Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
"ЯРОСЛАВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МОЯ РОДИНА»
Рассчитана на обучающихся от 15 до 18 лет
Срок реализации программы до 2 лет
Ярославль, 2017
ОДОБРЕНА Зам директора по УВР ___________ С.В. Лысюк «___»_____________2017г. | УТВЕРЖАЮ Директор __________________А.Н. Трошин «___»___________________2017г. |
Разработчик:
Ведмедь О.Н., преподаватель ГПОУ ЯО «Ярославский автомеханический колледж»
150054, г. Ярославль, ул.Автозаводская, 1-а,
Тел/факс (4852) 73-26-43; E-mail: avtomeh@bk.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Описание места курса в учебном плане | 7 |
Тематическое планирование курса "Моя Родина" | 8 |
Содержание дополнительной образовательной программы | 13 |
Планируемые результаты изучения | 16 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | 22 |
Литература | 23 |
Приложение | |
Приложение 1 Положение о проведении внеклассного мероприятия «Герои России» | |
Приложение 2 Исследовательская работа Бабурина Н. "Война глазами детей" | |
Приложение 3 Исследовательская работа Бредникова А. Первый директор автомеханического техникума Землянский Ф.М. в письмах и воспоминаниях | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя Родина» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Москва «Просвещение», 2010г.) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В.А.Горского, Москва «Просвещение», 2011г., подготовленных в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.
При составлении программы учитывались следующие факторы:
образовательные потребности обучающихся;
особенности обучающихся (уровень подготовки, уровень мотивации);
уровень профессиональной компетентности кадрового потенциала, его возможности;
состояние материально-технического обеспечения колледжа, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Программа имеет базисную платформу, которой является музей колледжа.
Направление реализации программы - духовно-нравственное.
Цель программы: воспитание любви к Отечеству через краеведческую поисковую деятельность, направленную на воспитание гражданско-патриотических качеств личности и изучение истории родного края.
Задачи программы:
образовательные:
сформировать у обучающихся представление об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
совершенствовать знания, умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
воспитательные:
воспитать у обучающихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории;
пробуждать национальное самосознание, духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;
сформировать у обучающихся активную жизненную позицию на основе коллективной работы, участии их в интересном и полезном для общества деле;
развивающие:
реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал обучающихся;
развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения.
расширять исторический кругозор обучающихся;
сформировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Программа основана на следующих принципах:
принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность обучающихся должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека;
принцип кулътуросообразности предполагает, что деятельность обучающихся должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность обучающихся, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и обучающихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству); стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» обучающегося в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что обучающийся должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские проекты обучающихся.
принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение обучающимися опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Программа имеет патриотическую направленность, является общеобразовательной с практической ориентацией, направлена на изучение истории своей малой родины.
Общая характеристика курса.
Программа основана на достигнутых результатах в деятельности объединения «Моя Родина». Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе объединения. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и колледжа.
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, колледжа.
Место проведения занятий - учебный кабинет, музей колледжа и городские музеи, читальные залы колледжа и городских библиотек, улицы города.
Основу содержания программы составляет история Ярославского региона. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии ярославцев, обучающиеся сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающихся исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Курс не только расширяет знания обучающихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность обучающегося путем активизации познавательных способностей и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189); (зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011г. №1993).
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2011;
Устав ГПОУ ЯО "Ярославский автомеханический колледж".
К программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки обучающегося, критерии оценки достижений обучающихся: портфолио, методические разработки.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа);
практические (экскурсии, музейный урок, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, интеллектуальные игры, викторины).
Контроль и оценка результатов освоения путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». В том числе, участие обучающихся в конкурсах и конференциях различного уровня (колледжа, муниципальных, региональных, всероссийских и международных), в патриотических акциях и проектах. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Описание курса в учебном плане
Программа «Моя Родина» рассчитана на 2 года обучения, предназначена для обучающихся 1-2 курсов.
Особенности программы:
направленность воспитательной среды на воспитание духовнонравственных качеств человека;
наличие теоретико-методологической базы музея колледжа как платформы воспитательного процесса, что создаёт целенаправленную воспитательную ситуацию: любой поступок, любое мероприятие направляется и оценивается с позиций патриотического воспитания;
основное содержание составляют способы организации деятельности обучающихся на основе общечеловеческих нравственных ориентиров;
сущность воспитания заключается в раскрытии внутреннего мира обучающегося, его уникальности и неповторимости;
досуговая сфера рассматривается как практика удовлетворения духовных потребностей развития обучающегося в деятельности и поступках на благо общества.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования
Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в этой программе.
