СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ишеевский многопрофильный лицей им. Н.К. Джорджадзе

Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета

Протокол № 8

от «26»мая 2021г.

Утверждаю:

Директор МОУ Ишеевского многопрофильного лицея

Р.Р. Зелимов

______________

Приказ № 573

от «08» июня 2021г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

туристско-краеведческой направленности

«Школа безопасности»


Уровень программы - базовый


Объединение «Школа безопасности»


Срок реализации программы – 1 год

Возраст обучающихся: 12-17 лет







Автор-разработчик:

педагог дополнительного образования

Салахетдинов Р.Ф.












р.п. Ишеевка, 2021 г.



  1. Комплекс основных характеристик программы



1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа безопасности» разработана для предоставления образовательных услуг обучающимся возраста с 12 до 17 лет.

Общеразвивающая программа «Школа безопасности» туристско-краеведческой направленности.

Уровень освоения программы базовый.

Программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196";

  • Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

  • СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Устав образовательной организации;

  • Локальные акты образовательной организации;

  • Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 21.04.2020 №2822 Методические рекомендации "О реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий".


Актуальность программы.

Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения. Чрезвычайная ситуация - это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием, эпидемией, пожаром, применением способов поражения либо других факторов, которые могут привести к гибели людей и материальному ущербу. Наша общая задача - формирование у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, обучение навыкам правильного поведения в экстремальных условиях, популяризация здорового образа жизни.

Программа разработана на основе типовой программы для системы дополнительного образования детей Министерства образования и науки РФ «Школа безопасности», автор Маслов А.Г. - кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заслуженный путешественник России.

Обучающиеся получают базовый уровень знаний и умений туристской и общей физи­ческой подготовки, технико-тактических действий в экстремальных ситуациях.


Отличительной особенностью программы является:

- наличие социального заказа в области безопасного поведения, привлечение к совместным тренировкам, консультациям, проведению соревнований сотрудников МЧС.

Недостаточная подготовленность к экстремальным ситуациям может привести к тяжелым, а порой и трагическим последствиям. Чтобы избежать их, необходимо:

  • знать виды экстремальных ситуаций, их особенности;

  • уметь выполнять особые действия, сообразные специфике конкретных экстремальных ситуаций;

  • обладать специально развитыми качествами, повышающими способность к успешным действиям в специфичных экстремальных ситуациях, наиболее вероятных в жизни и деятельности;

  • обладать повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы безопасно выходить из экстремальных испытаний без негативных последствий для жизни и здоровья;

  • быть способным настойчиво, невзирая на трудности, реализовывать свои намерения, наступательно преобразуя обстоятельства экстремальной ситуации и гибко управляя своим поведением.

Не подлежит сомнению, что хорошо подготовленный к экстремальным ситуациям человек более уверен в себе, чем неподготовленный.

Создание данной программы базируется на современных научно – методических исследованиях в области традиционного подхода к вопросу физического воспитания личности.

Адресат программы.

Программа предназначена для проведения занятий с обучающимися 12 – 17 лет. Группы могут быть разновозрастные. Дети находятся в сложном, с точки зрения восприятия окружающего мира, возрастном переходном периоде. Объединение «Школа безопасности» обеспечивает им условия для здорового образа жизни, общения, деятельности. И подростки приучаются сознательно подходить к своим жизненным проблемам. Педагог постоянно согласовывает свои действия с родителями, чтобы дети сумели развить свои адаптивные возможности и с наименьшими нервными, моральными и физическими издержками преодолели трудности роста и сложности жизни. Подросткам в этом возрасте не хватает общения друг с другом и со взрослыми, которые могли бы их выслушать, понять и постараться разобраться в их непростых проблемах.

Объем программы. Данная программа обучения рассчитана на 1 год, необходимый для освоения программы.

1 год – 144 часа.

Формы обучения и виды занятий

Форма обучения - очная, с использованием ресурсов электронного обучения, при необходимости использование дистанционных технологий.

Основной формой обучения в «Школе безопасности» являются теоретические, практические и комбинированные занятия. Использование элементов игры значительно повышает эффект развития специальных физических качеств.

Обучение в объединении очное, групповое.

Соревнования должны носить классификационный характер. Цель данных соревнований - определение степени усвоения туристической техники и воспитание навыка самостоятельных физических занятий.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью по 2 часа (45 минут занятие, перерыв не менее 10 минут).

Количество обучающихся в группе составляет не более 15 человек. Обучающиеся должны иметь начальную туристскую подготовку.


    1. Цель и задачи программы

Целью программы является формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, обучение навыкам правильного поведения в экстремальных условиях, готовности подрастающего поколения к защите Отечества.

Задачи:

Образовательные:

- дать обучающимся базовую систему теоретических знаний о правильном поведении в экстремальных ситуациях, здоровье человека, физической культуре, спорте;

- выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития;

- дать базовые знания, умения и навыки по технике пешеходного туризма;

- ознакомить с техникой безопасности при проведении занятий по общеразвивающей программе, проведении туристических соревнований и походов.

Развивающие:

- оздоровление детей, укрепление их здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни;

- воспитание у детей полезных умений и навыков самосовершенствования и самопомощи.

- выполнение комплексов упражнений по общей физической подготовке;

-

Воспитательные:

- формирование навыков здорового образа жизни, заботы о своём здоровье;

- воспитание трудолюбия;

- воспитание волевых качеств (целеустремлённости, настойчивости и упорства, смелости и решительности, выдержки, терпения и самообладания, самостоятельности и инициативности).


1.3. Содержание программы.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика


1. Основы туристской подготовки

1.1

Туристские путешествия, история развития туризма

1

1

-

1.2

Личное и групповое туристское снаряжение

4

2

2

1.3

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

4

2

2

1.4

Подготовка к походу, путешествию

4

2

2

1.5

Подведение итогов туристского путешествия

4

2

2

1.6

Обязанности членов туристской группы по должностям

4

2

2

1.7

Питание в туристском походе

4

2

2

1.8

Техника и тактика в туристском походе

4

2

2

1.9

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях

2

2

-

1.10

Туристские слеты и соревнования

6

2

4


37

19

18


2. Топография и ориентирование

2.1

Топографическая и спортивная карта

3

1

2

2.2

Компас. Работа с компасом

3

1

2

2.3

Измерение расстояний

3

1

2

2.4

Способы ориентирования

3

1

2

2.5

Ориентирование по местным приметам.

