СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ по химии «Исследователи»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ по химии «Исследователи»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНА СЛАВЫ Д.В.БОНДАРЕНКО

Принята Утверждаю

педагогическим советом Директор МБОУ СОШ № 4

протокол №____ от_____2021г. имени Д.В.Бондаренко

Ю.В.Скоробогатько

приказ № 97-ОД от 19.08. 2021г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ



по химии

«Исследователи»

возраст обучающихся – 14-15 лет, класс 8

срок реализации - 1 год (67 часов)



Автор-составитель: Шемчук Ирина Викторовна,

Учитель биологии, химии









г.Зверево

2021-2022

















Введение

В обучении химии большое значение имеет эксперимент. Анализируя результаты про­ведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представ­ления соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя химический экс­перимент, можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории. В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реально­сти, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою оче­редь, составляют основу научного мировоззрения. Реализация указанных целей возмож­на при оснащении школьного кабинета химии современными приборами и оборудовани­ем. В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение школ инновационным оборудованием « Точка роста». Внедрение этого оборудова­ния позволит качественно изменить процесс обучения химии. Количественные экспери­менты позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химиче­ских процессов, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять зако­номерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников.


Центры образования естественно-научной направленности «Точка роста» созданы с целью развития у обучающихся естественно-научной, математической, информацион­ной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенство­вания навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработ­ки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология».

Цель и задачи

  • Реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам естественно-научной направленности, в том числе в рамках внеурочной деятельно­сти обучающихся;

  • разработка и реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности, а также иных программ, в том чис­ле в каникулярный период;

  • вовлечение учащихся и педагогических работников в проектную деятельность;

  • организация внеучебной деятельности в каникулярный период, разработка и реа­лизация соответствующих образовательных программ, в том числе для лагерей, ор­ганизованных образовательными организациями в каникулярный период;

  • повышение профессионального мастерства педагогических работников центра, ре­ализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы;


Создание центра «Точка роста» предполагает развитие образовательной инфраструк­туры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации: оборудованием, средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экс­периментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной направленности при реализации основных общеобразовательных программ и до­полнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения со­держания учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология»;

  • оборудованием, средствами обучения и воспитания для реализации программ до­полнительного образования естественно-научной направленности;

  • компьютерным и иным оборудованием.


Нормативная база

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм.и доп., вступ.в силу с 01.09.2020).— URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

(дата обращения: 28.09.2020)

2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв.президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).— URL:

https://login.consultant.ru link ?req=doc&base=LAW&n=319308&demo=1 (дата обра­щения: 10.03.2021)

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (ут­верждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред.от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие обра­зования».— URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d938 7d7364e34f26f87ec138f

(дата обращения: 10.03.2021)

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошколь­ном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред.от 16.06.2019 г.) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г.№ 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г.№ 1115н и от 5 августа 2016 г.№ 422н).— URL: // http://профстандартпедагога.рф (дата обращения: 10.03.2021)

5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г.№ 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»).— URL: //https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php? ELEMENT_ID=48583

(дата обращения: 10.03.2021)

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего об­разования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 17 декабря 2010 г.№ 1897) (ред.21.12.2020).— URL: https://fgos.ru

(дата обращения: 10.03.2021)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего обра­зования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 17 мая 2012 г.№ 413) (ред.11.12.2020).— URL: https://fgos.ru

(дата обращения: 10.03.2021)

8. Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопар­ков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (утверждены распоряже­нием Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г.№ Р-4).— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695

(дата обращения: 10.03.2021)

9. Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрово­го образования «IT-куб» (утверждены распоряжением Министерства просвещения Рос­сийской Федерации от 12 января 2021 г.№ Р-5).— URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_374572

(дата обращения: 10.03.2021)

10. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразова­тельных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г.№ Р-6).— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/

(дата обращения: 10.03.2021)


На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ естественно-научной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Феде­рального оператора учебного предмета «Химия».

Образовательная программа позволяет интегрировать реализуемые подходы, струк­туру и содержание при организации обучения химии в 8―9 классах, выстроенном на ба­зе любого из доступных учебно-методических комплексов (УМК).

Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной ОП позволяет создать условия:

  1. для расширения содержания школьного химического образования;

  2. для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;

  3. для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

  4. для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных об­ластях образовательной, творческой деятельности.

  5. В основу программы положена методика организации проектной деятельности учащихся (методическое пособие "Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии"- авторы О.С. Аранская, И.В.Бурая; Издательский центр "Вентана-Граф", Москва, 2005) .

    Содержание кружка обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: беседы, лекции, эксперимента, обсуждение докладов, выпуск тематических стенгазет, оформление стендов. Занятия важно строить с опорой на знания курсов: экологии и биологии.

  6. ЗАДАЧИ КРУЖКА:
    -углубить и расширить знания в области химии;
    -развить познавательный интерес к химии, приобщить учащихся к самостоятельному поиску;
    -способствовать решению задач экологического воспитания;
    -раскрыть перед учащимися вклад химии в научную картину мира, связи между химическими знаниями и повседневной жизнью человека;
    -развить навыки выполнения химического эксперимента.

2.Содержание программы.


1. Вводное занятие. Химия вокруг нас. Значение химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира.



2. Правила работы в химической лаборатории и охрана труда. Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками. Техника демонстрации опытов (на примере занимательных опытов).






Практическая работа. Монтаж приборов по заданному образцу. Испытание приборов для получения газов на герметичность.

Лабораторная посуда, лабораторные приборы, химические реактивы



3. Методы лабораторных исследований. Техника лабораторных работМарки химических реактивов. Дистиллированная вода и её свойства. Химическая посуда, её мытьё и сушка. Весы и взвешивание. Измельчение твёрдых веществ. Растворение и растворы. Фильтрование растворов. Способы очистки жидких, твёрдых и газообразных веществ.





Практическая работа. Выполнение типовых химических операций, обращение с лабораторным оборудованием, химической посудой и реактивами, очистка и определение физических констант веществ.

Лабораторная посуда, лабораторные приборы, химические реактивы



4. Этапы работы над научным исследованием. Виды исследовательских работ. Форма исследовательской работы (доклад, научная статья, научный отчёт, реферат, монография). Структура исследовательской работы.



5. Как работать с научной литературой. Экскурсия в библиотекуЭтапы работы с литературными источниками (общее ознакомление, внимательное чтение по главам и разделам, выборочное чтение, составление плана прочитанного материала, выписка из прочитанного, сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками), содержание этапов.



6. Изучение показателей качества воды. Очистка водыПриродная вода и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам. Анализ источников информации. Отбор проб и хранение. Выявление источников загрязнения воды. Способы очистки воды. Характеристика фильтрующих материалов.






Практическая работа. 1.Определение органолептических свойств воды. Определение температуры, мутности, цветности и запаха воды. Анализ воды. Определение кислотности воды. Оформление отчёта. 2. Определение минерального состава воды (определение общей и карбонатной жёсткости, определение хлорид-иона, определение сульфат-ионов, определение содержания нитрат-ионов). Оформление отчёта. 3. Очистка воды. Оформление отчёта.



Датчики рН, химические реактивы, индикаторы, лабораторная посуда, лабораторное оборудование
Выпуск стенгазеты "Мир воды".



7. Как оформить результаты научного исследования. Требования к содержанию отчёта о проведённом исследовании. Элементы письменного отчёта о проведённой научно-исследовательской работе (тема исследования, актуальность выбора темы исследования, объект и предмет исследования, цели ,и задачи исследования, гипотеза, теоретическая и прикладная ценность полученных результатов, указание на методы исследования, краткий обзор имеющейся по данной теме литературы, выводы и рекомендации).



8. Анализ прохладительных напитков. Химический состав газированных напитков, популярных в молодёжной среде. Качественные реакции: оксида углерода (IV), кислот; адсорбция красителя. Русский квас.





Практическая работа. 1-2. Качественный анализ газированных прохладительных напитков, популярных в молодёжной среде (по желанию учащихся). Определение оксида углерода (IV), кислоты, красителя. Оформление отчёта.