Тематическое планирование курса "Моя Родина"
1 курс
№ | Основное содержание | Всего уроков | Лекции | Практикумы, проекты, экскурсии |
1 | Вводное занятие. Беседа с членами клуба о предстоящих задачах работы, о путях поиска краеведческого материала | 2 | | 2 |
2 | Колледж, в котором я учусь Цель и задачи работы курса. Формы и методы деятельности. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование. История основания колледжа. Документы, рассказавшие о преподавателях и студентах колледжа. Эмблема колледжа | 2 | 1 | 2 |
3 | Русь Древняя Страницы истории Древней Руси. Ярославский край в эти годы. Посещение исторического отдела музея-заповедника Практическое занятие - интеллектуальная игра. | 5 | 1 | 4 |
4 | События Смутного времени Страницы истории России. Ярославский край в годы Смутного времени. Посещение музея истории города Практическое занятие - интеллектуальная игра | 5 | 1 | 4 |
5 | Эпоха Петра I События в годы правления ПетраI. Петр I как историческое лицо. Петр I и Ярославский край Практическое занятие - интеллектуальная игра | 3 | 1 | 2 |
6 | Отечественная война 1812 года Участники Отечественной войны 1812 года Практическое занятие - интеллектуальная игра | 4 | 2 | 2 |
7 | История улиц г. Ярославля Исторический центр г. Ярославля. История названия улиц. Практическое занятие - экскурсия. | 4 | 2 | 2 |
8 | Родительский дом - начало начал Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Семейный альбом. Мой род на службе России. Создание хроник. Практическое занятие - конкурс сочинений. Конкурс презентаций «Моя родословная». | 4 | 2 | 2 |
9 | Выдающиеся выпускники колледжа. Ветераны педагогического труда. Династии колледжа Практическое занятие. научно-практическая конференция. Форма работы - исследовательская. | 4 | 2 | 2 |
| Всего | 34 | 14 | 20 |
2 курс
№ | Основное содержание | Всего уроков | Лекции | Практикумы, проекты, экскурсии |
1 | Вводное занятие. Беседа с членами клуба о предстоящих задачах работы, о путях поиска краеведческого материала | 2 | | 2 |
2 | Промышленность г. Ярославля. История промышленности г. Ярославля. Музей ООО "Автодизель", музей Ярославского шинного завода, встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, создание презентации. Форма работы - пешеходные экскурсии. | 6 | 2 | 4 |
3 | Великая Отечественная война в истории Ярославского края Начало Великой Отечественной войны. Даты и события военной истории родного края. Герои - земляки. Практическое занятие - научно-практическая конференция. Встречи с «детьми войны» Практическое занятие - сбор и запись воспоминаний. Форма работы - исследовательская | 7 | 3 | 4 |
4 | Участие в акции «Бессмертный полк» Практическое занятие - изготовление штендеров с фотографиями прадедов для «Бессмертного полка» | 2 | 1 | 1 |
5 | СССР в 1950-1960 годы Экономическое и политическое развитие страны. «Оттепель». Ярославский край в 1950-1960 годы Практическое занятие – квест «Кукуруза и ракеты» | 4 | 2 | 2 |
6 | Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение Практическое занятие - подготовка литературно - музыкальной композиции: создание сценария, подборка музыкального сопровождения, презентация | 4 | 2 | 2 |
7 | Наша Родина в 1980-2000 годы Экономическое и политическое развитие страны. Ярославский край в 1980-2000 годы Практическое занятие – сбор и запись воспоминаний Практическое занятие – игра «Перестройка и другие» | 4 | 2 | 2 |
8 | Герои России Сбор и систематизация материалов о героях Российской Федерации Практическое занятие – подготовка литературно - музыкальной композиции: создание сценария, подборка музыкального сопровождения, презентация | 4 | 2 | 2 |
9 | Подведение итогов работы в «Клубе Потомков». Награждение активных участников поисково-исследовательской деятельности | 1 | | 1 |
| Всего | 34 | 14 | 20 |
Содержание курса внеурочной деятельности
Колледж, в котором я учусь
Цель и задачи работы курса. Формы и методы деятельности. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование.
История основания колледжа. Документы, рассказавшие о преподавателях и студентах колледжа. Эмблема колледжа.
Практическое занятие - экскурсия в музей.
Форма работы - беседа, рассказ, экскурсия.
Русь Древняя
Страницы истории Древней Руси. Ярославский край в эти годы.
Практическое занятие - интеллектуальная игра.
Форма работы - исследовательская.
События Смутного времени
Страницы истории России. Ярославский край в годы Смутного времени.
Практическое занятие - интеллектуальная игра
Форма работы - исследовательская.
Эпоха Петра I
События в годы правления Петра I. Петр I как историческое лицо. Петр I и Ярославский край
Практическое занятие - интеллектуальная игра
Форма работы - исследовательская
Отечественная война 1812 года
Участники Отечественной войны 1812 года
Практическое занятие - интеллектуальная игра
Моя семья в судьбе страны
История улиц г. Ярославля
Исторический центр г. Ярославля. История названия улиц.
Практическое занятие - экскурсия.
Форма работы – исследовательская
Родительский дом - начало начал
Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Семейный альбом. Мой род на службе России. Создание хроник.
Практическое занятие - конкурс сочинений. Конкурс презентаций «Моя родословная».
Форма работы - беседы с родственниками, сбор материалов.
Выдающиеся выпускники колледжа. Ветераны педагогического труда. Династии колледжа
Музей колледжа — отраженье истории,
Зеркало судеб, летописец их дней.