Действия в случае потери ориентировки

4

2

2

2.6

Соревнования по ориентированию

4

2

2


20

8

12


3. Краеведение

3.1

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

2

-

2

3.2

Изучение района путешествия

2


-

2

3.3

Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

2


-

2

6


-

6

4. Основы гигиены и первая помощь



4.1

Личная гигиена туриста, профилактика

различных заболеваний

1


1

-

4.2

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

2


1

1

4.3

Основные приемы оказания первой помощи

4


2

2

4.4

Приемы транспортировки пострадавшего

2


1

1

9


5

4

5. Общая и специальная физическая подготовка



5.1

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии на него физических упражнений

1


1

-

5.2

Врачебный контроль, самоконтроль,

предупреждение спортивных травм на тренировках

1


1

-

5.3

Общая физическая подготовка

18


-

18

5.4

Специальная физическая подготовка

14


-

14

34


2

32

6. Социально-психологическая подготовка

6.1

Психологические процессы и состояния: внимание, память мышление

4


2

2

6.2

Чувства. Стресс

4


2

2

6.3

Воспитание в обществе. Становление личности

4


2

2


12


6

6

7. Специальная подготовка



7.1

Экстремальные ситуации в природной среде

4


2

2

7.2

Психологические основы выживания в природных условиях

2


2

-

7.3

Основные правила поведения в экстремальных ситуациях

14


4

10

7.4.

Всероссийское движение и соревнования «Школа безопасности».

6


2

4

26


10

16

ИТОГО за период обучения:

144


50

94


Вне сетки часов: зачетный поход с элементами «Маршрута выживания»; многодневное мероприятие (лагерь, поход, слет и т.п.).

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



1. Туристская подготовка

1.1. Туристские путешествия. История развития туризма.

Роль туристских походов, путешествий, экскурсий в формировании характера человека, воспитании патриотизма и углублении знаний, полученных в школе, приобретении трудовых навыков и воспитании самостоятельности, чувства коллективизма.

История освоения России, знаменитые русские путешественники и исследователи. Книги, рассказывающие о путешествиях, и их авторы: Обручев, Арсеньев, Федосеев и др.

История развития туризм а в России. Влияние государства и различных общественных организаций в различные периоды на развитие туризма. Современная организация туризма в России. История развития детско-юношеского туризма в стране и в родном городе, районе. Туристские традиции своего коллектива. Знакомство с туристами-земляками.

Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм, комбинированный. Характеристика каждого вида туризма. Самодеятельный туризм, экскурсионный, международный.

Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью, судейские звания.

История создания Всероссийского движения учащихся «Школа боа опасности». Его роль в популяризации школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», совершенствовании умений и навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях, привитии основ здо­рового образа жизни.

1.2. Личное и групповое снаряжение.

Требования к туристскому снаряжению: прочность, легкость, безопасность эксплуатации, удобство в использовании, гигиеничность, эстетич­ность. Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода. Обеспечение вла­гонепроницаемости вещей в рюкзаке, в палатке. Обувь туриста и уход за ней. Сушка одежды и обуви в походе.

Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним. Заточка и разводка пилы, усо­вершенствование пил и топоров для похода. Ремонтный набор.

Снаряжение для краеведческой работы.

Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, стра­ховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток.

Практическая работа

Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт сна­ряжения.

1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Требования к месту бивуака:

- жизнеобеспечение - наличие питьевой воды, дров;

- безопасность - удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гни­лых деревьев;

- комфортность - продуваемость поляны, освещенность утренним
солнцем, красивая панорама.

Организация бивака в безлесной зоне, в горах.

Установка палаток в различных условиях.

Типы костров и их назначение. Заготовка растопки, дров и предохра­нение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане.

Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы.

Оборудование места для приёма пищи. Мытьё и хранение посуды.

Правила работы дежурных по кухне.

Практическая работа

Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря (бивака). Установка палаток в различных условиях. Заго­товка дров - работа с пилой и топором. Разжигание костра.

1.4. Подготовка к походу, путешествию

Подбор группы и распределение обязанностей.

Пути подъезда к началу маршрута и отъезда при его завершении. Возможность пополнения продуктов в походе.

Оформление походной документации. Утверждение маршрутов много­дневных походов в МКК. Порядок получения разрешения на выход в 1-3-дневный и многодневный поход. Смотр готовности, его назначение.

Подготовка снаряжения.

Смета расходов на подготовку и проведение похода.

Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практическая работа

Изучение маршрутов учебно-тренировочных и зачетного (летнего) по­ходов. Составление подробного плана-графика похода. Заполнение маршрутной документации. Составление сметы расходов.

Подготовка писем в адрес образовательных учреждений (центров дополнительного образования, школ, домов детского творчества и др.) с запросами по уточне­нию сведений о районе похода и о возможности остановки (ночлега) во время похода.

Контрольная работа - составление плана-графика 2-3-дневного похода.

1.5. Подведение итогов туристского путешествия

Отчёты ответственных за свою работу. Обработка собранных материалов. Разбор действий участников похода и группы в целом. Подготовка маршрутной ленты, фотографий, технического описания маршрута по дням. Составление отчёта о походе. Подготовка газеты по итогам похода.

Ремонт и сдача туристского инвентаря и снаряжения.

Практическая работа

Подготовка и составление отчета о походе. Ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Подготовка отчетного вечера, выставки или газеты по итогам похода.

1.6. Обязанности членов туристской группы по должностям

Командир группы, его обязанности и права. Руководство действиями членов группы в пределах полномочий, определенных руководителем группы. Контроль выполнения членами группы своих обязанностей по должностям в период подготовки похода, проведения его и подведения итогов. Принятие решений в случае замещения руководителя группы или разделения группы.

