СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа по шахматам "Отважная пешка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВВедение шахмат позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по шахматам "Отважная пешка"»


Департамент образования мэрии города Новосибирска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска

«Центр развития творчества детей и юношества «Заельцовский»






Принята на заседании

педагогического совета

от «31» августа 2020г.

протокол № 1

Утверждаю

директор МБУДО
«ЦРТДиЮ «Заельцовский»
____________ Т.А. Твердохлебова

«31» августа 2020 г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

физкультурно-спортивной направленности


«Отважная пешка»


Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 7 до 15 лет.







Автор-составитель программы:

Колсанов Владимир Евгеньевич

педагог дополнительного образования










Новосибирск 2020

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. направленность программы

Программа «Отважная пешка» стартового уровня является дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.

    1. актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

    1. новизна программы

Новизна программы заключается в специально организованной игровой деятельности, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.


1.4. отличительные особенности программы

Особенности программы «Отважная пешка» состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Основным моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Мной было проанализирована общеобразовательная программа «Шахматы» Дмитрюшин А.А.

При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.

Занимаясь в по образовательной программе обучающийся сможет принимать участия в турнирах, получать разряды и каждому из них будет присвоен свой AID номер и международный рейтинг РШФ. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1.5. адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Отважная пешка» стартового уровня рассчитана на занятия с обучающимися в возрасте 7 - 15 лет. Срок реализации программы - 2 года. Набор обучающихся в группы - на основании заявления от родителей (законных представителей) и с разрешения врача.

1.6. уровень программы, объем и сроки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Отважная пешка» стартового уровня.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Занятия проводятся со следующей нагрузкой:

1-й год обучения - 108 часов. Режим занятий – 3 часа в неделю (3 занятия по 1 часу).

Первый год обучения (108) часов

Второй год обучения (108) часов

Наполняемость группы – 3 группы, в каждой из которых по 12, 14 человек.

Группы 2-ого года обучения комплектуются из учащихся, освоивших программу 1-ого года обучения.

В группу второго года обучения могут поступать вновь прибывающие учащиеся, имеющие необходимые знания и умения. Для этого проводится входная диагностика.

1.7. формы обучения

Формами обучения: очная. Формы организации детей: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).

1.8. режим занятия

Занятия проводится согласно утвержденному расписанию учреждения дополнительного образования, в котором реализуется эта программа.

Занятия проводятся согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014г. №41) 3 раза в неделю по 1 часу в соответствии с учебно-тематическим планом.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы - Развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Задачи программы:

Личностные:

  • воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, выносливость, стремление к самосовершенствованию;

  • сформировать навыки организации совместной и индивидуальной работы на занятиях;

  • формировать способности к самооценке и самоконтролю.

Метопредметные:

  • развивать творческую активность, любознательность в области шахмат, расширять кругозор учащихся;

  • сформировать и развивать сосредоточенность, внимание, логическое мышление, память, внимание, воображение;

  • сформировать умение учиться, преодолевать трудности.

Передметные:

  • научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил;

  • изучить основы шахматной нотации, порядок записи партии и позиций;

  • сформировать навык самостоятельной работы с шахматной доской;

  • дать представление о простейших тактических приемах;

  • дать понимание о возможности использования ошибок противника.

Планируемые результаты

Личностные

  • способность доводить дело до конца, быть целенаправленным, не отступать перед трудностями, стремиться довести партию до победы;

  • приобретут навык самодисциплины и самоорганизации;

  • совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на три - четыре хода), разовьют внимание, память, воображение и наблюдательность.

Метапредметные

  • сформируются умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • развиты волевые качества: выдержка, целеустремленность, дисциплинированность;

  • сформируются чувства дружелюбности во время игры, уважительное и справедливое отношение к сопернику;

Предметные

будут уметь:

  • разыгрывать партию с противником и доводить до логического окончания;

  • полностью записывать шахматную партию и грамотно откладывать или заканчивать партию;

  • правильно рассчитывать время в шахматной партии, правильно завершать партию, отслеживать турнирные результаты;

  • самостоятельно работать с шахматной доской.