Пусть открывает страницы он новые,
Техникум вечен, и вечен музей.
Практическое занятие: научно-практическая конференция.
Форма работы - исследовательская.
Промышленность г. Ярославля.
История промышленности г. Ярославля. Музей ООО "Автодизель", музей Ярославского шинного завода, встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, осоздание презентации.
Форма работы - пешеходные экскурсии.
Великая Отечественная война в истории Ярославского края
Начало Великой Отечественной войны. Даты и события военной истории родного края. Герои - земляки.
Практическое занятие - научно-практическая конференция.
Форма работы - исследовательская.
Встречи с «детьми войны»
Практическое занятие - сбор и запись воспоминаний.
Форма работы - исследовательская.
Участие в акции «Бессмертный полк»
Практическое занятие - изготовление штендеров с фотографиями прадедов для «Бессмертного полка»
СССР в 1950-1960 годы
Экономическое и политическое развитие страны. «Оттепель». Ярославский край в 1950-1960 годы
Практическое занятие – квест «Кукуруза и ракеты»
Форма работы – исследовательская
Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение
Практическое занятие - подготовка литературно - музыкальной композиции: создание сценария, подборка музыкального сопровождения, презентация
Форма работы- исследовательская
Наша Родина в 1980-2000 годы
Экономическое и политическое развитие страны. Ярославский край в 1980-2000 годы
Практическое занятие – сбор и запись воспоминаний
Практическое занятие – игра «Перестройка и другие»
Форма работы- исследовательская
Герои России
Сбор и систематизация материалов о героях Российской Федерации
Практическое занятие – подготовка литературно - музыкальной композиции: создание сценария, подборка музыкального сопровождения, презентация
Форма работы- исследовательская
Подведение итогов работы в «Клубе Потомков». Награждение активных участников поисково-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты изучения
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня:
Первый уровень результатов освоения программы краеведческого объединения: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, исследовательских работах.
Элементарные социальные знания обучающихся получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Обучающиеся знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также обучающиеся приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом.
В различных ситуациях у обучающихся появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии к историческим памятникам, в музеи, презентации проектов, исследовательская работа.
Обучающиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях и конкурсах различного уровня.
Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации обучающихся), в частности:
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в группе) и в открытой общественной среде);
формирования у обучающихся социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Система оценки результативности деятельности объединения является комплексной и предусматривает:
оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;
создание и защита собственных проектов;
создание и защита презентаций - представлений по изученной теме;
участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в музей;
организация и проведение конкурсов исследовательских работ - соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:
внутренняя позиция обучающихся на уровне положительного отношения к колледжу, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с историей города и края;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, в том числе исследовательской работе;
готовность к сотрудничеству с одногрупниками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в лицее и социальном окружении;
активное участие обучающихся в краеведческих и исторических конкурсах, массовых мероприятиях
ориентация на понимание причин успеха в деятельности объединения, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
При достижении метапредметных результатов у обучающихся будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку преподавателей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
владеть умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с преподавателем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учебно-методического и материально-технического обеспечения
Для организации деятельности объединения колледж располагает кабинетом истории, музеем, библиотекой, оснащенным компьютерным классом, компьютерной техникой. К реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы: фото-, видеоаппаратура (фотоаппараты, видеокамера, оборудование необходимое для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ).
Информационно-методический ресурс реализации программы складывается из:
учебно-методической литературы, дополнительной литературы, видеофильмов (фонды музея);
электронные ресурсы.
Литература
Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение - М.: 2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, авторы А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, Москва «Просвещение», 2011г.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И.Никулина, Н.В. Екимова. - Белгород, 2010.
Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся / Сост. Е.С.Савинов. - 2-е изд., перераб. - М., 2011.
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В.А.Горского, Москва «Просвещение», 2011.
Мейерович М. Г. Так начинался Ярославль. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1984. — 63 с.
Дубов И. В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневековья: Историко-Археологические очерки. Л.: 1982
Козлов С. А., Анкудинова А. М. Очерки истории Ярославского края с древнейших времён до конца XV века. Ярославль, 1997.
История Ярославля с древнейших времен до наших дней. — М.: Интербрук-Бизнес, 1999.
История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века / А. М. Пономарев, В. М. Марасанова, В. П. Федюк и др.; отв. ред. А. М. Селиванов / Яросл. гос. ун-т. — Ярославль: 2000.
История губернского города Ярославля / Составление — Рутман А. М. — Ярославль: Изд. Александр Рутман, 2006.
Марасанова В. М. Летопись Ярославля: 1010—2010. — СПб.: Морской Петербург, 2007. — 360 с; ил.
Ярославский край. Сборник документов по истории края (XI век — 1917 год). Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1972.
Ярославский край в документах и материалах (1917—1977 гг.) / Под ред. Р. В. Балашова и др. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1980.301
Сайты «Мемориал», «Герои страны», «Победители»
https://multiurok.ru/files/ighra-po-istorii-dlia-studientov-2-kursa-pieriestr.html
https://multiurok.ru/files/stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-istorii-voina-1812-ghoda.html
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-ighrie-voina-1812-ghoda.html