Заместитель командира по питанию (завпит). Составление меню и списка продуктов. Приобретение, фасовка продуктом и распределение их между членами группы. Выдача продуктов дежурным. Контроль расходования продуктов и перераспределение их между членами группы во время похода.

Заместитель командира по снаряжению. Составление списка необходимого группового снаряжения. Подготовка снаряжения к походу. Распределение его между членами группы. Контроль исправности снаряжения.

Проводник (штурман). Подбор и хранение в походе картографическо­го материала. Изучение района похода и разработка маршрута. Состав­ление графика движения. Ориентирование в походе. Нанесение на кар­ту дополнительной информации.

Краевед. Подбор и изучение краеведческой литературы о районе похо­да. Пополнение сведений в период похода. Ведение краеведческих на­блюдений по заданию. Другие краеведческие должности: метеоролог, эколог, гидролог и т.д.

Санитар. Подбор медаптечки. Хранение медикаментов. Контроль со­блюдения гигиенических требований в походе. Оказание первой помощи пострадавшим и заболевшим.

Ремонтный мастер. Подбор ремнабора. Ремонт снаряжения в подгото­вительный период и в походе.

Фотограф. Подготовка фотоматериалов. Фотографирование в походе характерных точек маршрута и деятельности группы.

Ответственный за отчет о походе. Изучение маршрута. Ведение запи­сей о прохождении маршрута (техническое описание). Составление отче­та о походе совместно с другими членами группы.

Временные должности. Дежурные по кухне. Их обязанности (приго­товление пищи, мытье посуды).

Практическая работа

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, прове­дения похода и подведения итогов.

Индивидуальные занятия.

Работа с ответственными по должностям, оказание помощи и кон­троль выполнения поручений.

1.7. Питание в туристском походе

Значение, режим и особенности питания в многодневном походе.

Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутерб­родах и с приготовлением горячих блюд.

Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Способы уменьшения веса дневного рациона: использование сухих и сублимированных про­дуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений.

Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода.

Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход. Фасовка и упаковка продуктов.

Питьевой режим на маршруте.

Практическая работа

Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

Контрольная работа

Составление меню на 3-5 дней.



1.8. Техника и тактика в туристском походе

Понятие о тактике в туристском походе.

Тактика планирования нитки маршрута. Разработка плана-графика похода. Маршруты линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Разра­ботка запасных вариантов маршрута. Дневки. Заброска продуктов и пе­реноска «челноком».

Изучение, разведка сложных участков маршрута. Определение спосо­бов их преодоления. Перестроения колонны при преодолении сложных участков.

Подведение итогов дневного перехода и корректировка плана на сле­дующий день.

Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники.

Движение группы по дорогам и тропам. Разведка маршрута и, по необ­ходимости, маркировка.

Техника движения на равнине по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту.

Передвижение по тундре, по карликовой растительности, стланику, высокотравью, густому кустарнику.

Движение в тайге. Сложности ориентирования. Техника преодоления завалов, густых зарослей, низинных заболоченных участков.

Движение в горах. Основные формы горного рельефа. Передвижение по травянистым склонам, осыпям различной величины, скалам. Прави­ла ходьбы в горах (темп движения в зависимости от рельефа местности, правильная постановка стопы, правило трех точек опоры, исключение рывков и прыжков, интервал, движение «серпантином» и «в лоб», самостраховка альпенштоком, короткие привалы).

Использование сил трения, увеличение или уменьшение давления на поверхность.

Использование страховки и самостраховки на сложных участках марш­рута. Использование специального снаряжения: страховочная система, ве­ревки, карабины и т.д. Узлы: простой и двойной проводник, восьмерка, прямой, схватывающие узлы, встречный. Техника вязания узлов.

Броды через равнинные и горные реки: выбор места брода и способ прохождения. Страховка и самостраховка во время брода

Практика

Отработка техники движения и преодоления препятствий.

1.9. Обеспечение безопасности в туристском походе, на занятиях

Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность - основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Ответственность каждого участника похода перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности. Использование навигационного устройства, раций.

Роль маршрутно-квалификационных комиссий в оценке подготовленности групп. Обязательность выполнения рекомендаций МКК и поиско­во-спасательной службы.

Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов. Поря­док движения группы в населенном пункте, вдоль дорог, при пересече­нии дорог.

1.10. Туристские слёты и соревнования

Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. Основные разделы правил. Классификация соревнований.

Выбор места проведения соревнований, размещения участников и судей, оборудование места соревнований. Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для проведения соревнования и оформления мест проведения. Оборудование этапов соревнований.

Медицинское обеспечение.

Охрана природы.

Условия проведения соревнований. Права и обязанности участников, представителей. Порядок снятия команд и участников с соревнований.

Практическая работа

Подготовка инвентаря и снаряжения для проведения школьных соревнований. Участие в выборе района соревнований, слёта

Участие в постановке этапов дистанции. Работа в качестве судей на этапах.

Участие в соревнованиях.



2. Топография и ориентирование

2.1. Топографическая и спортивная карты

Виды топографических карт и основные сведения о них6 масштаб, рамка, зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Карты, пригодные для проведения похода. Условные знаки топографической карты.

Спортивная карта, её назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы.

Изображение рельефа на топографических и спортивных картах, особенности и отличия. Типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно-балочный. Влияние рельефа на выбор пути движения. Построение профиля маршрута.

Практические занятия

Упражнения на запоминание условных знаков. Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения с учетом основных форм и элементов рельефа.

2.2. Компас. Работа с компасом

Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута, снятие его с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контроль­ные пункты по азимуту без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном ко­ридоре.

2.3. Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость постоянной тренировки глазомера. Опреде­ление пройденного расстояния по времени движения.

Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, ов­рага.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков перевода пар шагов и метры для разных условий ходьбы. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измере­ние различных отрезков на карте и на местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению рассто­яния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

2.4. Способы ориентирования

Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной (параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута.

Ориентирование при условии отсутствия видимости. Организация разведок в походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем.

Движение по легенде (подробному описанию пути).

Особенности ориентирования в различных природных условиях: в гоpax, в тундре, на воде.

Ориентирование с помощью навигационного устройства.

Ориентирование при использовании спортивной карты, определение точки своего стояния и выбор пути движения.