будут знать:

  • основные правила шахматной игры, шахматную нотацию;

  • законы развития фигур в начале партии, законы элементарного эндшпиля, методы борьбы со связками.


2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН, СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Задачи первого года обучения

личностные:

  • формирование устойчивой мотивации к занятиям шахматами и на участие в различных шахматных турнирах, соревнованиях;

  • формирование навыка дисциплины, чувства коллективизма, ответственности;

метопредметные:

  • развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением;

  • развитие основ шахматной игры с переходом к самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах).

предметные:

  • познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами;

  • научить ориентироваться на шахматной доске;

  • научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

  • сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат;

  • сформировать умение проводить и просчитывать комбинации.

Планируемые результаты первого года обучения

личностные:

  • будет создана положительно эмоциональная атмосфера в группе;

  • воспитан волевой характер;

  • сформировано правильное поведение во время игры;

  • воспитано чувство ответственности, взаимопомощи, целеустремленность и трудолюбие.

метопредметные:

  • способны самостоятельно ставить цели в учебной и творческой деятельности и достигать их;

  • обладают коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

  • накоплен опыт работы со специальной информацией и литературой по шахматам.

предметные:

будут знать:

  • элементарные понятия шахматной игры;

  • шахматные термины, шахматные фигуры;

  • классификацию дебютов.

будут уметь:

  • применять элементарные тактические приемы и приемы эндшпиля;

  • видеть в позиции разные варианты;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.


Учебный план первого года обучения


п.п.

Тема

теория

практ.

всего

формы контроля

Вводное занятие. История происхождения шахмат



3


Понятие о шахматной игре



12

опрос

Шахматные фигуры



16

ответы на контрольные вопрос


Начальная расстановка фигур.



3

ответы на контрольные вопрос

Ходы и взятие фигур



37

ответы на контрольные вопрос

Цель шахматной партии



12

решение задач

Игра с основными записями



7

выполнение практического задания

Квалификационные турниры.



8

турнир

Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций



10

решение задач

ИТОГО ЧАСОВ



108



Содержание программы

Вводное занятие. История происхождения шахмат

Теория: Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения.

История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира

Понятие о шахматной игре

Теория. Шахматы – как вид спорта. Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Шахматная доска, как поле сражения. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Нотация. Обозначения горизонталей и вертикалей. Шахматные фигуры, место фигур в начале партий. Легкая и тяжелая фигура. Качество «Стоять под боем». Шах. Защита от шаха. Цель игры. Мат. Ничья, виды ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Вечный шах. Длинная и короткая рокировки.

Практика. Расположение шахматной доски между партнерами. Обозначение полей на доске. Требование записи турнирной партии. Простейший мат. Правила выполнения рокировки. Решение задач на мат в 1 ход. Конкурс задач. Игра всеми фигурами. Правила поведения во время игры. Правила «взялся – ходи». Дидактические игры и задания: «Один в поле воин», «Лабиринт», «Сними часовых

Шахматные фигуры

Теория. Как должны выполняться ходы. Поправление при своем ходе расположения фигур на их полях. Порядок взятия фигур. Намеренное касание фигур на шахматной доске. Окончание хода – отрывание партнером руки от фигуры. Правила выполнения рокировки. Касание короля и ладьи.

Практика. Разыгрывание кусочков позиций; игра на шахматных досках полным комплектом фигур.

Начальная расстановка фигур.

Теория.

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации.

Практика.

Ходы фигур, поле под ударом. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.

Ходы и взятие фигур

Теория. Возможные ситуации в ходе игры: невозможный ход, пат, мат, шах. Способы избежания неверных и невозможных ходов. Цель каждого игрока - поставить мат. Заявление о сдаче. Возможность завершения игры: ничья. Присуждение ничьей. Отсутствие возможности поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов: «мертвая позиция». Соглашение между двумя партнерами.

Практика. Разыгрывание позиций; разыгрывание шахматных партий; разбор ошибок противника. Отрабатывание приемов защиты

Цель шахматной партии

Теория. Возможность завершения игры: проигрыш. Цель каждого игрока - поставить мат. Заявление о сдаче. Возможность завершения игры: ничья. Присуждение ничьей. Отсутствие возможности поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов: «мертвая позиция». Соглашение между двумя партнерами.