Датчики рН, химические реактивы, индикаторы, лабораторная посуда, лабораторное оборудование



9. Анализ чипсов. Химический состав чипсов. Разновидности жиров. Поваренная соль как консервант. Качественные реакции на жиры, крахмал, хлорид натрия.





Практическая работа. Качественные определение жиров, крахмала, хлорида натрия в чипсах. Оформление отчёта.


Датчики рН, химические реактивы, индикаторы, лабораторная посуда, лабораторное оборудование



Оформление информационного листка "Продукты, популярные в молодёжной среде".



10. Качественный анализ шоколада. История появления шоколада. Химический состав шоколада. Схема производства шоколада.





Практическая работа. Обнаружение в шоколаде белков, жиров, углеводов. Оформление отчёта.



Оформление информационного листка "Вся правда о шоколаде".



11. Качественный состав мороженогоЗамороженный продукт разнообразных вкусов. Пищевые добавки, входящие в состав мороженого. Схема производства мороженого.






Практическая работа. Обнаружение в мороженом белков, жиров, углеводов, лимонной кислоты. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике. Оформление отчёта.


Датчики рН, химические реактивы, индикаторы, лабораторная посуда, лабораторное оборудование



Оформление информационного листка "Холодное лакомство".



12. Определение качественного состава мёда. Практическая работа. Определение содержания глюкозы в разных сортах мёда. Оформление отчёта.



13. Опыты с ягодами и плодами. Химический состав ягод и плодов. Природные пигменты - каротины. Витамин С. Дубильные вещества.





Практическая работа. Качественное определение содержащихся в ягодах и плодах органических веществ (витамина С, каротина, дубильных веществ). Оформление отчёта.

Датчики рН, химические реактивы, индикаторы, лабораторная посуда, лабораторное оборудование



14. Приготовление рН индикаторов на основе растительного материалаИстория применения индикаторов, их значение. Растения - химические индикаторы.





Практическая работа. Использование свежего свекольного, вишнёвого, клюквенного сока, сока крапивы, чая "кракадэ" как рН-индикаторов. Создание шкалы цветовых переходов. Оформление отчёта.

Датчики рН, химические реактивы, индикаторы, лабораторная посуда, лабораторное оборудование



15. Качественный анализ жевательной резинки. История появления жевательной резинки. Каучук - полимерная основа. Пищевые добавки в составе жевательной резинки.





Практическая работа. 1.Свойства резиновой основы жвачки. Определение многоатомных спиртов (ксилит, маннит). Оформление отчёта. 2. Свойства красителей, входящих в состав жевательной резинки. Оформление отчёта.



Оформление информационного листка "Жевательная резинка - польза или вред?"



16. Роль речевых умений в научном исследованииКультура выступления. Развитие дикции, произношения и речевых умений учащихся.





17. Занимательная химияПолучение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы). Показ демонстрационных опытов. “Вулкан” на столе, “Зелёный огонь”, “Вода-катализатор”, «Звездный дождь», «Разноцветное пламя», « Химические водоросли», «Норсульфазоловая змея», «Оригинальное яйцо»,

«Минеральный «хамелеон» .

Датчики рН, химические реактивы, индикаторы, лабораторная посуда, лабораторное оборудование

18. Презентация проектов. Обсуждение исследовательских работ учащихся.
19. Итоговое занятие.




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Число часов для занятий



 


теорией


практикой


 


1.


Вводное занятие. Химия вокруг нас.


1


 


 


2.


Правила работы в химической лаборатории и охрана труда.


1


 


 


3.


Методы лабораторных исследований. Техника лабораторных работ.


2


5


 


4.


Этапы работы над научным исследованием. Виды исследовательских работ.


2


 


 


5.


Как работать с научной литературой.


 


3


 


6.


Изучение показателей качества воды. Очистка воды.


2


3


 


7.


Как оформить результаты научного исследования.


1


1


 


8.


Качественный анализ прохладительных напитков.


2


2


 


9.


Качественный анализ чипсов.


1


1


 


10.


Качественный анализ шоколада.


1


2


 


11.


Качественный состав мороженого.


1


2


 


12.


Определение качественного состава мёда.


1


1


 


13.


Опыты с ягодами и плодами.


1


5


 


14.