Протокол движения.

Практические занятия

Упражнения по определению точки своего местонахождения на мест­ности при помощи карты, навигационного устройства. Участие в соревнованиях по ориентированию.

2.5. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой, людьми; по растительности.

Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ пройден­ного пути, поиск сходной, параллельной ситуации на карте, попытка найти опорные ориентиры и подтвердить свои предположения. Выход на крупные линейные или площадные ориентиры. Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту. Движение вдоль ручьев, рек, выход к жилью.

Поведение членов группы, необходимость жесткой дисциплины во из­бежание паники.

Действия отдельного члена группы, участника соревнований в случае потери им ориентировки. Основная задача - движение по тропам и доро­гам до выхода к населенным пунктам, стремясь как можно меньше сре­зать тропинки, идти по азимуту. Обязательное извещение организато­ров соревнований о своем местонахождении при выходе к людям во из­бежание напрасных поисковых работ.

Практические занятия

Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, Солнцу, Луне, Полярной звез­де. Определение своего местонахождения на различных картах.

2.6. Соревнования по ориентированию

Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию.

Виды стартов. Жеребьёвка команд и участников. Обязанности участников соревнований.

Соревнования по ориентированию в заданном направлении, их характеристика. Эстафетное ориентирование в заданном направлении.

Соревнование на маркированной трассе.

Соревнования по выбору, их разновидности, характеристика.

Туристское ориентирование, движение по обозначенному маршруту. Отдельные виды ориентирования в программе туристских слётов и соревнований. Определение результатов в соревнованиях по ориентированию.

Практические занятия

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и туристскому ориентированию в качестве участника.

3. Краеведение

3.1. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объек­том, музеи

Территория и границы родного края. Рельеф, гидрография, раститель­ность, полезные ископаемые и другие природные условия. Климат, его влияние на возможности занятий туризмом. Развитие промышленнос­ти, сельского хозяйства, транспорта. Характеристика населения.

История края, памятные события, происходившие на его территории. Знаменитые земляки, их роль в истории края.

Край в период Великой Отечественной войны. Настоящее и будущее родного края.

История своего населенного пункта.

Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитек­турные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

История своего населённого пункта.

Литература по изучению родного края.

Практические занятия

Экскурсии в музеи, посещение экскурсионных объектов. Работа со справочным материалом и литературой по истории края. Встречи с представителями науки, культуры, интересными людьми.

3.2. Изучение района путешествия

Практические занятия

Знакомство с отчетами туристских групп, совершивших поход в дан­ном районе. Знакомство по литературным и другим источникам с историей, природой, климатом района путешествия. Определение экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение.

3.4. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и па­мятников культуры

Изучение и охрана памятников истории и культуры. Деятельность по охране природы в своем населенном пункте и в условиях похода.

Редкие и охраняемые растения и животные своего края.

Практические занятия

Изучение памятников истории и культуры родного края и проведение мероприятий по их сохранению. Определение районов экологических нарушений фауны и флоры.



4. Основы гигиены и первая помощь

4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена обуви и одежды.

Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиениче­ские основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на организм человека.

Практические занятия

Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

4.2. Походная медицинская аптечка.

Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки.

Практические занятия

Формирование походной медицинской аптечки.

4.3. Основные приемы оказания первой помощи

Заболевания и травмы, обусловленные участием в туристских похо­дах: переутомление, горная болезнь, снежная слепота, удушье, попада­ние в лавину, утопление.

Предупреждение и лечение заболеваний: ангина, желудочные заболевания, отравление ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравле­ния, обморок.

Заболевания, связанные с укусами членистоногих и змей, клещей, беспокоящих насекомых.

Помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе.

Ушибы, ссадины, потертости.

Искусственное дыхание, закрытый массаж сердца.

Обработка ран, наложение жгута, ватно-марлевой повязки, способы бинтования ран.

Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях.

Практические занятия

Освоение способов бинтования ран, наложения жгута. Приемы искус­ственного дыхания, закрытого массажа сердца. Оказание первой помощи условно пострадавшим.

4.4. Приемы транспортировки пострадавшего

Иммобилизация (обездвижение) пострадавшего подручными и специ­альными средствами. Основное условие - обеспечение полного покоя по­врежденной части тела.

Положение пострадавшего при транспортиров­ке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на импровизи­рованных носилках, при помощи наплечных лямок. Изготовление носи­лок из шестов, волокуши из лыж.

Практические занятия

Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки пострадавшего.



5. Общая и специальная физическая подготовка



5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и вли­янии физических упражнений

Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и сис­темы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодей­ствие. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменения сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен. Постановка дыхания в процессе занятий.

Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник,
почки, легкие, кожа).

Нервная система - центральная и периферическая. Элементы ее стро­ения и основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здо­ровья, повышение работоспособности, на совершенствование двигательных качеств человека (быстрота, сила, ловкость, выносливей). Совершенствование координации движений и точности их выполнения под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ.

5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, рабо­тоспособность, настроение. Понятие «спортивная форма», распознавание утомления, перетренировки. Меры предупреждения переутомления.

Дневник самоконтроля. Изменение показателей при правильном и не­правильном построении учебно-тренировочного процесса.

Спортивный массаж и его применение в процессе тренировки, приемы самомассажа, противопоказания к массажу.

Практические занятия

Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля. Изучение приемов самомассажа.

5.3. Общая физическая подготовка

Практические занятия

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, враще­ния, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.

Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища, направленные на формирование правильной осанки в различных исходных положениях: наклоны, повороты и вращения туловища; в положении лежа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседа­ния на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящи­ми движениями.

Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах - повороты и на­клоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседа­ния с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.

Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной ска­калкой: прыжки с вращением скакалки вперед, назад на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами в приседе и полуприседе.

Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами - бро­сание и прием в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями.

Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.

Элементы акробатики. Кувырки (вперед, назад, в стороны) в группи­ровке, полушпагат; полет-кувырок вперед с места и с разбега, переворо­ты (в стороны и вперед).

Подвижные игры, и эстафеты. Игры с мячом; бег с элементами сопро­тивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий с переноской, расстановкой и собира­нием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных эле­ментов. Игры на внимание, сообразительность, координацию.

Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции 30, 60, 100 м из различ­ных исходных положений. Эстафетный бег на этих же дистанциях. Бег на 100, 800 м. Бег по пересеченной местности (кросс) до 3-5 км с преодо­лением различных естественных и искусственных препятствий. Интер­вальный и переменный бег. Прыжки в длину и высоту с места и с разбе­га. Тройной, пятерной прыжок и многоскоки. Метание гранаты, толка­ние ядра. Прыжки в высоту.

Лыжный спорт. Изучение попеременного и одновременного способа ходьбы на лыжах. Изучение техники поворотов на месте и в движении. Прохождение на лыжах дистанции 3, 5 км на время. Спуски и подъемы на склонах различной крутизны. Повороты и торможение во время спус­ков. Разучивание приемов падения в экстренных ситуациях.

Гимнастические упражнения. Упражнения на снарядах: гимнастиче­ская стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца. Опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через «коз­ла», «коня».

Спортивные игры: ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол.

Плавание. Освоение одного из способов плавания: старты и повороты, плавание на время 25, 50, 100 и более метров.

5.4. Специальная физическая подготовка

Практические занятия

Упражнения на развитие выносливости. Бег в равномерном такте по равнинной и пересеченной местности, открытой и закрытой, том числе и по заболоченной, на дистанции от 5 до 15 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 5 до 15 км. Марш-броски и туристические походы (однодневные и многодневные). Многократное пробегание различных отрезков с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в различных условиях местности. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы, бега. Бeг по песку, по кочкам; бег на мелком месте в воде. Упражнения со ска­калкой в заданном темпе.

Упражнения на развитие быстроты. Бег с высокого и низкого старта со скоростью на дистанции 30, 60, 100, 200, 400 м. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра. Бег семенящий, прыжковый. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками, с обеганн­ом препятствий. Эстафеты: встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу и т.д. Быстрое приседание и вставание. Бег с пере­менной скоростью и повторный бег. Бег боком и спиной вперед. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками.

Упражнения со скакалкой: два прыжка на один оборот скакалки, один прыжок на два оборота скалки, чередование различных прыжков на од­ной и двух ногах. Бег через барьеры различной высоты на дистанции 60, 1.00, 200 м.

Различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром тем­пе (баскетбол 3:3, футбол 5:5, с укороченными таймами).

Упражнения для развития ловкости и прыгучести. Прыжки в длину в яму с песком, через яму с водой, канаву, ручей. Прыжки по кочкам. Прыжки в высоту через планку, жердь, поваленное дерево с одной и двух ног. Прыжки через «коня», «козла». Прыжки на одной и обеих но­гах на месте и в движении. Прыжки со скакалкой и движении. Прыжки вверх из положения приседа, упора присев. Бег-прыжки и прыжки по ступенькам в заданном темпе. Прыжки вниз с гимнастической лестни­цы, бровки оврага, берега реки и т.д.

Упражнения для развития силы. Сгибание и разгибание рук и упорах о предметы на разной высоте от пола (гимнастическую стенку, стул, гим­настическую скамейку, пол). Из упора лежа отталкивание от пола с хлопком. Приседания на двух и одной ногах. Прыжки и подскоки на од­ной и двух ногах без отягощения и с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4 кг, диск от штанги, штанга) с последующим быстрым вы­прямлением.

Броски набивного мяча одной и двумя руками из-за головы, от груди, снизу, сбоку, броски с поворотом туловища

Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп (туло­вища, рук, ног) без предметов и с предметами (набивными мячами, ган­телями, резиновыми амортизаторами).

Упражнения со штангой (40-60% от веса спортсмена), повороты туло­вища со штангой на плечах, приседания, выжимания и выталкивания штанги от груди и др.

Упражнения на гимнастической стенке: подтягивание на руках, под­нимание ног до угла 90° и др.

Эстафеты с переноской тяжелых предметов (набивных мячей, кам­ней, партнеров по команде и т.д.).

Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц. Ходьба с выпадами, перекрестным шагом. Пружинистые присе­дания в положении выпада, «полушпагат», «шпагат». Маховые движе­ния руками и ногами в различной плоскости. Пружинистые наклоны ту­ловища вперед, в стороны, назад из различных исходных положений. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость, растяжение и под­вижность суставов. Круговые движения туловищем, повороты с движе­нием и без движения руками и ногами. Упражнения с палками, булава­ми. Отведение ног и рук в различных упражнениях, из различных ис­ходных положений, на месте и в движении. Размахивание руками и но­гами с расслаблением мышц при взмахе вперед, назад, в стороны. Махи свободно опущенными руками при повороте туловища. Наклоны впе­ред, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Встряхивание рук, ног на месте и в движении. Упражнения на вос­становление дыхания - глубокий вдох и продолжительный выдох.

Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты, ложные па­дения на лыжах. Гимнастические упражнения на различных снарядах, требующие сложной координации движении. Упражнения на равнове­сие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву; переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног; подъем по крутым склонам оврагов, берегов ручьев.

Элементы скалолазания. Упражнения на стенке по развитию коорди­нации движений, увеличению подвижности суставов. Акробатические и гимнастические упражнения на стенках, полках. Передвижение по предметам с ограниченной площадью: бревну, буму, перилам, парал­лельным брусьям, подъем по шесту, по наклонной лестнице без рук. Сжимание теннисного мяча, резинового кольца, кистевого эспандера. Подтягивание на перекладине с переходом в упор. Лазание по верти­кальному и горизонтальному канату

Лазание по вертикальной стенке со страховкой. Движение по полке (карнизу) шириной 1-3 см с упором ногами в стену на страховке. Движе­ние по высоко натянутым параллельным перилам (10-15 м). Подъем на стременах.

Спортивные игры: баскетбол, гандбол, футбол со специальными зада­ниями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, тре­бующих проявления координации движений.

Преодоление туристской полосы препятствий.



6. Социально-психологическая подготовка



6.1. Психологические процессы и состояния: внимание, память, мышление

Внимание. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Структура и характеристика внимания: объем, распределение внима­ния, переключение, персеверация (явление, связанное с затруднением переключения внимания), устойчивость, концентрация.

