушку, помогут сформировать умения детей пользоваться инструкциями, схемами сборки, сформируют логическое, проектное мышление.

Программа предусматривает занятия с детьми 5 - 7 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься робототехникой, владеющие соответствующими навыками в области конструирования, а также не имеющих противопоказаний по здоровью для занятий конструкторским видом деятельности. Уровень программы - базовый.

Направленность дополнительной образовательной программы: техническая (техническое моделирование и конструирование) – расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций, образцов техники;

Цель программы: развитие конструкторских способностей детей и базовых навыков блочного программирования.

Задачи:

1.Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

2.Познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;

3.Используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;

4.Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;

5.Организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;

6.Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO-конструктор «Сubroid coding block»;

7.Научить навыкам управления блоками конструктора «Сubroid coding block» через мобильное приложение «Coding Cubroid 3»;

8.Развивать навыки общения, коммуникативных способностей.

Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы:

Доступность–предусматривает осуществление конструктивно–игровой

деятельности с LEGO-совместимым конструктором «Сubroid» с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Наглядность –обучение и воспитание предполагает, как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов.

Последовательность – заключается в постепенном повышении требований в процессе конструктивной деятельности.

Систематичность – обучения и воспитания –достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: реализация программы осуществляется с использованием методических пособий для преподавания технического конструирования. Настоящая дополнительная образовательная услуга предполагает использование образовательных конструкторов «LEGO «Сubroid coding block», как инструмента для обучения конструированию дошкольников (5-7 лет).

Организационные условия реализации программы

Возраст обучающихся: 5-7 лет.

Наполняемость группы –15 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу (108 часов в год).

Продолжительность учебного часа - 20 минут.

Форма обучения: очная

Уровень освоения программы: базовый

Язык обучения: русский

Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.

Обучение по программе осуществляется за счёт средств муниципалитета.

Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.

Условия набора в объединение:

Набор свободный, при наличии заявления от родителей и сертификата ПФДО.

Программа включает 1 образовательный модуль.

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу, а также дополнительные:

Конструирование по образцукогда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решать задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по условиям образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

Конструирование по замыслупредполагает, что ребенок сам, без каких

– либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Дополнительные:

Конструирование по модели в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Дети должны воспроизвести модель из имеющихся у них строительных материалов. Таким образом, детям дают задачу, но не дают способа её решения. Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством для активизации их мышления.

Конструирование по темедетям предлагается общая тематика конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.

Ожидаемые результаты от реализации программы.

К концу учебного года является то, что дети должны знать:

  • правила безопасной работы;

  • основные компоненты конструктора «LEGO «Сubroid coding block»;

  • виды соединений в конструкторе;

  • основные приемы конструирования;

дети должны уметь:

  • использовать готовые инструкции – схемы и поэтапно собирать модель

  • различать и называть детали конструктора,

  • выполнять постройку:

  • по образцу, по замыслу;

  • находить конструктивные решения,

  • использовать готовые постройки в игре,

  • удерживать деталь щепотью, скреплять и разъединять детали конструктора;

  • сосредоточиться;

  • принимать участие в коллективной постройке, доводить задуманное до конца.

Результативность выполнения данной программы определяется с помощью устного опроса и наблюдения за ребенком. Все результаты заносятся в мониторинговую карту по робототехнике «Занимательная робототехника» и оцениваются по трёхбалльному уровню– «низкий», «средний», «высокий» (см. приложение).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Выставка моделей роботов LEGO «Сubroid coding block».

  • Открытое занятие для педагогов дополнительного образования и родителей.

  • Дистанционные конкурсы и олимпиады по данному направлению.



УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование учебных дисциплин

Всего час.

Количество часов учебных занятий

Теор. занятия

Практ. занятия

Раздел 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с конструктором.

1

1

-

Раздел 2.Знакомство с компонентами конструктора «Сubroid coding block».

3

3

3

Раздел 3.Творческое конструирование по схемам сборки.

104

34

70


Итого:

108

34

70


Содержание программы


Раздел 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасной работы. Знакомство с конструктором. Обзор возможностей набора конструктора.

Раздел 2. Знакомство с компонентами конструктора «Сubroid coding block». Космический корабль. Сборка по схеме. Преобразование готового изделия по собственному замыслу. Коллективная игра «Мир космоса».

Теория: Организация рабочего пространства. Как работать с инструкцией. Работа с деталями конструктора. Правильное соединение. Скрепление деталей. Практика: Фонарик. Сборка по схеме. Выставка работ. Фотоотчет для родителей на сайте.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Фотокамера Сборка по схеме. Использование кодируемых блоков. Преобразование готового изделия по собственному замыслу. Выставка работ.