Практика. Разыгрывание позиций; разыгрывание шахматных партий; разбор ошибок противника.

Игра с основными записями

Теория. Необходимость записи. Стандартные обозначения. Название фигур. Шахматные поля. Диагонали, вертикали, горизонтали. Диаграмма. Порядок записи ходов. Полная и краткая нотация.

Практика. Разыгрывание шахматных партий с записью; участие в квалификационном турнире «безразрядников»; разбор ошибок противника.

Квалификационные турниры

Практика. Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.

Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций

Практика.

Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.

Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.

Задачи второго года обучения

личностные:

  • воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;

  • воспитывать навыки обращения к судье, отстаивания своих прав и выполнения обязанностей игрока;

  • сформировать навыки работы в коллективе;

  • развивать умение спокойно воспринимать неудачу в игре.

метопредметные:

  • развивать способность предполагать ответный ход противника;

  • развивать способность ориентироваться во времени;

  • сформировать потребность в интеллектуальном творчестве;

  • развивать способность понимать красоту человеческой мысли;

  • сформировать умение учиться, преодолевать трудности.

предметные:

  • сформировать навыки нападения и защиты;

  • ознакомить с законами развития фигур в начале партии;

  • ознакомить с законами элементарного эндшпиля;

  • ознакомить с понятием изменения силы фигур и пешек в течение шахматной партии;

  • дать представление о тактических приемах;

  • дать понимание о возможности использования ошибок противника.


Планируемые результаты второго года обучения

личностные:

  • ответственное отношение к обучению по программе «Отважная пешка», готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

  • знание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

метопредметные:

  • умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты;

  • умение контролировать результат выполнения поставленной учебной задачи и собственные возможности её решения.

предметные:

будут уметь

  • правильно рассчитывать время в шахматной партии, правильно завершать партию, отслеживать турнирные результаты;

  • разыгрывать партию с противником и доводить до логического окончания;

будут знать

  • шахматные партии, законы развития фигур в начале партии, законы элементарного эндшпиля, методы борьбы со связками;

  • все возможные специфические нарушения противника в процессе игры.


Учебный план

п.п.

Тема

Теория

Практ.

Всего

Формы контроля

1.

Вводное занятие. Дебют и его значение



3


2.

Понятие о тактике и стратегии



12

опрос

3

Развивающие игры



16

ответы на контрольные вопрос

4

Защита 2х коней





5

Итальянская партия



3

ответы на контрольные вопрос

6

Разновидности дебютов



37

ответы на контрольные вопрос

7

Миттельшпиль



12

решение задач

8

Форпост и его значение



7

выполнение практического задания

9

Открытые линии в партии их роль



8

турнир

10

Конкурсы решений задач ческома



10

решение задач


ИТОГО ЧАСОВ



108



Содержание программы

  1. Вводное занятие. Дебют и его значение

Теория: Стадии игры в шахматах

Практика: Участие в турнирах

  1. Понятие о тактике и стратегии

Теория: Вилка, связка, двойной удар, вскрытый шах

Практика: Решение задач

  1. Развивающие игры

Практика: Слон в бою, конь идет на охоту, задержи пешки, а кто поможет.

  1. Защита 2х коней

Теория: Расказ о том, как правильно разыгрывать все варианты

Практика: Участие в турнирах

  1. Итальянская партия

Теория: Расказ о том, как правильно разыгрывать все варианты

Практика: Участие в турнирах

  1. Разновидности дебютов

Теория: Открытые, полуоткрытые , закрытые и полузакрытые дебюты и их особенности

Практика: Участие в турнирах

  1. Миттельшпиль

Теория: К чему нужно стремиться в миттельшпиле

Практика: Участие в турнирах

  1. Форпост и его значение

Теория: Что такое Форпост, виды форпостов и его значение в партии

Практика: Решение задач

  1. Открытые линии в партии их роль

Теория: Для чего нужны открытые линии, как их использовать, обжорный ряд.

Практика: Решение задач

  1. Конкурсы решений задач ческома

Практика: Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.

Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.


II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

1.Календарный учебный график (Приложение №1).