Факторы, влияющие на произвольное внимание: установка, мотива­ция, эмоциональное состояние, личностные особенности (самооблада­ние, темперамент), интенсивность стимула, значимость стимула или си­туации, особенности ситуации.

Нарушение концентрации внимания - рассеянность («порхающее» и «липкое» внимание).

Развитие внимания.

Практические занятия

Разучивание упражнений на развитие внимания.

Память. Память - запоминание, сохранение и последующее воспроиз­ведение информации. Основные процессы памяти - запоминание, сохра­нение, воспроизведение, забывание. Продуктивность памяти. Механи­ческое и смысловое запоминание.

Виды памяти:

  • по характеру психической активности - двигательный тип памяти, эмоциональная память;

  • по предъявляемым стимулам (виду и форме информации) - образ­ная, словесно-логическая (смысловая);

  • по анализаторам - зрительная, слуховая, осязательная, обонятель­ная, вкусовая.

Произвольная и непроизвольная память.

Кратковременная, долговременная и оперативная память (удержива­ние информации на период совершения операций)

Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания инфор­мации.

Условия, влияющие на запоминание: установка, мотивация, эмоцио­нальное состояние, уровень концентрации внимания, значимость ин­формации для индивида.

Мнемотехника - приемы и способы заучивания фактологического ма­териала. Приемы мнемотехники.

Практические занятия

Разучивание упражнений на развитие памяти.

Мышление. Мышление - отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей и отношений между ними, процесс обобщенного и опосредованного познания действительности.

Виды мышления: теоретическое (словесно-логическое) и практиче­ское (наглядно-образное, наглядно-действенное).

Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстрагирова­ние, сравнение, классификация, аналогия.

Пути развития и активизации мышления. Формулирование вопроса -анализ возможных ответов или решений и выбор из них верного - про­верка правильности решения.

Практические занятия

Решение различных задач, выполнение поручений, анализ результа­тов принятия и выполнения решений.

6.2. Чувства. Стресс

Чувства - переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроения, стрессо­вые состояния, собственно чувства (в узком значении слова).

Стресс - состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях. Стресс - неспецифическая реакция организма на резкоменяющиеся условия среды.

Стадии развития стресса - реакция тревоги, фаза сопротивления, фаза истощения. Дистресс.

Влияние стресса на организм человека. Как справиться со стрессом.

Саморегуляция поведения.

Практические занятия

Тест на стрессоустойчивость. Упражнения на приобретение душевного равновесия. Упражнения на развитие техники мышечной релаксации. Аутогенные тренировки. Техника ресурсных состояний

6.3. Воспитание в обществе. Становление личности

Индивидуум и личность. Личность - продукт развития индивидуума м обществе. Индивидуальность личности (темперамент, черты характера, Привычки, преобладающие интересы, качества познавательной деятель ногти восприятие, память, мышление, воображение; способности, индивидуальный стиль деятельности). Условия проявления индивидуальности. Потребности и мотивы. Социальные нормы поведения. Цели и ценности.

Социальный контроль - влияние общества на установки, представле­ния, идеалы и поведение человека. Составляющие социального кон­троля - экспектации, нормы и санкции.

Экспектации - требования окружающих по отношению к данному че­ловеку, выступающие в форме ожиданий.

Социальные нормы - некие образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуаци­ях. Признаки социальных норм: общезначимость, возможность приме­нения группой или обществом санкций, наличие субъективной стороны, взаимозависимость, масштабность.

Санкции - процедуры, при помощи которых поведение индивида при­водится к норме социальной группы. Виды санкций: негативные и пози­тивные, формальные и неформальные.

Формы социального контроля поведения: закон, табу, обычай, тради­ции, мораль.

Становление (и самоопределение) личности при всех формах социаль­ного контроля. Совесть, нравы, манеры, привычки, этикет.

Социализация - процесс и результат социального развития человека, при котором он усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяю­щих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Роль образования и приобретения профессии в социализации личности. Роль творчества. Три стадии развития личности в процессе социализа­ции: адаптация, индивидуализация (персонализация) и интеграция.

Механизмы социализации. Подражание, имитация, идентификация. Полоролевая идентификация. Механизм социальной оценки желаемого поведения. Конформность и нонконформность (негативизм). Социаль­ные группы, в которых происходит становление личности: семья, шко­ла, объединения по интересам, неформальные (уличные) группы.

К чему надо стремиться?

Человек личностно-зрелый обладает следующими характеристиками:

  • развитое чувство ответственности;

- потребность в заботе о других людях;

- способность к активному участию в жизни общества, к психологиче­ской близости с другими людьми;

  • способность к эффективному использованию своих знаний и возмож­ностей, решению различных жизненных проблем на пути к полной са­мореализации;

- высокий уровень общей жизнедеятельности;

- толерантное отношение к трудностям и способность их преодолевать.
Развитие человека в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми.

Движущая сила социального развития - противоречие между расту­щими потребностями человека и реальными возможностями их удовле­творения.

Чередование стабильных периодов развития с нестабильными (кри­зисными) периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности.

Наиболее благоприятные условия социального развития личности: со­циальная поддержка, референтная группа и потребности личности.

Сензитивность - особая чувствительность по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию опреде­ленных психических и личностных новообразований.

Практические занятия

Диспут «Как я понимаю законы юных туристов».



7. Специальная подготовка

7.1. Экстремальные ситуации в природной среде

Причины возникновения экстремальных ситуаций в природной среде. Опасности в туризме: субъективные и объективные.

Субъективные опасности: недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода; недисциплинирован­ность; слабая предпоходная подготовка (нехватка продуктов, недоста­ток сведений о районе похода, неточный картографический материал, некачественное снаряжение); переоценка сил группы и недооценка встречающихся препятствий; пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута; недостаточный самоконтроль и взаимный контроль при низких температурах и ветре; неумение ока­зать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей.

Объективные опасности: резкие изменения погоды, все технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия.

Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.