Раздел 3.Творческое конструирование по схемам сборки.

Теория: Продолжение знакомства работы с деталями конструктора. Практика: Умный будильник. Сборка по схеме. Применение кодируемых блоков. Включение блоков через Планшет. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Удочка. Сборка по схеме. Включение программируемых блоков. Исследование влияния символов кодирования на планшете на собранный конструктор. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Маяк. Использование программируемых блоков. Развитие коммуникативных навыков детей через игру. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Дом. Мельница. Сборка по схеме. Игра, стимулирующая интерес к технике, конструированию, развитию конструкторских навыков. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Яйца динозавров. Сборка по схеме. Игра. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Тауэрский мост. Сборка по схеме. Выставка работ. Формирование понимания влияния программы на собранную модель конструктора.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Микроволновка. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Светлячок. Сборка по схеме. Игра на формирование творческой личности ребенка. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Снегоочиститель. Сборка по схеме. Игра «Дорожная техника». Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Ящик для игрушек Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Призрак Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Волшебная палочка. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Туалет. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Вертолет. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Скорая помощь. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Гоночные машины. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Сеульская башня. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Пугало. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Метро. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Робот. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Парк аттракционов. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Танцующая балерина. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Робот, который улыбается при встрече. Сборка по схеме. Игровая программа. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Катапульта. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Башня. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Гитара. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Мигающий светофор. Сборка светофора, который меняет цвета в зависимости от времени. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Поезд. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Трактор. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Свободное творчество. Навыки управления и программирования действий собранных игрушек. Базовое кодирование собранной игрушки. Знакомство с кодируемыми программными блоками. Знакомство с планшетом. Сборка по схеме. Выставка работ.

Теория: Работа с деталями конструктора. Практика: Выставка работ, фотосессия. Подведение итогов занятий. Зачет. Публикация работ детей на сайте.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.


Форма занятий: занятия построены в форме разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвинуться вперед в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.


Приемы и методы организации учебно–воспитательного процесса


Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно–рецептивный

Обследование конструктора «Сubroid coding block» деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности

(форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словестный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных

вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично–поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога


В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием конструктора «Сubroid coding block», чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика, физкультминутка с учетом темы совместной деятельности.


Техническое оснащение занятий и дидактический материал.


  • Компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала.

  • Учебные ролики по теме занятий;

  • Наборы конструктора «Сubroid coding block»;

  • Инструкции и схемы по сборке;

  • Методические рекомендации для педагога;

  • Планшеты для программирования;

  • Шкаф 1 шт.;

  • стол 5 шт.,

  • стул 10 шт.


Форма подведения итогов по каждой теме: контроль усвоения материала осуществляется по результатам создания детьми моделей, фотографирования работ, анализирования и обыгрывания готовой постройки в группах.


Список литературы для педагога


    1. От рождения до школ: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозайка синтез, 2020. – 336 с.

    2. Русских И.А. LEGO–конструирование в ДОУ – шаг к техническому творчеству. - М., 2020. – 89 с.

    3. Фешина Е.В. Лего–конструирование в детском саду: пособие для педагогов. – М.: Сфера, 2019. – 136 с.

    4. Халамов В.Н., Комарова Е.С., Гризик Т.И. Конструирование. Конструктор конспектов занятий педагогам дополнительного и дошкольного образования.- М., 2020. – 144 с.

Электронные образовательные ресурсы:

    1. Coding FAN Кодирование и игра» методическое пособие: www.cubroid.com 2020.

    2. Презентация нового образовательного набора CUBROID Premium Ki: https://xn--j1amdg6b.xn--c1awjj.xn--p1ai/courses/seminar-prezentatsija-novogo-obrazovatelnogo-nabora-cubroid-premium-kit

    3. https://education.lego.com/ru-ru/

    4. Информационные системы в образовании: https://isobr.academy/cubroid/



Список литературы для воспитанников и родителей


    1. А.Бедфорд – Большая книга LEGO, 2020.



Приложение №1 .


Мониторинговая карта по лего–конструированию в младшей группе в_____ уч. г.


Руководитель кружка__________________________/________________/


Фамилия

Имя ребенка

Называет цвет

деталей

Называет детали

Скрепляет детали

конструктора


Строит

элементарные

постройки по

творческому

замыслу

Строит по инструкции

Точность скрепления и скорость выполнения

Итого

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.


















































































































Н.г.– начало года

К.г.– конец года

Высокий–

Средний–

Низкий–


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!