Приготовление рН индикаторов на основе растительного материала.


1


3


 


15.


Качественный анализ жевательной резинки.


1


4


 


16.


Роль речевых умений в научном исследовании.


1


2


 


17.


Занимательная химия


3


5


 


18.


Презентация проектов


 


5


 


19.


Итоговое занятие.


 


1


 


 


ИТОГО


22


45


 


67


 

3.Календарно-тематическое планирование

дополнительной программы « Исследователи»


п.п

Тема занятия

Кол-во часов

дата

1

Вводное занятие. Химия вокруг нас

1


2

Правила работы в химической лаборатории и охрана труда.

1


3

Методы лабораторных исследований. Техника лабораторных работ.

7






4

Этапы работы над научным исследованием. Виды исследовательских работ.

2


5

Как работать с научной литературой

3




6

Изучение показателей качества воды. Очистка воды

5





7

Как оформить результаты научного исследования

2



8

Качественный анализ прохладительных напитков

4



9

Качественный анализ чипсов

2



10

Качественный анализ шоколада

3



11

Качественный состав мороженого

3



12

Определение качественного состава мёда

2



13

Опыты с ягодами и плодами

6






14

Приготовление рН индикаторов на основе растительного материала

4




15

Качественный анализ жевательной резинки.

5





16

Роль речевых умений в научном исследовании

3



17

Занимательная химия


8







18

Презентация проектов

5





19

Итоговое занятие.

1



Итого

67




  1. 4.Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по химии «Исследователь» с описанием универсальных учебных действий, достигаемых обучающимися

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  1. определение мотивации изучения учебного материала;

  2. оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личност­ных ценностей;

  3. повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению ос­новных исторических событий, связанных с развитием химии и общества;

  4. знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

  5. оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;

  6. владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и обору­дованием, проявление экологической культуры.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  1. целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на ос­нове учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  2. планирование пути достижения целей;

устанавление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достиже­ния цели и выбор наиболее эффективного способа;

  1. умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  2. умение принимать решения в проблемной ситуации;

  3. постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий;

  4. организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;

  5. прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости.


Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познаватель­ных УУД:

  1. поиск и выделение информации;

  2. анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование спосо­ба решения задачи;

  3. выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкрет­ных условий;

  4. выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;

  5. самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творче­ского и поискового характера;

  6. умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;

  7. описывание свойств: твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их суще­ственных признаков;

  8. изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущ­ности химических реакций с помощью химических уравнений;

  9. проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реак­ций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюде­ний за экспериментом, решение задач, получение химической информации из раз­личных источников;

  10. умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  11. умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;

  12. умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации.


Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникатив­ных УУД:

  1. полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  2. адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргумента­ции своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотруд­ничество в поиске и сборе информации;

  3. определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе инфор­мации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление ува­жительного отношения к другим учащимся;

  4. описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметно- практической деятельности;

  5. умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


  1. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координиро­вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  2. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаи­мопомощь;

  3. планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  4. использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыс­лей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержа­ние совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

  5. развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письмен­ной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  1. применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  2. описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их суще­ственные признаки;

  3. различать химические и физические явления, называть признаки и условия проте­кания химических реакций;

  4. соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  5. пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  6. получать, собирать газообразные вещества и распознавать их;

  7. проводить опыты,

  8. проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных ве­ществ;

  9. грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах ве­ществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические ре­акции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  2. характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать при­чинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  3. прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстанови­тельные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  4. использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  5. использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получе­ния и распознавания веществ;

  6. объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  7. осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельно­сти человека;

  8. создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по исполь­зованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Литература

  • Арский Ю.М., Данилян В.И. и др. «Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать»: учебное пособие. М., МНЭПУ, 1997.

  • Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. – М.: Просвещение, 2011. 10

  • Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение, 2012.

  • Глебова В.Д. Организация и проведение экологического практикума со школьниками: методические рекомендации/В.Д. Глебова, Н.В.Позднякова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007

  • 8. Спирина Е.В. Практикум по дисциплине «Прикладная гидробиология»: учебное пособие. Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2012.

  • Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!