Факторы выживания в природных условиях. Стрессоры выживания

7.2. Психологические основы выживания в природных условиях

Что надо знать о себе, чтобы выжить. Страх и способы его преодоления. Внимание, память и мышление - необходимые факторы выживания. Ощущение и восприятие действительности. Воображение и элементы выживания.

Влияние характера на поведение в условиях выживания. Психологический климат в группе - определяющий фактор адекватных действий.

7.3. Основные правила поведения в экстремальных ситуациях

Первоочередные действия человека или группы при попадании и экстремальную ситуацию в природной среде. Порядок действий при попадании в экстремальную ситуацию и природной среде:

  • определение состояния здоровья членов группы, имеющегося снаря­жения, продуктов питания;

  • принятие решения о порядке действий - выход к населенному пунк­ту или ожидание помощи на месте;

  • определение направления выхода;

  • ориентирование;

  • выход к населенному пункту;

  • сооружение временного жилища;

  • добывание огня;

  • обеспечение питанием и водой;

  • поиск и приготовление пищи;

- подача сигналов бедствия.

Практические занятия

Отработка действий при попадании в экстремальную ситуацию в при­родной среде.

7.4. Всероссийское движение и соревнования «Школа безопасности»

Теория:

История создания движения. Его цели и задачи.

Соревнования «Школа безопасности». Правила организации и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». Основные разделы правил.

Виды соревнований: полоса препятствий, поисково-спасительные работы, «Маршрут выживания». Содержание видов соревнований.

Конкурсная программа.

Практические занятия

Подготовка и участие в школьных и районных соревнованиях «Школа безопасности».



    1. Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • правила безопасности участников туристских походов, соревнований по спортивному туризму, ориентированию, спасательным работам;

  • требования Единой спортивной классификации и порядок присвоения спортивных разрядов и званий;

  • правила прохождения и наведения этапов соревнований по технике пешеходного туризма;

  • правила организации самостраховки и командной страховки;

  • особенности организации бивака в различных природных условиях;

  • основы ориентирования на местности, условные знаки спортивных и топографических карт, устройство компаса;

  • порядок действий в экстремальной ситуации во время соревнований и путешествий;

  • порядок оказания первой медицинской помощи;

  • состав аптечки туристской группы и назначение лекарств;

  • способы транспортировки пострадавшего;


Обучающиеся должны уметь:

  • преодолевать разнообразные сложные препятствия во время походов и на дистанциях соревнований;

  • организовывать страховку и безопасное прохождение природных препятствий;

  • транспортировать пострадавшего с разными травмами;

  • придерживаться правил санитарии, гигиены и техники безопасности;

  • бережно относиться к оборудованию и снаряжению;

  • оценивать собственные достижения и достижения других обучающихся;

  • сотрудничать и распределять обязанности в туристской группе.


Метапредметные результаты:

- выполнение комплексов упражнений по общей физической подготовке;

- воспитание навыка самостоятельных занятий;

- развитие навыков самосовершенствования.


Личностные результаты:

- формирование устойчивого навыка здорового образа жизни, заботы о своём здоровье;

- воспитание трудолюбия;

- воспитание волевых качеств (целеустремлённости, настойчивости и упорства, смелости и решительности, выдержки, терпения и самообладания, самостоятельности и инициативности).

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Материально-техническое обеспечение

Основу учебно-материальной базы составляет учебный класс, учебно­методическая литература; спортзал, оборудованный для возможного наведения технических туристских этапов, полигон для занятий по технике спортивного туризма и ориентирования на местности; инвентарь и снаряжение индивидуального и группового характера, инвентарь для учебных занятий в условиях природной среды, участия в соревнованиях, слётах, лагерях, конкурсных мероприятиях.

Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype – общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.).


Групповое туристское снаряжение:

Рюкзак объёмом не менее 80 литров

палатка туристическая с тентом каркасно-дуговая, четырёхместная

тент от дождя

комплект котелков для приготовления пищи (8,9,10л)

компас жидкостной

костровое оборудование

навигационное устройство походного типа

спальный мешок

коврик теплоизоляционный

радиостанции

трекинговые палки

каска туристическая

комплект шин иммобилизационных вакуумных

носилки спасательные

для учебных занятий в условиях природной среды, участия в соревнованиях, слётах, лагерях, конкурсных мероприятиях:

шатёр

стол складной

стул складной


Личное снаряжения для обучающихся для участия в учебно­-тренировочных походах и соревнованиях в природных условиях более 1-го дня

1.

Обувь (кроссовки, кеды, ботинки на подошве «Вибрам»)

2.

Тренировочный костюм (должен прикрывать локти и колени)

3.

Накидка от дождя

4.

Штормовой, ветрозащитный костюм

5.

Куртка тёплая



6.

Шапка тёплая

7.

Рукавички или перчатки тёплые

8.

Рукавицы брезентовые

9.

Свитер тёплый

10.

Носки простые и шерстяные

11.

Набор личной посуды (кружка, миска, ложка, нож)



2.2. Научно - методические условия:

 нормативные документы ведения соревнований (протоколы хода соревнований);

 положения по организации и проведению соревнований;

 протоколы соревнований;

 мониторинг обученности (показатели выступлений на соревнованиях).



2.3. Формы аттестации



Формы аттестации включают в себя следующие этапы: входную, промежуточную и итоговую.

1. Входная аттестация (диагностика) проводится с целью выявления уровня подготовки обучающихся.

Входная аттестация проводится в первый месяц учебных занятий с занесением результатов в диагностическую карту.

2. Итоговая аттестация (диагностика) проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия прогнозируемым результатам данной программы.

Аналитико-диагностический блок дополнительной общеразвивающей программы включает в себя:

 диагностику обученности (знания, умения, навыки по профилю программы);

 диагностику обучаемости;

 текущую диагностику (зачеты по темам, результаты участия в соревнованиях и т.д.).

Диагностика обученности по профилю программы проводится три раза в год:

1 – входная диагностика (сентябрь-октябрь);

2 – промежуточная диагностика (декабрь - январь);

3 – итоговая диагностика (май).