Рабочие программы составляются в соответствии с локальным актом образовательной организации на каждый текущий учебный год обучения (прилагаются к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в виде отдельных документов).

2. Условия реализации программы.

2.1. Материально-технические:

На программу принимаются все желающие учащиеся 7-15 лет, проявляющие интерес к здоровому образу жизни и спорту. Специальных шахматных знаний при этом не требуется. Занятия проводятся с учетом психофизиологических возможностей учащихся и возрастных особенностей.

К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний, предоставив медицинскую справку.

Материально- техническое обеспечение:

  • игровые комплекты для шахмат;

  • шахматные часы;

  • демонстрационный шахматный комплект;

  • шахматные настенные доски;

  • шахматные настольные доски;

  • ноутбук с выходом в интернет;

  • телевизор;

  • DVD-проигрыватель;

  • USB-flash-накопитель;

  • столы, стулья.

2.2. Информационные и кадровые.

Для организации учебного процесса используются наглядные пособия, демонстрационные материалы, научно-популярная и учебная литература по шахматным партиям, авторские методические пособия

В образовательном процессе используются видео материалы для просмотра партий известных шахматистов.

Осуществляет реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагог дополнительного образования.

    1. Формы аттестации.

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Отважная пешка» предусмотрена промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания программы по итогам учебного года. Результаты промежуточной аттестации обосновывают перевод ребёнка на следующий учебный год.

Итоговая аттестация – это оценка достижений обучающихся по завершении всего образовательного курса программы.

В течение всего учебного года ведется наблюдение, в процессе которого оцениваются усвоение материала детьми.

Основным методом оценивания уровня освоения обучающимися программы являются:

- метод педагогического наблюдения;

- участие в открытом занятии для родителей и педагогов;

- участие в шахматных турнирах.

2.4. Оценочные материалы.

В течение учебного года обучающиеся принимают участие в соревнованиях и турнирах разного уровня (районных, городских). Итоги обучения подводятся на итоговом занятии.

Теоретические знания оцениваются на итоговом занятии: учащиеся сдают зачет по теории.

В конце учебного года подводятся итоги квалификационного турнира, учитываются и результаты итогового зачёта.

3. Методические материалы.

  • Методы обучения

Перечень педагогических методик и технологий, используемый в процессе обучения:

  • беседа;

  • наглядный метод обучения (демонстрация на шахматной доске, показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций и т.п.);

  • объяснительно-иллюстративный метод (демонстрация на шахматной доске);

  • наглядный и частично-поисковый метод обучения (выбор наиболее эффективного способа решения задачи).


  • Формы организации учебного занятия

Занятия проводятся в специализированных шахматных кабинетах на шахматных настенных и настольных досках.

«Шахматные баталии» используются для решения педагогических задач.

Во-первых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую сферу учащихся.

Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность формировать навыки делового общения.

В-третьих, игра предполагает острые эмоциональные переживания участников и позволяет педагогически воздействовать на сферу саморегуляции.

Формы работы:

• групповая (работы в группах);

• по подгруппам (малыми группами);

• индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);

• фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);

• индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

  • Алгоритм учебного занятия

Формы проведения занятий:

  • теоретическое (беседа, лекция);

  • комбинированное (сочетание теории и практики);

  • соревнование;

  • турнир;

  • Дидактические материалы

  • дидактические материалы с рисунками, диаграммами, заданиями;

  • инструкции, описания;

  • фото- и видеоматериалы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

нормативные документы:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ.;

  • Национальный проект «Образование» - паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;

  • Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

  • Постановление правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375, об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства;

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г.№1726-р;

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 04.06.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Национальный проект «Образование» в Новосибирской области на 2019- 2024 год;

  • Устав МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Заельцовский» г. Новосибирска.

  • Положение о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Заельцовский» г. Новосибирска.

  • Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации в МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Заельцовский» г. Новосибирска.

  • Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Заельцовский» г. Новосибирска.

для педагогов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

  2. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

  3. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

  4. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

  5. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

  6. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

  7. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

  8. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

  9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

  10. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.

  11. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.

  12. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.

  13. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.

  14. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .

  15. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.

  16. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.

  17. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .

для обучающихся и родителей:



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!