СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая живопись»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Пластилиновая живопись» 36 часов направлена на развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и младших школьников, готовит руку к письму, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования и опирается на пособие по пластилинографии Г.Н. Давыдовой для кружков дополнительного образования по пластилинографии.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая живопись»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 03 июня 2021 года


Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 03 июня 2021 года
















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ»


Вид программы

модифицированная

Направленность

художественно-эстетическая

Объединение

мульт-Ямал

Форма обучения

очная

Срок реализации

36

Возраст обучающихся

4-6 лет







Пищулина Екатерина Александровна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДЮЦ







г. Салехард, 2021г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая живопись» художественно-эстетической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

Программа «Пластилиновые живопись» направлена на развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и младших школьников, готовит руку к письму, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования и опирается на пособие по пластилинографии Г.Н. Давыдовой для кружков дополнительного образования по пластилинографии.

Программа «Пластилиновая живопись», ориентирована на развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

Новизна программы «Пластилиновая живопись» заключается в том, что данная программа направлена на развитие творческих способностей дошкольников через пластилинографию - технику рисования пластилином. Каждое новое творческое начинание для ребенка – это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг». Пластилиновая живопись - это своеобразный синтез рисования и лепки. Техника предусматривает предварительный набросок рисунка карандашом и дальнейшую работу с пластилином (нанесение пальчиками или стекой, тонкого слоя пластилина в соответствии с задуманным рисунком).

«Рука – это щупальца мозга» (И.М. Сеченов). Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия.

Актуальность программы.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в творчестве. Актуальность состоит в том, что развитие творческих способностей, на занятиях по изобразительной деятельности способствует формированию творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого -изобразительная деятельность ребёнка.

Именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью - главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Творческие способности - это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать творческие способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности - рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.

Программа предусматривает занятия с детьми 4 - 5 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься творчеством, лепкой, рисованием. Уровень программы - базовый.


Отличительные способности программы:


Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.

Особенностью программы «Пластилиновая живопись» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, но получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повысит его самооценку. Ребенок, при таком подходе, растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.

Цель программы - пробуждение творческой активности у детей 4-6 лет в процессе выполнения картин из пластилина.

Задачи:

Обучающие (образовательные):

  1. Овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.

  2. Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.

  3. Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.

  4. Использовать навыки творческого сотрудничества.

Развивающие (способствовать развитию):

  1. творческих способностей.

  2. сенсорики, мелкой моторики рук.

  3. пространственного воображения.

  4. технического и логического мышления, глазомера.

  5. способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Воспитательные:

  1. Уважительное отношение к результатам труда.

  2. Интерес к творческой и досуговой деятельности.

  3. Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.


Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием не только интеллектуальных и творческих способностей, но и воспитываются замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают добрый эмоциональный настрой. Во-вторых, деятельная дружеская атмосфера в коллективе поможет пробудить у детей чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. В-третьих, большое трудолюбие и терпение, т.к. занятие лепкой картин из пластилина требует много усилий.

Организационные условия реализации программы


Возраст обучающихся: 4-6 лет.

Наполняемость группы –15 человек.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу (36 часов в год). Занятия проводятся во второй половине дня в форме совместной игровой деятельности педагога дополнительного образования с детьми.

Продолжительность учебного часа - 20 минут.

Форма обучения: очная

Уровень освоения программы: базовый

Язык обучения: русский

Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.

Обучение по программе осуществляется за счёт средств муниципалитета.


Ожидаемые результаты и способы их проверки


В конце учебного года обучения дети должны

Знать:

  • правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

  • основные приемы лепки, виды пластилинографии;

  • пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;

  • разнообразие техник работ с пластилином;

  • особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе, а также в рисунке;

  • основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;

  • правила работы в коллективе.


Уметь:

  • пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином, выполнять правила техники безопасности;

  • пользоваться различными видами пластилина;

  • владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;

  • использовать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

  • использовать понятие симметрия при работе;

  • следовать устным инструкциям педагога;

  • уметь пользоваться технологическими картами;

  • анализировать образец, анализировать свою работу;

  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;

  • выполнять коллективные работы.

Владеть:

  • основными приемами работы в технике пластилинографии;

  • нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином;

  • основными эталонами цвета, формы и величины, передает в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов, овладевает внутренними способами восприятия, имеет правильное представление об окружающих предметах и их свойствах.

Диагностика освоения программы проводится в начале и в конце учебного года и осуществляется  с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А, Дьяченко О.М., содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия и моторики руки.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. Проведение выставок детских работ.

  2. Проведение открытого мероприятия.

  3. Проведение мастер-класса среди педагогов.

  4. Проектная деятельность.

Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.

Условия набора в объединение:

Набор свободный, при наличии заявления от родителей и сертификата ПФДО.

Программа включает 1 образовательный модуль.

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.



УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование учебных дисциплин

Всего час.

Количество часов учебных занятий

Теор. занятия

Практ. занятия

  1. 1.

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике

безопасности. Знакомство с материалом, презентация работ в технике «пластилиновая живопись». (Сентябрь)

  1. Правила работы с бруском пластилина. Смешивание пластилина разных цветов. Изготовление тонких колбасок и маленьких шариков из них одинакового размера. Практическое освоение и закрепление различных приемов лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание др. Информация познавательного характера.


4

1

3

  1. 2.

Создание картины «Осенняя сказка» (Октябрь). Ознакомить детей с техникой пластилинографии, формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

4

1

3

  1. 3.

Оформление работы «Цветочная поляна» (Ноябрь). Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии.

4

1

3

  1. 4.

Оформление работы Новогодний калейдоскоп (Декабрь). Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии, беседа о свойствах пластилина, о приемах его использования.

4

1

3

  1. 5.

Создание картины Зайка серенький (Январь). Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии, формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

4

1

3

  1. 6.

Оформление работы Подарок для папы. «Корабли». (Февраль). Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии, формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

4

1

3

  1. 7.

Создание картины «Подарок для мамы». «Ветка мимозы". (Март). Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Развивать эстетическое восприятие

4

1

3

  1. 8.

Оформление работы Морская черепашка (Апрель). Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания).

4

1

3

  1. 9.

Создание картины Сказочная страна. (Май). Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.

4

1

3


Итого:

36

9

27


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

  1. Введение. Водный инструктаж. Знакомство с техникой лепки пластилина. Развивать у детей интереса к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства пластилина, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка или поделки. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами. Игра: Просмотр презентации по теме. Правила работы с бруском пластилина. Смешивание пластилина разных цветов. Изготовление тонких колбасок и маленьких шариков из них одинакового размера. Практическое освоение и закрепление различных приемов лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание др. Информация познавательного характера.

  2. Осенняя сказка (Октябрь). Ознакомить детей с техникой пластилинографии, формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия. Развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости. Аккуратность в работе.

  3. Цветочная поляна (Ноябрь). Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии, формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия. Развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости. Аккуратность в работе.

  4. Новогодний калейдоскоп (Декабрь). Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии, беседа о свойствах пластилина, о приемах его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, о плотном соединении частей путем примазывания одной части изделия к другой. Рассматривание наглядного материала.

  5. Зайка серенький (Январь). Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии, формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.Развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости. Аккуратность в работе.

  6. Подарок для папы. «Корабли». (Февраль). Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии, формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.Развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости. Аккуратность в работе.

  7. Подарок для мамы. «Ветка мимозы". (Март). Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы. Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.Закреплять умения и навыки в работе с пластилином; побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картинки. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы, инициативы.

  8. Морская черепашка (Апрель). Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия. Развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости. Аккуратность в работе.

  9. Сказочная страна. (Май). Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.


Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова.

Речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в детском саду. Поэтому она находит отражение и в программе дополнительного образования.

Речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

За счёт использования различных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании проволоку или леску), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда в процессе занятия используются слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д. На непосредственно образовательной деятельности широко используются:

  • скороговорки,

  • чистоговорки,

  • потешки,

  • прибаутки,

  • рассказывание сказок,

  • слушание русских народных песен.

  1. «Физическое развитие». Использование некоторых элементов в оформлении к праздникам, развлечениям.

  2. «Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность. Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

  3. «Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим). Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

  • игры, беседа, конкурс;

  • занятие;

  • досуговая форма;

  • дидактические игры.

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.


Приемы и методы организации.

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

  • наглядные;

  • практические;

  • игровые.

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

  • формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу,

  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности.


Дидактический материал и техническое оснащение занятий.

Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование.

В их числе:

  • тематические подборки демонстрационного и раздаточного материала;

  • технологические карты демонстрационные, раздаточные;

  • коллекция образцов картин из пластилина;

  • библиотека литературы по пластилинографии;

  • дидактические игры развивающие мелкую моторику руки;

  • учебная доска, мел;

  • материалы и инструменты для пластилинографии.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы и материалов в сети Интернет для педагогов


  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография — 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.-250с.

  2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.-301с.

  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.-220с.

  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.-145с.

  5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-215с.

  6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.

  7. Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2006.- 190с.

  8. https://www.youtube.com/playlist?list=PLKEj8yczwDgH3Ij2HKVEyClpPXnb5UOGV

  9. https://vskali.ru/articles/khobbi/plastilinovaya-feya-kak-ya-leplyu-kartiny-iz-plastilina

  10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/13/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-pri-podgotovke-k-shkole

  11. https://womensec.ru/articles/kids/artwithbaby/plastilinografiya-dlya-detey.html


Список литературы для детей и родителей


  1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М. В. Душин, В .Н .Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.

  2. Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2006.-190с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!