Методические материалы



Программа воспитания и развития у воспитанников объединения необходимых физических и психических навыков для здорового полноценного развития строится на многообразии форм и методов работы. Все обучающиеся должны проходить медицинский осмотр не реже 1 раза в год. Обучающиеся, участвующие в соревнованиях, должны иметь страховой полис от несчастного случая. Особое внимание необходимо уделять обеспечению безопасности при проведении каждого занятия, тренировки, похода, старта.

Методы обучения

  • объяснительно-иллюстративный;

  • наглядный;

  • игровой;

  • метод проблемного изложения;

  • практический;

- организация тренировочного и соревновательного процесса.

Формы организации образовательного процесса

  • групповая

Формы организации учебного занятия

  • беседа;

  • учебно-тренировочные занятия;

  • соревнования.

Педагогические технологии

  • развивающее обучение;

  • разноуровневое обучение;

  • коллективная система обучения;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии и др.

Педагогические принципы туристско-спортивного объединения:

  • обеспечение общественно-полезной, нравственно-ценной и личностно­значимой для обучающихся направленности туристско-спортивной и специальной деятельности;

  • насыщение деятельности детей элементами инициативы, самообслуживания, самоанализа и самоподготовки;

  • дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, создание ситуации успеха для каждого обучающегося;

  • организация работы объединения как источника положительных эмоций.

Дидактические материалы

  • Тестовые задания и упражнения по спортивному ориентированию

  • Тестовые задания и упражнения по первой медицинской помощи

  • Картографический материал.

  • Карты по спортивному ориентированию.


Список литературы
  1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

  2. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. М., Профиздат, 1985.

  3. Амундсен Р. Собрание сочинений 1-5 том, Ленинград, изд. Главсевморпути, 1937.

  4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТур РФ, 1994.

  5. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М., ЦРИБ "Турист", 1989.

  6. Арсеньев В.К. В дебрях Уссурийского края. –М.: Моск. рабочий, 1956.

  7. Баленко С.В. Школа выживания, Приложение к журналу "Зарубежное военное обозрение, М., часть 1 - 1992, часть 2- 1994 г.

  8. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.

  9. Березина Н., Лисс О., Самсонов С. Мир зеленого безмолвия. – М.: Мысль, 1983.

  10. Берман А.Е. Путешествия на лыжах. М., ФиС, 1968.

  11. Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. М., ФиС, 1990.

  12. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М., ЦРИБ "Турист", 1983.

  13. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М., ФиС, 1974.

  14. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996.

  15. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. М., "Знание", 1990.

  16. Выживание в экстремальных условиях. М., ИПЦ "Русский раритет", 1993.

  17. Выживание. Сост. С.И.Коледа, П.Н. Драчев, Минск, ООО "Лазурак", 1996.

  18. Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. М., Издательский дом "Вокруг света", 1994.

  19. Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. М., ЦРИБ "Турист", 1986.

  20. Григорьев В.Н. Водный туризм. М., Профиздат, 1990.

  21. Губанов И.А., Крылова И.Л., Тихонова В.Л. Дикорастущие полезные растения СССР. М., "Мысль", 1976.

  22. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. – М., Фис, 1988.

  23. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М., "Лесная промышленность", 1971.

  24. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. М., ФиС, 1978.

  25. Казанцев А.А. Организация и проведение соревнований школьников по спортивному ориентированию на местности. М., ЦДЭТС МП РСФСР, 1985.

  26. Клан Я., Ванчур Б., Грибы. Прага, "Артия" 1984.

  27. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования.

М., Профиздат, 1984.

  1. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.

  2. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1997.

  3. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

  4. Краткий справочник туриста. М., Профиздат, 1985.

  5. Кублицкий Г. Весь шар земной. М., "Детская литература", 1986.

  6. Кук Ф. Мое обретение полюса. М., "Мысль", 1987.

  7. Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сборники № 1,2. М., ЦДЮТур МО РФ, 1994.

  8. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., ЦДЮТур Минобразования России, 1997

  9. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

  10. Лондон Д. Любовь к жизни. Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1977 г.

  11. Лукоянов П.И. Лыжные спортивные походы. М., ФиС, 1988.

  12. Обеспечение безопасности в водных путешествиях. – М.: ЦРИБ «Турист», 1976.

  13. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». - М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

  14. Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско – краеведческих объединений учащихся. – М., ЦДЮТур Минобразования России, 1999.

  15. Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

  16. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004.

  17. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., ФСОРФ, 1997.

  18. Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. М., ФиС, 1989.

  19. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы.

М., ЦРИБ "Турист", 1981.

  1. Основы медицинских знаний учащихся. Под ред. Гоголева М.И. М., Просвещение 1991.

  2. Параметры риска. Сост. Репин Л., М., "Молодая гвардия", 1987.

  3. Пармузин Ю.П. Тайга СССР. М., "Мысль", 1985.

  4. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М., Профиздат, 1987.

  5. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.

  6. Ротштейн Л.М. Школьный туристский лагерь. М., ЦДЮТур МО РФ, 1993.

  7. Рыжавский Г.Я. Биваки. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.

  8. Самодельное туристское снаряжение. Сост. П.И. Лукоянов. М., ФиС, 1986.

  9. Справочник путешественника и краеведа. Под. ред. Обручева С.В. том 1 и 2, Гос.издательство географической литературы, 1949-50.

  10. Стрижев Ю.А. Туристу о природе. М., Профиздат, 1986.

  11. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. Сост. Ганопольский В.И. М., ФиС, 1987.

  12. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. М., Просвещение, 1990.

  13. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

  14. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. М. ЦДЮТур МО РФ, 1996.

  15. Федоров Ф.В. Дикорастущие пищевые растения. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1989.

  16. Федосеев Г. Смерть меня подождет. М., "Молодая гвардия", 1964.

  17. Шибаев А.В. В горах. М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

  18. Шибаев А.В. Переправа. Программированные задания. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

  19. Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

  20. Школа альпинизма. М., ФиС, 1989.

  21. Штюрмер Ю.А. Общественно-полезная работа самодеятельных туристов. М., ЦРИБ "Турист", 1990.

  22. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., ФиС, 1983.

  23. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. М., ЦРИБ "Турист", 1992.

  24. Энциклопедия туриста. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!